Напоминание

Виды прогулок в детском саду.


Автор: Крюкова Лариса Павловна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: ГБОУ Школа №2122
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Виды прогулок в детском саду.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Виды прогулок в детском саду.

Важным

элементом

образовательного

процесса

дошкольного

учреждения являются прогулки с детьми. Традиционно прогулка включает в

себя организацию с воспитанниками наблюдений за явлениями природы

(растительным и животным миром, неживой природой); разнообразные игры;

трудовую

деятельность;

спортивные

упражнения

и

самостоятельную

деятельность детей по их выбору и интересам.

Основная задача воспитателя при проведении прогулок состоит в

обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для

воспитанников деятельности. При этом необходимо равномерно чередовать

спокойную

и

двигательную

деятельности,

распределять

физическую

нагрузку во время прогулки.

Для того чтобы прогулки были разнообразными и интересными для

детей,

нужно

ежедневно

планировать

их

содержание,

включая

образовательную

составляющую

и

самостоятельную

деятельность

дошкольников. Самостоятельная и совместная деятельность со сверстниками

предполагает наличие разнообразного игрового материала и инвентаря,

создание гибко изменяющихся предметно-игровых средств на участке

детского сада.

Основные

требования

к

организации

прогулок

определены

постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от

15.05.2013 № 26 «Об утверждении Сан ПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-

эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации

режима работы дошкольных образовательных организаций"».

Так, согласно п. 11.5 рекомендуемая продолжительность ежедневных

прогулок составляет 3-4 ч. Продолжительность прогулки определяется

дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических

условий. При температуре воздуха ниже -15 °С и скорости ветра более 7 м/с

продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.

В соответствии с п. 11.6 рекомендуется организовывать прогулки 2

раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня - после

дневного сна или перед уходом детей домой.

Согласно п. 12.7 прогулку детей после плавания в бассейне

организуют

не

менее

чем

через

50

мин

в

целях

предупреждения

переохлаждения воспитанников.

Современные требования к обновлению образовательного процесса

предполагают

обеспечение

максимального

разнообразия

прогулок

по

содержанию и организации, использовать традиционную и нетрадиционную

формы организации прогулок. Нужно стараться проводить

интересные

развивающие прогулки, систематизированные с учетом сезонов и тематики

ознакомления дошкольников с природой. Можно составлять сценарии

развлечений с использованием разнообразных видов детской деятельности и

проводить их во время, отведенное режимом для прогулок.

Наряду с традиционной, сложившейся годами структурой прогулок с

детьми, можно проводить тематические прогулки, которые построены по

принципу доминирования. Обязательными составляющими тематических

прогулок самых разных видов являются совместная деятельность взрослого с

детьми, совместная деятельность со сверстниками и самостоятельная

деятельность ребенка. Совместная деятельность взрослого с детьми в ходе

прогулки проявляется особенно ярко, т. к. осуществляется тесное общение

между ними во всех видах деятельности. Для ребенка образовательный

процесс имеет смысл, если он строится в виде деятельности. Поэтому

образовательная составляющая прогулки связана с любым из видов детской

деятельности

(игровым,

коммуникативным,

трудовым,

двигательным,

познавательно-исследовательским,

музыкально-художественным,

продуктивным) без жесткой ее регламентации. ]

Ведущей игровой деятельности ребенка, посредством которой он

познает мир и органично развивается, на прогулке отводится особая роль.

Игровые

формы

образования

можно

использовать

при

организации

индивидуальной, подгрупповой или фронтальной работы с воспитанниками.

Двигательная деятельность на прогулке объединяется с игровой.

Воспитателю нужно

регулировать нагрузку, наблюдая за состоянием

здоровья детей.

Педагогу нужно планировать прогулку с учетом множества факторов:

погодных

условий,

возраста

детей,

их

познавательных

интересов,

имеющегося материала, тематики предыдущей образовательной деятельно-

сти. Также необходимо предусмотреть возможность оздоровительного

эффекта в физическом и психическом плане. Правильно организованная

прогулка - это наиболее доступное средство закаливания детского организма.

Не следует отказываться от традиционной формы проведения прогулок,

более того, они должны занимать большую часть времени в практике

организации работы с детьми. Но наряду с

ними можно проводить

разнообразные виды прогулок: прогулки-походы, развлекательные прогулки

с персонажем, прогулки-события, спортивные прогулки, прогулки - трудовые

акции, пешие прогулки в зеленые зоны города.

Прогулки-походы

представляют

собой

организованный

вид

деятельности,

в

ходе

которого

решаются

оздоровительные

задачи,

совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей,

удовлетворяются их познавательные потребности, воспитывается любовь и

эстетическое отношение к природе. Естественные природные условия

оказывают

также

неоценимое

закаливающее

воздействие

на

детский

организм. Проводить их следует с детьми старшего дошкольного возраста.

Оптимальное количество таких прогулок две-три в год. Если проводить их

чаще, то эти прогулки могут утратить свою привлекательность, у детей

снизится к ним интерес.

Развлекательные прогулки с персонажем направлены на создание

позитивного эмоционального фона, эмоциональную и психологическую

разгрузку детей, удовлетворение их потребности в двигательной активности.

Формы организации могут быть разнообразными и вариативными, поскольку

зависят не только от поставленных целей и задач, но и от тематической

направленности и смысловой насыщенности.

Прогулки

с

персонажем

хорошо

использовать

для

мотивации

воспитанников к определенному виду деятельности. Персонаж помогает

заинтересовать всех детей группы, привлечь их к совместной игровой

деятельности, наблюдениям, труду.

Прогулка-событие

посвящается

определенной

теме

(Дню

космонавтики, Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню города, Дню

знаний и др.) или событию в детском саду (установили новый игровой

комплекс, спортивное оборудование, обновили песок в песочницах и др.).

Прогулка-событие

(тематическая

прогулка)

помогает

воспитателю

подчеркнуть важность события, уточнить их знания, выяснить характер

восприятия определенной темы. Прогулки данного вида способствуют

умственному, нравственному, эстетическому воспитанию, развивают любо-

знательность дошкольников.

Спортивные

прогулки

направлены

на

укрепление

здоровья,

профилактику утомления, физическое и умственное развитие, оптимизацию

двигательной активности детей. При организации подобных прогулок

разнообразные

виды

детской

деятельности

объединяются

спортивной

тематикой. Правильно организованные спортивные прогулки оказывают

закаливающее воздействие на детский организм в естественных природных

условиях, способствуют повышению уровня физической подготовленности

детей дошкольного возраста. Акцент в ходе проведения таких прогулок

делается на формировании физических качеств, воспитании интереса к

спорту и здоровому образу жизни.

В прогулках - трудовых акциях преобладают трудовые поручения,

воспитанники приобщаются к разным формам труда в соответствии с

сезоном и погодными условиями. У детей формируется понимание, что труд

на природе - это не игра или развлечение, а серьезное занятие. Воспитателю

нужно подвести детей к пониманию необходимости труда, воспитывать

желание участвовать в работах по уходу за растениями, кормлению птиц,

уборке территории (очистке веранды от песка, листьев, снега и пр.).

На таких прогулках дети учатся трудиться коллективно, сообща. Итог

выполненной ими работы - это результат совместного труда всех.[5]

Одежда

и

обувь

воспитанников

в

день

прогулки

должны

соответствовать времени года и погодным условиям. Сопровождающие детей

взрослые

должны

следить,

чтобы

у

них

не

было

перегрева

или

переохлаждения.

При

организации

прогулки

на

дальние

расстояния

обязательно наличие аптечки, питьевой воды и средств гигиены.

Перед прогулкой с воспитанниками проводится беседа о правилах поведения

на улицах города, на природе. На этапе организации целевых прогулок за

пределы детского сада ответственные лица (воспитатели и родители)

проходят инструктаж по вопросам охраны жизни и здоровья детей.

Разные виды прогулок, несомненно, вносят разнообразие в жизнь

дошкольников, обогащают их воображение, позволяют лучше узнать

окружающую природу, местность, где они живут. Дети получают по-

ложительные эмоции и яркие впечатления, которые затем выражают в своих

рассказах, рисунках. Прогулки создают прекрасные возможности для

развития сенсорной сферы детей. Беседы с педагогом во время прогулки и

последующие рассказы воспитанников о своих впечатлениях способствуют

развитию у них диалогической и монологической речи. Кроме того, прогулки

за пределы территории дошкольного учреждения позволяют закреплять на

практике знания детей о безопасном поведении на улицах и дорогах. Таким

образом, данная форма работы проводится не только с познавательной, но и с

практической целями.



В раздел образования