Автор: Косткина Ольга Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Марьинский"
Населённый пункт: город Бронницы Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект по экологическому воспитанию дошкольников. "Лес. Деревья и кустарники с плодами".
Раздел: дошкольное образование
Конспект экскурсии по экологическому воспитанию дошкольников.
Тема: Лес. Деревья и кустарники с плодами: рябина, акация, калина,
боярышник, орех.
Цель: формировать и расширять знания детей о деревьях и кустарниках с
плодами.
Задачи:
1.Учить различать деревья и кустарники по внешним признакам;
2.Развивать речь детей, память, внимание, любознательность, интерес к
родной природе;
3.Уточнять представление детей о роли деревьев и кустарников в природе,
в жизни человека.
4.Воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, умение
воспринимать её красоту и многообразие.
Материал и оборудование: музыкальная колонка, запись фонограммы со
звуками леса, свистульки, картинки деревьев и кустарников (рябина, акация,
калина, боярышник, орех), мозаика для игры «Рябиновая цепочка», грецкий
орех.
Ход экскурсии
Звучит фонограмма «Чудесный лес».
Ведущий эколог: Сегодня, дорогие ребята, мы с вами отправимся в
чудесный лес, где растут деревья и кустарники с плодами. Послушайте
загадку про какое дерево в ней говорится.
Юный эколог: «Отгадай загадку»
Осень в сад к нам пришла
Красный факел зажгла
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, её клюют. (рябина)
Юный эколог : В наших лесах рябины много. Не заметить её невозможно.
Яркие гроздья, словно, красные кораллы радуют наш взгляд. Основные
среди них – рябина обыкновенная и черноплодная.
Юный эколог : Красная и чёрная рябина очень полезная. Применение
рябины очень широко: ягоды рябины защищает от сезонных простуд, из них
варят компоты, варенье, джем.
Листья и ягоды рябины можно использовать в композициях из сухоцветов, а
также в качестве домашних украшений.
Ведущий эколог: Существует ни мало примет про рябину. Послушайте.
Юный эколог: Если рябины в лесу много, осень будет дождливая. Если же
мало, то сухая.
Юный эколог: Если на рябине листья завянут и останутся на зиму, то будут
сильные морозы.
Юный эколог: Зацвела рябина к долгому теплу.
Ведущий эколог: Ребята, мы предлагаем вам поиграть в игру «Рябиновая
цепочка (бусы)».
На столе красные и черные ягоды (мозаика). Соберите цепочку, чередуя
красные и чёрные ягоды. Игра повторяется 2-3 раза.
Ведущий эколог: Послушайте ещё одну загадку про какое дерево (куст) в ней
говорится.
Юный эколог: «Отгадай загадку».
Белые гроздья душистых цветов
Весною она распускает,
Из них созревает стручками горох
И осенью с веток стреляет. (акация)
Юный эколог: Посмотрите на это дерево (картинка). Это белая акация. Белая
акация очень красивое дерево с ароматными цветками. Акация цветёт летом
и осенью. Пчёлы собирают мёд с акации. Акациевый мёд вкусный,
ароматный, целебный.
Юный эколог: Акация быстро разрастается. Её корни длинные. Длинными
корнями акация добывает воду из земли. Живёт акация долго, да ещё
улучшает почву вокруг себя. Листья белой акации - неплохой корм для
домашних животных. У неё очень хорошая, твёрдая, прочная древесина.
Человек давно её использует.
Ведущий эколог: Существует в народе много пословиц об акации.
Послушайте пословицу.
Юный эколог: Красота дерева в цветах, мудрость в корнях.
Ведущий эколог: Из стручков-плодов жёлтой акации (картинка) можно
сделать свистульки. Это очень интересное и увлекательное занятие.
Посмотрите на картинку. Это свистулька. Теперь послушайте, как она свистит.
(звуки свистульки).
ТРУДМИНУТКА.
Посадили деревце Дети
У себя во дворе, делают
Пусть растёт зелёное движения
Лист резной, лист резной согласно
Поливаем деревце тексту
Часто, часто мы
Чтоб оно со временем
Нам дало плоды.
Ведущий эколог: Мы продолжаем наше путешествие по чудесному лесу.
Послушайте ещё одну загадку от наших экологов и постарайтесь её отгадать.
Юный эколог: «Отгадай загадку».
Круглый, зрелый, загорелый,
Попался на зубок,
Расколоться все не мог,
А попал под молоток,
Хрустнул раз – и треснул бок. (орех)
Ведущий эколог: Существует много ореховых деревьев: кедр, миндаль,
фисташковое дерево и другие. Наши эколята расскажут о грецком орехе.
Юный эколог:
Грецкий орех – крупное дерево, которое ничего не
боится – ни ветра, ни грома, ни дождя, ни зноя. Внутри морщинистой
скорлупы ореха – съедобное ядро из четырех одинаковых долек.
Грецкие орехи не только полезны, но и вкусны. Лекарства делают как
из самих орехов, так и из их зеленой кожуры, листьев, веток, корней.
Юный эколог:
Животные любят орехи не меньше человека. Кабаны,
белки, барсуки, косули и даже олени не упустят возможность
полакомиться вкусными орешками. А некоторые животные запасают
их на зиму.
Лекарства делают как из самих орехов, так и из их зеленой кожуры,
листьев, веток, корней.
Ведущий эколог
: О грецких орехах существует много высказываний:
«Маленький горшочек, а кашка вкусна».
- Как вы понимаете это выражение?
- Предлагаю Вам поиграть в дидактическую игру «Да или нет»
1.Орех очень полезен ни только для людей,но и для животных.(да)
2.Грецкий орех-это крупное дерево с плодами.(да)
3.Скорлупа грецкого ореха гладкая.(нет)
4.Грецкий орех квадратной формы.(нет)
5.Некоторые животные запасают грецкие орехи на зиму.(да)
Ведущий эколог: Мы продолжаем наше путешествие по чудесному лесу.
Послушайте ещё одну загадку от наших экологов и постарайтесь её отгадать.
Юный эколог: «Отгадай загадку».
Возле дома куст растет,
Белым цветом он цветет –
Будут ягоды на нем,
Осенью их соберем.
Хоть на вкус и не малина,
А полезная ...(калина)
Ведущий эколог: Посмотрите на этот куст (картинка). Это калина.
Калина тесно связана со многими народными традициями, легендами и
поверьями.
Калину издавна почитают, как целебное растение, которое
помогает в лечении многих недугов. В народной медицине используют не
только ягоды, но и листья, в
етки кустарника. Но,
самыми полезными
являются красные ягоды калины
.
В ягодах много полезных для организма
человека витаминов.
Юный эколог:
Ах, ягода-кудесница!
Невестой в мае месяце
Вся белым занавесится,
Цветы, как кружева.
И осенью прекрасная
Калина зреет красная.
Ведь вот какая разная
В ней красота живая!
Ведущий эколог
: Существует в народе много пословиц о калине.
Послушайте пословицу.
Юный эколог
: «Сей ячмень, пока калина не зацвела».
Динамическая пауза
Раз – два – три – четыре – пять –
В лес отправимся гулять. (Обычная ходьба)
По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем. (Ходьба "змейкой”).
Может быть, и под листочком
Сладкую ягоду найдем.
На носочки дети встали, по дорожкам побежали. (Бег на носках)
И на каблучках пойдем,
Через лужи перейдем. (Ходьба на пятках).
Отдохнули, вот и славно.
Ведущий эколог: Наше путешествие продолжается по чудесному лесу.
Послушайте ещё одну загадку от наших экологов и постарайтесь её отгадать.
Юный эколог: «Отгадай загадку».
Кисть ягоды прекрасная,
Жёлтая иль красная,
Я достать её боюсь —
О шипы уколюсь.
Но уважаю с детства
Сердечное средство. (боярышник)
Ведущий эколог: Посмотрите на этот кустарник (картинка). Это боярышник –
это кустарниковое растение, иногда достигающее размеров небольшого
дерева, из семейства розоцветных. Начинает цвести обычно в мае, а плоды
созревают к осени.
Ведущий эколог: Существует в народе много пословиц и о боярышнике.
Послушайте пословицу.
Юный эколог: По боярышнику определяют наступление весеннего тепла: он
зацветает, только если уже не будет больше заморозков.
Ведущий эколог: -Ну вот, ребята, наша экскурсия подошла к концу, и нам
пора с вами возвращаться в наш любимый детский сад. Но мы с вами
обязательно ещё придём в лес. Вы - настоящие друзья природы. Делайте
глубокий вдох лесного воздуха. Скажем лесу: «До свидания, до новых
встреч!»
Список методической литературы:
Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание
дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – (Библиотека воспитателя).
Горькова
Л.Г.
Сценарии
занятий
по
экологическому
воспитанию
дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова,
А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. - (Дошкольники: учим,
развиваем, воспитываем).
Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших
школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских
дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ,
2001.
Ковинько Л.В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс,
2004. – 72с.: ил.
Лопатина А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через
сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е
изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. (Образование и творчество).
Мазильникова, Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников.
Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина.
– Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
1.Белая акация
2.Жёлтая акация
3.Грецкий орех
4.Рябина
5. Калина
6. Боярышник