Организация единого культурного образовательного и духовно-нравственного пространства на основе взаимодействия детей, молодежи и взрослого населения
Автор: Харченко Маргарита Петровна Должность: преподаватель Учебное заведение: Педагогический колледж им. Калугина г. Оренбург Населённый пункт: Оренбург Наименование материала: статья Тема: Организация единого культурного образовательного и духовно-нравственного пространства на основе взаимодействия детей, молодежи и взрослого населения Раздел: среднее профессиональное
Организация единого культурного образовательного и духовно-
нравственного пространства на основе взаимодействия детей, молодежи
и взрослого населения
Харченко Маргарита Петровна
ГБПОУ «Педагогический колледж им. Калугина»
г.Оренбург
преподаватель рисунка, живописи
На
всем
протяжении
жизни
человечества
можно
проследить
постоянное
устремление его к гармонически развитому обществу, к гармонической связи
человека с природой. Можно предположить, что человечество на протяжении
всей истории своей жизни на Земле «ищет потерянный Рай». Порой глубоко
заблуждаясь,
обманываясь
и
ошибаясь,
человек
проходит
очередные
испытания
в
мучениях
и
страданиях,
испытывает
разочарования.
Так
действует неумолимый закон цивилизации. Для пессимистов и нигилистов на
этом пути теряется цель гармонического созидания, стремления к добру и
просветительству. Оптимисты и верующие в добродетель надеются создать
гармоническое
общество
духовно-нравственного
совершенства.
И.Г.Песталоцци
в
своих
трудах
обосновал
приоритет
педагогического
воздействия
над
стихийным
влиянием
среды
(социума)
в
формировании
нравственной
культуры
личности,
обозначил
значение
религии,
семьи,
школы,
определил
данный
процесс
как
взаимодействие
воспитателя
и
воспитуемого.
В
отечественной
философии
вопросы
нравственного
воспитания рассматривали Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, Флоренский. Они
пытались использовать общественное образование для подготовки свободных
людей. Н.А. Бердяев считал, что основная задача назначения человека - его
творчество и свобода. Для него «человеческая душа есть творческий процесс,
творческая активность»(1).
Рассмотрим
основные
аспекты
заявленной
темы.
Единое
культурное
образовательное пространство предполагает восхождение человечества ко
всеобщей гармонии на основе культуры только в социуме. Не менее важна
духовно-нравственная
составляющая.
История
человечества
знает
немало
нравов,
которые
были
как
созидательными,
так
и
разрушительными
по
своему
характеру.
Нравы
разных
политических
обществ
(партий),
нравы
экономических классов, формаций и строев имели как прогрессивную, так и
регрессивную
окраску.
В
конечном
итоге
они
получали
политическую
дискредитацию и, отживая, уходили с арены.
На смену приходили новые
нравы, и колесо цивилизации двигалось дальше.
Обратимся
к
категории
духовности.
По
религиозным
канонам,
этот
бездонный
кладезь
уходит
к
Райскому
Божественному
происхождению
человека и его нравов. Душа, дух, духовность - термины одного корня. В раю
родилась по воле Всевышнего жизнь. И жизнь человека заключалась в духе,
который вдохнул Господь в слепок из земли. И человек стал Душою живою…
В этом, по мнению теологов, заключается неразрывная связь всей духовно-
нравственной жизни человека и Божественного промысла. Человек может
реализовать себя через то, что выше него: через дух, жертвенность, движение
к Богу. У Бердяева духовная культура связана с человечностью, которая
проявляется
через
раскрытие
полноты
его
природы,
то
есть
раскрытие
творческой природы человека. Эта творческая природа должна, по мнению
автора, обнаружить себя и в отношениях между людьми (1).
Особый вклад в развитие русской педагогики, базирующейся на
религиозной
философии,
внесли
В.В.
Розанов
и
В.
Зеньковский.
В.С.
Соловьев
выступал
за
взаимосвязь
человека
и
морали,
за
подчинение
общества
нравственному
добру,
которое
дает
христианство.
Он
считал
человека
божественным
существом,
который
совечен
и
сомогущ
Богу,
подчеркивал самоценность каждой личности, рассматривая социализацию
как
свободное
индивидуальное
саморазвитие
каждого
человека
стремящегося
к
добру,
которое
должно
стать
основой
развития
всего
человечества (4).
Обратимся к истории. Как гармонично, целенаправленно создавались,
укреплялись,
возвышались
и
процветали
духовно-нравственные
основы
нашего
народа!
Поэтому
любая
отрасль
народного
хозяйства,
любая
социально-возрастная ступень развивающегося общества должна строиться
на фундаментальных основах духовно-нравственной истории.
В связи с этим первостепенной задачей является обращение к возвышенному,
гармоническому, отбросив все дешевое, ложное и спекулятивное.
Народ России имеет очень богатую духовно-нравственную историю. Начиная
от святых князей Киевских, крестивших Русь и отстоявших земли южные и
западные, Святого князя Александра Невского, отстоявшего земли северные
от ливонских рыцарей,
С. Дмитрия Донского и С. Сергея Радонежского,
освободивших
святую
Русь
от
Монгольского
ига,
великого
полководца
Георгия Константиновича Жукова, показавшего всему миру силу народного
духа,
и
до
настоящего
времени
можно
приводить
огромное
количество
примеров.
Это
и
есть
очень
важная
часть
культурно-образовательного
и
духовно-нравственного пространства, которые должно осваиваться детьми,
молодежью и взрослым населением.
Осуществляя педагогическую деятельность на отделении изобразительного
искусства
и
черчения
педагогического
колледжа,
являясь
постоянным
участником
живописных
выставок,
не
устаю
поражаться
многогранным
талантам нашего народа, обогащаясь в
творческом общении с самыми
разными
возрастными
категориями:
дошкольниками,
учащимися
школ,
студенческой молодежью, взрослым населением.
Выдающий русский писатель Константин Григорьевич Паустовский отмечал:
«Я послушался художника и
увидел столько прекрасного, чего раньше не
замечал, и мне стало так обидно, что столько прошло времени безвозвратно,
и вместе с ним сколько прекрасного ушло, и я его не видел и не увижу...» (3).
Эти
слова
как
нельзя
лучше
говорят
о
значительной
роли
организации
единого культурно-образовательного пространства, начиная с самого раннего
возраста.
Данную
работу
необходимо
не
прерывать
и
далее
в
образовательных учреждениях, усиленно продолжая ее до последней ступени
обучения, акцентируя внимание на творческом самовыражении учащихся в
ходе практической деятельности. Педагоги должны находиться в постоянном
развитии, ведя за собой учеников, обмениваться опытом с коллегами в рамках
творческих
самоотчетов,
выставочной
деятельности,
публикаций
и
т.д.
Несомненна
необходимость
максимального
привлечения
к
данной
деятельности родителей, широкого круга общественности.
Таким
образом,
все
вышеизложенное
способствует
организации
единого
культурно-образовательного
и
духовно-нравственного
пространства
на
основе взаимодействия детей, молодежи и взрослого населения.
Аналогия.
«Преподобный Сергий Радонежский своей жизнью, самой возможностью
такой жизни дал почувствовать скорбевшему народу, что в нем еще не все
доброе
погасло
и замерло; своим появлением среди соотечественников,
сидевших во тьме и сени смертной он открыл им глаза на самих себя, помог
им заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть там еще
тлевшие искры того же огня, которым горел озаривший их светоч. Русские
люди XIV века признали это действие чудом, потому что оживить и привести
в
движение
нравственные
чувства
народа,
поднять
его
дух
выше
его
привычного
уровня
–
такое
проявление
духовного
влияния
всегда
признавалось чудесным, творческим актом; таково оно и есть по своему
существу
и
происхождению,
потому
что
его
источник
–
вера.
Такое
вдохновение
организует
духовно-нравственную
среду,
дает
такую
веру,
которая способствует обществу живо ощущать новые нравственные силы,
которые способны в народе зажечь новую жизнь» (2).
Литература
1.Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии)-М.:
Книга,1991.
2.
Епифаний
Премудрый. Житие Сергия Радонежского. М.: Советская
Россия, 1991.
3.
Паустовский
К.Г. Избранная проза. М.: Художественная литература,
1965.
4.
Соловьев В.С. Чтение о богочеловечестве. Сочинение: в 2-х т. Т.2. М.:
Правда,1989.