Напоминание

"Художественная литература о природе"


Авторы: Леонтьева Марина Игоревна, Попова Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №123 "Семицветик"
Населённый пункт: г. Пенза
Наименование материала: статья
Тема: "Художественная литература о природе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА О ПРИРОДЕ

Осенью животные готовятся к зиме. Не все моменты их жизни

можно увидеть в природе. Известно, что птицы совершают перелет

в теплые края, в основном, по ночам. Дети, живущие в городе,

наблюдают только за белками в парках и скверах да за утками на

реке в черте города.

Полноценные знания об особенностях подготовки различных

животных к зиме ребенок может получить только от взрослого. И в

этом

могут

помочь

произведения

отечественных

авторов:

Г. Скребицкого, Н. Сладкова и других.

Помимо художественной ценности произведения содержат

научные сведения о природе. Для работы в этом направлении мы

отбираем стихи, рассказы, сказки и загадки, которые редко

встречаются в хрестоматиях для детей.

Накануне

чтения

сказки

или

рассказа

о

животных

мы

показываем детям соответствующий видеофильм или просим

родителей посетить с ребенком зоопарк. Во время просмотра

фильма обращаем внимание на внешний вид животного, его

повадки, рассказываем, где обитает, чем питается, как ухаживает

за детенышами. Здесь также мы используем загадки, пословицы и

поговорки, читаем небольшие стихотворения, а некоторые даже

заучиваем с детьми наизусть.

Перед чтением показываем картинки зверей, птиц или

иллюстрации к книге, отметив, что сегодня дети узнают что-то

новое об этих животных – то, как они готовятся к зиме.

По

окончании

чтения

обязательно

задаем

несколько

вопросов. Так, после прочтения отрывков из сказки «Всяк по-

своему» Г. Скребицкого можно задать такой вопрос: «Почему

сказка так называется?» И другие: «Как белка готовится к зиме?

Какую пищу запасет? Как утепляет дупло? Как устраивают свои

жилища барсук, бобр, еж? Как улетают птицы? Как вы думаете,

сможет ли зайчишка подготовиться к зиме?».

Так, в процессе беседы мы помогаем детям вспомнить

услышанное, выразить свое эмоциональное отношение к героям

сказок,

поддерживая

познавательный

интерес

ребенка

к

последующему восприятию текста.

Надо заметить, что обычно через некоторое время дети

просят еще раз прочитать ту или иную книгу. Мы обязательно

выполняем просьбу детей. И после повторного прочтения просим

ребят

нарисовать

героев

произведения

или

изготовить

из

природного материала. Эти работы мы выставляем на выставке в

музыкальном

зале,

а

из

рисунков

составляем

альбом.

Просматривая

этот

альбом

ребенок

вновь

возвращается

к

прочитанному, проникается определенным настроением, задает

взрослым новые вопросы, уточняя и конкретизируя таким образом

полученные знания и направляя свое внимание на дальнейшее

восприятие явлений и объектов природы.



В раздел образования