Напоминание

"Говорящие пальчики".


Автор: Мошкова Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №2 с/п детский сад "Золотой петушок".
Населённый пункт: Самарская область п.г.т. Безенчук
Наименование материала: статья
Тема: "Говорящие пальчики".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья на тему: « Говорящие пальчики».

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени

сформированности тонких движений пальцев рук. Чтобы научить малыша

говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат,

но и развивать мелкую моторику рук, которая ведёт к улучшению

взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их

работы. Дело в том, что в головном мозге человека центры отвечающие за

речь и движения пальцев рук, расположены оченьблизко. Поэтому,

стимулируя тонкую моторику, мы активизируем и соединение зоны,

отвечающие за речь.

В младшем дошкольном возрасте я с детьми выполняла простые упражнения,

сопровождаемые стихотворным текстом, и не забыла о развитии

элементарных навыков самообслуживания: застёгтвать и растёгтвать

пуговицы, завязывать шнурки и т.д. В старшем дошкольном возрасте работа

по разитиюмелкой моторикии координации движений руки стала важной

частью подготовки к школе, в частности, к письму. Формирование

двигательных функций, в том числе и тонкихдвижений рук, происходит в

процессе взаимодействия ребёнка с окружающим его предметным миром.

Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые

движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук.

Маленькому ребёнку трудно поворачивать и вращать запястья, поэтому он

заменяетэти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие

движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от

ребёнка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладеть

разными движениями запястья.

Какие же упражнения помогут ребёнку усовершенствовать свои навыки?

Пальчиковые игры – это игры, с которыми познакомился ребёнок впервые в

жизни. Они развивают не только мелкие мышщы пальчиков, но и логику,

мышление и речь. Пальчиковые игры лежат в основе творческого развития

ребёнка. В возрасте 2-3 лет пальчиковые игры тоже актуальны для вашего

ребёнка. Если раньше ребёнок с трудом мог усидеть на одном месте до конца

игры, то теперь пальчиковым играм можно уделять более 10 мин. и даже

делать массаж. Но пальчиковые игры должны быть интересными для

маленького ребёнка. Обязательно сопровождайте игру стихотворением, в

котором происходят интересные сказочные действия. В таком случае,

ребёнок будет сам проявлять инициативу в проведении таких игр.

Пальчиковые игры можно придумывать самостоятельно, главное – знать, что

развитию мелкой моторики рук способствуют занятия с пластилином,

глиной,солёным тестом, мелким строительным материалом, конструктором,

нанизывание бус, выкладывание из спичек рисунков, букв, колодцев,

различные манипуляции с пуговицами, а также рисование по трафарету,

букв, геометрических фигур, штриховка, рисование по точкам, пунктирным

линиям, массаж рук, ежедневное разминание пальцев (интенсивные круговые

движения вокруг пальца) и многое другое. Пириложите немного фантазии и

радуйте ребёнка новыми играми и занятиями.

Для чего нужна пальчиковая гимнастика?

В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения,

которые сопровождаются движениями пальцев, например, исвестная всем

«Сорока – Ворона». Люди давно заметили, что движение рук и пальцев,

сопровождаемыми короткими стихами, благотворно действует на развитие

детей.

Учитывая количество детей с тяжёлыми нарушениями речи поступающих

дошкольные учреждения, можно сделать вывод, что это направление работы

в настоящее время актуально и востребованно.

Я в своей группе компенсирующей направленности, выделила и оборудовала

уголок, в котором подобрала материал для развития мелкой моторики рук.

Игры и пособия, которые соответствуют возрасту детей, находящихся в

группе, эстетически красиво оформлены, привлекают своей яркостью и

разнообразием.

Использую игры развивающие мелкую моторику пальцев рук повсеместно.

Включаю в утренние комплексы, как дополнение к артикуляционной

гимнастики и дыхательным упражнениям; использую в качестве

пятиминуток в процессе образовательной деятельности; применяю как

самостоятельные игры в свободное время; использую на прогулках в тёплое

время года.

При использовании различной техники, методы и приёмы стимуляции

рецепторов, которые на пальчиках и кистях рук, значительно ускоряется

процесс коррекции речевых недостатков. В моей группе оборудован уголок

«Ловкие пальчики». Он постоянно совершенствуется и дополняется. Большая

часть игр имеет речевое сопровождение, оформленное в виде картотеки, что

очень удобно в использовании.

Вот несколько игр, в которые любят играть мои детки.

Игры с массажным мячиком – ёжиком, крупными бигуди, колючими

массажёрами – используется как самомассаж пальцев и кистей рук.

Применяйте, чередуйте разнообразные приёмы: растирание прижимание,

катание, перекидывание из ладони в ладонь, друг другу.

Упражнения с прищепками – массаж фаланг пальцев рук и увлекательные

дидактические игры.

Игры со счётными палочками – параллельно учим и дифференцируем

названия цветов и геометрических фигур.

Упражнения с мячиками су-джок – массаж фаланг пальцев рук, обязательно

сопровождайте стихотворным текстом. Удобно закреплять обощающие

понятия, играя в игру «Я знаю пять названий….»

Игры с мелкими предметами: пуговицами, бусинками, декоративными

камешками. Развивает не только моторику, нои внимание, память, фантазию,

творческое мышление. Так же можно закрепить знания цветов, форм,

величины. Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и

оздаравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с

закрытыми глазами. Можно научить ребёнка перекатывать пальцами одной

руки два грецких орешка или камешка, пальцами одной руки или между двух

ладоней шестигранный карандаш. Отлично развивает рукуразнообразное

нанизывание. Нанизывать можно всё что нанизывается: пуговицы, бусы,

сушки и т.д. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков,

сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих ягод рябины.

Игры с крупами и цветным песком – очень увлекатеное и полезное занятие.

Требует концентрации внимания, усидчивости. Не просто выложить

заданнуюфигуру из фасоли или гороха. А перебрать горох отдельно от

фасоли? Но если этому придать дух соревнования…, то время пролетит не

заметно! Можно усложнить, и перебирать неи пальчиками, а большим

пинцетом. Рисование на цветном песке доступно даже самым маленьким

детишкам. Податливость песка провоцирует желание создать на него

миниатюру реального мира. Созданная ребёнком картина из песка является

творческим продуктом. Основной акцент делается на творческом

самовыражении ребёнка, благодаря которому на бессознательно

символическомуровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск

путей.

Игры с резиночками – развиваем мотрику, силу пальчиков, закрепляем цвета.

Игры со шнурками – сейчас в продаже встречается множество

разнообразных игр со шнурками. В целом, их можно разделить на несколько

видов. Шнуровки сюжетные – ребёнку предлагается «незаконченная»

картинка (изображение ёжика, белочки, ёлки, вазы с букетом, домика), к

которой нужно пришнуровывать недостающие детали: грибы, фрукты и

орехи, новогодние игрушки, цветы, окошки и т.д.

Второй вид шнуровок: пуговицы, башмачки, цилиндры или любые другие ,

сделанные из дерева или мягкого безопасного материала, цельные предметы,

в которых проделаныотверстия для шнурков. К ним прилагаются верёвочки и

инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке –

основе.

Третий вид шнуровок – изготовленные из ткани детали домиков, книжек и

т.п. , которые предлагается соединить с помощью шнурков, чтобы

получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная мягкая «картина».

Разрезные картинки и пазлы разных фактур и размеров – развивают

пальчики, внимание, память, мышление. Можно подбирать к лексической

теме и использовать в деятельности детей.

Классические пальчиковые игры без предметов, с речевым сопровождением

тоже широко использую в своей практике. В процессе выполнения дети

осваивают тонкие, дифференцированные движения, уклепляют мышцы, что

способствуют развитию речии подготовке руки к письму.

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на

кончиках пальцев. «Рука – это инструмен всех инструментов» - заключил

ещё Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», - писал Кант. И эти

выводы не случайны.



В раздел образования