Авторы: Котова Вера Владимировна, Тарасова Вероника Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБ НОУ "Гимназия № 48"
Населённый пункт: Новокузнецк
Наименование материала: педагогическая статья
Тема: "Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья".
Раздел: начальное образование
«Особенности работы с детьми с ограниченными
возможностями здоровья».
Подготовили:
учитель начальных классов
Котова В.В
учитель начальных классов
Тарасова В. И
МБ НОУ «Гимназия №48»
г. Новокузнецк
Необходимо ли обучение для больных детей и — в особенности —
детей-инвалидов с ограниченными возможностями передвижения? Казалось
бы, вряд ли уместна такая постановка вопроса. Совершенно очевидно, что
обучение посредством компьютера снимает весьма актуальную для этих
детей проблему образования. Однако не стоит спешить с категоричными
ответами.
Действительно, не вызывает возражений утверждение о необходимости
учиться
всем
детям
школьного
возраста
(и
детям
с
хроническими
заболеваниями, в частности). Вопрос стоит в другой плоскости — как это
сделать оптимальным образом для каждого ребенка?
Серьезную
проблему
для
больных
детей
и
детей-инвалидов
представляет профессионализация после окончания школы. В связи с
имеющимися хроническими заболеваниями и инвалидностью выпускники
таких школ не всегда могут получить высшее или среднее специальное
образование, трудоустроиться и в целом определиться с выбором профессии,
поскольку сталкиваются с целым рядом ограничений.
Цель: помочь каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья
найти оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.
Оказать информационную и психологическую помощь детям-инвалидам и
членам семей детей-инвалидов
Задачи:
1.
Определить
положительные возрастные потребности и интересы
ребенка.
2.
Обеспечить
эмоциональную
насыщенность
общей
деятельности,
организовать
совместные
коллективные
усилия
и
переживания,
объединяющие её участников.
3.
Создать атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к
успеху.
4.
Утвердить радостный, мажорный стиль жизни детской личности.
5.
Учитывать положительное воздействие общественного мнения.
6.
Заботится
о
создании
атмосферы
доброжелательного
взаимопонимания
Структура:
1. Диагностика личностного потенциала
1.1Составляется характеристика учащегося:
а) отношение к занятиям (желание учиться, отношение к успехам,
стремление выполнять все требования и рекомендации педагога, сознание
значимости дополнительного образования)
б) уровень сформированности навыков познавательной деятельности
воспитанника (умение планировать работу, умение выделять главное в
работе, умение осуществлять самоконтроль, уровень настойчивости)
в) ведущие интересы и склонности
г) культурный кругозор (начитанность)
д) общественная и трудовая активность (инициативность, отношение к труду,
добросовестность, заинтересованность в делах семьи)
е) состояние здоровья, отношение к здоровому образу жизни
ж) нравственная воспитанность (сформированность товарищества,
гуманизма, сознательной дисциплины, степень развитости чувства долга,
честность, порядочность)
з) рекомендации ученику по дальнейшей работе над своим характером.
1.2.Проведение диагностики учащегося путем анкетирования, тестирования.
1.3 Проведение психологических тестов
2. Отслеживание результатов деятельности
1 этап – диагностический
Цель данного этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение
ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.
2 этап – коррекционно-развивающий
Его цель – реализация индивидуальных программ развития ребенка. На
основе диагностических данных педагогом и ребенком определяются цели
собственного развития на предстоящий период времени и план их
реализации.
Основные направления:
Развитие эстетической культуры
Цель: формировать свою среду, свои действия по эстетическим критериям
восприятия прекрасного.
Интеллектуальное развитие
Цель: формировать целостность научной картины мира.
Саморазвитие
Цель: формировать самосознание, становление активной позиции.
Развитие патриотизма и гражданственности
Цель: формировать воспитание любви к школе, родной станице, республике.
Развитие нравственности
Цель: формировать гуманистические отношения к окружающему миру.
Развитие творчества
Цель: развивать творческие способности.
Здоровьесберегающее развитие
Цель: формировать стремление к здоровому образу жизни.
Методы и приемы по основным направлениям:
индивидуальные развивающие занятия,
психологические тренинги,
беседы,
тестирование,
анкетирование,
диагностирование
консультации
поручения
просмотры фильмов
изучение литературы
участие в проектной деятельности
посещение семьи
Ожидаемые результаты:
1. Расширение кругозора ученика.
2. Возможность начать осуществление профессиональной деятельности еще
до окончания школы, освоить первичные навыки, необходимые для
профессий, требующих владения информационными технологиями.
3. Сказать самому себе «Я- как все».
4. Уметь делать полезное не только для себя, но и уметь произвести хорошее
впечатление на окружающих.
5. Научить любить жизнь, научить преодолевать трудности и уметь
протянуть руку помощи.