Авторы: Леонтьева Марина Игоревна, Попова Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №123 "Семицветик"
Населённый пункт: г. Пенза
Наименование материала: статья
Тема: "Художественная литература о природе"
Раздел: дошкольное образование
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА О ПРИРОДЕ
Осенью животные готовятся к зиме. Не все моменты их жизни
можно увидеть в природе. Известно, что птицы совершают перелет
в теплые края, в основном, по ночам. Дети, живущие в городе,
наблюдают только за белками в парках и скверах да за утками на
реке в черте города.
Полноценные знания об особенностях подготовки различных
животных к зиме ребенок может получить только от взрослого. И в
этом
могут
помочь
произведения
отечественных
авторов:
Г. Скребицкого, Н. Сладкова и других.
Помимо художественной ценности произведения содержат
научные сведения о природе. Для работы в этом направлении мы
отбираем стихи, рассказы, сказки и загадки, которые редко
встречаются в хрестоматиях для детей.
Накануне
чтения
сказки
или
рассказа
о
животных
мы
показываем детям соответствующий видеофильм или просим
родителей посетить с ребенком зоопарк. Во время просмотра
фильма обращаем внимание на внешний вид животного, его
повадки, рассказываем, где обитает, чем питается, как ухаживает
за детенышами. Здесь также мы используем загадки, пословицы и
поговорки, читаем небольшие стихотворения, а некоторые даже
заучиваем с детьми наизусть.
Перед чтением показываем картинки зверей, птиц или
иллюстрации к книге, отметив, что сегодня дети узнают что-то
новое об этих животных – то, как они готовятся к зиме.
По
окончании
чтения
обязательно
задаем
несколько
вопросов. Так, после прочтения отрывков из сказки «Всяк по-
своему» Г. Скребицкого можно задать такой вопрос: «Почему
сказка так называется?» И другие: «Как белка готовится к зиме?
Какую пищу запасет? Как утепляет дупло? Как устраивают свои
жилища барсук, бобр, еж? Как улетают птицы? Как вы думаете,
сможет ли зайчишка подготовиться к зиме?».
Так, в процессе беседы мы помогаем детям вспомнить
услышанное, выразить свое эмоциональное отношение к героям
сказок,
поддерживая
познавательный
интерес
ребенка
к
последующему восприятию текста.
Надо заметить, что обычно через некоторое время дети
просят еще раз прочитать ту или иную книгу. Мы обязательно
выполняем просьбу детей. И после повторного прочтения просим
ребят
нарисовать
героев
произведения
или
изготовить
из
природного материала. Эти работы мы выставляем на выставке в
музыкальном
зале,
а
из
рисунков
составляем
альбом.
Просматривая
этот
альбом
ребенок
вновь
возвращается
к
прочитанному, проникается определенным настроением, задает
взрослым новые вопросы, уточняя и конкретизируя таким образом
полученные знания и направляя свое внимание на дальнейшее
восприятие явлений и объектов природы.