Автор: Филиппова Анжела Владиславовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Моргаушская СОШ"
Населённый пункт: с. Моргауши Моргаушского района Чувашской Республики
Наименование материала: статья
Тема: "Игра - школа жизни"
Раздел: полное образование
Игра – школа жизни.
«Все мы родом из детства»,- сказал один мудрый человек, подчеркивая тем
самым исключительную значимость этого периода. Когда мы произносим
слово «детство», то сразу же вспоминаем наши любимые детские игры и всю
жизнь храним в сердце добрые и теплые чувства, рожденные в те самые
волшебные моменты. Ребенок не растет без игр, с помощью них развивается
его кругозор, ум, крепнет здоровье, он учится жить в коллективе, приучается
к труду, проверяет свои способности, природный дар.
У каждого есть любимая игра (или игры), и каждый держит себя во время
игры по-своему. И здесь виден характер человека и то, насколько он удачлив.
Но есть у игр и другое значение: они исправляют некоторые отрицательные
черты только вступающих на жизненный путь людей, помогают превратить
из маленького в большое, из глупого в умного, из слабого в сильного. Игры
знакомят ребят с жизненными обстоятельствами, с их сложными и
противоречивыми моментами, помогают попасть в бурлящий и волшебный,
но в то же время пугающий загадочный мир.
Как же появились игры у чувашей? Как говорят исследователи, в основе
древних игр лежит жизненный опыт. Если расположить игры по хронологии,
мы можем увидеть историю человечества. И чувашские игры, если
поподробней исследовать, могут дать возможность прочитать историю
нашего народа. Например, такие игры, как «Ухапа пемелле», «Щемрен
ямалла», «Лашалла», говорят о том, что в далекие времена древние чуваши
жили в степи и часто участвовали в военных сражениях. Игра «Ашакла»
рассказывает, что чуваши держали скотину. Игры «Хам патша», «Патшалла»,
«Емпюлле» и другие напоминают о периоде вхождения чувашей в русское
государство, а игры «Машинла», «Краскалла» и другие повествуют о
современности. В играх –народная история, но в то же время – ежедневная
сложная жизнь. В играх очень хорошо видны и секреты крестьянского труда,
и взаимоотношения взрослых и детей, и дружеские отношения между
людьми, одним словом, полная картина жизни человека.
Природа – колыбель человечества. С древних времен человек
пользовался добром, данным природой, он понимал исключительную
значимость природных даров и старался оберегать её. Это видно и в
чувашских играх. Детство – это утро человеческой жизни, и, может быть,
поэтому в чувашских играх восхищают нежность, ласковость, доброта, не зря
частушки, используемые в играх, можно назвать шедеврами, они удивляют
своей поэтической силой.
Автор: Филиппова А.В.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Моргаушская СОШ»
Моргаушского района Чувашской Республики