Автор: Капкаева Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №13 "Колобок"
Населённый пункт: п.Притеречный, Моздокского района, РСО-Алания
Наименование материала: статья
Тема: Нетрадиционная форма работы с детьми дошкольного возраста в технике "Декупаж"
Раздел: дошкольное образование
Воспитатель — это самая интересная, занимательная,
увлекательная, ответственная профессия. Она немыслима без
постоянного саморазвития. Педагогические находки
воспитателя – свидетельство творческого подхода к процессу
воспитания.
Мой путь в педагогике – это постоянный поиск, это счастливые
находки и желание поделиться педагогическим опытом с
другими.
Для того чтобы ребёнок мог совершенствоваться разносторонне,
воспитатели
ДОУ
должны
помочь
ему
в
художественно-
эстетическом развитии. Во всех режимных моментах в жизни
детского сада
совместная
деятельность
педагога
и
детей
направляется
на
погружение
в
мир
образов:
словесных,
зрительных, звуковых.
Цель художественно-эстетического развития дошкольников —
формирование у них эстетического идеала и художественного
вкуса, а также способности к творчеству.
Как говорил советский психолог Лев Семенович Выготский
«Творчество - это не удел только гениев, создавших великие
художественные произведения. Творчество существует везде,
где человек воображает, комбинирует, создает что- либо
новое».
Художественно-эстетическое развитие детей в детском саду
проходит посредством различных методов и приемов арт-
технологии: рисования, лепки, аппликации. В настоящее время
стало понятно, что стандартных наборов изобразительных
материалов и способов передачи информации недостаточно
для современных дошкольников, так как уровень умственного
развития и потенциал нового поколения стал намного выше,
поэтому я решила познакомить детей с особым видом
аппликации, с помощью которой можно создавать иллюзию
изысканной росписи. Приобщать детей к творчеству, дать им
возможность ощутить себя авторами художественного замысла.
Одна из применяемых мной и интереснейших техник в
аппликации -это декупаж. Эта техника очень проста и доступна .
Поэтому я использую её в работе с детьми.
Слово «Декупаж» в нашей стране не слишком широко известно.
И появилось оно сравнительно недавно – в прошлом веке.
Однако технике декораторского искусства, которую оно
обозначает, уже не одна сотня лет.
Истоки декупажа восходят к раннему Средневековью. Как вид
искусства он первый раз упоминается в конце XV века в
Германии, где вырезанные картинки стали использоваться для
украшения мебели. Пик увлечения этой техникой наступил в XVII
веке в Венеции, когда в моду вошла мебель, украшенная
инкрустациями в китайском или японском стиле.
Декупаж – это аппликация, но аппликация особенная – покрытая
лаком, она выглядит, как роспись. Слово decoupage
французского происхождения, обозначает «вырезать,
обрывать». Следовательно, техника декупажа — техника
украшения, декорирования, оформления с помощью
вырезанных бумажных мотивов.
В настоящее время самым популярным материалом стали
двухслойные салфетки, поэтому во многих языках декупаж
получил название – салфеточная техника.
В процессе ознакомления дошкольников с техникой декупаж я
использую методы и приемы работы, что и в традиционном
изобразительном творчестве.
Начинается всё с предварительной работы, мотивации, чтобы у
ребенка могла зародиться идея: беседы, рассматривание
иллюстраций, картин, открыток, сувениров, чтение
художественных произведений - всё это направлено на
развитие у детей воображения, фантазии, творчества.
Проводится знакомство с материалами, инструментами и
техникой выполнения работы. Отличие техники декупажа от
аппликации состоит в том, что клей наносится поверх
салфеточного фрагмента, уже расположенного на украшаемом
предмете, а не с обратной стороны, как при аппликации из
бумаги.
Работа с детьми может отражать тематику событий, праздников,
традиций.
Роль «Декупажа» в области образования, воспитания весьма
значительна, так как она способствует воспитанию таких качеств
как воображение, художественно-образное мышление,
внимание, усидчивость.
А так же позволяет развивать мелкую моторику пальцев,
развивать творческие задатки детей, проявлять желание
работать индивидуально и в группах, желание видеть результат
своего труда, развивать эмоциональную отзывчивость,
позволяет развивать пространственное воображение, следовать
устным инструкциям воспитателя и удерживать внимание на
предмете работы в течение длительного времени. Декупаж
подготовит руки дошкольника к письму, труду: научив его
работать с кистью, ножницами, бумагой и клеем.
Декупаж способствует развитию тактильных ощущений,
познакомив в работе с различными материалами и предметами,
такие как дерево, стекло, различные виды бумаги и пластика.
Развивает логическое мышление в процессе обдумывания
последовательности действий: вырезать, приложить, наклеить.
Этот вид деятельности является продуктивным видом , дающим
зримый и осязаемый результат.
Полученный продукт можно увидеть, потрогать. Его можно
показать другим и получить одобрение. Благодаря этому
ребёнок чувствует себя созидателем и испытывает
удовлетворение и гордость по поводу своих достижений.
Выбор материалов в работе с детьми зависит от их возраста, от
вида работы и от желаемого результата. Я начала знакомить
своих детей с этой техникой с средней группы.
Самым любим праздником как взрослых так и детей является
встреча Нового года. Приготовления к встрече Нового года - это
уже, собственно, и есть начало праздника. Издавна в каждой
семье была традиция изготовления елочных игрушек своими
руками. Это занятие сближало всех членов семьи и дарило
радостное настроение в ожидании праздника. Тогда я решила
провести мастер-класс по изготовлению новогодней игрушки в
технике декупаж. Мастер-класс был предназначен для
совместной работы родителей и детей.
В рамках проекта «Покормите птиц зимой» мы предложили
родителям воспитанников принять участие в изготовлении
кормушек для птиц. Заготовкой для данного проекта послужила
кормушка для птиц, сделанная из дерева и фанеры. Это был наш
следующий опыт декорирования в техники «декупаж».
На Женский День 8 марта дети всегда мастерят поделки мамам
и бабушкам. Мы решили украсить тарелочки красочными
рисунками из бумажных салфеток.
При подготовке весеннего праздника «В гости к нам пришла
Весна» мы с детьми оформляли дидактическое пособие «Цветы
полевые». Сердцевины цветов декорировали желтыми
салфетками, а лепестки красными и синими, затем покрывали
акриловым лаком. Теперь используем это пособие для
коллективных игр детей «Собери цветок», «С какого цветка
лепесток».
Начался новый учебный год, дети перешли в старшую группу и с
удовольствием продолжили заниматься поделками в технике
декупаж. У дошкольников сформировались умения и навыки
оформления в этой технике. Дети свободно владеют ножницами
при вырезании бумажной салфетки, аккуратно пользуются
клеем, смазывая поверхность изображения от центра к краям.
Ко Дню дошкольного работника дети мастерили подарки для
сотрудников детского сада. Это «колокольчики – звоночки».
Внутри поделки ребята прикрепили «сигнализатор поклевки»,
который используют рыбаки на рыбалке, он звенит при
движении. В качестве «колокольчика» были использованы
одноразовые стаканы, на которые дошкольники нанесли фон
акриловой краской. Когда фон был готов, нанесли декор в
технике декупаж и сверху на поделку прикрепили бантик,
выполненный из ленточки, чтобы удобно было держать.
«Колокольчики – звоночки» получились интересные, звонкие.
Педагоги детского сада поблагодарили дошколят за поделки.
Получив такие не обычные подарки, педагогов нашего детского
сада очень заинтересовала данная техника. Тогда я решила
провести мастер-класс для педагогов «Декорирование
разделочной доски в технике декупаж» в стиле русское
народное творчество. Сначала я познакомила воспитателей с
историей возникновения и развития техники «Декупаж», с
основным применением в интерьере. Научила простейшим
приемам начального этапа салфеточной техники через
элементы образного мышления, у педагогов сформировались
знания о существующих особенностях их выполнения.
Обоснование актуальности и необходимости проведения
данного мастер-класса заключается в том, что данный вид
деятельности наполняет нас радостью творчества. Мы имеем
возможность ощутить ни с чем несравнимую радость от того, что
можно принести в окружающую действительность еще немного
красоты.
В процессе совместной деятельности дети познакомились с
нетрадиционной техникой декупаж при декорировании
различных предметов. Дошкольники с удовольствием
занимаются оформлением, им интересно и увлекательно.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает
толчок развитию детского интеллекта, стимулирует творческую
активность ребёнка, учит нестандартно мыслить, ребёнок
начинает творить.
Декорирование нетрадиционными способами – увлекательная,
завораживающая деятельность. Это огромная возможность для
детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое
главное, само выражаться. Данная техника особенно ценна тем,
что имеет гарантированно положительный результат, особенно
она подходит для детей с повышенной тревожностью. Работая в
технике декупаж, дошкольники на личном примере убеждаются
в том, что у них все получается.
Успешность в подобной деятельности способствует повышению
у дошкольников самооценки, а коллективная работа формирует
доброжелательные отношения среди сверстников. Таким
образом, можно отметить, что использование техники декупаж с
детьми дошкольного возраста способствует не только их
художественно-эстетическому развитию, но и оказывает
благоприятное коррекционное воздействие на личностные
особенности дошкольников.