Напоминание

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ К ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА


Автор: Сагдарова Эрзият Рауфовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д/с 52 "Самолетик"
Населённый пункт: г.Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ К ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА
Раздел: дополнительное образование





Назад




ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ К ШКОЛЕ В

УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

Аннотация. В статье проводится исследование процесса организации работы по

подготовке детей 6-7 лет к школе в условиях детского сада. Демонстрируются подходы

различных авторов к трактовке организации подготовки детей к школе в современных

условиях. Приводится авторская план-сетка по подготовке детей.

Ключевые слова: подготовка детей, детский сад, организация работы, подготовка к

школе.

Одним из приоритетных направлений государственной политики в настоящее

время является создание равных условий для прохождения начальной подготовки к

поступлению в школу на базе сети дошкольных образовательных учреждений. Одна из

главных проблем заключается в том, что учреждения дошкольного образования работают

по разным программам, следовательно, каждое учреждение выдвигает свои критерии к

показателям развития ребенка. А при поступлении в школу эти показатели развития

подлежат оценке. Актуальность исследования обусловлена наличием разрыва между

показателями развития в дошкольных программах и тех показателях, на которые

опираются сами школы при оценке ребенка.

В исследовании Голованова В.П. обращается внимание на то, что готовность

ребенка

к

школе

является

комплексным

понятием

[1].

В

его

основу

входят

психологические и морфофизиологические особенности ребенка, развитые до такой

степени, которая позволяет перейти к этапу школьного обучения. Также в исследовании

автора подчеркивается, что основная подготовка к школе осуществляется на базе

дошкольных

учреждений

образования.

Следовательно,

перед

дошкольными

учреждениями в рамках подготовки стоит задача по достижению определенного уровня

развития детей и проведению их подготовки к освоению учебных предметов.

В исследовании Мухиной В.С. указывается, что работа по подготовке к обучению в

школе начинается еще до перехода ребенка в подготовительную группу [3]. При этом

выделятся два уровня готовности ребенка к обучению - общая и специальная готовность.

Общая готовность подразумевает, что ребенок достигает определенного уровня

психологической и физической подготовки к продолжению обучения. Психологическая

готовность обозначает наличие у ребенка готовности принять свою новую социальную

позицию, развитого кругозора и развитых познавательных процессов, сформированных

нравственных

и

коммуникативных

способностей,

соответствующих

старшему

дошкольному возрасту.

Также к компонентам психологической готовности принято относить наличие

функциональной готовности к процессу обучения, наличие развитой эмоционально-

волевой сферы, позволяющей ребенку ставить перед собой цели, принимать решения и

действовать по плану.

Под наличием у ребенка специальной готовности понимается приобретение

ребенком необходимых знаний и умений с целью успешного овладения школьными

предметами. Среди компонентов автор приводит развитие математических способностей

элементарного счета, развитие представлений об окружающем мире, умений читать по

алфавиту и писать буквы. В исследовании Рябовой Е.В. установлены другие показатели

готовности ребенка к школе [4]. Они приведены в таблице.

Показатели

готовности

ребенка

к

школе

Признаки

сформированного

показателя готовности к школе

Развитые речевые навыки и готовность

к освоению грамоты

Умение

различать

гласные

и

согласные звуки; умение в устной

форме

передавать

содержание

литературных текстов; умение строить

простые предложения

Развитые

элементарные

математические представления

Умение считать и называть число,

предшествующее озвученному; умение

измерять

длину

предметов

с

использованием для этого условных

показателей; знание цифр и умение

соотносить

числа

с

реальным

количеством предметов

Развитый кругозор

Умение ориентироваться во времени

суток

и

часах;

знания

правил

поведения в местах общего скопления

людей; знание сезонов года; наличие

представлений

о

профессиях

и

специальностях среди взрослых

Задача настоящего исследования сводится к тому, чтобы с учетом современных

требований школы разработать программу подготовки детей к школе на базе учреждений

дошкольного образования. В публикации Л. Коломинского обращается внимание на то,

что достижение указанной цели является возможным при условии использования

комплексного подхода к подготовке дошкольников [2]. Этот подход включает в себя

формирование психологической и специальной готовности к переходу на этап обучения в

школе с использованием для этого разных форм работы с детьми, а также сотрудничества

между школой и дошкольным учреждением образования.

В соответствии с предъявляемыми требованиями к поступлению в школу мною

была разработана программа подготовки дошкольников 6-7 лет к поступлению в школу.

Данная программа представлена ниже в таблице.

Цель программы

Организация

совместной

деятельности

ДОУ, школы и родителей ребенка для

формирования

у

него

готовности

к

прохождению обучения в школе

Задачи программы

Создание

условий

для

осуществления

подготовки;

обеспечение

преемственности

между

ступенями

образования;

обеспечение

качества

образовательного

процесса;

оказание

помощи семье с целью решения вопросов,

связанных с переходом из детского сада в

школу

Направление деятельности

Методическая работа; взаимодействие с

родителями; проведение работы с детьми

Критерии оценки

Анализ

итогов

завершенного

образовательного

процесса

на

уровне

ДОУ; наблюдение за детьми в течение

подготовки с целью выявления проблем с

развитием ребенка; диагностика уровня

готовности ребенка к школе; проведение

работы с родителями и получение от них

информации

по

ситуации

с

микроклиматом

в

семье

посредством

проведения бесед, заполнения анкет и т. д.

Ожидаемые результаты

Налаженное сотрудничество родителей с

воспитателями

ДОУ

и

учителями

начальной

школы;

совместная

работа

ДОУ и школы; готовность ребенка к

прохождению обучения в школе; полное

или

частичное

решение

проблем,

связанных

с

переходом

в

условия

существования в среде новой социальной

ситуации

Материально-кадровое обеспечение

Воспитатели и педагоги; психологи и

педагоги-организаторы;

сотрудники

администрации школы и ДОУ; родители

Формы работы с детьми по подготовке к

обучению в школе

Словесные и интерактивные игры на

школьную

тематику;

сюжетно-ролевые

игры, в том числе с сюжетами на тему

школы;

знакомство

со

школьными

принадлежностями и учебными классами;

чтение

и

анализ

литературных

произведений по теме школьной жизни;

беседы с участием родителей об учителях,

любимых предметах и т. д.

План-сетка для подготовки детей к школе приведена ниже в таблице и рассчитана

на реализацию в течение 1 учебного года перед поступлением в школу.

Период

Мероприятие

Участвующие лица

Сентябрь

Диагностика

уровня

развития детей

Педагоги-психологи

от

ДОУ и школы

Октябрь

Проведение

беседы

по

реализации

принципа

преемственности

между

ступенями образования

Сотрудники

администрации

ДОУ

и

школы

Ноябрь

Методические

встречи

педагогов

начальных

классов и педагогов ДОУ

Учителя

школы

и

воспитатели ДОУ

Декабрь

Занятия для родителей

Учителя начальной школы

и

педагоги

ДОУ,

сотрудники администрации

ДОУ и школы

Январь

Проведение дня открытых

дверей в школе и ДОУ

Учителя начальной школы

и

педагоги

ДОУ,

сотрудники

администрации,

родители

дошкольников,

дошкольники

Февраль-май

Практикумы для родителей

Родители,

учителя

начальной

школы,

педагоги-психологи

Март

Экскурсии

для

дошкольников в школу

Педагог-организатор,

учителя младших классов

Апрель

Выпускной

утренник

в

детском саду с участием

младших школьников

Педагог-организатор,

родители, дети

Май

Родительское собрание на

тему готовности к школе

Родители,

сотрудники

администрации

ДОУ,

педагоги-психологи

В течение года

Беседы на тему готовности

к школе и ее диагностики,

анализа

проделанной

и

предстоящей работы

Сотрудники

администрации

ДОУ

и

школы, родители

В течение года

Занятия

с

детьми

с

использованием для этого

разных форм обучения и

Педагоги

ДОУ,

дошкольники,

педагоги-

психологи

подготовки к школе

Оценивать уровень готовности ребенка к школе необходимо на основе системы

критериев. К таковым необходимо отнести наличие мотивации на учебу и способности

проявлять самостоятельность, сформированность у ребенка наглядно-образного и

наглядно-действенного мышления,

развитие у него познавательных процессов и

пространственных представлений. Модель выпускника ДОУ, готового к продолжению

обучения в школе, приведена ниже в таблице.

Модель выпускника ДОУ, готового к продолжению обучения в школе

1. Ребенок достиг оптимального уровня физического развития для своего возраста,

овладел навыками культуры и гигиены, в целом физически развит

2. Ребенок испытывает интерес к познанию новых для него предметов и явлений,

проявляет самостоятельность и инициативность в образовательном процессе. В целом

активе и любознателен

3. Ребенок имеет развитую эмоционально-волевую сферу. Он откликается на эмоции,

способен сопереживать и сочувствовать

4. Ребенок умеет использовать способы взаимодействия и средства общения для

поддержания контактов как со сверстниками, так и со взрослыми

5. Ребенок умеет управлять своим поведением, планировать свои действия для

достижения конкретной цели

6. Ребенок имеет опыт и развитые навыки для решения им личностных проблем и

задач, носящих интеллектуальный характер

7. Ребенок имеет универсальные предпосылки для участия в учебной деятельности

8. Ребенок имеет развитые умения и навыки, связанные с речью, изобразительным,

музыкальным искусством и т. д.

Таким образом, для решения проблемы в разнице требований к уровню подготовки

между программами ДОУ и начальной школы достаточно включить в образовательные

программы ДОУ те требования, которые выдвигаются школами по отношению к

первоклассникам.

Для

обеспечения

поддержки

и

эффективного

участия

в

подготовительном процессе всех участников требуется наладить взаимодействие между

дошкольным

образовательным

учреждением

и

его

сотрудниками,

школой

и

ее

сотрудниками, включая администрацию, а также старшими дошкольниками и младшими

дошкольниками.

Список литертауры

1. Голованов, В. П. Дополнительное образование детей - личное образовательное

пространство детства [Текст] / В. П. Голованов. - М. : Киров ООО «Издательство «Радуга-

ПРЕСС», 2017. - 23 с.

2. Коломинский, Я. Л., Панько, Е. А. Игра в жизни дошкольника [Текст] : пособие

для педагогов учреждений дошкольного образования / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. -

М. : НИО, 2015. - 48 с.

3. Мухина, В. С. К проблеме социального развития ребенка в дошкольном детстве

[Текст] / В. С. Мухина // Психологический журнал. - 2016. - № 5. - 27 с.

4. Рябова, Н. В. Дополнитеельное образование как институт социализации детей

дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Рябова, Е. В. Барцаева // Современные наукоемкие

технологии. - 2016. - № 9-1. -С. 159-163.



В раздел образования