Авторы: Смирнова Лариса Николаевна, Лариса Николаевна Смирнова
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ ДС "Белоснежка"
Населённый пункт: г.Новый Уренгой
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие учителя - логопеда с родителями в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе становления языковой компетенции.
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное
«
образовательное учреждение Детский сад
«
»
Белоснежка
-
Взаимодействие учителя
логопеда с родителями в
группе компенсирующей направленности для детей
старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи в процессе становления языковой
.
компетенции
-
.
.
Учитель
логопед Смирнова Л Н
.
г Новый Уренгой
-
.
Первая школа растущего человека
семья Она целый мир для
,
,
,
,
ребёнка здесь он учится любить терпеть радоваться
.
сочувствовать
Каждая семья сталкивается с проблемой воспитания и
,
образования детей в меняющемся мире и на фоне этой проблемы
становятся значимыми особенности и уровень педагогической и
.
языковой компетенции родителей
-
Языковая компетенция
это индивидуальный вариант
,
.
.
национального языка т е представление человека о языковой
.
системе и основных правилах речевого поведения В языковой
,
,
способности принято выделять фонетический грамматический
. (
1991)
семантический и прагматический компоненты Шахранович
Подготовка родителей к воспитанию детей названа ЮНЕСКО
важнейшим направлением деятельности по оздоровлению семьи и
,
полноценному развитию детей способных в будущем обеспечить
.
согласованный прогресс личности и общества
В настоящее время наблюдается острая потребность работы
.
педагога с семьёй Рост интереса к проблемам семейного
-
воспитания связан с новым социально экономическими
.
-
условиями Очень актуальна помощь учителя
логопеда родителям
,
в развитии и воспитании детей особенно с проблемами речевого
.
развития
-
Речь
один из наиболее мощных факторов и стимулов
.
,
развития ребёнка Это обусловлено исключительной ролью
.
которую она играет в жизни человека
,
Речь не передаётся по наследству ребёнок перенимает опыт
,
речевого общения от окружающих в первую очередь от
.
: "
", "
", "
родителей Иногда он слышит
отстань
иди поиграй
спроси у
, "
" -
,
бабушки
ты мне надоел
отмахивается мама от своего ребёнка
.
,
.
разговаривая по телефону В садик идут молча из садика бегом
,
,
-
,
-
Телевизор компьютер видики ужастики роботы трансформеры
-
,
вот что сейчас заменяет ребёнку живое тёплое общение с мамой и
.
-
,
папой А если ребёнок о чем нибудь спрашивает чаще мамы
,
,
:"
отвечают быстро однословно как бы говоря Не надоедай мне
".
-
больше
А у ребёнка потребность в речи это почти
.
физиологическая потребность И этот вакуум он уже приучился
,
.
заполнять телевизором дальше будет компьютером Откуда
,
ребёнку знать что в эти часы изнывает от нагрузок нервная
,
,
.
,
система позвоночник портится зрение А упражняя речь он
,
,
.
развивал бы мышление фантазию воображение
,
Скудность отставание детской речи с каждым годом всё
: "
", "
больше волнует педагогов
Расскажи своими словами
Отвечай
" -
.
"
"
,
полной фразой
бьются они Но своих слов у ребёнка не хватает
,
к развёрнутой фразе он не привык поэтому трудности в
,
-
,
,
правописании неумение что то доказать сделать умозаключение
,
.
сравнить в конце концов просто ответить у доски
,
Как показывает практика для полноценного речевого
развития дошкольников необходимо тесное взаимодействие
.
детского сада и семьи Сама проблема взаимодействия с
,
родителями не нова но сегодня к её решению важно подойти
,
творчески через дифференцированный подход к каждой семье и
.
самому ребёнку Очень важно сделать родителей активными
,
участниками педагогического процесса научить их адекватно
.
,
оценивать и развивать своего ребёнка От того как протекают
,
первые встречи логопеда с родителями будет зависеть их
.
дальнейшее сотрудничество Создание единого пространства
,
речевого развития ребёнка невозможно если усилия логопеда и
,
родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе
стороны останутся в неведении относительно своих планов и
.
намерений
В нашем детском саду работа с родителями проводится в
.
:
разных формах и по определённой системе Девиз нашей работы
"
,
".
Детский сад для семьи а не семья для детского сада
При составлении перспективного плана взаимодействия с
,
,
семьёй на учебный год мы стараемся учитывать те проблемы
.
которые возникали в ходе работы в предыдущем учебном году Из
,
,
опыта работы можно сделать вывод что распределив содержание
,
работы по блокам и определив разнообразные формы работы с
,
родителями мы сначала последовательно выявляем уровень
осведомлённости родителей посредством анкетирования в
-
,
области коррекционно педагогического воспитания а затем
постепенно повышаем их уровень компетентности в этом вопросе
.
через традиционные и нетрадиционные формы общения
,
-
Я хочу убедить родителей что речь
это канал развития
.
,
интеллекта Чем лучше будет развита речь тем легче и полнее
.
,
,
будут усваиваться знания А также чтобы их речь стала примером
,
так как нечёткая торопливая речь взрослых отрицательно
.
сказывается на речи ребёнка Меньше использовать слов с
-
,
уменьшительно ласкательными суффиксами а также слов
.
,
недоступных для понимания ребёнка Не следует передразнивать
-
,
смеяться над речью ребёнка
это может привести к комплексу он
,
.
может замкнуться стать раздражительным Нельзя ругать ребёнка
,
,
за плохую речь исправлять ошибки надо в тактичной форме
,
доброжелательным тоном не надо повторять неправильно
,
.
произнесённых слов а лучше дать образец
,
Традиционные формы с родителями многим известны хочу
,
остановиться на тех из них которые используются в практике
.
логопедов реже других
"
,
" -
Учимся у тех кого любим
это выражение как нельзя точно
.
объясняет роль родителей в коррекционном процессе
1."
" -
.
Дневник Всезнайки
совместная работа семьи и ребёнка
2 .
Выставка рисунков на одну из пройденных тем
.
лексического плана
3.
"
".
Творческий конкурс Моя любимая буква
,
Использую в работе продуктивную деятельность в ходе
-
.
которой развиваются детско родительские отношения Родители
с большим желанием откликались на выполнение предложенной
,
.
работы творчески раскрылись в глазах своих детей
4.
"
".
Родительская школа Учимся красиво говорить
Повышая педагогическую и языковую компетенцию
,
родителей я бы хотела сделать акцент на обучение родителей
.
практическим приёмам работы Для этого была создана
"
"
.
Родительская школа для родителей детей речевой группы Она
,
привлекает родителей так как основана на принципах
.
,
.
добровольности заинтересованности взаимоуважения
Родительская школа помогает осуществлять коррекцию
.
собственных взглядов на воспитание и способы обучения ребёнка
.
В ней используются разные формы работы с родителями Также
, "
"
даёт возможность в непринуждённой
домашней
обстановке
.
,
обучить родителей навыкам работы с детьми Показать им как
"
"
,
,
грамотно поиграть с ребёнком как построить диалог на что
.
обратить внимание
5.
Проведение открытых фронтальных занятий в присутствии
.
родителей
В течение года организую просмотр открытых занятий с
.
последующим обсуждением На занятиях показываю приёмы
,
,
работы по развитию речи обучению грамоте а в конце года
,
.
родители видят чему научились дети в группе
6.
.
Почтовый ящик вопросов и ответов
7.
.
Библиотека игр и упражнений
8.
.
Информационный стенд
Информационный стенд обновляется ежемесячно и содержит
,
конкретные советы и рекомендации привлекая родителей к
.
речевой проблеме ребёнка
Использую сайт детского сада как средство просвещения
.
родителей в развитии речи ребёнка
,
Я считаю что формы работы используемые мною
,
активизировали участие родителей в коррекционной работе у них
,
появилась удовлетворённость работой повысилась их
.
педагогическая и языковая компетенция
1.
.
.,
.
.,
Использованная литература
Логинова В И Бабаева Т И Ноткина
.
.
.
:
Н А и др Детство программа развития и воспитания детей в
-
,
-
, 2004. 2.
:
детском саду
СПб Детство ПРЕСС
Логопедия Учебник для
.
. /
.
студентов дефектологических факультетов пед Вузов
Под ред
.
.
,
.
.
. -
.:
, 2003. 3.
.
.
Л С Волковой с н Шаховской
М Владос
Лопатина Л В
Характеристика и структура речевого дефекта у дошкольников со
.
,
стертой дизартрией Особенности механизмов структуры
,
нарушений речи и их коррекция у детей с интеллектуальной
. –
, 1996. 4.
сенсорной и двигательной недостаточностью
СПб
.
.,
.
.
Лопатина Л В Серебрякова Н В Преодоление речевых нарушений
-
(
).-
; 2001.
у до школьников коррекция стертой дизартрии
СПб
5.
.
.
.
Поваляева М А Коррекционная педагогика Взаимодействие
.
/
., 2002. 6.
.
.
специалистов Ростов н Д
Пожиленко Е А Волшебный мир
.
., 1999. 7.
.
.
,
,
. -
звуков и слов М
Сергиенко Г Н Учимся говорим играем
, 2006. 8.
.
.
Воронеж
Сиротюк А Л Изучение детей с учетом
. -
., 2000. 9.
.
.
психофизиологии
М
Ткаченко Т А Учим говорить
.
правильно Система коррекции общего недоразвития речи у детей
6
.
., 2001. 10.
.
.,
.
.
лет М
Филичева Т Б Чиркина Г В Подготовка к школе
детей с общим недоразвитием речи в условиях специального
.
2
. -
.:
, 1993. 11.
.
.,
.
.,
детского сада В
ч
М Альфа
Филичева Т Б Чиркина Г В
.
.,
.
.,
.
.
Туманова Т В Миронова С А Лагутина А В Программы
дошкольных образовательных учреждений компенсирующего
.
. -
вида для детей с нарушениями речи Коррекция нарушений речи
.,
, 2009.
М Просвещение