Напоминание

Использование ИКТ в условиях реализаций ФГОС


Автор: Мухина Гульнара Юлаевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ школа №31 с углубленным изучением отдельных предметов городского округа г.Уфа РБ
Населённый пункт: г.Уфа
Наименование материала: учебная программа
Тема: Использование ИКТ в условиях реализаций ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №31с углубленным изучением отдельных предметов»

городского округа город Уфа

Республики Башкортостан

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей

биологии, химии, географии,

технологии, ИЗО

(протокол от 31.08.2018 №1)

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по

УВР

_______ К.Н.Шарипова

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Школа № 31»

______________Р. Р. Шарипов

31.08.2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету:

Изобразительное искусство

для 5-8 классов

Составитель:

учитель изобразительного искусства

Мухина Г.Ю.

.

Уфа 2018г

1

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5-8

классов составлена в соответствии с Положением «О рабочей программе педагога» МБОУ

«Школа № 31» приказ №175

от 30.08.2018 2018г, в соответствии с требованиями

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

основного

общего

образования,

примерной программы по изобразительному искусству и на основе

авторской программы «Изобразительное искусство» под редакцией Т. Я. Шпикаловой.

Цель курса — развитие визуально-пространственного мышления обучающихся как формы

эмоционально-ценностного,

эстетического

освоения

мира,

дающего

возможность

самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры.

Задачи курса:

• формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального

образа реальности и произведений искусства;

• обеспечение условий понимания эмоционального и аксиологического смысла визуально-

пространственной формы;

• освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных

ценностей, выраженных в пространственных формах;

• развитие творческого опыта, предопределяющего способности к самостоятельным

действиям в ситуации неопределённости;

• формирование

активного

отношения

к

традициям

культуры

как

смысловой,

эстетической и личностно значимой ценности;

• воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её

изобразительном

искусстве,

архитектуре,

в

национальных

образах

предметно-

материальной и пространственной среды;

• развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

• овладение средствами художественного изображения;

• овладение основами практической творческой работы различными художественными

материалами и инструментами.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

Программа обеспечивает достижение выпускниками основной школы личностных,

метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

отражаются в индивидуальных качественных свойствах

обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета

по программе « Изобразительное искусство»:

чувство гордости за культуру и искусство Родины, малой родины, своего народа;

уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в

целом;

понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного

человека;

сформированность

эстетических

чувств,

художественно-творческого

мышления,

наблюдательности и фантазии;

сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством,

природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в

самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;

развитие

этических

чувств,

доброжелательности

и

эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой

работы в команде одноклассников под руководством учителя;

умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить

свою часть работы с общим замыслом;

2

умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу

одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и

средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных

способностей

обучающихся,

проявляющихся

в

познавательной

и

практической

творческой деятельности:

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать,

анализировать, выделять главное, обобщать;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и

способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

овладение

логическими

действиями

сравнения,

анализа,

синтеза,

обобщения,

классификации по родовидовым признакам;

овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения

коллективной творческой работы;

использование средств информационных технологий для решения различных учебно-

творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала,

выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике,

моделированию и т.д.;

умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с

поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих

задач;

умение

рационально

строить

самостоятельную

творческую

деятельность,

умение

организовать место занятий;

осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких

и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в художественно-творческой

деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного пред-

мета:

сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в

жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

сформированность

основ

художественной

культуры,

в том

числе

на материале

художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание

красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с

искусством;

овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке

произведений искусства;

овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах

художественной

деятельности

(рисунке,

живописи,

скульптуре,

художественном

конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности,

базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и

пр.);

знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика,

скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и

прикладные виды искусства);

знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

понимание образной природы искусства;

эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

3

применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения

художественно-творческих работ;

способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько

великих произведений русского, башкирского и мирового искусства;

умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о

содержании, сюжетах и выразительных средствах;

усвоение названий ведущих художественных музеев России, РБ и художественных музеев

своего региона;

умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в

доме, на улице, в театре, на празднике;

способность

использовать

в

художественно-творческой

деятельности

различные

художественные материалы и художественные техники;

способность

передавать

в

художественно-творческой

деятельности

характер,

эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

освоение

умений

применять

в

художественно-творческой

деятельности

основы

цветоведения, основы графической грамоты;

овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками

изображения средствами аппликации и коллажа;

умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы

различных регионов нашей страны;

умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности

человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художест-

венную культуру;

изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных

(знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы,

человека, народных традиций;

способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших

исторический облик, — свидетелей нашей истории;

умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и

богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Планируемые результаты

В результате изучения изобразительного искусства у обучающихся:

будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике

искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;

начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие

способности,

эстетические

чувства,

формироваться

основы анализа произведения

искусства;

сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться

эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;

появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-

продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;

установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической,

социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия

«Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие

культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации,

зародится социально ориентированный взгляд на мир;

будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою

Родину,

малую

родину

появится

осознание

своей

этнической

и

национальной

принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Обучающиеся:

4

овладеют приемами восприятия произведений искусства; смогут понимать образную

природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;

получат опыт сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог,

участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;

научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные

музеи России, РБ;

будут

использовать

выразительные

средства

для

воплощения

собственного

художественно-творческого

замысла;

смогут

выполнять

простые

рисунки

и

орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

5класс

Личностные:

- формирование социальной роли ученика;

- формирование положительного отношения к учению;

- представления о ценности природного мира для практической деятельности человека

развитие готовности к сотрудничеству и дружбе;

- осмысление своего поведения в школьном коллективе;

- ориентация на понимание причин успеха в деятельности.

- формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников.

Умение радоваться успехам одноклассников;

- формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной культурой;

- умение видеть красоту труда и творчества.

формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности;

- формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и

деятельности;

Регулятивные:

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку

деятельности класса на уроке.

Познавательные:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью

учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на

развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой

жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной

работы всего класса.

Сравнивать

и

группировать

произведения

изобразительного

искусства

(по

изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике

и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные:

Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

донести свою позицию до собеседника;

оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или

небольшого текста).

Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

5

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках

изобразительного искусства и следовать им.

Учиться согласованно работать в группе:

учиться планировать работу в группе;

учиться распределять работу между участниками проекта;

понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Овладевать приёмами поиска и использования информации, работы с доступными

электронными ресурсами

Предметные результаты:

Сформировать потребность в знаниях:

основных видов и жанров изобразительных искусств;

основ изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);

имен выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные про-

изведения;

названий наиболее крупных художественных музеев России, РБ;

названий известных центров народных художественных ремесел России, РБ.

Научиться:

применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;

различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;

применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной

творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в

иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

Выбирать способы решения практических задач:

для самостоятельной творческой деятельности;

обогащения опыта восприятия произведений ИЗО;

оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении музеев

ИЗО, народного творчества и др.;

владеть компетенциями:

личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно-

ориентационной, рефлексивной.

6класс

Личностные результаты:

В ценностно-ориентационной сфере:

-формирование

художественного

вкуса

как

способности

чувствовать

и

воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;

-принятие мультикультурной картины современного мира;

В трудовой сфере:

-формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических

творческих работ;

- готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

в познавательной сфере:

-умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.

Метапредметные результаты изучения изобразительного искусства в основной

школе проявляются:

развитии

художественно-образного,

эстетического

типа

мышления,

формировании целостного восприятия мира;

-в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;

6

-в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою

точку по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;

получении

опыта

восприятия

произведений

искусства

как

основы

формирования коммуникативных умений.

В

области

предметных

результатов

общеобразовательное

учреждение

предоставляет

ученику

возможность

на

ступени

основного

общего

образования

научиться:

в познавательной сфере:

-познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и

роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;

-осваивать

основы

изобразительной

грамоты,

особенности

образно-

выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных

средств выразительности;

-приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;

-различать изученные виды пластических искусств;

-воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа

произведений пластических искусств;

-описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры,

используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;

ценностно-ориентационной сфере:

-формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни,

осознавать систему общечеловеческих ценностей;

-развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и

принимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров, осваивать

мультикультурную картину современного мира;

-понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в

ней отечественного искусства;

-уважать

культуру

других

народов;

осваивать

эмоционально-ценностное

отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный

в произведениях искусства;

-ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в

произведениях искусства;

в коммуникативной сфере:

-ориентироваться в социально-эстетических и информационных коммуникациях;

-организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства

-в эстетической сфере:

-реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой

деятельности,

осуществлять

самоопределение

и

самореализацию

личности

на

эстетическом уровне;

-развивать

художественное

мышление,

вкус,

воображение

и

фантазию,

формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале

пластических искусств;

-воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах

произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять

ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;

-проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего

народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;

в трудовой сфере:

-применять различные выразительные средства, художественные материалы и

техники в своей творческой деятельности.

7класс

7

Личностные:

В ценностно-ориентационной сфере:

-формирование

художественного

вкуса

как

способности

чувствовать

и

воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;

-принятие мультикультурной картины современного мира;

В трудовой сфере:

-формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических

творческих работ;

- готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

в познавательной сфере:

-умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.

Метапредметные результаты изучения изобразительного искусства в основной

школе проявляются:

развитии

художественно-образного,

эстетического

типа

мышления,

формировании целостного восприятия мира;

-в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;

-в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою

точку по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;

получении

опыта

восприятия

произведений

искусства

как

основы

формирования коммуникативных умений.

В

области

предметных

результатов

общеобразовательное

учреждение

предоставляет

ученику

возможность

на

ступени

основного

общего

образования

научиться:

в познавательной сфере:

-познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и

роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;

-осваивать

основы

изобразительной

грамоты,

особенности

образно-

выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных

средств выразительности;

-приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;

-различать изученные виды пластических искусств;

-воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа

произведений пластических искусств;

-описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры,

используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;

ценностно-ориентационной сфере:

-формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни,

осознавать систему общечеловеческих ценностей;

-развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и

принимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров, осваивать

мультикультурную картину современного мира;

-понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в

ней отечественного искусства;

-уважать

культуру

других

народов;

осваивать

эмоционально-ценностное

отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный

в произведениях искусства;

-ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в

произведениях искусства;

в коммуникативной сфере:

-ориентироваться в социально-эстетических и информационных коммуникациях;

-организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства

8

-в эстетической сфере:

-реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой

деятельности,

осуществлять

самоопределение

и

самореализацию

личности

на

эстетическом уровне;

-развивать

художественное

мышление,

вкус,

воображение

и

фантазию,

формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале

пластических искусств;

-воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах

произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять

ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;

-проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего

народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;

в трудовой сфере:

-применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в

своей творческой деятельности.

8класс

Личностные результаты изучения изобразительного искусства:

В ценностно-ориентационной сфере:

-формирование

художественного

вкуса

как

способности

чувствовать

и

воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;

-принятие мультикультурной картины современного мира;

В трудовой сфере:

-формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических

творческих работ;

- готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

в познавательной сфере:

-умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.

Метапредметные результаты изучения изобразительного искусства в основной

школе проявляются:

развитии

художественно-образного,

эстетического

типа

мышления,

формировании целостного восприятия мира;

-в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;

-в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою

точку по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;

получении

опыта

восприятия

произведений

искусства

как

основы

формирования коммуникативных умений.

В

области

предметных

результатов

общеобразовательное

учреждение

предоставляет

ученику

возможность

на

ступени

основного

общего

образования

научиться:

в познавательной сфере:

-познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и

роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;

-осваивать

основы

изобразительной

грамоты,

особенности

образно-

выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных

средств выразительности;

-приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;

-различать изученные виды пластических искусств;

-воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа

произведений пластических искусств;

9

-описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры,

используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;

ценностно-ориентационной сфере:

-формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни,

осознавать систему общечеловеческих ценностей;

-развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и

принимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров, осваивать

мультикультурную картину современного мира;

-понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в

ней отечественного искусства;

-уважать

культуру

других

народов;

осваивать

эмоционально-ценностное

отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный

в произведениях искусства;

-ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в

произведениях искусства;

в коммуникативной сфере:

-ориентироваться в социально-эстетических и информационных коммуникациях;

-организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства

-в эстетической сфере:

-реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой

деятельности,

осуществлять

самоопределение

и

самореализацию

личности

на

эстетическом уровне;

-развивать

художественное

мышление,

вкус,

воображение

и

фантазию,

формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале

пластических искусств;

-воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах

произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять

ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;

-проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего

народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;

в трудовой сфере:

-применять различные выразительные средства, художественные материалы и

техники в своей творческой деятельности.

2. Содержание учебного предмета, курса

Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты

Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер).

Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и декора.

Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры.

Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный костюм –

целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их

символическое значение. Различие национальных особенностей русского орнамента и

орнаментов других народов России. Древние образы в народных игрушках (Дымковская

игрушка, Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в

изделиях народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома,

Жостово, роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по

бересте). Связь времен в народном искусстве.

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в изобразительном

искусстве. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

10

Рисунок – основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое

единство. Линия, пятно. Ритм. Цвет. Основы цветоведения. Композиция. Натюрморт.

Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. Многообразие

форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости. Освещение. Свет и тень.

Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Пейзаж. Правила построения перспективы.

Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в живописи

художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике. Работа на

пленэре.

Понимание смысла деятельности художника

Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы

человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок.

Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие

портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет

в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин).

Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в истории

искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден). Пропорции и

строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры.

Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска

человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).

Вечные темы и великие исторические события в искусстве

Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной. Библейские

сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт,

Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти). Мифологические темы в зарубежном

искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская религиозная живопись

XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов). Тематическая картина в русском

искусстве XIX века (К.П. Брюллов). Историческая живопись художников объединения

«Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). Исторические картины из жизни

моего города (исторический жанр). Праздники и повседневность в изобразительном

искусстве (бытовой жанр). Тема Великой Отечественной войны в монументальном

искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли. Место и роль картины в искусстве XX

века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская). Искусство

иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский). Анималистический

жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин). Образы животных в современных предметах

декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных.

Конструктивное искусство: архитектура и дизайн

Художественный

язык

конструктивных

искусств.

Роль

искусства

в

организации

предметно – пространственной среды жизни человека. От плоскостного изображения к

объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля.

Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов и как образ

времени. Единство художественного и функционального в вещи. Форма и материал. Цвет

в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье).

Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Жилое пространство

города (город, микрорайон, улица). Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн.

Основные школы садово-паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII - XIX

веков. Искусство флористики. Проектирование пространственной и предметной среды.

Дизайн моего сада. История костюма. Композиционно - конструктивные принципы

дизайна одежды.

Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв.

Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к

внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси. Мозаика. Красота и своеобразие

архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода. Образный

11

мир древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий). Соборы

Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе

Коломенском, Храм Покрова на Рву). Изобразительное искусство «бунташного века»

(парсуна). Московское барокко.

Искусство полиграфии

Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги,

журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы изображения в полиграфии

(графическое,

живописное,

компьютерное

фотографическое).

Искусство

шрифта.

Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Проектирование

обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др.

Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре

XVIII - XIX вв.

Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г.

Левицкий, В.Л. Боровиковский). Архитектурные шедевры стиля барокко в Санкт-

Петербурге (В.В. Растрелли, А. Ринальди). Классицизм в русской архитектуре (В.И.

Баженов, М.Ф. Казаков). Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И.

Козловский). Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века (П.А.

Федотов). «Товарищество передвижников» (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.И. Куинджи).

Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И. Шишкин,

И.И. Левитан, В.Д. Поленов). Исторический жанр (В.И. Суриков). «Русский стиль» в

архитектуре модерна (Исторический музей в Москве, Храм Воскресения Христова (Спас

на Крови) в г. Санкт - Петербурге). Монументальная скульптура второй половины XIX

века (М.О. Микешин, А.М. Опекушин, М.М. Антокольский).

Взаимосвязь истории искусства и истории человечества

Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард,

сюрреализм). Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль модерн в зарубежной

архитектуре (А. Гауди). Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре

(Прадо, Лувр, Дрезденская галерея). Российские художественные музеи (Русский музей,

Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина).

Художественно-творческие проекты.

Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная

фотография

Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник.

Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм, грим и маска.

Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский).

Опыт художественно-творческой деятельности. Создание художественного образа в

искусстве

фотографии.

Особенности

художественной

фотографии.

Выразительные

средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Изображение в

фотографии и в живописи. Изобразительная природа экранных искусств. Специфика

киноизображения:

кадр

и

монтаж.

Кинокомпозиция

и

средства

эмоциональной

выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и

анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер,

оператор, художник, актер). Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф.

Бондарчук,

А.А.

Тарковский,

Н.С.

Михалков).

Телевизионное

изображение,

его

особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.). Художественно-творческие

проекты.

Перечень лабораторных и практических работ, экскурсий

Тематика практических работ соответствует поурочной тематике курса. Практические

работы не проводятся изолированно: они вкупе с теоретическим материалом входят в

каждый урок. Таким образом, уроки курса носят комбинированный характер. Каждая

12

практическая работа (по возможности) выполняется как на бумаге (холсте и др.), так и на

ПК.

В случае, если учащийся отсутствует на уроке, он выполняет практическую часть урока

позже с выставлением оценки на день фактического выполнения работы. Также

практическая часть программы реализуется в ходе внеурочной деятельности учащихся. В

рамках последней предполагаются выезды в галереи и на выставки художественного

творчества.

Направления проектной деятельности обучающихся

Проектная деятельность ведется по всем разделам программы. Тематика проектов

согласуется с районным графиком проведения творческих выставок, фестивалей,

конкурсов.

Содержание программы 5 класса ( 35 часов)

Раздел 1. Образ родной Земли в изобразительном искусстве (9 ч)

Цикл из пяти уроков первой темы предполагает создание педагогических условий для

восприятия бесконечно многообразных форм осенних плодов земли и формирования у

учащихся

эстетического

отношения

к

плодоносным

силам

матушки-природы

в

действительности и отображению его в самых разных видах художественного творчества.

Содержание диалогов об искусстве связано с воспри-

ятием произведений известных художников разных стран и эпох, что поможет

«нащупать» интегративные связи между разными видами искусства и создаст условия для

погружения пятиклассников в диалог об искусстве. В основе такого диалога —

перекличка между прошлым и будущим, между различными видами и стилями

искусства,между творческими поисками художников и откликами

критики и зрителей на них.Содержание уроков 1—2 нацелено на углубление знаний

учащихся об искусстве натюрморта на примере живописи и на расширение их

представлений об этом жанре по сравнению с начальной школой. На уроках 3—4

пятиклассники обратятся к изображению природных мотивов в разных ви-

дах декоративного искусства, познакомятся с новой художественной техникой —

коллажем. Урок 5 посвящён отражению идеи плодородия в скульптурных изображениях.

Основная цель цикла уроков (6—9) — формирование у школьников понимания связи

искусства с окружающим миром, отношения человека к природе и отображение её в

искусстве в пространстве культуры. Такой приём позволяет кратко познакомить

пятиклассников с эволюцией пейзажного жанра, с характерными особенностями

изображения природы различными художниками в разные исторические периоды и

подвести пятиклассников к пониманию пейзажа как воссоздания национального образа

родной земли.

Раздел 2. Живая старина. Природные и трудовые циклы в народной культуре

и современной жизни и их образы в искусстве (8 ч)

Цикл из двух уроков в начале 2 раздела посвящён бытовому жанру в изобразительном

искусстве.

К

характеристике

бытового

жанра

учащиеся

подходят

постепенно,

рассматривая произведения изобразительного,декоративно-прикладного и народного

искусства, в которых нашли отражение осенние праздники и ярмарки, красота

окружающего мира и образ земли-кормилицы. Накапливая собственные представления об

изображении бытовых сцен, пятиклассники при подведении итогов уроков будут

13

способны самостоятельно охарактеризовать один из самых распространённых жанров

изобразительного искусства. В нём широко отображены мотивы народного праздника,

жизнь с продолжением её традиций в современном мире. Уроки 12-13 раскрывают роль

художественной деятельности человека в освоении мира, выражение в произведениях

искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Знакомство с великими

мастерами

русского

и

европейского

искусства.

Рассказывается о

том,

что о

художественный образ — основа и цель любого искусства, композиция, цвет, линия,

штрих, пятно и художественный образ, особенности художественного образа в разных

видах искусства. Рисунок с натуры и по представлению. Изображение предметного мира.

Уроки 14—15 посвящены традиционным занятиям русского народа и народным

праздникам и подводят учащихся к выводу, воплощённому в пословице «Делу время,

потехе час».

Цикл уроков 16-17 посвящён образу фольклорного героя, имеющему

широкое распространение в самых разных видах искусства.

Раздел 3 Мудрость народной жизни в искусстве (11 ч)

Основная цель цикла 18-22 уроков в начале 3 раздела — воспитание бережного

отношения к культуре, понимания роли великого художественного наследия

России в формировании личности человека и развитии культуры. «Ценности надо беречь,

что мы, к сожалению, не только не всегда делаем, но и позволяем себе подчас

легкомысленно, хищнически и безответственно с ними обращаться. В результате этого

всей нашей отечественной культуре наносится ощутимый урон, в том числе музыкальной

культуре (особенно — хоровой). В потрясениях

нашего века многое исчезло

безвозвратно, тем более бережно надо бы хранить наши ценности, нашу живую историю,

наш след на земле». Эти прекрасные слова выдающегося композитора Г. В. Свиридова из

его книги «Музыка как судьба» (М., 2002) служат эпиграфом к урокам, посвящённым

древнерусскому деревянному зодчеству. Основная цель цикла из уроков 23-25 —

раскрыть синтез искусств на примере художественно-творческого объединения мастеров

отечественной культуры при создании оперы-сказки «Снегурочка».

Ведущая цель цикла уроков 26-28 ,посвящённых образу Масленицы в искусстве, —

формирование уважительного отношения к художественным традициям своего народа.

Раздел 4. Образ единения человека с природой в искусстве (7ч)

В цикле из уроков 29-30 учитель раскрывает становление и развитие анималистического

жанра с древнейших времён на примерах многообразных археологических находок,

которые были найдены в разных районах мира, и произведений современных

художников-анималистов. Как всегда, эта работа начинается с обращения к уже

имеющемуся

опыту

эмоционального

восприятия

школьников,

их

зрительным

впечатлениям от рисунков животных и нацеливает учеников на исследовательскую работу

в области анималистического жанра.

Основные содержательные линии 31 урока Роль художественной деятельности человека в

освоении мира. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях

жизни и природы. Искусство в современном мире. Язык пластических искусств и

художественный образ. Средства художественной вы-

разительности. Цикл из уроков 32-34

изобразительного и народного творчества с

элементами конструирования связан с празднованием христианского праздника Троицы.

14

На этих уроках рассматривается взаимосвязь искусства и традиционных образов в

развитии культуры.

Содержание программы 6 класса ( 35 часов)

Раздел 1. Образ цветущей природы-вечная тема в искусстве.(6 ч.)

Тема

этого

цикла

уроков

нацелена

на

продолжение

знакомства

учащихся

с

произведениями изобразительного и декоративно-прикладного искусства, в которых

«главным героем» являются цветы. Первые два урока посвящены искусству натюрморта.

Если в предыдущих классах речь шла о натюрморте как жанре, отражающем предметно-

бытовой мир человека или воспевающем плодородие Земли, обилие плодов, овощей,

фруктов, то на этих уроках диалог об искусстве будет посвящён другому типу

натюрморта, называемому «живописью цветов», или цветочному натюрморту. На уроках

2—4 учащиеся рассмотрят цветочную роспись на подносах Жостова и Нижнего Тагила,

создадут собственную композицию росписи на подносе.Уроки 5 и 6 знакомят учащихся с

приёмами трансформации цветочных мотивов в декоративно-прикладном искусстве

народов России, стран Западной Европы и Востока.

Раздел 2. Из прошлого в настоящее. Художественный диалог культур. (10 ч.)

Цикл из пяти уроков посвящён орнаментальному искусству Древнего Египта, Древней

Греции и Индии. На уроке 7 знакомим школьников с декоративными орнаментальными

системами народов Древнего мира, их мотивами и художественными достоинствами.

Урок 8 знакомит шестиклассников с изображением зверей и птиц в древнеегипетском

орнаментальном

искусстве.На

уроке

9

в

ходе

восприятия

греческой

вазописи

чёрнофигурного и краснофигурного стилей — выдающихся памятников мировой

художественной культуры шестиклассники знакомятся с вазописью Древней Греции и

особенностью её декора. Уроки 10—11 отведены для творческой работы шестиклассников

по выполнению эскиза-проекта современной керамической вазы с использованием

орнаментальных мотивов Древнего мира и начинаются с восприятия произведений

искусства керамики (Балхары, Императорский фарфоровый завод Санкт-Петербурга,

чёрнолощёная керамика). Основной целью 12-13 уроков является обобщение знаний

учащихся об орнаментальных мотивах в декоративно-прикладном искусстве разных

народов и показ культурного взаимодействия народов мира на примере хорошо

известного мотива — «индийской пальметты», или так называемого «восточного огурца»,

широко распространённого на Востоке и в России.

На уроках 14-16 школьники

знакомятся с традициями встречи Нового года в культуре разных народов, делают

зарисовки атрибутов новогоднего карнавала и готовятся к созданию коллективной

композиции по мотивам весёлого новогоднего праздника.

Раздел 3. Исторические реалии в искусстве разных народов.(10 ч.)

Цикл четырёх уроков (17—20) посвящён защите Отечества от захватчиков в Средние века,

воинскому мужеству простых людей, заслонявших родную землю от агрессоров,

стремившихся её поработить. Обращаем внимание учителя на то, что с этим периодом в

жизни нашей Родины шестиклассники знакомились на уроках истории, интеграция с

которыми «значительно обогатит уроки изобразительного искусства. Урок 21 знакомит

учащихся с произведениями иконописи разных эпох (искусство Византии, Древней Руси)

и образом женщины в светском искусстве Западной Европы и России. На уроке 22

15

рассматриваются произведения портретного жанра отечественных и западноевропейских

художников XIX — начала XX в. На уроках 23—24 учитываются преемственные связи по

раскрытию темы праздничного женского и мужского костюмов конца в разных регионах

России в начальной и основной школе. Тема цикла из двух уроков (25-26) продолжает

начатый на предыдущих уроках разговор о народных традициях. Особенность этих

занятий — в рассмотрении традиционной народной культуры как живого явления,

развивающегося в современном мире, в новых условиях.

Раздел 4. Образ времени года в искусстве. Весна- утро года. (9 ч.)

Начало четвёртого раздела открывает новый цикл из двух уроков, продолжающий

знакомство учащихся с различными видами изобразительного искусства, отражающими

вечное обновление природы. Первая тема цикла уроков (27-30) посвящена тем образам в

искусстве, которые олицетворяют начало весны. Уроки (31-32)начинаются с восприятия

учащимися произведений мастеров живописи, отразивших в своём творчестве настроение

пасхального, весеннего праздника; произведений народного и декоративно-прикладного

искусства — пасхальных яиц К. Фаберже, пасхальных яиц,украшенных в технике скани,

украинских писанок — одних из главных атрибутов праздника. Цикл из двух уроков (33-

34)завершает весеннюю тему. На дворе — май. Состояние в природе какое-то

необыкновенно звонкое, с каждым днём добавляющее новые краски, запахи, звуки.

Соответственно этому состоянию выстраиваются и уроки по теме.

Содержание программы 7 класса ( 35 часов)

Раздел 1. Человек и среда в жизни и изобразительном искусстве (8 ч.)

На уроке 1 учащиеся погружаются в мир архитектурного пейзажа, знакомясь с

живописными произведениями XIV—XIX вв. Урок 2 продолжает начатый разговор об

искусстве архитектурного пейзажа. XX в. На уроках 3—5 семиклассники вспоминают ,

что означает слово «натюрморт» размышляют на тему значения натюрморта как жанра.

На уроках 6—8 углубляется представление учащихся о рукотворном мире человека,

культуре быта и красоте обыденных вещей в произведениях изобразительного искусства

на примере произведений мастеров интерьерного жанра отечественного и зарубежного

искусства.

Раздел 2.

Мир русской дворянской усадьбы как достояние художественной

культуры и образ жизни человека в искусстве (8 ч.)

Урок 9 посвящён дворцовым усадьбам, царским резиденциям, расположенным в

пригородах Петербурга и Москвы, и начинается с восприятия изображений усадеб на

фотографиях и в произведениях художников. Уроки 10—11 посвящены вопросам

изображения интерьера дворянской усадьбы с учётом законов и приёмов перспективы.

Цикл уроков 12—16 посвящён особенностям культуры и быта дворянского сословия.

Знакомство с костюмами и причёсками, характерными для русского дворянства XVIII—

XIX столетий, позволит семиклассникам не только более полно представить облик

представителей этого сословия, но и отразить свои впечатления о них в своих творческих

композици

Раздел 3. Народный мастер-носитель национальной культуры (10 ч.)

Уроки раздела 3

посвящены народному искусству и предоставляют учащимся

возможность убедиться в преемственности художественных традиций и сохранении их на

протяжении многих веков. Семиклассникам предстоит разгадать секреты древних узоров,

16

вышитых на полотенцах и народных костюмах, вырезанных или расписанных на

деревянных предметах быта или используемых в декоративном убранстве русских изб, и

убедиться в том, что «все наши коньки на крышах, петухи на ставнях, голуби на князьке

крыльца, цветы на постельном и тельном белье вместе с полотенцами носят не простой

характер узорочья. Творческие работы разного типа и уровня импровизации по мотивам

народного

искусства,

выполняемые

учащимися на

этих уроках,

направлены на

формирование их исторической и культурной памяти, выработку художественного вкуса,

определяющего ориентацию на духовно-

нравственные ценности. Все творческие работы объединяет и общая цель подготовка

изделия-сувенира на школьную ярмарку.

Раздел 4. Человек в различных сферах деятельности в жизни и искусстве. Техника

и искусство (9 ч.)

Цель цикла уроков 27-29, совпадающего с празднованием Дня космонавтики, состоит в

пробуждении интереса семиклассников к ярчайшим страницам первых космических

открытий и к необыкновенной космической живописи, а также желания создать

собственные конструкции летательных аппаратов. На этих уроках учащимся предстоит

выполнить из нетрадиционных материалов макет космического корабля. Уроки 30 -31

нацелены на углубление представлений учащихся об искусстве военного портрета.

Повышенный интерес к этому виду творчества возникает у художников в связи с

военными событиями современности или памятными датами героического прошлого. В

человеческой истории с различной степенью периодичности войны случались, к

сожалению,

постоянно:

захватнические,

освободительные,

справедливые

и

несправедливые. Военные дей- ствия непременно сопряжены с проявлениями мужества,

героизма, отваги и смелости. Защита Отечества и в мирное время — главный вид

деятельности людей военной профессии. При охране покоя своих сограждан нередко

возникают ситуации, когда приходится жертвовать собой и совершать героические

поступки. Эти черты защитников Отечества и стремятся отразить художники на своих

полотнах. Данная тема по времени совпадает с торжествами, посвящёнными одному из

главных праздников России — Дню Победы. Заключительный цикл уроков 32-34

подводит итоги года. Майское тепло пробуждает предчувствие приближения летних

каникул, когда хочется больше бывать на улице, радоваться пробуждению природы,

больше двигаться, прыгать, скакать, играть в подвижные игры. Это время школьных

спартакиад,

всевозможных

состязаний.

Предваряя

цикл

данных

уроков,

можно

предложить учащимся выполнить небольшое исследование по тематике, связанной с

историей Олимпийских игр, с Олимпийскими играми, проводимыми в России, с

предстоящей Олимпиадой в Сочи, с описанием отдельных видов спорта, с достиже-

ниями выдающихся спортсменов в различных видах спорта, а также с достижениями

спортсменов-земляков.

Содержание программы 8 класса ( 35 часов)

Раздел 1. Архитектура и скульптура России – летопись нашего Отечества и родного

края (8 ч.)

Основной целью цикла 1-4 уроков является воспитание уважения к истории культуры

своего Отечества, выраженной в архитектуре, в национальных образах предметно-

материальной и пространственной среды. Уроки 3—4 посвящены вопросам изображения

17

архитектурных мотивов города с натуры, по памяти и представлению с учётом законов и

приёмов перспективы. Цель уроков — развитие объёмно-пространственного мышления

учащихся

на

основе

принципов

реалистического

изображения

современного

архитектурного городского или сельского пейзажа для композиции «Любимое место

твоего города, посёлка». На уроках по этой теме углубляется представление учащихся о

роли различных сооружений, ставших памятниками архитектуры, в формировании облика

городов и их отображении в произведениях изобразительного искусства на примере

произведений художников-пейзажистов. Формируя представления учащихся об основах

изображения архитектуры с учётом линейной и воздушной перспективы, необходимо

закрепить полученные ими знания в процессе выполнения зарисовок любимых уголков

родного города Цикл из четырёх уроков (5-8)

по теме 2 посвящён памятникам

архитектуры и скульптуры XVIII—XX вв. и включает различные виды изобразительной,

исследовательской и проектной деятельности.

Раздел 2. Монументально-декоративная живопись в пространстве

культуры (8 ч.)

В

8

классе

обучающиеся

продолжают

знакомиться

с

такими

видами

монументально-декоративной живописи в архитектурной среде, как фреска, сграффито,

мозаика, витраж. В 5—6 классах дети получили представление об особенностях так

называемого пейзажа настроения, национального пейзажа, пейзажа типа марина,

исторического пейзажа. В 7 классе узнали о своеобразии архитектурного пейзажа,

который гармонично соединяет в себе разные виды искусства (собственно искусство

архитектуры и искусство изображения её в живописи или графике), проследили за тем,

как менялось отношение людей к архитектуре, как появлялись различные стили и

направления

в

искусстве.

Учащиеся

на

примере

конкретных

произведений

изобразительного

искусства

разного

времени

узнали

об

истории

становления

архитектурного пейзажа, который постепенно стал выразителем гармонии природы,

человека и архитектуры. Цель занятий по этой теме — углубление представлений

учащихся о монументальной живописи, её функционировании в природной среде.

Восьмиклассникам предстоит понять, как ландшафт местности влияет на рождение

архитектурного замысла и помогает художнику воплотить характер его образного

звучания. Учащиеся на примере конкретных произведений монументального искусства

разного времени узнают об истории становления монументально-декоративной живописи

в архитектурной среде; придут к пониманию того, что стиль каждой эпохи, даже

отдельных исторических периодов проходит через все искусства, а также затрагивает

религию, философию, науку

Раздел 3. Дизайн в России. Художественное проектирование предметной среды: от

функции к форме и от формы к функции (8 ч.)

В 7 классе учащиеся получили представление об особенностях организации предметно

пространственной среды, о роли художественной деятельности человека в освоении мира.

В

8

классе

учащиеся

продолжают

знакомиться

с

искусством

художественного

проектирования предметной среды. Цель занятий — углубление представлений учащихся

об интеграции различных явлений в искусстве и действительности, о том, как гармонично

соединяются в создаваемых человеком в промышленном производстве вещах их

утилитарные функции и красота форм, о роли дизайна в промышленности и жизни.

18

Раздел 4. Искусство конца XIX— начала XXв. Поиск новых художественных форм

изображения

действительности.

Утверждение

принципов

социалистического

реализма в искусстве 30-х гг.XX в. и дальнейшее его развитие (11 ч.)

На

уроке

25

восьмиклассники

знакомятся

с

одной

из

новаторских

техник

неоимпрессионизма — пуантилизмом (К. Писсарро, с. 181), это техника разложения

сложного цветового тона на чистые цветадерна, сюрреализма, экспрессионизма.

Материал урока 26 во многом обобщает, сводит в единую картину те сведения о

различных художественных течениях конца XIX — начала XX в., с которыми учащиеся

первоначально знакомились в 6—7 классах. На уроке 26 восьмиклассники знакомятся с

ещё одним модернистским течением — сюрреализмом. Урок 27 посвящён одному из

интереснейших художественных течений начала ХХ в. — кубизму. На 28 уроке

восьмиклассники знакомятся с произведениями русского искусства начала ХХ в., с

огромным разнообразием художественной жизни в России, с зарождением русского

авангарда.

На

уроках

29—30

продолжается

ознакомление

восьмиклассников

с

художественными тенденциями развития искусства и культуры начала ХХ в. Учащиеся

узнают о том, что 1920-е гг. — период поисков нового художественного стиля, созвучного

эпохе, происходящих не только в изобразительном (живописи, графике), но и в

декоративно-прикладном искусстве. На уроках 31—32 учащиеся продолжают знакомиться

с искусством прикладной графики. В 5—7 классах они получили представление об

особенностях создания поздравительной открытки, объявления, плаката, а теперь им

предстоит узнать о своеобразии художественной афиши, о современной рекламной

продукции, о том, как спроектировать и выполнить в материале рекламный комплект для

школьной арт-галереи в стиле рекламы начала XX в. Цель занятий по этой теме —

углубление представлений учащихся об искусстве прикладной графики, о взаимо-

связанности, интеграции явлений в искусстве, а также о том, как осуществляется диалог

культур между явлениями искусства. Уроки 33—34 посвящены творчеству выдающихся

отечественных художников, в произведениях которых отразились самые яркие и

характерные

события

и

признаки

советской

эпохи,

связанные

с

утверждением

социалистического реализма. На основе сравнения и сопоставления идейно-образного

содержания и художественных средств выразительности этих произведений учащиеся

выявляют и анализируют специфику изобразительного искусства 30—70-х гг. ХХ в.

Продолжается знакомство восьмиклассников с экс-

позициями музеев мира и России (Британский музей (Лондон), Музей С. Гуггенхайма

(Нью-Йорк); Политехнический музей (Москва), Всероссийский музей декоративно-

прикладного и народного искусства (Москва), а также школьных музеев (Музей «Память»

(Красноярск); Музей истории школы (Невьянск); Музей природы и человека (Ханты-

Мансийский автономный округ), Музей «Русская

изба» (Видное. Московская область).

3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение

каждой темы

Предмет "Изобразительное искусство" изучается в 5-8 классах в общем объеме 140 часов,

в неделю - 1час, 35 учебных недель.

19

Раздел

Класс ( ч)

5

6

7

8

Народное

художественное

творчество

неиссякаемый источник самобытной красоты

17

Виды

изобразительного

искусства

и

основы

образного языка

17

Понимание смысла деятельности художника

17

Вечные темы и великие исторические события в

искусстве

17

Конструктивное искусство: архитектура и дизайн

17

Изобразительное искусство и архитектура России XI

–XVII вв.

17

Искусство полиграфии

15

Стили, направления виды и жанры в русском

изобразительном искусстве и архитектуре XVIII -

XIX вв.

15

Взаимосвязь

истории

искусства

и

истории

человечества

2

Изображение в синтетических и экранных видах

искусства и художественная фотография

2

Резервное время

1

1

1

1

35

35

35

35

20



В раздел образования