Автор: Елькина Инна Владимировна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СШ №43 г.Нижневартовск
Населённый пункт: г.Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: "Теоретические основы изучения процесса организации деятельности педагогического класса"
Раздел: начальное образование
Елькина Инна Владимировна
учитель иностранного языка
МБОУ средняя школа № 43
г. Нижневартовск
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КЛАССА
Аннотация.
В
статье
рассмотрены
теоретические
аспекты
организационного процесс деятельности педагогического класса. Дана оценка
ранней ориентации будущих выпускников школ на педагогическую профессию
в профессиональном становлении будущего учителя. Охарактеризованы общие
аспекты присущие для педагогических классов на базе вузов.
Ключевые
слова:
педагогический
класс,
выбор
профессии,
допрофессиональная подготовка, профессиональное самоопределение.
Annotation. The article deals with the theoretical aspects of the organizational
process of the pedagogical class. The assessment of the early orientation of future
school graduates to the teaching profession in the professional development of the
future teacher is given. The general aspects inherent for pedagogical classes on the
basis of higher education institutions are characterized.
Keywords:
pedagogical class, choice of profession, professional training,
professional self-determination.
Успешное решение проблем современной школы в значительной степени
определяется гуманизацией и демократизацией педагогических процессов.
Немалую роль для запуска данных процессов имеет создание на базе вузов
педагогических классов. Основная цель создания подобных классов – это
ориентирование будущих выпускников на педагогические профессии, которые
особенно
востребованы
в
современном
отечественном
государстве.
В
педагогических классах школьники приобщатся к педагогической культуре,
знакомятся с основами педагогики и психологии. В педагогических классах
формируется
благоприятная
атмосфера
для
общения,
самовыражения,
самореализации и саморазвития, приобщения к педагогической культуре,
будущий выпускник целенаправленно идет к поставленной цели, что в
будущем положительно скажется на его развитии и профессиональной
компетенции. Все это описывает педагогический класс как феномен.
Создание и воплощение в жизнь педагогических классов на базе школ
способствует не только развитию и воспитанию будущего выпускника, но и
оказывает положительное воздействие на развитие общей системы воспитания
в школе. Но, зачастую, на практике, приходится сталкиваться с проблемой
автономного существования педагогических классов в школе. То есть школа не
полностью использует доступный ей потенциал педагогического класса, что в
свою очередь становится преградой для собственного развития. При создании
педагогических классов на базе школ допускаются ошибки, зачастую работа
педагогического класса нескоординирована с деятельностью других структур
школы,
управленческий
аппарат
школы
не
использует
максимально
педагогический класса как субъект управления школой. Причиной подобных
проблем
является
недоработанность
концепции
по
возможностям
использования педагогических классов во благо развития воспитательной
системы школы и ее учеников. Таким образом, из выше сказанного возникает
разногласие между потребностью и возможностью, а также перспективой
развития педагогического класса как субъекта воспитательной концепции
будущих выпускников.
Анализируя
психолого-педагогическую
литературу,
а
также
имея
собственный педагогический опыт, невольно сталкиваешься с суждением о не
престижности профессии учителя среди будущих выпускников. Основным
мотивом у школьников при выборе профессии учитель является доступная
возможность получения первой ступени образования. Допрофессиональная
педагогическая подготовка, является важным этапом в становлении будущего
педагога. Возможность в рамках школы более углубленно познакомиться со
всеми
реальностями
профессии
учителя,
дает
возможность
будущим
выпускникам
сформировать
свое
отношение
к
данной
профессии,
прочувствовать проблемы и перспективы, степень ответственности и таким
образом сформировать свое отношение к педагогической деятельности.
Внедрение профильного обучения на базе школ способствует не только
изменению школьного образования в старших классах, но и способствует
совершенствованию обучения в младших и средних звеньях. Таким образом,
существует потребность в создании на базе средних школ педагогической
системы профильного образования.
Внедрение в школе педагогического класса основывается на опыте
общеобразовательных
учреждений,
в
которых
уже
функционируют
профильные классы, подобного типа, использование опыта дает возможность
не допустить ошибки и совершенствовать действующую систему. Опыт
организации педагогических
классов
имеет давнюю историю
развития,
ориентирование будущих выпускников на профессию учителя началось еще 18
веке. К.Д. Ушинский великий русский педагог был у истоков организации
профориентации на учительские профессии педагогических классов. К.Д.
Ушинский преподавал педагогику в институте по разработанной собственной
методике, которая длительное время использовалась как основа преподавания
педагогической дисциплины.
Работа педагогического класса основывается на разработанном учебном
плане, который имеет инвариантную и вариантную части. В инвариантной
части изучаются основы педагогики и психологии. В вариативной те предметы,
которые наиболее актуальны для определенной школы в зависимости от
региона ее расположения.
Основными предметами допрофессиональной
педагогической подготовки являются основы педагогики и психологии. В число
вариативных предметов входят дисциплины, которые наиболее углубленно
повествуют аспекты профессии педагога.
При подборе дисциплин из психолого-педагогической части исходят из
разных факторов: интересы и потребности учащихся, особенности связанные с
воспитательной
системой
школы,
наличие
педагогического
состава,
возможности школы по выделению времени на изучение профильных
предметов на базе педагогического класса. Каждый субъект образования
самостоятельно выстраивает профильную программу: определяет количество
теоретических и практических часов, объем времени на профильное обучение и
т.п. Однозначного подхода к организации допрофессионального обучения нет,
однако общие подходы выделить можно: обязательными к изучению являются
общие аспекты педагогики и психологии, число часов отводимых на
профильные занятия варьируются от 2 до 6 в неделю, особое внимание
уделяется педагогической практике. Таким образом, единого подхода при
организации
деятельности
педагогического
класса
не
существует,
но
существует большое число авторских программ, которые разрабатываются
специалистами в педагогической сфере.
Работа с детьми, имеющими цель и желание постигать истоки профессии
педагога – это основная цель любого педагогического класса. На базе
педагогического класса дети получают возможность развития творческого
потенциала,
проводят
исследовательские,
научные
проекты,
имеют
возможность участия в научных конференциях, выставках, конкурсах и т.п. тем
самым расширяя свой кругозор и нарабатывая новые знании и навыки.
Как уже говорилось выше, педагогический класс становится субъектом
воспитательной системы школы.
Воспитательная работа направлена на
развитие коммуникативных и лидерских качеств, эстетическое и этическое
образование и воспитание обучающихся. С целью эффективности процесса
воспитания, создаются специальные организационно-педагогический условия,
например
учащиеся
допрофессинальных
классов
могут
совместно
со
студентами вуза участвовать в творческих объединениях.
Особенно
внимание
при
организации
педагогических
классов
необходимо уделять психолого-педагогической составляющей. Учащимся
необходимо оказывать психологическую помощь, в рамках которой будет
разъясняться об особенности выбора профессии, а также о возможности
продолжения получения педагогического образования по окончанию школы. В
рамках
допрофессионального
обучения
школьнику
необходимо
дать
возможность для самопознания, оценки индивидуальных способностей и
возможностей, комплекса мотивов при выборе профессии и основных
перспективах его развития.
Таким образом, создание и внедрение педагогических классов на базе
педагогического
института
дает
одинаковую
возможность
по
профессиональной
ориентации
для
каждого
учащегося.
По
окончанию
допрофессиональных классов школьники, уверенные в своем выборе имеют
возможность поступления в педагогический вуз.
Литература:
1.Белякова Е.Г. Психолого-педагогический мониторинг: учебное пособие:
Тюмень: Тюменский государственный университет, 2015. [1– с.240.]
2.Касьянова
Т.И.,
Мальцева
А.В.,
Шкурин
Д.В.
Профессиональное
самоопределение старшеклассников как общественная проблема // Образование
и наука Том 20. №7. 2018. [2- с.168.]
3.Лебедева О.В., Повшедная Ф.В., Карабушенко Н.Б. Возможности развития
саморегуляции студента – будущего педагога в условиях современного
педагогического вуза // Вестник Мининского университета. 2016.№ 2(15).[3- с.
32]
4.Ревякина В.И., Осетрин К.Е. Профориентация школьников: опыт прошлого и
проблемы настоящего // Вестник ТГПУ. – 2015. №5. – [4 - с. 244-247].