Напоминание

Логопедическая работа с детьми по развитию мелкой моторики пальцев рук


Автор: Мирошникова Ольга Михайловна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида с. Верх-Усугли
Населённый пункт: Забайкальский край, с. Верх-Усугли
Наименование материала: Статья
Тема: Логопедическая работа с детьми по развитию мелкой моторики пальцев рук
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида села Верх-Усугли Логопедическая работа с детьми по развитию мелкой моторики пальцев рук Мирошникова Ольга Михайловна, Учитель логопед МБДОУ Детский сад с Верх-Усугли
«Ум ребёнка находиться на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка. Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Изучение проблемы развития мелкой моторики проходит в разных аспектах: психологическом, физиологическом, педагогиче ском. И. М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного в з а и м о д е й с т в и я с о к р у ж а ю щ е й с р е д о й . Н. М. Щелованов, Н. Л. Фигурин, М. П. Денисова, М. Ю. Кистяковская
показали, что овладение относительно тонкими действиями рук в дошкольном возрасте приходит в процессе развития зрения, осязания, развития кинестетического чувства - положения и перемещения тела в пространстве. Вид предмета - это стимул движения рук по направлению к нему. Организованные действия рук формируются у ребенка постепенно на протяжении уже первого полугода его жизни. Пальцы, сжатые в кулак, распрямляются. Начинают выполнять особые движения захватывания предметов. Рука начинает действовать как специфический человеческий орган. Н. А. Бернштейн в своей теории показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений. Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно, предлагая ребёнку упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям. На примере простых упражнений на развитие общей моторики – движений рук, ног, туловища – можно научить его выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять их. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно- пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются
правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру. Теорией и практикой дошкольного образования установлено также, что систематическое использование разнообразных форм работы, направленных как на развитие общих движений кистей, так и на развитие тонких движений пальцев рук помогает детям в дошкольном возрасте быстрее освоить правильную речь. Младший дошкольный возраст характеризуется в ы с о ко й интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки. Этот возраст характеризуется рядом новообразований, учет которых важен для дальнейшего развития ребенка. Так, с 2–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В этом же возрасте происходит дальнейшее совершенствование мелкомоторных функций рук ребенка, с которыми тесно взаимосвязаны процессы мышления. Достаточный уровень развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Для овладения навыком письма необходима определённая функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительное восприятие, внимание может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Начинать эту работу нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. Учёным и педагогам хорошо известно, что если ребёнок плохо говорит, то у него плохо сформирована мелкая моторика. И, наоборот, от уровня развития мелкой моторики зависит уровень развития речи. Поэтому перед нами стоит непростая задача – развивать мелкую моторику ребёнка. Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной
системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. К области мелкой моторики относится большое разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Считаю, что заботиться о своевременном развитии речи ребёнка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения. Определяя содержание развивающего обучения по совершенствованию мелкой моторики для детей дошкольного возраста, мы опираемся на традиционные технологии (пальчиковые игры с речевым сопровождением) и нетрадиционные авторские технологии (сопряженная гимнастика, Су-Джок терапия). В зоне особого внимания оказались нетрадиционные предметы для развития мелкой моторики. Педагоги всегда находили применение бросовому материалу, предметам обихода, спортивному инвентарю. Для развития мелкой моторики на логопедических занятиях мы использовали:  Пальчиковую гимнастику (пальчиковые игры с речевым сопровождением)  Игры с мелкими предметами (бусинки различных размеров, прищепки, счётные палочки, мелкие киндер игрушки)  Шнуровка различных размеров
 Работа с ручкой и карандашами (обводим по пунктирной линии, штриховка, раскрашивание, графические диктанты, рисование узоров в строчку)  Работа с бумагой (складывание, склеивание различные деталей, вырезание, выкладывание узора)  Су джок массажёры (игольчатые коврики, массажные шары, массажное кольцо) Однако в своей работе мы сталкиваемся с проблемами такого характера, как:  Недостаточной оснащённостью предметно-развивающей среды логопедического кабинета  Недостаточная осведомлённость родителей о знании таких упражнений, а где-то и не желание знать, либо применять свои знания.  Отсутствие взаимосвязи между предложенными выше упражнениями на развитие мелкой моторики с другими видами деятельности Решение этих проблем потребовало от нас углублённого изучения литературы, подбора различных игр и заданий в соответствии с содержанием конкретных лексических тем для индивидуальных и подгрупповых занятий. Проведение для родителей открытых занятий, консультирование в рамках «Родительского часа» и «Пятиминутка для мамы и папы», распечатка буклетом, оформление папок передвижек, родительских уголков.
Для успешного решения этих задач подобрали и изучили методическую литературу по этой теме, а также ежемесячный журнал «Логопед» с приложением «Конфетка». На основе данной литературы:  Разработали перспективный план по развитию мелкой моторики;  систематизировали игры;  дополнили предметно – развивающую среду нестандартным дидактическим материалом;  оформили картотеку пальчиковых игр со стихами  Расширили базу для родителей Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, специалистов детского сада помогли добиваться поставленной цели. Таким образом, в результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а так же способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. В результате планомерной и систематической работы с детьми, имеющими нарушения речи, по развитию мелкой моторики мы заметили, что увеличился объём и темп движений пальцев рук, исчезла двигательная неловкость, улучшились переключаемость движений и изолированные движения пальцев рук. Дети научились свободно выполнять сложные манипуляции с предметами, правильно держать карандаш, ручку, а в связи с
этим аккуратно работать в тетрадь клетка, выполнять графические диктанты, штриховать, раскрашивать, выполнять творческие поделки. Эти достижения помогут детям преодолеть проблемы в формировании правильного навыка письма в школе.


В раздел образования