Напоминание

"С любовью к родному городу"


Автор: Седугина Тамара Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ №6 "Детский сад "Ежик"
Населённый пункт: город Новокуйбышевск
Наименование материала: статья
Тема: "С любовью к родному городу"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«С любовью к родному городу»
Красной нитью в разделе патриотического воспитания проходит задача воспитания у детей любви к Родине, родному городу. Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица Родины России, во всех городах, больших и маленьких, есть много общего: - каждый город славен своей историей, памятными местами; – повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей, врачи лечат больных, рыбаки ловят рыбу, строители строят дома); – везде соблюдаются традиции; – повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу; – люди берегут и охраняют природу; – есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д. Любовь к родному краю, к своей маленькой Родине не возникает у ребёнка само по себе. Она у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого, что окружает ребёнка с детства: среда, образ жизни в семье, отношение в детском коллективе - всё это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребёнок живёт. В каком бы городе мы не жили - это всегда самый близкий вашему сердцу край. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свой город, нам нужно показать его с привлекательной стороны. Чтобы детям было интересно, нужно им преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что их окружает и постепенно расширять круг их знаний. Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что маленькому ребенку в силу возрастных познавательных возможностей трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности. Дети не могут глубоко оценить значимость исторических процессов происходивших на территории родного края. Воспитание любви к своей Родине, своему городу – это многотрудный, долговременный, даже ювелирный процесс, который должен осуществляться ненавязчиво и постоянно с самого раннего детства. Что выбрать для знакомства ребенка с городом? Перед воспитателями стоит задача: отобрать из массы впечатлений, которые получает ребёнок, наиболее доступные ему для восприятия. Конечно, дети способны усвоить название города, своей улицы, свой домашний адрес и той, на которой находится его детский сад. Внимание ребенка постарше полезно привлечь к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах – школа, библиотека, почта, завод, магазины, достопримечательности. Работа с детьми по ознакомлению с родным городом ведется последовательно: от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон) - более сложному - город, страна. Во второй младшей группе детям надо показывать и объяснять, что все дома расположены на определенных улицах. Улицы — длинные, а дома стоят
разные: и высокие многоэтажные, и низкие одноэтажные. Детский сад находится на одной улице, а дома, в которых живут дети, могут быть на другой улице. Чтобы не заблудиться, нужно запомнить название своей улицы, номер своего дома и номер своей квартиры. Формировать умения видеть окружающие детский сад здания, дорогу, правильно называть свой город, рассказывать о том, где гуляли в выходные дни, обращать внимание на красочное оформление ближайших зданий в дни праздников. В средней группе по-прежнему большая часть работы с детьми проходит вне занятий - это и беседы с детьми, и чтение художественной литературы, и наблюдения, и целевые прогулки. Можно провести занятие по знакомству с достопримечательностями города, привлечь к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах – школа, библиотека, почта, завод, магазины, знакомить дошкольников с доступными их пониманию представлениями о государственных праздниках, продолжать воспитание бережного отношения к природе родного края. В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем знаний о родном городе. Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется – это ближайшие улицы, район в целом и е го достопримечательности. Можно знакомить детей с историей родного города: почему город возник именно на этом месте, объяснить название его улиц. Продолжать ознакомление с достопримечательностями родного края, культурой, традициями, воспитание любви к природе родного края. Надо показывать и рассказывать детям о том, что такое герб, когда и где впервые возникли гербы, что на них изображалось. Не надо называть дат, т.к. они затрудняют восприятие материала. Можно использовать в своей речи такие выражения: “Это было давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими же маленькими, как вы”, или “Это было очень – очень – очень – давно, когда ваших мам, бабушек и дедушек ещё не было на свете. В подготовительной к школе группе продолжаем закреплять и расширять представлений о родном крае, городе, развивать интерес к событиям, происходящим в стране и городе, воспитывать чувство гордости за свою страну и город, знакомить с флагом, гербом и гимном России и родного города, приобщать детей к истокам народной культуры. Ребенку полезно объяснить, в честь кого названы улицы, почему город, в котором он живет, носит такое название. Обратить внимание на то, что в названиях отдельных улиц нашла отражение история города и страны. Дошкольник должен знать название своей улицы, в честь кого она названа, знать почтовый адрес, путь от дома до детского сада, ориентироваться в ближайших улицах. Работу по ознакомлению дошкольников с родным городом можно проводить по следующим направлениям. - история возникновения города; - история названия улиц города; - здания города; - достопримечательности города;
- символика города; - знакомство с людьми, прославившими наш город, - труд взрослых; - природа родного края; - отдых и спортивная жизнь. Важно использовать разнообразные формы работы с детьми: занятия, беседы, чтение детской и художественной литературы о родном городе и событиях, связанных с ним, составление рассказов по картинкам, рассматривание тематических альбомов, картин, иллюстраций, сюжетно- ролевые, настольно-печатные и дидактические игры, наблюдения за изменения в облике города, улиц, рассказы и объяснения взрослого в сочетании с показом и непосредственными наблюдениями ребенка (презентации), разучивание стихотворений и песен, слушание музыкальных произведений о родном городе. Большое значение в воспитании и обучении дошкольников имеет п р ед м е т н о - р а зв и ва ю щ а я с р ед а . Д л я с о зд а н и я с п е ц и а л ь н о г о информационного поля в тематических зонах можно разместить следующие м а т е р и а л ы о р о д н о м г о р о д е : - в «книжном уголке» - коллекции открыток, календари, фото, литература о городе, тематические альбомы, которые помогает увидеть город каким он б ы л в р а з н ы е п е р и о д ы в р е м е н и ; - в «изо уголке» - совместные рисунки детей и родителей о городе и его жителях,раскраски; в «игровом уголке» - настольно-печатные и дидактические игры по ознакомлению с городом, которые помогают не только закрепить полученные знания о городе, но и узнать много нового. Наиболее полные представления о родном городе, его улицах, площадях, скверах и парках могут дать специально организованные экскурсии, целевые прогулки, наблюдения. Целевые экскурсии в магазин, школу, библиотеку, на почту, стадион, музей, картинную галерею помогают детям познакомиться с функциями и устройством различных учреждений микрорайона, формируют у дошкольников представления о разнообразных потребностях людей и о том, кто и как заботится о жителях города. Постепенно от прогулки к прогулке, от экскурсии к экскурсии у детей складывается прекрасный образ родного края, своей Малой Родины В связи с внедрением новых информационных технологий в образовательный процесс, существенно изменился подход к экскурсиям, возникли новые виды экскурсий - виртуальные, интерактивные экскурсии. Преимуществами их являются доступность, наглядность, возможность повторного просмотра, наличие интерактивных заданий и многое другое. Виртуальная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства. Достоинства данных экскурсий в том, что воспитатель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут в зависимости от возраста детей. Использование виртуальных
экскурсий делает воспитательно – образовательный процесс в детском саду более интересным, качественным, результативным. Одним из самых ярких эмоциональных направлений в работе по воспитанию интереса к родному краю является работа по приобщению дошкольников к народной культуре, народному творчеству своего края. Музыка, театр, танцы, поэзия, рисунки, народные праздники способствуют эмоциональному восприятию устного народного творчества. У каждого народа есть свои традиции, обычаи праздники. В нашей стране – городе тоже есть традиции: отмечать встречу Нового года, новогодние ёлки, на праздник 8 марта дарить подарки женщинам, День города, День Победы, праздник рождество Христово, День защиты детей, День знаний. Одним из самых любимых праздников с давних пор является Масленица –проводы зимы. Она начинается в конце зимы и длится неделю- это прощание с зимой и встреча весны. На Масленицу пекут блины. А блин-это символ солнышка - такой же горячий и круглый. Такие события очень радуют детей и надолго откладываются в их памяти. Необходимо рассказывать детям об известных людях города: врачах, спортсменах, педагогах, художниках, поэтах и т.д. Особое внимание следует уделять наблюдению за работой по благоустройству города. Обратить внимание детей на то, что весной подрезают деревья, сажают кустарники, цветы. Горожане хотят, чтобы их родной город был красивым, привлечь стоит и детей к этой работе, поощрять ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах. Если все будут следить за чистотой, то наш город будет красивым и чистым. Любовь к городу - это и любовь к природе родного края Работу по ознакомлению дошкольников с родным городом должна проводиться в тесном сотрудничестве с родителями. Можно предложить им ознакомительную консультацию, которая поможет понять, как знакомить детей с городом. Посоветовать родителям по дороге в детский сад и обратно изучать с ребёнком улицу, по которой они идут, обращать внимание малыша на объекты, мимо которых проходят: деревья, дороги, здания, автобусные остановки, магазины, киоски, их значение, рассказывать о работе людей общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки, отметить ценность их труда. Очень важны совместные прогулки родителей с детьми: в парки, к памятникам города, к Вечному огню, в городской музей с целью ознакомления с историей города, не забыть сфотографироваться, а потом сделать альбом «Где мы были», а при просмотре фотографий обсуждайте их с ребёнком – это поможет ему запомнить места, где гуляли, и объекты, которые видели. Потом предложить ребенку нарисовать, что больше всего понравилось на прогулке. Во время праздников нужно обращать внимание на то, как украшается город, какой он становится красивый, читать детям книги о городе, Родине, ее героях, традициях, культуре своего народа, природе родного края.


В раздел образования