Напоминание

"Дополнительное образование как фактор развития творческих способностей обучающихся"


Автор: Фролова Галина Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУ ДО Центр дополнительного образования п.Авсюнино
Населённый пункт: посёлок Авсюнино городской округ Орехово-Зуевский Московская область
Наименование материала: доклад к педсовету
Тема: "Дополнительное образование как фактор развития творческих способностей обучающихся"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Дополнительное образование как фактор развития творческих способностей обучающихся

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования,

сопровождающееся существенными изменениями в педагогической теории и практике.

Общие

тенденции

этих

изменений

характеризуются

отходом

от

жёстко

регламентированных форм воспитания и обучения детей, обращением к личностно-

ориентированной педагогике. Гуманизация сферы образования связана с переходом от

авторитарной педагогики к педагогике сотрудничества, признающей ценность каждого

ребёнка как личности, его право на свободу, счастье, проявление и развитие всех

способностей. Немаловажная роль в реализации задач обозначенной педагогической

проблематики

принадлежит

учреждениям

дополнительного

образования

(УДО),

специфика

деятельности

которых

позволяет

успешно

содействовать

совместному

творчеству педагога и ребёнка.

Дополнительное образование - это особое (внеучебное для школьника)

образовательное пространство. Оно решает задачи не только социализации, но и

индивидуализации личности подростка и становится основным фактором развития

творческих способностей. Оно предназначено для свободного выбора и освоения детьми

дополнительных образовательных программ, которые близки их природе, отвечают

внутренним потребностям, помогают удовлетворять интересы, развивать творческий

потенциал и т.д.

В настоящее время нет устоявшегося определения дополнительного образования,

основные понятия, раскрывающие его сущность, ещё только начинают складываться, что

свидетельствует о продолжающихся интенсивных исследованиях данного феномена. С

момента появления термина «дополнительное образование» не стихают споры по поводу

правильности такой формулировки. Одни в ней видят недооценку дополнительного

образования, отношения к нему как к чему-то второстепенному, другие опасаются

выпадения его из единой системы образования, третьи предполагают, что все дело

ограничивается переименованием учреждений внешкольного воспитания.

Определенную информацию для осмысления сущности дополнительного образования

несет его качественная характеристика «дополнительное». Понятие «дополнительное»

необходимо рассматривать

по семантике слова.

Так,

в

словаре

русского

языка

С.И.Ожегова понятие «дополнительный» определяется как дополнение к чему-нибудь;

«дополнить» - значит сделать более полным, прибавив к чему-нибудь, восполнить

недостающее в чем-либо [148, с. 178] . Вместе с термином «образование», выражающим

«...процесс, в течение которого формируется (образуется) человеческая личность, в

результате которого получается тот или иной образ» [154], это понятие представляет

данный вид образования как дополнение к процессу и результату развития личности,

осуществляемому

и

другими

видами

образования:

дошкольным,

общим

и

профессиональным.

На наш взгляд, именно такое понимание дополнительного образования среди других видов

образования сохраняет его самостоятельность и самоценность.

Долгие годы понятие «дополнительное образование» было связано исключительно с

дополнительными учебными занятиями в школе как одно из средств помощи отстающим и

неуспевающим учащимся. Дополнительные учебные занятия проводились во внеурочное

время с небольшой группой учащихся или индивидуально с целью оказания помощи

отстающим школьникам в ликвидации пробелов в знаниях и включения их в работу всего

класса, а также воспитания веры в свои силы и возможности.

Наряду с дополнительные учебными занятиями с отстающими существовала внешкольная

работа

-

образовательно-воспитательная

работа

с

детьми,

которая

проводилась

внешкольными и культурно- просветительными учреждениями, органами народного

образования, пионерскими, комсомольскими, профсоюзными и другими общественными

организациями. Как одна из наиболее активных форм организации досуга детей, их

занятости, профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних,

внешкольная работа осуществлялась на принципах добровольного участия, активности и

самодеятельности детей с учетом их интересов, склонностей, желаний и возможностей. По

сути, это было то же самое дополнительное образование, но иного уровня и качества

содержания.

В современной литературе мы встречаем анализ дополнительного образования как

структурного компонента системы непрерывного образования. Структура непрерывного

образования, по мнению ряда авторов (О.С. Абба-сова, А.П. Владиславлев, О.В.Купцов,

Ф.И.Перегудов и др.), представляет собой совокупность двух элементов: базового

(основного) и дополнительного образования. В рамках нашего исследования акцентируем

внимание на последнем.

Основной целью дополнительного образования О.С.Аббасова и А.П. Владиславлев

считают «поддержание у человека способности и стремления к постоянному усвоению

новых знаний» [1, с. 18]. Позволим себе не согласиться с авторами, поскольку в таком

видении не прослеживается специфика дополнительного образования. Кроме того, на наш

взгляд, это одна из целевых установок всей системы образования.

Развитие творческих способностей детей в системе дополнительного образования

Аннотация. В статье рассматривается актуальная для современной практики образования

проблема развития творческихспособностей детейв системе дополнительного образования.

Анализируя спецификудополнительного образования, авторы делают вывод о том, что оно

создает

возможности

для

полноценного

индивидуального

раскрытия

творческого

потенциала детей в различных видах деятельности. Особое внимание уделяется роли

педагога в развитии творческих способностей детей в художественноэстетическом,

музыкальном

направлении.Ключевые

слова:дополнительное

образование,

творчество,творческая деятельность,творческие способности, музыкальные способности.

В современных условиях многовекторного развития системы отечественного образования

особое внимание уделяется дополнительному образованию детей.На государственном

уровне активно обсуждаются вопросы эффективности дополнительного образования за

счетрасширения

сети

учреждений

дополнительного

образованияи

спектра

предоставляемых в них образовательных услуг, возможности финансирования изсредств

федерального

и

региональныхбюджетов,

привлечениявысококвалифицированных

педагогических и творческих работников для занятий с детьми с цельюих положительной

культурносоциальной адаптациив общество,выявления, развития и поддержки наиболее

способных,

творческиодаренныхдетей.

В законе «Об образовании в РФ» говоритсяо том, что дополнительное образование

призвано удовлетворять образовательные потребности человека «в интеллектуальном,

духовнонравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании»[1].

Креативноцивилизационный подход, лежащий в основе образованияXXIвека, задает

ориентирыдля культурного обогащения общества гуманными, творчески созидающими

личностями,

чьи

стремления

должны

быть

направлены

на

самообразование,самореализациюи

самосовершенствованиево

имя

сохранения

таких

ценностей,

как

истина,

добро,

красота

и

справедливость.Дополнительное

образованиенаправлено на реализацию ФГОСнового поколения и вносит существенный

вклад в развитие целостной,гармоническойличности обучающихся.Дети и подростки

приобретают углубленные знания, у них формируются умения и навыки, ценностные

представления о том виде деятельности, которым они занимаются, развиваются

потребностномотивационная

сфера

и

опыт

общения.Главными

задачами

системы

дополнительного

образования

является

создание

условий

для

организации

и

осуществления культурного досуга детей во внеурочное время путем внедрения в

образовательный процесс 1) активнодеятельностных технологий обучения и воспитания,

2) создания эмоционально привлекательной среды для занятий тем или иным видом

деятельности, 3) психологически комфортной атмосферы взаимодействия,а также наличие

4) хорошей материальной оснащенности образовательного процессаи профессиональных

творческихпедагогов.

Многовариативность

учреждений

дополнительного

образования

дает

возможность

родителям и детям выбрать тоиз них, которое в наибольшей степени будет отвечать

интересам ребенка и поможет в полной мере раскрыться его дарованиям, творческим

способностям. В настоящее время в нашей стране функционируют множество школ

искусств,

центров

детского

творчества,

детских

художественных,

музыкальных

школ,клубов, в которых ребенок занимается в свободное от учебы время. На XIIсъезде

уполномоченных по правам ребенка в г. Пскове «Талантливые дети России: поддержка и

защита», который проходил в октябре 2015 г.,рассматривались проблемы развития

творческого

и

художественноэстетического

потенциала

детей

в

ходе

реализации

Концепции дополнительного образования. На примере Волгоградской области хочется

отметить, что с 2014 года в ней начала реализовываться государственная программа по

поддержке учреждений культуры и дополнительного образования детей в сфере культуры,

основными задачамикоторой является развитие творческих способностей детей и

подростков, создание условий для активного включения детей в культурную жизнь

общества, популяризация детского творчества. Результаты творческой деятельности детей

высоко оцениваются на областных, всероссийских и международных конкурсах: «Малые

Дельфийские игры», «Таланты земли волгоградской», «Детские фантазии» и др. Система

дополнительного образования отличается тем, что в ней реализуются образовательные

программы по конкретному направлению деятельности и области знания: художественное

творчество –декоративноприкладное искусство (оригами, бисероплетение, резьба по

дереву, вышивка, художественная роспись), живопись, дизайн, хореография, вокал, игра на

музыкальных

инструментах,

актерское

мастерство;

техническое

творчество

(моделирование), туристскокраеведческая, экологобиологическая деятельность, спорт,

исследовательская работа [2]. Методическое обеспечение образовательного процесса

включает в себя авторские программы, разрабатываемые компетентными специалистами.

Для педагогов, работающих в системе дополнительного образования, важно определить,

есть ли у ребенка природные задатки к занятиям тем или инымвидом творческой

деятельности:

художественноэстетической,

технической,

спортивной.

А

для

этого

необходимо обладать психологопедагогическими знаниями о том, что такое способностии

как они проявляются у ребенка в зависимости от возраста, уровня развития, среды, в

которой

он

растет,

в

чем

отличие

художественнообразного

мышления

от

предметнологического, как индивидуальнопсихологические свойства личности –тип

темперамента,

характер,

особенности

эмоциональноволевой

сферы

–влияют

на

расширение творческого потенциала ребенка, его достижений, успехов. Поэтому на

начальном этапе занятий в центре дополнительного образования опытные специалисты

проводятпсихологопедагогическую диагностику на выявление типа мышления, уровня

общих и специальных способностей ребенкас тем, чтобы помочь сделать правильный

выбор и очертить перспективы развития в избранном виде деятельности. Некоторые

специалисты считают, что дополнительное образованиеявляется для многих детей

«социальным лифтом». Если в школе ученик воспринимается учителем как обладающий

средними, невыразительными способностями, то включаясь в активную деятельность по

интересам, например,в центре детского творчества, он может развить в полной мере свои

творческие

способности,

проявить

себя

как

лидер,

склонный

к

инициативе,

самостоятельности, ответственности. А это те качества, которые необходимы каждому

человекудля полноценного существования в современном мире, чтобы чувствовать себя

защищено

и

уверенно

в

любой

ситуации

делового,

межличностного,

профессионального

взаимодействия. Центры дополнительного образования создают условия для социальной

адаптации детей и подростков и формирования у них социальной устойчивости.В системе

дополнительного

образования

заложен

большой

воспитательный

потенциал.

Общениепедагога с детьмиизначально положительно эмоционально окрашено.Для их

совместной

деятельности

характерен

высокий

уровень

мотивациидостижений,

обусловленный

интересом

и

желанием

самореализоваться,

удовлетворить

свои

потребности в личностном и профессиональном творчестве.Нравственная позиция

педагога, выражающаяся в искренней поддержке эмоциональных порывов обучающихся

реализовывать задумки, в поощрении их фантазии, воображения,оказывает влияние на

развитие

у

детейоценочноэмоционального

отношения

к

окружающему

миру,

его

чувственному восприятию. Создавая атмосферу творческого взаимодействия,педагог

стремится поддерживать оптимальный уровень эмоционального напряжения, которое

позволяет обучающимся раскрыть ихтворческие способности. Эмоциональное напряжение

можно рассматривать какнеобходимый элемент творческого акта,выражающийся в

радостном

предвкушении

успеха.

Творчество не терпит принуждения. Занимаясь в центрах дополнительного образования, в

кружках

и

секциях,

ребенок

должен

ощущать

свободу

в

действиях,

радость

творчества.Педагог не вправе навязывать свои идеи, замыслы. Он должен чувствовать

тонкую

душевную

организацию

ребенка,

своеобразие

и

неповторимостьего

мышления,помогать

развиватьсяхудожественноэстетическомувкусупосредством

гуманного

отношения

кличности

и

продуктам

индивидуальнотворческой

деятельности,

используя

при

этом

самые

разнообразные педагогическиеметоды и приемы(сопереживание(эмпатия), одобрение,

поощрение,

похвала,

создание

ситуаций

успехаи

др.).

Нравственность и творчество в системе образования личности неотделимы. В каждом

созданном ребенком продукте творческой деятельности, будьто танец, или песня, или

мягкая игрушка, или модель самолета,просматривается личностное начало, духовное и

материальное воплощение в жизнь его фантазии. Важно, чтобы ребенок в процессе своей

творческой деятельности получал физическое, эстетическое и духовное наслаждение

отсозидания, чтобы у него возникала потребность к самопознанию, саморазвитию и

самореализации своих способностей. В любой деятельности можно проявлять творческое

начало. И если говорить в целом о творческой деятельности (не разводя понятия

художественного, интеллектуального или технического творчества), то в ней выделяется

интеллектуальная, мотивационная и личностная составляющие. Занимаясь творчеством,

дети

приобретают

дополнительные

знания

о

предмете

своего

творчества,

которые

превращаются для них в инструменты деятельности. Потребности заниматься именно этим

видом деятельности формируют осознанные мотивы креативности, нестандартности на

уровне мышления и действий, а сам процесс создания чегото нового становится личностно

значимым.Здесь следует отметить также и то, чтов творческом процессе выделяютдве

стороны

–эстетическуюи

рациональную,

которые,в

принципе,отделитьдруг

от

друганевозможно [3]. Ребенку изначально присуще эмоциональнообразное восприятие

действительности, а в дальнейшем он переходит к рациональной деятельности и на этой

основе происходит развитие его творческих способностей.



В раздел образования