Автор: Крюкова Лариса Павловна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: ГБОУ Школа №2122
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Виды прогулок в детском саду.
Раздел: дошкольное образование
Виды прогулок в детском саду.
Важным
элементом
образовательного
процесса
дошкольного
учреждения являются прогулки с детьми. Традиционно прогулка включает в
себя организацию с воспитанниками наблюдений за явлениями природы
(растительным и животным миром, неживой природой); разнообразные игры;
трудовую
деятельность;
спортивные
упражнения
и
самостоятельную
деятельность детей по их выбору и интересам.
Основная задача воспитателя при проведении прогулок состоит в
обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для
воспитанников деятельности. При этом необходимо равномерно чередовать
спокойную
и
двигательную
деятельности,
распределять
физическую
нагрузку во время прогулки.
Для того чтобы прогулки были разнообразными и интересными для
детей,
нужно
ежедневно
планировать
их
содержание,
включая
образовательную
составляющую
и
самостоятельную
деятельность
дошкольников. Самостоятельная и совместная деятельность со сверстниками
предполагает наличие разнообразного игрового материала и инвентаря,
создание гибко изменяющихся предметно-игровых средств на участке
детского сада.
Основные
требования
к
организации
прогулок
определены
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
15.05.2013 № 26 «Об утверждении Сан ПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-
эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных организаций"».
Так, согласно п. 11.5 рекомендуемая продолжительность ежедневных
прогулок составляет 3-4 ч. Продолжительность прогулки определяется
дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических
условий. При температуре воздуха ниже -15 °С и скорости ветра более 7 м/с
продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.
В соответствии с п. 11.6 рекомендуется организовывать прогулки 2
раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня - после
дневного сна или перед уходом детей домой.
Согласно п. 12.7 прогулку детей после плавания в бассейне
организуют
не
менее
чем
через
50
мин
в
целях
предупреждения
переохлаждения воспитанников.
Современные требования к обновлению образовательного процесса
предполагают
обеспечение
максимального
разнообразия
прогулок
по
содержанию и организации, использовать традиционную и нетрадиционную
формы организации прогулок. Нужно стараться проводить
интересные
развивающие прогулки, систематизированные с учетом сезонов и тематики
ознакомления дошкольников с природой. Можно составлять сценарии
развлечений с использованием разнообразных видов детской деятельности и
проводить их во время, отведенное режимом для прогулок.
Наряду с традиционной, сложившейся годами структурой прогулок с
детьми, можно проводить тематические прогулки, которые построены по
принципу доминирования. Обязательными составляющими тематических
прогулок самых разных видов являются совместная деятельность взрослого с
детьми, совместная деятельность со сверстниками и самостоятельная
деятельность ребенка. Совместная деятельность взрослого с детьми в ходе
прогулки проявляется особенно ярко, т. к. осуществляется тесное общение
между ними во всех видах деятельности. Для ребенка образовательный
процесс имеет смысл, если он строится в виде деятельности. Поэтому
образовательная составляющая прогулки связана с любым из видов детской
деятельности
(игровым,
коммуникативным,
трудовым,
двигательным,
познавательно-исследовательским,
музыкально-художественным,
продуктивным) без жесткой ее регламентации. ]
Ведущей игровой деятельности ребенка, посредством которой он
познает мир и органично развивается, на прогулке отводится особая роль.
Игровые
формы
образования
можно
использовать
при
организации
индивидуальной, подгрупповой или фронтальной работы с воспитанниками.
Двигательная деятельность на прогулке объединяется с игровой.
Воспитателю нужно
регулировать нагрузку, наблюдая за состоянием
здоровья детей.
Педагогу нужно планировать прогулку с учетом множества факторов:
погодных
условий,
возраста
детей,
их
познавательных
интересов,
имеющегося материала, тематики предыдущей образовательной деятельно-
сти. Также необходимо предусмотреть возможность оздоровительного
эффекта в физическом и психическом плане. Правильно организованная
прогулка - это наиболее доступное средство закаливания детского организма.
Не следует отказываться от традиционной формы проведения прогулок,
более того, они должны занимать большую часть времени в практике
организации работы с детьми. Но наряду с
ними можно проводить
разнообразные виды прогулок: прогулки-походы, развлекательные прогулки
с персонажем, прогулки-события, спортивные прогулки, прогулки - трудовые
акции, пешие прогулки в зеленые зоны города.
Прогулки-походы
представляют
собой
организованный
вид
деятельности,
в
ходе
которого
решаются
оздоровительные
задачи,
совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей,
удовлетворяются их познавательные потребности, воспитывается любовь и
эстетическое отношение к природе. Естественные природные условия
оказывают
также
неоценимое
закаливающее
воздействие
на
детский
организм. Проводить их следует с детьми старшего дошкольного возраста.
Оптимальное количество таких прогулок две-три в год. Если проводить их
чаще, то эти прогулки могут утратить свою привлекательность, у детей
снизится к ним интерес.
Развлекательные прогулки с персонажем направлены на создание
позитивного эмоционального фона, эмоциональную и психологическую
разгрузку детей, удовлетворение их потребности в двигательной активности.
Формы организации могут быть разнообразными и вариативными, поскольку
зависят не только от поставленных целей и задач, но и от тематической
направленности и смысловой насыщенности.
Прогулки
с
персонажем
хорошо
использовать
для
мотивации
воспитанников к определенному виду деятельности. Персонаж помогает
заинтересовать всех детей группы, привлечь их к совместной игровой
деятельности, наблюдениям, труду.
Прогулка-событие
посвящается
определенной
теме
(Дню
космонавтики, Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню города, Дню
знаний и др.) или событию в детском саду (установили новый игровой
комплекс, спортивное оборудование, обновили песок в песочницах и др.).
Прогулка-событие
(тематическая
прогулка)
помогает
воспитателю
подчеркнуть важность события, уточнить их знания, выяснить характер
восприятия определенной темы. Прогулки данного вида способствуют
умственному, нравственному, эстетическому воспитанию, развивают любо-
знательность дошкольников.
Спортивные
прогулки
направлены
на
укрепление
здоровья,
профилактику утомления, физическое и умственное развитие, оптимизацию
двигательной активности детей. При организации подобных прогулок
разнообразные
виды
детской
деятельности
объединяются
спортивной
тематикой. Правильно организованные спортивные прогулки оказывают
закаливающее воздействие на детский организм в естественных природных
условиях, способствуют повышению уровня физической подготовленности
детей дошкольного возраста. Акцент в ходе проведения таких прогулок
делается на формировании физических качеств, воспитании интереса к
спорту и здоровому образу жизни.
В прогулках - трудовых акциях преобладают трудовые поручения,
воспитанники приобщаются к разным формам труда в соответствии с
сезоном и погодными условиями. У детей формируется понимание, что труд
на природе - это не игра или развлечение, а серьезное занятие. Воспитателю
нужно подвести детей к пониманию необходимости труда, воспитывать
желание участвовать в работах по уходу за растениями, кормлению птиц,
уборке территории (очистке веранды от песка, листьев, снега и пр.).
На таких прогулках дети учатся трудиться коллективно, сообща. Итог
выполненной ими работы - это результат совместного труда всех.[5]
Одежда
и
обувь
воспитанников
в
день
прогулки
должны
соответствовать времени года и погодным условиям. Сопровождающие детей
взрослые
должны
следить,
чтобы
у
них
не
было
перегрева
или
переохлаждения.
При
организации
прогулки
на
дальние
расстояния
обязательно наличие аптечки, питьевой воды и средств гигиены.
Перед прогулкой с воспитанниками проводится беседа о правилах поведения
на улицах города, на природе. На этапе организации целевых прогулок за
пределы детского сада ответственные лица (воспитатели и родители)
проходят инструктаж по вопросам охраны жизни и здоровья детей.
Разные виды прогулок, несомненно, вносят разнообразие в жизнь
дошкольников, обогащают их воображение, позволяют лучше узнать
окружающую природу, местность, где они живут. Дети получают по-
ложительные эмоции и яркие впечатления, которые затем выражают в своих
рассказах, рисунках. Прогулки создают прекрасные возможности для
развития сенсорной сферы детей. Беседы с педагогом во время прогулки и
последующие рассказы воспитанников о своих впечатлениях способствуют
развитию у них диалогической и монологической речи. Кроме того, прогулки
за пределы территории дошкольного учреждения позволяют закреплять на
практике знания детей о безопасном поведении на улицах и дорогах. Таким
образом, данная форма работы проводится не только с познавательной, но и с
практической целями.