Автор: Сагдарова Эрзият Рауфовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д/с 52 "Самолетик"
Населённый пункт: г.Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ К ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА
Раздел: дополнительное образование
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ К ШКОЛЕ В
УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА
Аннотация. В статье проводится исследование процесса организации работы по
подготовке детей 6-7 лет к школе в условиях детского сада. Демонстрируются подходы
различных авторов к трактовке организации подготовки детей к школе в современных
условиях. Приводится авторская план-сетка по подготовке детей.
Ключевые слова: подготовка детей, детский сад, организация работы, подготовка к
школе.
Одним из приоритетных направлений государственной политики в настоящее
время является создание равных условий для прохождения начальной подготовки к
поступлению в школу на базе сети дошкольных образовательных учреждений. Одна из
главных проблем заключается в том, что учреждения дошкольного образования работают
по разным программам, следовательно, каждое учреждение выдвигает свои критерии к
показателям развития ребенка. А при поступлении в школу эти показатели развития
подлежат оценке. Актуальность исследования обусловлена наличием разрыва между
показателями развития в дошкольных программах и тех показателях, на которые
опираются сами школы при оценке ребенка.
В исследовании Голованова В.П. обращается внимание на то, что готовность
ребенка
к
школе
является
комплексным
понятием
[1].
В
его
основу
входят
психологические и морфофизиологические особенности ребенка, развитые до такой
степени, которая позволяет перейти к этапу школьного обучения. Также в исследовании
автора подчеркивается, что основная подготовка к школе осуществляется на базе
дошкольных
учреждений
образования.
Следовательно,
перед
дошкольными
учреждениями в рамках подготовки стоит задача по достижению определенного уровня
развития детей и проведению их подготовки к освоению учебных предметов.
В исследовании Мухиной В.С. указывается, что работа по подготовке к обучению в
школе начинается еще до перехода ребенка в подготовительную группу [3]. При этом
выделятся два уровня готовности ребенка к обучению - общая и специальная готовность.
Общая готовность подразумевает, что ребенок достигает определенного уровня
психологической и физической подготовки к продолжению обучения. Психологическая
готовность обозначает наличие у ребенка готовности принять свою новую социальную
позицию, развитого кругозора и развитых познавательных процессов, сформированных
нравственных
и
коммуникативных
способностей,
соответствующих
старшему
дошкольному возрасту.
Также к компонентам психологической готовности принято относить наличие
функциональной готовности к процессу обучения, наличие развитой эмоционально-
волевой сферы, позволяющей ребенку ставить перед собой цели, принимать решения и
действовать по плану.
Под наличием у ребенка специальной готовности понимается приобретение
ребенком необходимых знаний и умений с целью успешного овладения школьными
предметами. Среди компонентов автор приводит развитие математических способностей
элементарного счета, развитие представлений об окружающем мире, умений читать по
алфавиту и писать буквы. В исследовании Рябовой Е.В. установлены другие показатели
готовности ребенка к школе [4]. Они приведены в таблице.
Показатели
готовности
ребенка
к
школе
Признаки
сформированного
показателя готовности к школе
Развитые речевые навыки и готовность
к освоению грамоты
Умение
различать
гласные
и
согласные звуки; умение в устной
форме
передавать
содержание
литературных текстов; умение строить
простые предложения
Развитые
элементарные
математические представления
Умение считать и называть число,
предшествующее озвученному; умение
измерять
длину
предметов
с
использованием для этого условных
показателей; знание цифр и умение
соотносить
числа
с
реальным
количеством предметов
Развитый кругозор
Умение ориентироваться во времени
суток
и
часах;
знания
правил
поведения в местах общего скопления
людей; знание сезонов года; наличие
представлений
о
профессиях
и
специальностях среди взрослых
Задача настоящего исследования сводится к тому, чтобы с учетом современных
требований школы разработать программу подготовки детей к школе на базе учреждений
дошкольного образования. В публикации Л. Коломинского обращается внимание на то,
что достижение указанной цели является возможным при условии использования
комплексного подхода к подготовке дошкольников [2]. Этот подход включает в себя
формирование психологической и специальной готовности к переходу на этап обучения в
школе с использованием для этого разных форм работы с детьми, а также сотрудничества
между школой и дошкольным учреждением образования.
В соответствии с предъявляемыми требованиями к поступлению в школу мною
была разработана программа подготовки дошкольников 6-7 лет к поступлению в школу.
Данная программа представлена ниже в таблице.
Цель программы
Организация
совместной
деятельности
ДОУ, школы и родителей ребенка для
формирования
у
него
готовности
к
прохождению обучения в школе
Задачи программы
Создание
условий
для
осуществления
подготовки;
обеспечение
преемственности
между
ступенями
образования;
обеспечение
качества
образовательного
процесса;
оказание
помощи семье с целью решения вопросов,
связанных с переходом из детского сада в
школу
Направление деятельности
Методическая работа; взаимодействие с
родителями; проведение работы с детьми
Критерии оценки
Анализ
итогов
завершенного
образовательного
процесса
на
уровне
ДОУ; наблюдение за детьми в течение
подготовки с целью выявления проблем с
развитием ребенка; диагностика уровня
готовности ребенка к школе; проведение
работы с родителями и получение от них
информации
по
ситуации
с
микроклиматом
в
семье
посредством
проведения бесед, заполнения анкет и т. д.
Ожидаемые результаты
Налаженное сотрудничество родителей с
воспитателями
ДОУ
и
учителями
начальной
школы;
совместная
работа
ДОУ и школы; готовность ребенка к
прохождению обучения в школе; полное
или
частичное
решение
проблем,
связанных
с
переходом
в
условия
существования в среде новой социальной
ситуации
Материально-кадровое обеспечение
Воспитатели и педагоги; психологи и
педагоги-организаторы;
сотрудники
администрации школы и ДОУ; родители
Формы работы с детьми по подготовке к
обучению в школе
Словесные и интерактивные игры на
школьную
тематику;
сюжетно-ролевые
игры, в том числе с сюжетами на тему
школы;
знакомство
со
школьными
принадлежностями и учебными классами;
чтение
и
анализ
литературных
произведений по теме школьной жизни;
беседы с участием родителей об учителях,
любимых предметах и т. д.
План-сетка для подготовки детей к школе приведена ниже в таблице и рассчитана
на реализацию в течение 1 учебного года перед поступлением в школу.
Период
Мероприятие
Участвующие лица
Сентябрь
Диагностика
уровня
развития детей
Педагоги-психологи
от
ДОУ и школы
Октябрь
Проведение
беседы
по
реализации
принципа
преемственности
между
ступенями образования
Сотрудники
администрации
ДОУ
и
школы
Ноябрь
Методические
встречи
педагогов
начальных
классов и педагогов ДОУ
Учителя
школы
и
воспитатели ДОУ
Декабрь
Занятия для родителей
Учителя начальной школы
и
педагоги
ДОУ,
сотрудники администрации
ДОУ и школы
Январь
Проведение дня открытых
дверей в школе и ДОУ
Учителя начальной школы
и
педагоги
ДОУ,
сотрудники
администрации,
родители
дошкольников,
дошкольники
Февраль-май
Практикумы для родителей
Родители,
учителя
начальной
школы,
педагоги-психологи
Март
Экскурсии
для
дошкольников в школу
Педагог-организатор,
учителя младших классов
Апрель
Выпускной
утренник
в
детском саду с участием
младших школьников
Педагог-организатор,
родители, дети
Май
Родительское собрание на
тему готовности к школе
Родители,
сотрудники
администрации
ДОУ,
педагоги-психологи
В течение года
Беседы на тему готовности
к школе и ее диагностики,
анализа
проделанной
и
предстоящей работы
Сотрудники
администрации
ДОУ
и
школы, родители
В течение года
Занятия
с
детьми
с
использованием для этого
разных форм обучения и
Педагоги
ДОУ,
дошкольники,
педагоги-
психологи
подготовки к школе
Оценивать уровень готовности ребенка к школе необходимо на основе системы
критериев. К таковым необходимо отнести наличие мотивации на учебу и способности
проявлять самостоятельность, сформированность у ребенка наглядно-образного и
наглядно-действенного мышления,
развитие у него познавательных процессов и
пространственных представлений. Модель выпускника ДОУ, готового к продолжению
обучения в школе, приведена ниже в таблице.
Модель выпускника ДОУ, готового к продолжению обучения в школе
1. Ребенок достиг оптимального уровня физического развития для своего возраста,
овладел навыками культуры и гигиены, в целом физически развит
2. Ребенок испытывает интерес к познанию новых для него предметов и явлений,
проявляет самостоятельность и инициативность в образовательном процессе. В целом
активе и любознателен
3. Ребенок имеет развитую эмоционально-волевую сферу. Он откликается на эмоции,
способен сопереживать и сочувствовать
4. Ребенок умеет использовать способы взаимодействия и средства общения для
поддержания контактов как со сверстниками, так и со взрослыми
5. Ребенок умеет управлять своим поведением, планировать свои действия для
достижения конкретной цели
6. Ребенок имеет опыт и развитые навыки для решения им личностных проблем и
задач, носящих интеллектуальный характер
7. Ребенок имеет универсальные предпосылки для участия в учебной деятельности
8. Ребенок имеет развитые умения и навыки, связанные с речью, изобразительным,
музыкальным искусством и т. д.
Таким образом, для решения проблемы в разнице требований к уровню подготовки
между программами ДОУ и начальной школы достаточно включить в образовательные
программы ДОУ те требования, которые выдвигаются школами по отношению к
первоклассникам.
Для
обеспечения
поддержки
и
эффективного
участия
в
подготовительном процессе всех участников требуется наладить взаимодействие между
дошкольным
образовательным
учреждением
и
его
сотрудниками,
школой
и
ее
сотрудниками, включая администрацию, а также старшими дошкольниками и младшими
дошкольниками.
Список литертауры
1. Голованов, В. П. Дополнительное образование детей - личное образовательное
пространство детства [Текст] / В. П. Голованов. - М. : Киров ООО «Издательство «Радуга-
ПРЕСС», 2017. - 23 с.
2. Коломинский, Я. Л., Панько, Е. А. Игра в жизни дошкольника [Текст] : пособие
для педагогов учреждений дошкольного образования / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. -
М. : НИО, 2015. - 48 с.
3. Мухина, В. С. К проблеме социального развития ребенка в дошкольном детстве
[Текст] / В. С. Мухина // Психологический журнал. - 2016. - № 5. - 27 с.
4. Рябова, Н. В. Дополнитеельное образование как институт социализации детей
дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Рябова, Е. В. Барцаева // Современные наукоемкие
технологии. - 2016. - № 9-1. -С. 159-163.