Напоминание

Этнокультурологический подход на уроках русского языка


Автор: Наталья Александровна Сиротина
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ СШ №5
Населённый пункт: Михайловка
Наименование материала: Региональный компонент
Тема: Этнокультурологический подход на уроках русского языка
Раздел: полное образование





Назад




В настоящее время этнокультурологический подход в области

школьного образования стал актуальным в связи с необходимостью

реализации одного из принципов государственной политики, отражённого в

статье № 3 Федерального закона «Об образовании Российской Федерации»,

в которой говорится о «воспитании взаимоуважения, гражданственности,

патриотизма, а также о защите и развитии этнокультурных особенностей и

традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального

государства».

«Через родное слово отражается вся история духовной жизни народа», -

писал К.Ушинский. Таким образом, слово является одним из главных

носителей национальной культуры, именно поэтому использование

этнокультурологического подхода на уроках русского языка позволяет

познакомить учащихся со структурными и функциональными

особенностями языка в определенном регионе;

обогатить словарный запас за счет местного языкового материала;

на основе погружения в язык расширить знания учащихся об

истории, культуре, традициях; воспитать бережное отношение к

ним;

Под реализацией регионального компонента школьного

лингвистического курса следует понимать «систематическое и

последовательное включение в общеобразовательный курс русского языка

местного языкового материала, как в тематическом отношении, так и в

отношении сугубо лингвистическом».

На уроках мы обращаемся к диалектной лексике и фразеологии,

фонетическим и грамматическим особенностям местного говора, ономастике,

языку произведений устного народного творчества, к текстам

художественных произведений местных писателей.

Ведь «живое слово земляков и о земляках на уроках русского языка

воспитывает интерес к тому, что называется малой родиной, рассказывает о

ее истории и сегодняшнем дне, что в конечном счете способствует общей

гуманизации школьного образования».

Например, при изучении существительных собственных и

нарицательных на уроках рассматриваются особенности местной

топонимии. Я прошу учащихся привести примеры

Гидронимов – названия водных объектов.

Оронимов– названия объектов сухопутной поверхности земли.

Ойкониов – названия населенных мест.

При изучении темы «Состав слова. Словообразование» также

используем годонимы (названия улиц) как материал для

словообразовательного анализа: дети находят элемент, при помощи которого

образованы названия, производящую основу, определяют способ

словообразования:

При изучении тем «Слова общеупотребительные и ограниченные в

употреблении» и «Диалектная лексика» предлагаю детям словарную работа,

в ходе которой выполняются задания:

- перевести диалектные слова на современный язык;

- узнать слово по его описанию;

- подобрать синонимы, антонимы к данному слову;

- составить «тематические словарики» и т.д.

составить «Словарь трудностей» (рекомендации по употреблению тех

или иных форм слов в связи с типичными отклонениями от нормы под

влиянием диалектов)

найти отклонения от литературной нормы в художественных текстах

местных писателей

При изучении числительных дети подбирают материал и составляют

предложения с какими-либо числами, характеризующими город, область

Пословицы, поговорки использую для различных видов работ, в том

числе для синтаксического и пунктуационного разбора предложений.

Основой создания на уроках русского языка не только обучающей, но

и развивающей речевой среды является текст. Это изложения, сочинения,

тексты для комплексного анализа и для контрольного списывания (в 5-6

классах), тексты для различных диктантов.

Конечно, на уроках мы работаем с фрагментами произведений

региональных писателей: Екимова, Данилина, Сухова, Шолохова, что

позволяет совершенствовать чувство языка, создает условия для

комплексного изучения лексики, морфологии, синтаксиса.

Кроме того региональная литература, отражая особенности

национального мировосприятия, продолжает традиции русской

классической литературы, поэтому ее роль в приобщении к нравственному

воспитанию учащихся поистине огромна и незаменима.

Для анализа художественных произведений не обязательно выделять

отдельные уроки. Анализ мини-отрывков может сопровождать и

традиционную орфографическую работу. Так, это могут быть обучающие

диктанты любой разновидности. В этом случае ученики, записав текст и

проанализировав его с точки зрения орфографии, обращают внимание на

образные языковые средства, стилистические особенности.

Отдельно нужно сказать о темах сочинений, их можно предложить

великое множество. Например, «Мой город», «Моя улица», «Мой край»,

«Моя фамилия», «Почему меня так назвали». Такие темы стимулируют

общение ребенка с родными , учат его ценить то, что составляет историю его

жизни, историю его семьи, города, таким образом мы используем житейский

и речевой опыт учащихся.

Продуманное включение регионального компонента в структуру уроков

русского языка является мощным средством развития личности. Оно

позволяет учителю формировать интерес школьников к языку, воспитывать у

них потребность изучать живое русское слово, помогает осознать свой

гражданский долг и полюбить свой родной край.

Литература

Благова, С. А. Место регионального компонента в современном образовании

в условиях ФГОС ООО./ С. А. Болотова. - Смоленск: СГПУ, 2014, - 172с.

Гриханкина, Л. Ф. Региональный компонент в структуресодержания

образования / Л. Ф. Гриханкина // Педагогика.1999.№8.С30-35.

Лыжова, Л. К. Региональный компонент в преподавании русского языка / Л.

К. Лыжова // Русский язык в школе. – Москва: Просвещение, 1994. - №4. –

С.11-14.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ. Канавина Е. М.

Использование регионального компонента на уроках русского языка

Несмашная Нина Генриховна,



В раздел образования