Напоминание

Конспект по экологическому воспитанию дошкольников. "Лес. Деревья и кустарники с плодами".


Автор: Косткина Ольга Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Марьинский"
Населённый пункт: город Бронницы Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект по экологическому воспитанию дошкольников. "Лес. Деревья и кустарники с плодами".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект экскурсии по экологическому воспитанию дошкольников.

Тема: Лес. Деревья и кустарники с плодами: рябина, акация, калина,

боярышник, орех.

Цель: формировать и расширять знания детей о деревьях и кустарниках с

плодами.

Задачи:

1.Учить различать деревья и кустарники по внешним признакам;

2.Развивать речь детей, память, внимание, любознательность, интерес к

родной природе;

3.Уточнять представление детей о роли деревьев и кустарников в природе,

в жизни человека.

4.Воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, умение

воспринимать её красоту и многообразие.

Материал и оборудование: музыкальная колонка, запись фонограммы со

звуками леса, свистульки, картинки деревьев и кустарников (рябина, акация,

калина, боярышник, орех), мозаика для игры «Рябиновая цепочка», грецкий

орех.

Ход экскурсии

Звучит фонограмма «Чудесный лес».

Ведущий эколог: Сегодня, дорогие ребята, мы с вами отправимся в

чудесный лес, где растут деревья и кустарники с плодами. Послушайте

загадку про какое дерево в ней говорится.

Юный эколог: «Отгадай загадку»

Осень в сад к нам пришла

Красный факел зажгла

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, её клюют. (рябина)

Юный эколог : В наших лесах рябины много. Не заметить её невозможно.

Яркие гроздья, словно, красные кораллы радуют наш взгляд. Основные

среди них – рябина обыкновенная и черноплодная.

Юный эколог : Красная и чёрная рябина очень полезная. Применение

рябины очень широко: ягоды рябины защищает от сезонных простуд, из них

варят компоты, варенье, джем.

Листья и ягоды рябины можно использовать в композициях из сухоцветов, а

также в качестве домашних украшений.

Ведущий эколог: Существует ни мало примет про рябину. Послушайте.

Юный эколог: Если рябины в лесу много, осень будет дождливая. Если же

мало, то сухая.

Юный эколог: Если на рябине листья завянут и останутся на зиму, то будут

сильные морозы.

Юный эколог: Зацвела рябина к долгому теплу.

Ведущий эколог: Ребята, мы предлагаем вам поиграть в игру «Рябиновая

цепочка (бусы)».

На столе красные и черные ягоды (мозаика). Соберите цепочку, чередуя

красные и чёрные ягоды. Игра повторяется 2-3 раза.

Ведущий эколог: Послушайте ещё одну загадку про какое дерево (куст) в ней

говорится.

Юный эколог: «Отгадай загадку».

Белые гроздья душистых цветов

Весною она распускает,

Из них созревает стручками горох

И осенью с веток стреляет. (акация)

Юный эколог: Посмотрите на это дерево (картинка). Это белая акация. Белая

акация очень красивое дерево с ароматными цветками. Акация цветёт летом

и осенью. Пчёлы собирают мёд с акации. Акациевый мёд вкусный,

ароматный, целебный.

Юный эколог: Акация быстро разрастается. Её корни длинные. Длинными

корнями акация добывает воду из земли. Живёт акация долго, да ещё

улучшает почву вокруг себя. Листья белой акации - неплохой корм для

домашних животных. У неё очень хорошая, твёрдая, прочная древесина.

Человек давно её использует.

Ведущий эколог: Существует в народе много пословиц об акации.

Послушайте пословицу.

Юный эколог: Красота дерева в цветах, мудрость в корнях.

Ведущий эколог: Из стручков-плодов жёлтой акации (картинка) можно

сделать свистульки. Это очень интересное и увлекательное занятие.

Посмотрите на картинку. Это свистулька. Теперь послушайте, как она свистит.

(звуки свистульки).

ТРУДМИНУТКА.

Посадили деревце Дети

У себя во дворе, делают

Пусть растёт зелёное движения

Лист резной, лист резной согласно

Поливаем деревце тексту

Часто, часто мы

Чтоб оно со временем

Нам дало плоды.

Ведущий эколог: Мы продолжаем наше путешествие по чудесному лесу.

Послушайте ещё одну загадку от наших экологов и постарайтесь её отгадать.

Юный эколог: «Отгадай загадку».

Круглый, зрелый, загорелый,

Попался на зубок,

Расколоться все не мог,

А попал под молоток,

Хрустнул раз – и треснул бок. (орех)

Ведущий эколог: Существует много ореховых деревьев: кедр, миндаль,

фисташковое дерево и другие. Наши эколята расскажут о грецком орехе.

Юный эколог:

Грецкий орех – крупное дерево, которое ничего не

боится – ни ветра, ни грома, ни дождя, ни зноя. Внутри морщинистой

скорлупы ореха – съедобное ядро из четырех одинаковых долек.

Грецкие орехи не только полезны, но и вкусны. Лекарства делают как

из самих орехов, так и из их зеленой кожуры, листьев, веток, корней.

Юный эколог:

Животные любят орехи не меньше человека. Кабаны,

белки, барсуки, косули и даже олени не упустят возможность

полакомиться вкусными орешками. А некоторые животные запасают

их на зиму.

Лекарства делают как из самих орехов, так и из их зеленой кожуры,

листьев, веток, корней.

Ведущий эколог

: О грецких орехах существует много высказываний:

«Маленький горшочек, а кашка вкусна».

- Как вы понимаете это выражение?

- Предлагаю Вам поиграть в дидактическую игру «Да или нет»

1.Орех очень полезен ни только для людей,но и для животных.(да)

2.Грецкий орех-это крупное дерево с плодами.(да)

3.Скорлупа грецкого ореха гладкая.(нет)

4.Грецкий орех квадратной формы.(нет)

5.Некоторые животные запасают грецкие орехи на зиму.(да)

Ведущий эколог: Мы продолжаем наше путешествие по чудесному лесу.

Послушайте ещё одну загадку от наших экологов и постарайтесь её отгадать.

Юный эколог: «Отгадай загадку».

Возле дома куст растет,

Белым цветом он цветет –

Будут ягоды на нем,

Осенью их соберем.

Хоть на вкус и не малина,

А полезная ...(калина)

Ведущий эколог: Посмотрите на этот куст (картинка). Это калина.

Калина тесно связана со многими народными традициями, легендами и

поверьями.

Калину издавна почитают, как целебное растение, которое

помогает в лечении многих недугов. В народной медицине используют не

только ягоды, но и листья, в

етки кустарника. Но,

самыми полезными

являются красные ягоды калины

.

В ягодах много полезных для организма

человека витаминов.

Юный эколог:

Ах, ягода-кудесница!

Невестой в мае месяце

Вся белым занавесится,

Цветы, как кружева.

И осенью прекрасная

Калина зреет красная.

Ведь вот какая разная

В ней красота живая!

Ведущий эколог

: Существует в народе много пословиц о калине.

Послушайте пословицу.

Юный эколог

: «Сей ячмень, пока калина не зацвела».

Динамическая пауза

Раз – два – три – четыре – пять –

В лес отправимся гулять. (Обычная ходьба)

По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем. (Ходьба "змейкой”).

Может быть, и под листочком

Сладкую ягоду найдем.

На носочки дети встали, по дорожкам побежали. (Бег на носках)

И на каблучках пойдем,

Через лужи перейдем. (Ходьба на пятках).

Отдохнули, вот и славно.

Ведущий эколог: Наше путешествие продолжается по чудесному лесу.

Послушайте ещё одну загадку от наших экологов и постарайтесь её отгадать.

Юный эколог: «Отгадай загадку».

Кисть ягоды прекрасная,

Жёлтая иль красная,

Я достать её боюсь —

О шипы уколюсь.

Но уважаю с детства

Сердечное средство. (боярышник)

Ведущий эколог: Посмотрите на этот кустарник (картинка). Это боярышник –

это кустарниковое растение, иногда достигающее размеров небольшого

дерева, из семейства розоцветных. Начинает цвести обычно в мае, а плоды

созревают к осени.

Ведущий эколог: Существует в народе много пословиц и о боярышнике.

Послушайте пословицу.

Юный эколог: По боярышнику определяют наступление весеннего тепла: он

зацветает, только если уже не будет больше заморозков.

Ведущий эколог: -Ну вот, ребята, наша экскурсия подошла к концу, и нам

пора с вами возвращаться в наш любимый детский сад. Но мы с вами

обязательно ещё придём в лес. Вы - настоящие друзья природы. Делайте

глубокий вдох лесного воздуха. Скажем лесу: «До свидания, до новых

встреч!»

Список методической литературы:

Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание

дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – (Библиотека воспитателя).

Горькова

Л.Г.

Сценарии

занятий

по

экологическому

воспитанию

дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова,

А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. - (Дошкольники: учим,

развиваем, воспитываем).

Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших

школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских

дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ,

2001.

Ковинько Л.В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс,

2004. – 72с.: ил.

Лопатина А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через

сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е

изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. (Образование и творчество).

Мазильникова, Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников.

Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина.

– Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

1.Белая акация

2.Жёлтая акация

3.Грецкий орех

4.Рябина

5. Калина

6. Боярышник



В раздел образования