Напоминание

Особенности самооценки и тревожности детей дошкольного возраста, воспитывающихся в полных и неполных семьях


Авторы: Аверина Елена Валериевна, Казанцева Надежда Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 30 "Голубок"
Населённый пункт: КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ-КУЗБАСС, г. ОСИННИКИ
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности самооценки и тревожности детей дошкольного возраста, воспитывающихся в полных и неполных семьях
Дата публикации: 13.01.2021
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности самооценки и тревожности детей дошкольного возраста,

воспитывающихся в полных и неполных семьях

Актуальность.

Одной из самых значительных и актуальных тем в психологии

выступает проблема детской тревожности и самооценки.

Тревожность и самооценка детей как показатели эмоционального

развития ребенка играют важную роль в познавательной и учебной

деятельности и в целом определяют успешность процесса обучения и

воспитания,

что особенно

важно на

этапе

завершения дошкольного

образования. Тревожность и самооценка подлежат коррекции, при условии

своевременного

установления

факта

заниженной

или

неадекватной

самооценки или повышенного уровня тревожности.

Развитие

тревожности

и

формирование

самооценки

зависит

от

множества

факторов,

среди

которых

важное

место

занимает

семья.

Психологический

климат

в

семье

выступает

важной

составляющей

эмоционального состояния ребенка, его общего самочувствия и развития.

Выступая естественным институтом формирования личности, семья

выступает

важнейшей

средой

духовно-нравственного

воспитания,

важнейшим институтом формирования социально значимых качеств и черт

ребенка.

Любые

изменения

и

отклонения

в

семейных

отношениях

отрицательно сказываются на формировании различных психологических

качеств ребенка. У детей из таких семей могут появляться самые различные

сложности: состояние повышенной тревожности, утомляемости, проблемы

со здоровьем и сном, лабильность настроения и как следствие трудности в

общении со взрослыми и сверстниками, нарушения в познавательной и

эмоциональной сфере.

На сегодняшний день развод родителей и распад

семьи является острой проблемой современного общества как в нашей

стране, так и за рубежом. Дети из не полных семей попадают в «группу

риска», своевременная коррекция самооценки и уровня тревожности таких

детей

позволит

сформировать

значимые

качества

ребенка,

повысить

показатели обучаемости и установить положительные взаимоотношения со

сверстниками и взрослыми.

Объект исследования – самооценка и тревожность детей дошкольного

возраста.

Предмет исследования - особенности самооценки и тревожности детей

дошкольного возраста, воспитывающихся в полных и неполных семьях.

Цель

исследования

изучение

особенностей

самооценки

и

тревожности детей дошкольного возраста, воспитывающихся в полных и

неполных семьях.

Задачи исследования:

-

проанализировать

психолого-педагогическую

литературу

по

проблеме исследования;

- выявить особенности самооценки и тревожности детей дошкольного

возраста, воспитывающихся в полных и неполных семьях;

-

разработать

программу

коррекционных

занятий

для

детей

дошкольного

возраста по снижению уровня тревожности и повышения

самооценки для детей «группы риска» для реализации в условиях ДОО.

Гипотезой исследования уровень самооценки и тревожности детей

дошкольного возраста, воспитывающихся в полных и неполных семьях

различны.

В исследовании были использованы следующие методы:

1. Теоретические

методы

-

анализ

психолого-педагогической

литературы.

2. Психологическое тестирование:

- тест «Лесенка», авторов С.Г. Якобсона и Г. Щура;

- «Самооценка тревожности» (В.Богомолов);

- методика Т. Дембо, С.Л. Рубенштейна.

Теоретико-методологическими

основами

исследования

являются

труды

основоположников

и разработчиков

социально-психологических

подходов к изучению тревожности и самооценки дошкольников, а также

влияния семьи на этот процесс:

Асадуллина М. Н.,

Белобрыкина О.А.,

Буршит И.Е., Венза Т.В., Гайфулин А. В., Гимаева Р. М., Гольева Г. Ю.,

Долгова В.И., Дружинин В.Н., Колесникова Т. А., Колодяжная Т. П., Скиба

Е.С., Чебелюк М. Г., Чукреева Л.Н..

Особенности психологической коррекции тревожности и самооценки

дошкольников освещены в трудах: Барышникова Е.В., Богомолов В., Долгова

В.И., Захарова Н. В., Першина Т. В., Саркисян М.С., Чукреева Л.Н..

Диссертационное исследование включало три этапа.

Первый этап (2016-2017 гг.) включал в себя теоретический анализ

психолого-педагогической литературы по теме исследования, уточнение

понятийного

аппарата

исследования,

определение

цели

и

задач,

формулирование

гипотезы,

подбор

диагностического

инструментария

исследования.

Второй этап (2017-2018 гг.) – эмпирическое исследование уровня

тревожности и самооценки детей дошкольного возраста из полных и

неполных семей и качественный анализ результатов исследования.

На третьем этапе (2018г.) - происходила разработка программы

коррекционных занятий для детей дошкольного

возраста по снижению

уровня тревожности и повышения самооценки для детей «группы риска» для

реализации в условиях ДОО.

Научная новизна работы

заключается в изучении самооценки и

тревожности дошкольников, воспитывающихся в полных и неполных семьях.

Теоретическая

значимость

работы

заключается

в

выявлении

особенностей самооценки и тревожности детей дошкольного возраста

воспитывающихся в полных и неполных семьях.

Практическая значимость работы.

Результаты диссертационного

исследования могут быть использованы в прикладных исследованиях, а

также

способствовать

дальнейшей

разработке

проблемы

изучения

самооценки и тревожности детей дошкольного возраста.

Полученные результаты дают возможность разработки коррекционных

занятий для детей дошкольного возраста по снижению уровня тревожности

и повышения самооценки для детей «группы риска» для реализации в

условиях ДОО.

Достоверность

и

обоснованность

результатов

исследования

обеспечивалась четкостью методологических позиций, которые выступили

основой исследования; многоплановым анализом проблемы; внутренней

логикой исследования; применением надежных и апробированных методов

психологической диагностики; адекватностью методов исследования целям и

задачам работы; обеспечением репрезентативности выборки; сочетанием

количественного и качественного анализа.

Эмпирическая база исследования: две группы детей по 30 человек из

полных и неполных семей. Общее количество исследуемых детей 60 человек.

Структура диссертации - данная работа состоит из введения, двух глав,

выводов, рекомендаций, заключения, библиографии и приложений. Основное

содержание дипломной работы изложено на 80 страницах компьютерного

набора текста. Библиография включает 85 наименований. Работа содержит в

приложениях таблицы, графики, диаграммы.

Положения, выносимые на защиту

1.

Понятия самооценки и тревожности характеризуют личность

дошкольника. Данные понятия взаимосвязаны и развиваясь у ребенка могут

способствовать появлению психологических проблем в более старшем

возрасте.

2. На уровень самооценки и развитие тревожности большое влияние

оказывает семья в которой растет и воспитывается ребенок.

3. У детей дошкольного возраста, воспитывающихся в неполных семьях

общий уровень тревожности выше, чем у детей из полных семей. Среди

детей, воспитывающихся в неполных семьях больше детей с заниженной

самооценкой.

4. Корректировка уровня тревожности и повышение самооценки детей

«группы риска» в условиях ДОО, возможна при реализации специально

разработанной программы коррекционных занятий для детей дошкольного

возраста и выполнения рекомендаций родителями (родителем) детей из

неполных семей.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность изучаемой проблемы с точки

зрения психологии, определяются цель и задачи исследования, выделяется

объект и предмет исследования, формулируется гипотезы, описываются

методологические и теоретические основания, представляются методы

исследования. Показана научная новизна, теоретическая и практическая

значимость; сформулированы положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы изучения проблемы влияния

семьи на формирование самооценки и тревожности детей дошкольного

возраста»

проводится теоретический анализ психологических концепций

рассматривающих проблему развития детской тревожности и формирования

самооценки у детей дошкольного возраста.

В первой главе рассмотрены понятия самооценки и тревожности, условия

их формирования в дошкольном детстве, влияние состава семьи и семейного

воспитания на данные свойства личности ребенка.

Во второй главе «Экспериментальное исследование самооценки и

тревожности дошкольников воспитывающихся в полных и неполных

семьях»

раскрывается ход и результаты, проведенного эмпирического

исследования самооценки и тревожности дошкольников по двум группам –

дети из полных и дети из неполных семей.

В первом параграфе второй главы описаны этапы исследования,

представлены объектно-предметная область исследования, цели и задачи

эмпирического исследования, гипотезы. Описаны методы исследования и

выборка.

Второй параграф второй главы посвящен результатам проведенного

эмпирического исследования.

В

третьем

параграфе

второй

главы

представлена

программа

коррекционных занятий для детей дошкольного возраста по снижению

уровня тревожности и повышения самооценки для детей «группы риска» для

реализации в условиях ДОО. А также разработаны рекомендации для

родителей дошкольников из неполных семей и воспитателей, психологов

ДОО, ведущих работу с детьми «группы риска» по снижению тревожности и

повешению самооценки дошкольников.

В заключении и выводах обобщаются результаты исследования,

изложены основные выводы, подтверждающие гипотезы исследования.

Остановимся на основных выводах исследования:

1.

В результате изучения тревожности дошкольников в условиях

ДОО выявили, что группа детей из неполных семей характеризуется более

высоким уровнем тревожности, по сравнению с группой детей из полных

семей, дети «группы риска» испытывают страх остаться в одиночестве, более

агрессивны,

испытывают трудности с общением со сверстниками и

воспитателями.

2.

Дети из неполных семей имеют более низкие показатели адекватной

самооценки и завышенной самооценки, чем дети первой группы. Однако

возрастает количество детей, имеющих заниженную самооценку, дети

застенчивы и не уверены в себе.

3.

Реализация

программы

коррекционных

занятий

для

детей

дошкольного возраста в условиях ДОО, а также следование рекомендациям

для родителей дошкольников из неполных семей и воспитателей, психологов

ДОО, ведущих работу с детьми «группы риска» позволит снизить уровень

тревожности и повысить самооценку детей «группы риска».



В раздел образования