Автор: Бурганова Сания Шакирзяновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Красноярская ООШ ЗМР РТ"
Населённый пункт: ЗЕленодольский район д. Краный Яр
Наименование материала: Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе
Тема: "Суффиксы"
Раздел: среднее образование
Тема: «Суффикс»
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цель урока:
Содержательная: формирование знаний о суффиксах.
Деятельностная: формирование способностей учащихся к новым способам действий:
составление алгоритмов, наблюдение, анализ.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: ученик получит возможность научиться готовности и
способности к саморазвитию.
Ученик получит возможность научиться самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию.
Предметные УУД: ученик научится определять суффиксы в словах.
Ученик получит возможность находить слова с разными суффиксами в тексте и
объяснять их значение.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД: ученик научится определять и формулировать цель на уроке с
помощью учителя. Ученик получит возможность научиться определять и
формулировать цель на уроке; планировать пути достижения цели; осуществлять
самоконтроль.
Познавательные: ученик научится проводить наблюдения и давать определения
понятиям. Ученик получит возможность давать аргументацию; делать умозаключения.
Коммуникативные: получит возможность научиться работать в группе;
осуществлять взаимный контроль. Ученик научится учитывать разные мнения при
обсуждении вопроса; аргументировать свою точку зрения; создавать вопросы.
Оборудование: учебник, алгоритмы, карточки.
1
Ход урока:
I. Мотивация к учебной деятельности:
Учитель:
Вот опять звенит звонок.
Ты готов начать урок?
Настроение на «пять».
Значит можно начинать!
Учитель. Начнем? Тогда проверим домашнее задание.
II. Актуализация:
Учитель. Те, кто выполнял упражнение № 27, проверьте по эталону, который
проецируется на экране.
Эталон к упражнению №27
Эталон
1. Поласкать (ласка) щенка – полоскать (полощет) бельё; спешу (спешка) на вокзал –
спишу (спишет) с доски; посветить (свет) фонарём – посвятить (святость) жизнь сцене;
зализать (залижет) рану – залезать (залезть) на лестницу; посидеть (посиживать) на
пеньке – поседеть (седенький) от страха.
2. Женщина поласкала ребенка.
Женщина полоскала бельё на речке.
Дедушка посветил фонарем.
Артист посвятил свою жизнь сцене.
Учитель. Те, кто выполнял упражнение № 28, проверьте по карточкам, которые лежат
у вас на партах.
Эталон к упражнению № 28
2
Эталон
Разбить стекло ( сущ., ср.р., 2 скл., им.п.) – молоко стекло ( глаг., пр.вр., ср.р., 1спр.)
на пол, мой ( мест., притяж.) брат – мой (глаг., повелит. накл.) посуду, острая пила
( сущ., ж.р.,1 скл., им.п.) – пила ( глаг.,пр.вр., ж.р., 1 спр.) из кружки, были ( глаг.,
прош.вр., мн.ч.,1 спр.) – рассказывать были (сущ., ж.р., 3скл., в.п.)
Учитель. «Умники» и «умницы», выполнившие творческое задание, подойдите ко мне
для проверки.
Учитель. Ребята, кто выполнил упражнение № 27 без ошибок? У кого оно вызвало
затруднения?
Ученик. Не обратил внимания на лексическое значение слова поласкать (щенка) и
поэтому написал в корне о.
Ученик. Не смог подобрать проверочные слова к словам посвятить и поседеть.
Написал, когда посмотрел на эталон.
Учитель.
Кто выполнил упражнение №28 без ошибок, а кто испытал затруднения?
Ученик. Я не смог определить, какой частью речи является слово мой (брат).
Учитель. Скажите, на каком уровне усвоен материал прошлого урока, над которым вы
работали в домашнем задании?
Ученик. На удовлетворительном, потому что были допущены ошибки.
Учитель. Сочинение писали два ученика. Они прочитали свои работы и пришли к
выводу, что у Оли лучше. Прослушаем сочинение и проанализируем его.
Ученик. Сочинение на тему: «Если посмотреть вокруг…»
Если посмотреть вокруг, то можно заметить, что изменения в природе происходят
каждый день. Снег, который был белый и чистый, осел и потемнел. В тени он даже
синий. Небо стало выше, всё чаще выглядывает солнышко. Зимние морозы уже
отступают. Деревья еще голые. Лесные птицы доклевали последние ягодки с калины.
Все чаще слышен их щебет. Воздух чист и прозрачен. До весны еще далеко, но все
говорит о том, что она не за горами.
Учитель. Понравилось ли вам сочинение? Проанализируйте его.
Ученик. В сочинении красиво описывается природа. Сочинение соответствует теме.
Есть вступление, основная часть – описание и заключение.
Ученик. Необходимо было разделить текст на абзацы, чтобы отделить микротемы.
Ученик. Предложения в тексте связаны по смыслу и грамматически. В нем есть
эпитеты. Сочинение выполнено хорошо.
Учитель. У вас на столах есть карточки самооценки.
Оцените свою деятельность на этом этапе.
3
Лист достижений
по теме «Суффикс»
ученика(цы) 5 класса
Ф.И.
Виды работы
Оценки
1.Домашняя работа
2.Работа в группах
3.Работа в парах
4.Самостоятельная
работа
Учитель. Прочитайте слова, которые написаны на доске и выделите в них суффиксы:
Журналист, пастух, сибиряк, клубничка, морковка, глазища, решал, купался, милее.
Учитель. Посмотрите на эталон, спроецированный на доске, сверьте свои ответы.
Эталон к заданию
Эталон
Журнал-ист, паст-ух, сибир-як, клубн-ичк-а, морков-к-а, глаз-ищ-а, реш-а-л,
куп-а-л-ся, мил-ее.
Учитель. Какие ошибки вы допустили?
Ученик. Неправильно выделил суффиксы в слове купался –купалс-я и в слове милее –
ми-л-ее.
Ученик. Неправильно выделил суффиксы в словах решал –реш-ал.
III. Выявление места и причины затруднения.
Учитель. Какова проблема, в чем заключаются затруднения.
Ученик. Плохо знаем суффиксы.
Ученик. Хотелось бы больше узнать о суффиксах.
IV. Построение выхода из затруднения.
Учитель. Какова же цель дальнейшей нашей работы?
4
Ученик. Научиться определять суффиксы в словах.
Учитель. И как сформулируем тему нашего урока?
Ученик. Суффикс.
Учитель. Какой метод вы предлагаете для решения проблемы?
Ученик. Мы работали с учебниками, выполняли упражнения.
V. Этап реализации проекта.
Учитель. Тогда поработаем с учебником и прочитаем п.4.
Что вы узнали о суффиксах?
Ученик. Мы узнали, что суффикс- это морфема, которая находится после корня и
служит для образования новых слов. Они могут обозначать человека по профессии,
роду занятия.
Ученик. Мы узнали,что с помощью суффикса -л- образуется прошедшая форма
глагола, а с помощью суффикса –ее- - форма сравнительной степени прилагательного
Ученик. Узнали, что в глаголах на -ся -ся – суффикс.
Учитель. Ребята, давайте составим алгоритм по определению суффиксов в словах.
Учитель. Представьте свои алгоритмы.
Ученик. Я составил алгоритм определения суффиксов и их значений.
Суффиксы,
обозначающие оценку
Суффиксы, обозначающие -ушк- Суффиксы,
жителя страны -ечк- обозначающие лицо по
-анин- -ик- -щик- профессии
-янин- -ок- -ист-
-вец- -ич- -ух- -ник-
-як- -ец- Суффиксы -тель- -чик-
Возвратные -к- Формообразующие
суффиксы -юшк- суффиксы
-ся- -ищ- -л-
-сь- -еньк- -ее-
Учитель. Все согласны с алгоритмом?
Ученик. Составленный алгоритм полный. С его помощью можно определиь суффиксы
в словах и их значения.
Учитель. Можем мы использовать этот алгоритм в работе?
Ученик. Да. Теперь, посмотрев на алгоритм, мы можем объяснить затруднения,
возникшие в начале урока. В слове купался суффиксы -а-,-л-,-ся
Ученик. В слове смелее суффикс -ее-.
Учитель. Какой вывод можно сделать?
5
Ученик. Мы выполнили поставленную задачу, можем выделять суффиксы в словах,
пользуясь алгоритмом.
VI. Этап первичного проговаривания с закреплением во внешней речи:
Учитель. Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности?
Ученик. Нужно закрепить наши знания.
Учитель. Давайте поработаем , выполним упражнение, спроецированное на доске.
Посмотрите на слова. Выделите в них суффиксы и определите их значения.
Дружок, ключик, маленький, полюшко, рязанец, москвич, строил, пел, улыбался,
труднее, краснее.
Ученик. В слове дружок суффикс -жок, ключик-ик, в слове маленький суффикс-
к-,в слове полюшко -суффикс-юшк-. В этих словах суффиксы имеют
уменьшительное значение. В слове рязанец суффикс –ец- указывает, где живет
человек.
Ученик.
В слове москвич суффикс –ич- указывает, где живет человек, а в словах строил,
пел суффикс –л-служит для образования новых слов. В слове улыбался , труднее,
краснее суффиксы –ся-,-ее- служат для образования форм слова.,
Учитель: Давайте проверим ваши ответы по эталону, спроецированному на
доске
Эталон к заданию
Эталон
Друж-ок, ключ-ик, мал-еньк-ий, пол-юшк-о -суффиксы –ок, -ик, -еньк-, -юшк-
обозначают оценку. В словах рязан-ец, москв-ич -суффиксы –ец, -ич указывают, на
место жительства человека. В словах стро-и-л, п-е-л, улыб-а-л-ся-суффикс –л- служит
для образования прошедшего времени глагола, суффик –ся указывает на возвратность
действия; трудн-ее, красн-ее -суффикс –ее- служит для образования сравнительной
степени прилагательного.
Учитель. Испытывали ли вы затруднения при выполнении этого задания?
Ученик.
Были затруднения. В слове дружок я выделил суффикс -жок, но, посмотрев на эталон,
я исправил на -ок.
Ученик. Я думал, что суффикс –л- образует новые слова, но когда посмотрел на
эталон, понял, что –л- образует прошедшую форму глагола.
Учитель. Оцените свои результаты на этом этапе.
Ученик. На удовлетворительном уровне, так как не все суффиксы были определены
правильно.
Учитель. Давайте поработаем в группах и выполним упражнения по карточкам №1,
6
которые находятся у вас на партах. Выберите слова, суффиксы которых обозначают
жителей определенной местности, страны.
Карточка №1
Карточка №1
Литовец, крановщик, казанец, сибиряк, северянин, строитель, пермяк, пианист,
москвич, археолог, киевлянин.
Учитель. Какие слова выбрали?
Ученик. Я выбрал слова литовец, казанец, сибиряк, северянин, строитель, пермяк,
москвич, киевлянин.
Учитель. Какое слово лишнее ?
Ученик. Строитель.
Учитель. Что помогло в выполнении этого упражнения?
Ученик. Алгоритм.
Учитель. Так как есть еще затруднения, давайте поработаем в парах и выполним
упражнение по карточке №2. Выберите из карточки слова с формообразующими
суффиксами.
Карточка №2
Карточка №2
Рисовал, пишешь, читаем, пропел, фотографирую, забил, ехал, играл.
Синий, зеленее, умнее, большой, круглее, огромный, шире, железный, красивее.
Учитель. Какие слова выбрали?
Ученик. Я выписал слова рисовал, читаем, пропел, забил, ехал, играл, но посмотрев на
алгоритм, увидел, что слово читаем лишнее.
Учитель. Как вы оцениваете знания на этом этапе работы?
Ученик. Мы стали увереннее в своих знаниях.
7.Самостоятельная работа.
Учитель. Значит, вы можете самостоятельно выполнить задание? Как можно их
проверить?
Ученик:
Можем. Нам поможет эталон.
Учитель.
Перед вами на карточках слова, в которых вы должны выделить суффиксы.
7
Силач, ученик, желтенький, здоровущий, пальчик, ребятки, казанец, гитарист, синее,
сильнее, читал, минуточка, землица, журавлиный.
Учитель:
Проверьте свои работы по эталону, который спроецирован на доске.
Эталон к карточке
Эталон
Сил-ач, уче-ник, желт-еньк-ий, здоров-ущ-ий, пальч-ик, ребят-к-и, казан-ец,гитар-ист,
син-ее, сильн-ее, чит-а-л, минут-очк-а,земл-иц-а, журавл-ин-ый.
Учитель. Кто выполнил работу без ошибок?У кого были затруднения?
Ученик. В слове ученик я выделил суффикс –еник, а в слове землица –суффикс –ц-, но
потом исправил с помощью эталона.
Учитель. Оцените свою работу на данном этапе деятельности.
Ученик. Работа выполнена на удовлетворительно, так как допускаю ошибки.
Учитель. Ребята, давайте немножко отдохнем, проведем физкультминутку.
Физминутка:
Ученики:
Зарядка
Просыпайся, не ленись,
На зарядку становись!
Солнце из-за тучки
Нам уж машет ручкой!
Начинаем попорядку
Мы весёлую зарядку:
Руки вверх - до облаков,
Вниз - до маленьких цветов,
Руки в бок, теперь наклоны:
Слева ёлки, справа - клёны!
Всем минуточку вниманья,
Начинаем приседанья:
Раз и два, раз и два:
Солнце в небе и трава!
А сейчас начнём прыжки -
Как пружинки - раз, два, три!
Прыгаем, как зайчики -
Девочки и мальчики.
Вот окончилась зарядка!
8
Вам понравилось, ребятки?
Прогоняйте скуку, лень -
Занимайтесь каждый день:
Настроенье и здоровье
Вместе к вам придут с любовью!
Учитель: Достаточно ли мы закрепили наши знания?
Ученик: Был маленький объем практического применения новых знаний.
8.Включение в систему знаний, повторений.
Учитель. Давайте выполним упражнение №29 , в котором надо с помощью суффиксов
а) образовать однокоренные слова одной и той же части речи.
б)образовать однокоренные слова разных частей речи.
Ученик.
а) Желтый –желтенький
воробей –воробушек
здоровый –здоровущий
земля- землюшка
сила - силушка
сказать- сказка
б) журавль –журавлиный
играть –игральщик
белый –белеть
лететь –пролететь
зеленый – зелененький
радость –радостный
Учитель. Давайте проверим по эталону.
9
Эталон к упражнению №29.
Эталон к упражнению №29
а) Желтый –желтенький
воробей –воробушек
здоровый –здоровенький
земля – землица
сила- силушка
сказать – пересказать
б) журавль –журавлиный
играть –игра
белый –белеть
лететь –полет
зеленый –зелень
радость - радостный
Учитель.
Кто выполнил без ошибок? У кого были затруднения? Оцените свою
деятельность на этом этапе.
Ученик. Выполнил удовлетворительно, так как допустил ошибки, но с помощью
эталона исправил их.
Учитель. Давайте выполним упражнение №31, в котором при помощи
суффиксов надо образовать слова, обозначающие лицо по профессии.
Ученик.
Вратарь, секретарь
пианист, гитарист
10
учитель, водитель
ученик, грузовик
полотер, …
силач, …
буфетчик, …
бетонщик, каменщик
Учитель. Проверьте свои работы по эталону, спроецированному на доске.
Эталон к упражнению №31
Эталон к упражнению №31
Вратарь, секретарь
пианист, гитарист
учитель, водитель
ученик, грузовик
полотёр, фантазер
силач, ткач
буфетчик, смазчик
бетонщик, каменщик
Учитель: У кого возникли затруднения?
Ученик. Не мог подобрать слова с суффиксами –ёр, -ач, -чик.
Учитель. Давайте оценим свою работу на этом этапе работы. Как вы оцениваете
себя?
Ученик. Я выполнил на удовлетворительно, так как сделал много ошибок.
Давайте выполним ещё упражнение №37, в котором надо определить значение
суффиксов.
Учитель. Давайте выполним.
11
Ученик. В словах прозвище, маленьком- премаленьком, миленьком-
премиленьком, домике, кроватке суффиксы имеют уменьшительное значение.
В словах звали, жил, спал, знал - суффикс -л- образовал прошедшее время
глагола.
Учитель. Проверьте свои работы по эталону, спроецированному на доске.
Эталон к упражнению №37.
Эталон к упражнению №37
В словах фантиком, прозвище, маленьком –премаленьком, миленьком- премиленьком,
домике, ставенками, кроватке суффиксы имеют значение оценки.
В словах звали, жил, спал, знал -суффикс -л- образовал прошедшее время глагола.
Учитель. Оцените работу на данном этапе.
Ученик. Выполнил удовлетворительно, допустил ошибки при определении значений
суффиксов, исправил их с помощью эталона.
9.Этап рефлексии:
Учитель. Давайте подведем итоги нашего урока. Что нового на уроке вы узнали? Чему
научились?
Ученик. Мы изучили тему: «Суффикс». Мы узнали, что суффикс –значимая часть
слова, морфема, которая находится после корня и служит для образования новых слов.
Научились находить их в словах.
Ученик. Мы узнали, что суффиксы имеют разные значения. Они могут обозначать
жителя страны, лицо по профессии, оценку; быть формообразующими и возвратными.
Мы узнали, что они могут образовывать формы слова. Мы составили алгоритм по
определению значения суффиксов.
12
Ученик. Нам полезно было работать в группах, парах.
Ученик. Мы получили новые знания, научились работать с алгоритмом.
Учитель. А как можно применить полученные знания о суффиксах?
Ученик. Можно написать научную статью о суффиксах и их значениях.
Ученик. Проанализировать текст на наличие определенных суффиксов и их роли в
тексте.
Ученик. Употребить в письменной и устной речи, для более точной передачи
содержания .
Учитель. Давайте напишем небольшие творческие работы (по выбору):
1.Суффиксы существительных, которые образуют названия конкретных
неодушевленных предметов.
2. Мини- сочинение на свободную тему с употреблением суффиксов оценки.
Ученик. Я написал работу на тему: « Суффиксы существительных, которые образуют
названия конкретных неодушевленных предметов».
В образовании названий конкретных предметов в русском языке могут участвовать
суффиксы –тель-, -ник-, -ак-, -ач-, -ин-,-ник-, -ниц-, -ищ-, -к-, -щик- /-чик-, -ин-, -инк-,
ичк- :
-тель- проявитель
-ник- школьник
-ак- черпак
-ач- тягач
-ин- баранина
-ник- цветник
-ниц- сахарница
-ищ- училище
-к- терка
-щик- /-чик- тральщик, счетчик
-ин- горошина
-инк- горошинка
13
-ичк- клубничка
При помощи этих суффиксов можно образовать названия труда, помещений, места,
предметов быта.
Учитель. Давайте проверим по эталону, спроецированному на доске.
Эталон к заданию №1
Эталон к заданию №1
В образовании названий конкретных предметов в русском языке могут участвовать
суффиксы –тель-, -ник-, -ак-, -ач-, -ин-,-ник-, -ниц-, -ищ-, -к-, -щик- /-чик-, -ин-, -инк-,
ичк- :
-тель- закрепитель
-ник- школьник
-ак- колпак
-ач- тягач
-ин- свинина
-ник- цветник
-ниц- сахарница
-ищ- училище
-к- терка
-щик- /-чик- тральщик, счетчик
-ин- горошина
-инк- горошинка
-ичк- клубничка
При помощи этих суффиксов можно образовать названия труда, помещений, места,
предметов быта.
Учитель. Ребята оцените работу на этом этапе.
Ученик. Работа написана хорошо, но можно назвать ещё суффиксы конкретных
14
предметов.
Ученик. Я хотел бы прочитать свою работу –мини-сочинение с употреблением
суффиксов оценки.
Мини-сочинение
Поход на рыбалку
Ребята рано утром отправились на рыбалку. Солнышко уже светило с неба.
Дул приятный ветерок. Цветочки, растущие вдоль дороги, махали нам своими
лепесточками. Рыбу в этот день словить нам не удалось, но мы не расстроились. Мы
нашли небольшую полянку, на которой росла дикая клубничка. Наелись её и собрали
букетики из неё. Она высохнет, и зимой мы будем пить душистый чай и вспоминать
этот летний день.
Учитель. Понравилась вам эта работа? Как вы её оцениваете?
Ученик. Сочинение напомнило о лете. Сочинение соответствует заданию. В нем есть
слова с суффиксами оценки: солнышко, ветерок, лепесточками, полянку.
Ученик. Необходимо было разделить текст на абзацы, чтобы отделить микротемы.
Ученик. Предложения в тексте связаны по смыслу и грамматически. В нем есть
эпитеты. Сочинение выполнено хорошо
Учитель. Давайте поставим себе оценки за урок, пользуясь своими оценочными
листами. Как вы оценили свою работу на уроке?
Ученик. Надо еще работать.
Учитель. Сдайте листы самооценки и тетради.
10.Домашнее задание.
Учитель. Давайте запишем задание на дом.
Тем, кто понял тему, но сомневается в умении применить знания на практике, я
предлагаю выполнить упражнение №32. Тем, кто понял тему, может её объяснить и
применить знания на практике, предлагаю выполнить упражнение №33. «Умникам» и
«умницам» предлагается выполнить творческое задание – упражнение №36.
15
Учитель. Спасибо за урок. Было интересно с вами работать.
16
17