Автор: Федченкова Эльвира Марковна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 43
Населённый пункт: р. пос. Заветы Ильича Советско-Гаванского района
Наименование материала: Статья
Тема: Авторское многофункциональное логопедическое пособие "Звуковушечка"
Раздел: дошкольное образование
Публикация на тему: Авторское многофункциональное логопедическое пособие
«Звуковушечка»
Автор: учитель – логопед Федченкова Эльвира Марковна 1 кв. категория, место
работы МБДОУ детский сад № 43 р. пос. Заветы Ильича Советско-Гаванского
района Хабаровского края.
Аннотация пособия «Звуковушечка»
Многофункциональная дидактическая логопедическая игра «Звуковушечка»
является авторской разработкой и имеет следующие
задачи:
• постановка и автоматизация звука;
• коррекция звукопроизношения;
• активизация высших психических процессов (восприятие, внимание, память,
мышление);
•развития познавательных процессов (зрительную память, воображение);
развития фонематического восприятия;
развития связной речи;
обучения грамоте;
развития грамматического строя речи;
активизации и обогащения словаря (лексики);
развитие мелкой моторики.
Актуальность
Прежде начну с того, что по результатам мониторинга в последнее время
нарушения произношения у детей увеличиваются как количественно, так и
качественно. Опыт логопедической работы показывает, что у воспитанников с
нарушением речи неустойчивое внимание, а так же очень быстрое утомление.
Поэтому в ходе работы, стараюсь разнообразить наглядный, раздаточный материал,
пособия и развивающую среду в целом.
Для дошкольников работа по автоматизации звуков зачастую очень трудна и
однообразна. На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного
произношения поставленного звука во всех формах речи – это в слогах, в словах, в
предложениях и связной. Доступнее и интереснее это происходит в игре и игровых
упражнениях, а именно наглядно.
Представленный игровой материал ориентирован на дошкольников с ОНР 5-7 лет, а
для автоматизации звуков преследуется не только цель закрепления правильного
звука, но и игровая ситуация, которая эмоционально приобщает к процессу
приобретения знаний, нацеливает на самостоятельное решение игровых задач,
развивают речь, фонематический слух, обогащает и активизирует словарь,
устраняет грамматические недостатки речи, закрепляют звуковой анализ и синтез
слов.
В процессе работы с дидактическим пособием «Звуковушечка» у ребенка идет
четкое формирование поставленного звука, а так же его отработка т е
автоматизация.
Дети учатся понимать и употреблять термин «звук, слово, предложение», выделять
слова из общего речевого потока, вслушиваться в их звучание, устанавливать
последовательность звуков в слове, осознают звуковой и слоговой состав слов,
дифференцируют звуки по твердости и мягкости, звонкости и глухости.
Таким образом, обучение с применением данного игрового пособия позволяет
повысить интерес к занятиям, создать предпосылки для мыслительных и
познавательных процессов, т.е. ребенок играя забывает о том, что он учится.
Описание пособия
Пособие представляет собой книжку, состоящую из мягких страниц, сшитых из
ткани - фланель, размером 20,5 х20, 5 см. На каждой странице представлено одно
упражнение – подражание. Страницы сшитые из фетра, с использованием
пуговиц, крючочков, кнопок, шнурочков и липучек. Каждая страница
предусматривает упражнение и на развитие мелкой моторики, что повышает
интерес детей к заданиям. На первой странице располагается кузнечик и его
песенка «Кузнечик стрекочет», ребенок проводит пальчиком по травке, дорожке
помогая кузнечику двигаться вперед и стрекотать.
На второй странице располагается веселая, разноцветная гусеничка
(для отработки слогов, как прямых, так и обратных).
Третью страницу занимает Пчелка, которая летит и поет песенку З-З-З-З-З-З-З-З-З-
З-З-З-З-З-З-З.
На четвертой странице находятся «Насос» которым накачивают и надувают
шарики, при этом произносим С-С-С-С-С-С-С-С-С-С-С-С.
На пятой и шестой странице многофункциональный поезд и его песенка
Ч-Ч-Ч-Ч
На седьмой мы «Летим на самолете» и дружим звуки.
Восьмая страница – это «Песенка тигренка» PPPPPPPPPPPP
На восьмой «Песенка жука», передвигаем бусинки и жужжим вместе с Жуком
ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ, также дружим звуки и отрабатываем слоги ЖА, ЖО, ЖУ
и т д.
Ну а на самой последней страничке, девятой мы шипим проводя пальчиком по
извилистой змейке ШУШЕ и произносим III-III-III-III-III-Ш.
Назначение пособия
Пособие «Звуковушечка» используется на индивидуальных коррекционных и
подгрупповых занятиях. Данное пособие рекомендуется не только логопедам, но и
воспитателям логопедических групп, а так же родителям детей с ОНР, для
коррекции речи у дошкольников с ТНР.