Автор: Земскова Оксана Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ЦО № 7
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии из опыта работы
Раздел: начальное образование
Можно много найти и прочитать теории по здоровьесберегающим технологиям, но я
хочу рассказать вам о том, что я применяю в своей практике.
Хочу начать с того, что сейчас большинство детей не могут похвастать хорошим
здоровьем. Они очень подвержены простудным заболеваниям (по многим
причинам), поэтому родители моего класса приобрели обеззараживатель воздуха
«Дезар» (2015 году), который предотвращает распространение таких инфекций как
грипп, ОРЗ, дифтерия, туберкулез и многих других путем дезинфекции воздуха в
помещении. При подведении итогов в конце первого года обучения многие
родители отметили, что в прошедшем году ребята болели гораздо меньше, что очень
порадовало.
Наверно, учителям начальных классов, не надо рассказывать о том, как тяжело
научить ребят правильно держать ручку. Ведь большинство детей пришедших в
школу держат ручку неправильно. В результате в пальцах и кисти возникает
избыточное напряжение, которое вызывает онемение и боль, ребенок быстро устает,
скорость письма снижается, портится почерк и как следствие возникает негативное
отношение к урокам письма. Для первоклассников, держать в руках ручку –
большой труд. Так вот, вместо того, чтобы по многу раз повторять «Возьми ручку
правильно», мы приобрели своим ребяткам правильные пишущие инструменты:
ручки и карандаши с «подсказкой» для пальцев из серии Стабило. И что интересно,
в этой серии есть ручки для детей пишущих правой рукой (они зеленого цвета) и
левой рукой (они синие).
Возрастные особенности таковы, что мелкая моторика рук развита еще не
достаточно и, конечно же, после нагрузки на мышцы должна быть разгрузка. Для
этих целей на уроках мы используем тренажеры, а на переменах ребятки могут
расслабить мышечный тонус, в «салоне» для любимых ручек расположенном в
нашем классе. Каждый желающий на перемене может побаловать свои ручки и себя
тоже, поскольку эта процедура доставляет массу положительных эмоций, что тоже
немало важно!!!
Конечно, все мы в течение урока проводим физкультминутки - это минутки
физических упражнений, направленные на снятие усталости. Усталости чего? Что
устало у детей на данном этапе урока? На эти вопросы должен ответить учитель
прежде, чем предложить детям проведение физминутки.
Конечно это:
Физминутки для глаз (точка на стекле, точка вдали; по периметру доски и т.д.)
Физминутки для расслабления мышц (музыкальные)
Физминутки с элементами кинесиологии .
Когда мы учимся, то проходим в основном одни и те же шаги:
o
Восприятие информации (через слух, зрение, осязание, прикосновения, ощущения)
o
Усвоение полученных данных (интегрирование с предыдущим опытом)
o
Закрепление с помощью действия (проговаривание, письмо, рисунок и т.д.)
Кинесиология («гимнастика мозга») облегчает каждый из этих этапов, так как
снимает стрессовые телесные зажимы, помогает «включить» и интегрировать
различные отделы мозга с другими частями тела. Упражнения кинесиологии
похожи на простую зарядку, но ребятам очень нравится…..ведь их «мозг
просыпается»
Вот некоторые упражнения…массаж ушных раковин, колечко, кулак-ребро-ладонь,
ухо-нос, зеркальное рисование, кнопки мозга, перекрестные шаги и т.д.
У нас в классе есть «сухой дождь», вообще он задуман для релаксации, но жизнь
вносит свои коррективы. Иногда ребята используют его как тренажер для развития
моторики рук (они плетут косички, а я и не против… в жизни пригодиться).
В классе есть фонтанчик, на переменках желающие могут его включить и
помечтать……
Опыт показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в
учебном
процессе
позволяет
учащимся
более
успешно
адаптироваться
в
образовательном
и
социальном
пространстве,
раскрыть
свои
творческие
способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального
поведения, активнее приобщать родителей школьников к работе по укреплению и
сохранению
здоровья
детей.
Внедрение
в
обучение
здоровьесберегающих
технологий ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению
психологического климата в детском коллективе. Учителю, освоившему эти
технологии, легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной
дисциплины, происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его
педагогического творчества.
Можно с уверенностью утверждать, что здоровьесберегающее обучение
направлено
на
обеспечение
физического
и
психического
здоровья
учащихся;
опирается
на
принципы
природосообразности,
преемственности,
вариативности, прагматичности (практической ориентации);
приводит к повышению мотивации учебной деятельности; предотвращению
усталости и утомляемости; приросту учебных достижений;
достигается через учёт особенностей класса (изучение и понимание
человека); создание благоприятного психологического фона на уроке;
использование
приёмов,
способствующих
появлению
и
сохранению
интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения
учащихся.
Как сказал Гейне Генрих: «Все здоровые люди любят жизнь».
Хочу пожелать Вам, всегда быть здоровыми!!!