Автор: Наталья Александровна Сиротина
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ СШ №5
Населённый пункт: Михайловка
Наименование материала: Региональный компонент
Тема: Этнокультурологический подход на уроках русского языка
Раздел: полное образование
В настоящее время этнокультурологический подход в области
школьного образования стал актуальным в связи с необходимостью
реализации одного из принципов государственной политики, отражённого в
статье № 3 Федерального закона «Об образовании Российской Федерации»,
в которой говорится о «воспитании взаимоуважения, гражданственности,
патриотизма, а также о защите и развитии этнокультурных особенностей и
традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального
государства».
«Через родное слово отражается вся история духовной жизни народа», -
писал К.Ушинский. Таким образом, слово является одним из главных
носителей национальной культуры, именно поэтому использование
этнокультурологического подхода на уроках русского языка позволяет
познакомить учащихся со структурными и функциональными
особенностями языка в определенном регионе;
обогатить словарный запас за счет местного языкового материала;
на основе погружения в язык расширить знания учащихся об
истории, культуре, традициях; воспитать бережное отношение к
ним;
Под реализацией регионального компонента школьного
лингвистического курса следует понимать «систематическое и
последовательное включение в общеобразовательный курс русского языка
местного языкового материала, как в тематическом отношении, так и в
отношении сугубо лингвистическом».
На уроках мы обращаемся к диалектной лексике и фразеологии,
фонетическим и грамматическим особенностям местного говора, ономастике,
языку произведений устного народного творчества, к текстам
художественных произведений местных писателей.
Ведь «живое слово земляков и о земляках на уроках русского языка
воспитывает интерес к тому, что называется малой родиной, рассказывает о
ее истории и сегодняшнем дне, что в конечном счете способствует общей
гуманизации школьного образования».
Например, при изучении существительных собственных и
нарицательных на уроках рассматриваются особенности местной
топонимии. Я прошу учащихся привести примеры
Гидронимов – названия водных объектов.
Оронимов– названия объектов сухопутной поверхности земли.
Ойкониов – названия населенных мест.
При изучении темы «Состав слова. Словообразование» также
используем годонимы (названия улиц) как материал для
словообразовательного анализа: дети находят элемент, при помощи которого
образованы названия, производящую основу, определяют способ
словообразования:
При изучении тем «Слова общеупотребительные и ограниченные в
употреблении» и «Диалектная лексика» предлагаю детям словарную работа,
в ходе которой выполняются задания:
- перевести диалектные слова на современный язык;
- узнать слово по его описанию;
- подобрать синонимы, антонимы к данному слову;
- составить «тематические словарики» и т.д.
составить «Словарь трудностей» (рекомендации по употреблению тех
или иных форм слов в связи с типичными отклонениями от нормы под
влиянием диалектов)
найти отклонения от литературной нормы в художественных текстах
местных писателей
При изучении числительных дети подбирают материал и составляют
предложения с какими-либо числами, характеризующими город, область
Пословицы, поговорки использую для различных видов работ, в том
числе для синтаксического и пунктуационного разбора предложений.
Основой создания на уроках русского языка не только обучающей, но
и развивающей речевой среды является текст. Это изложения, сочинения,
тексты для комплексного анализа и для контрольного списывания (в 5-6
классах), тексты для различных диктантов.
Конечно, на уроках мы работаем с фрагментами произведений
региональных писателей: Екимова, Данилина, Сухова, Шолохова, что
позволяет совершенствовать чувство языка, создает условия для
комплексного изучения лексики, морфологии, синтаксиса.
Кроме того региональная литература, отражая особенности
национального мировосприятия, продолжает традиции русской
классической литературы, поэтому ее роль в приобщении к нравственному
воспитанию учащихся поистине огромна и незаменима.
Для анализа художественных произведений не обязательно выделять
отдельные уроки. Анализ мини-отрывков может сопровождать и
традиционную орфографическую работу. Так, это могут быть обучающие
диктанты любой разновидности. В этом случае ученики, записав текст и
проанализировав его с точки зрения орфографии, обращают внимание на
образные языковые средства, стилистические особенности.
Отдельно нужно сказать о темах сочинений, их можно предложить
великое множество. Например, «Мой город», «Моя улица», «Мой край»,
«Моя фамилия», «Почему меня так назвали». Такие темы стимулируют
общение ребенка с родными , учат его ценить то, что составляет историю его
жизни, историю его семьи, города, таким образом мы используем житейский
и речевой опыт учащихся.
Продуманное включение регионального компонента в структуру уроков
русского языка является мощным средством развития личности. Оно
позволяет учителю формировать интерес школьников к языку, воспитывать у
них потребность изучать живое русское слово, помогает осознать свой
гражданский долг и полюбить свой родной край.
Литература
Благова, С. А. Место регионального компонента в современном образовании
в условиях ФГОС ООО./ С. А. Болотова. - Смоленск: СГПУ, 2014, - 172с.
Гриханкина, Л. Ф. Региональный компонент в структуресодержания
образования / Л. Ф. Гриханкина // Педагогика.1999.№8.С30-35.
Лыжова, Л. К. Региональный компонент в преподавании русского языка / Л.
К. Лыжова // Русский язык в школе. – Москва: Просвещение, 1994. - №4. –
С.11-14.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ. Канавина Е. М.
Использование регионального компонента на уроках русского языка
Несмашная Нина Генриховна,