Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ


Автор: Техликиди Тамара Владимировна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ №14
Населённый пункт: Химки, Московская область
Наименование материала: ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Раздел: среднее образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ

ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА

УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №14.

Учитель истории и обществознания Техликиди Т.В

.

Функциональная грамотность

Способность человека использовать

приобретаемые в течение жизни знания для

решения широкого диапазона жизненных

задач в различных сферах человеческой

деятельности, общения и социальных

отношений

МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №14.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ

ГРАМОТНОСТЬ

Читательская грамотность

Математическая грамотность

Естественно-научная грамотность

Компьютерная грамотность

Юридическая грамотность

Экономическая грамотность

Экологическая грамотность

……..

МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №14.

МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №14.

Виды чтения:

Просмотровое чтение является наиболее поверхностным видом,

дающее наиболее общее представление о содержании и смысле

текста. Конечным результатом является решение, следует ли читать

текст или нет.

Ознакомительное чтение является более подробным, по сравнению с

просмотровым. Для данного вида характерно извлечение основной,

но не дополнительной информации из читаемого текста. В результате

учащиеся определяют, достаточно ли информации содержится в

тексте или его необходимо перечитывать или анализировать.

Изучающее чтение — наиболее подробный вид чтения. Целью этого

вида является не просто тщательное изучение, но еще и

проникновение в смысл текста, детальный анализ текста. Конечный

результат направлен на восприятие разной информации, изложенной

в тексте.

МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №14.

Приёмы работы для

ознакомительного и

изучающего чтения

МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №14.

Разбивка текста на смысловые части,

составление плана текста.

Составление вопросов к тексту по

классификации Блума.

Составление таблицы по тексту

Приём «Рокировка»

Комментирование чтение

Разбивка текста на смысловые части, составление плана текста

Что необходимо учесть для выполнения данного задания:

внимательно прочитать текст, уяснить его содержание, понять тему,

выявить основные идеи текста;

названия пунктов плана не должны полностью воспроизводить

отдельные фразы текста – основная идея каждого фрагмента текста

должна быть кратко сформулирована после прочтения и обобщения

содержания соответствующего раздела текста;

Присутствие определенной логики

МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №14.

МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №14.

Составление вопросов к тексту по классификации Блума

.

Этапы составления сравнительных таблиц:

Выделить существенные признаки (линии), по которым

целесообразно провести сопоставление; сформулировать их

в виде краткого плана, записать в первую графу таблицы;

в соответствующие графы горизонтально заносятся

сведения по каждой линии сравнения;

формулируется частный вывод о сходстве и различии

сравниваемых объектов;

итоги всей сравнительной работы сходятся в общем выводе.

МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №14.

Составление таблицы по тексту

Пример: «Фрагмент таблицы сравнения ремесленного и

мануфактурного производства»

МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №14.

МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №14.

Международные исследования образовательных

достижений обучающихся PISA рекомендуемые для

использования по предметам «Обществознание», «Право»,

«Экономика».

Авторы разработчики: Бахарев И.В., Кокшарова А.А.,

Миронова Н.С., Рязанцев М.В,, Советова Н.В.,

Сементковский А.С., методисты ГМЦ ДОгМ

ЗАДАНИЕ №1. Правовое обсуждение.

Мария: Я считаю, что смертная казнь – это варварство. Мы живем в XXI веке!

Погибшего человека все равно не вернешь, как убийство еще одного человека

сможет исправить ситуацию? Ведь не зря же этот вопрос особо оговаривается

в Европейской конвенции по правам человека. Тем более нельзя забывать,

что судьи тоже люди и тоже могут ошибаться.

Максим: С экономической точки зрения замена смертной казни

пожизненным заключением абсолютно не оправдана. Преступник

содержится в тюрьме 10, 20 и более лет на средства добропорядочных

налогоплательщиков. Получатся, что среди таких налогоплательщиков

неизменно находятся родственники или друзья жертвы преступника. Таким

образом, вместо законного возмездия, они вынуждены расплачиваться

своими деньгами на содержание убийцы близкого им человека. Кроме того,

применение высшей меры наказания служит устрашающим фактором для

потенциальных преступников.

Эти два письма были написаны на Интернет-форуме, посвященному

вопросу применения смертной казни как высшей меры наказания.

Используйте письма для ответов на вопросы, предлагаемые ниже.

МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №14.

1) Укажите цель каждого из писем.

а) выразить свою точку зрения о возможности применения смертной казни как

высшей меры наказания

б) рассказать о смертной казни

в) рассказать людям, что очень много средств тратится, чтобы содержать

преступников

г) продемонстрировать свой социальный опыт

2) Почему Мария ссылается на Европейскую конвенции по правам человека?

(В соответствии с Протоколом № 13 к Европейской конвенции о защите прав

человека и основных свобод, смертная казнь отменяется).

МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №14.

Вопросы к тексту

3) С каким из этих двух писем вы согласны?

Дайте своими словами обоснование своей точки зрения, при

этом используя то, что сказано в одном из писем или в них

обоих. (Объясняется точка зрения посредством обращения к

содержанию одного или обоих писем. Говорится об общей

позиции автора (то есть за или против) или деталях

аргументации. Интерпретация аргументов автора должна быть

правдоподобной. Объяснение может быть дано в форме

пересказа части текста, но не должно копировать текст

полностью или в значительной степени без внесения в него

изменений или дополнений.)

МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №14.

Вопросы к тексту

4) Анализируя каждое письмо, мы можем обсуждать, что

говорится в письме (т.е. его содержание).

Мы можем также обсуждать, как написано письмо (т.е. его

стиль). Безотносительно к тому, с чьим письмом вы согласны,

объясните, кто из этих двух авторов, по вашему мнению, написал

письмо лучше? Обоснуйте свой ответ, ссылаясь на то, как

написаны оба или одно из этих писем. (Первое письмо написано

более эмоционально, автор доказывает свою позицию с точки

зрения морали и нравственности. Второе письмо написано

скорее в научном стиле, автор рассматривает экономический

аспект применения смертной казни.)

МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №14.

Вопросы к тексту



В раздел образования