Напоминание

Организация единого культурного образовательного и духовно-нравственного пространства на основе взаимодействия детей, молодежи и взрослого населения


Автор: Харченко Маргарита Петровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Педагогический колледж им. Калугина г. Оренбург
Населённый пункт: Оренбург
Наименование материала: статья
Тема: Организация единого культурного образовательного и духовно-нравственного пространства на основе взаимодействия детей, молодежи и взрослого населения
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Организация единого культурного образовательного и духовно-

нравственного пространства на основе взаимодействия детей, молодежи

и взрослого населения
Харченко Маргарита Петровна ГБПОУ «Педагогический колледж им. Калугина» г.Оренбург преподаватель рисунка, живописи На всем протяжении жизни человечества можно проследить постоянное устремление его к гармонически развитому обществу, к гармонической связи человека с природой. Можно предположить, что человечество на протяжении всей истории своей жизни на Земле «ищет потерянный Рай». Порой глубоко заблуждаясь, обманываясь и ошибаясь, человек проходит очередные испытания в мучениях и страданиях, испытывает разочарования. Так действует неумолимый закон цивилизации. Для пессимистов и нигилистов на этом пути теряется цель гармонического созидания, стремления к добру и просветительству. Оптимисты и верующие в добродетель надеются создать гармоническое общество духовно-нравственного совершенства. И.Г.Песталоцци в своих трудах обосновал приоритет педагогического воздействия над стихийным влиянием среды (социума) в формировании нравственной культуры личности, обозначил значение религии, семьи, школы, определил данный процесс как взаимодействие воспитателя и воспитуемого. В отечественной философии вопросы нравственного воспитания рассматривали Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, Флоренский. Они пытались использовать общественное образование для подготовки свободных людей. Н.А. Бердяев считал, что основная задача назначения человека - его творчество и свобода. Для него «человеческая душа есть творческий процесс, творческая активность»(1). Рассмотрим основные аспекты заявленной темы. Единое культурное образовательное пространство предполагает восхождение человечества ко всеобщей гармонии на основе культуры только в социуме. Не менее важна духовно-нравственная составляющая. История человечества знает немало нравов, которые были как созидательными, так и разрушительными по своему характеру. Нравы разных политических обществ (партий), нравы экономических классов, формаций и строев имели как прогрессивную, так и регрессивную окраску. В конечном итоге они получали политическую дискредитацию и, отживая, уходили с арены. На смену приходили новые нравы, и колесо цивилизации двигалось дальше.
Обратимся к категории духовности. По религиозным канонам, этот бездонный кладезь уходит к Райскому Божественному происхождению человека и его нравов. Душа, дух, духовность - термины одного корня. В раю родилась по воле Всевышнего жизнь. И жизнь человека заключалась в духе, который вдохнул Господь в слепок из земли. И человек стал Душою живою… В этом, по мнению теологов, заключается неразрывная связь всей духовно- нравственной жизни человека и Божественного промысла. Человек может реализовать себя через то, что выше него: через дух, жертвенность, движение к Богу. У Бердяева духовная культура связана с человечностью, которая проявляется через раскрытие полноты его природы, то есть раскрытие творческой природы человека. Эта творческая природа должна, по мнению автора, обнаружить себя и в отношениях между людьми (1). Особый вклад в развитие русской педагогики, базирующейся на религиозной философии, внесли В.В. Розанов и В. Зеньковский. В.С. Соловьев выступал за взаимосвязь человека и морали, за подчинение общества нравственному добру, которое дает христианство. Он считал человека божественным существом, который совечен и сомогущ Богу, подчеркивал самоценность каждой личности, рассматривая социализацию как свободное индивидуальное саморазвитие каждого человека стремящегося к добру, которое должно стать основой развития всего человечества (4). Обратимся к истории. Как гармонично, целенаправленно создавались, укреплялись, возвышались и процветали духовно-нравственные основы нашего народа! Поэтому любая отрасль народного хозяйства, любая социально-возрастная ступень развивающегося общества должна строиться на фундаментальных основах духовно-нравственной истории. В связи с этим первостепенной задачей является обращение к возвышенному, гармоническому, отбросив все дешевое, ложное и спекулятивное. Народ России имеет очень богатую духовно-нравственную историю. Начиная от святых князей Киевских, крестивших Русь и отстоявших земли южные и западные, Святого князя Александра Невского, отстоявшего земли северные от ливонских рыцарей, С. Дмитрия Донского и С. Сергея Радонежского, освободивших святую Русь от Монгольского ига, великого полководца Георгия Константиновича Жукова, показавшего всему миру силу народного духа, и до настоящего времени можно приводить огромное количество примеров. Это и есть очень важная часть культурно-образовательного и
духовно-нравственного пространства, которые должно осваиваться детьми, молодежью и взрослым населением. Осуществляя педагогическую деятельность на отделении изобразительного искусства и черчения педагогического колледжа, являясь постоянным участником живописных выставок, не устаю поражаться многогранным талантам нашего народа, обогащаясь в творческом общении с самыми разными возрастными категориями: дошкольниками, учащимися школ, студенческой молодежью, взрослым населением. Выдающий русский писатель Константин Григорьевич Паустовский отмечал: «Я послушался художника и увидел столько прекрасного, чего раньше не замечал, и мне стало так обидно, что столько прошло времени безвозвратно, и вместе с ним сколько прекрасного ушло, и я его не видел и не увижу...» (3). Эти слова как нельзя лучше говорят о значительной роли организации единого культурно-образовательного пространства, начиная с самого раннего возраста. Данную работу необходимо не прерывать и далее в образовательных учреждениях, усиленно продолжая ее до последней ступени обучения, акцентируя внимание на творческом самовыражении учащихся в ходе практической деятельности. Педагоги должны находиться в постоянном развитии, ведя за собой учеников, обмениваться опытом с коллегами в рамках творческих самоотчетов, выставочной деятельности, публикаций и т.д. Несомненна необходимость максимального привлечения к данной деятельности родителей, широкого круга общественности. Таким образом, все вышеизложенное способствует организации единого культурно-образовательного и духовно-нравственного пространства на основе взаимодействия детей, молодежи и взрослого населения. Аналогия. «Преподобный Сергий Радонежский своей жизнью, самой возможностью такой жизни дал почувствовать скорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло; своим появлением среди соотечественников, сидевших во тьме и сени смертной он открыл им глаза на самих себя, помог им заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть там еще тлевшие искры того же огня, которым горел озаривший их светоч. Русские люди XIV века признали это действие чудом, потому что оживить и привести в движение нравственные чувства народа, поднять его дух выше его привычного уровня – такое проявление духовного влияния всегда признавалось чудесным, творческим актом; таково оно и есть по своему
существу и происхождению, потому что его источник – вера. Такое вдохновение организует духовно-нравственную среду, дает такую веру, которая способствует обществу живо ощущать новые нравственные силы, которые способны в народе зажечь новую жизнь» (2). Литература 1.Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии)-М.: Книга,1991. 2. Епифаний Премудрый. Житие Сергия Радонежского. М.: Советская Россия, 1991. 3. Паустовский К.Г. Избранная проза. М.: Художественная литература, 1965. 4. Соловьев В.С. Чтение о богочеловечестве. Сочинение: в 2-х т. Т.2. М.: Правда,1989.


В раздел образования