Автор: Попкова Елена Юрьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ Комсомольская СОШ
Населённый пункт: пгт.Комсомольск
Наименование материала: материалы к уроку обществознания
Тема: "Политическая сфера жизни общества" итоговый тест в формате ЕГЭ
Раздел: полное образование
Тест по обществознанию по теме
«Политическая сфера жизни общества» в формате ЕГЭ
Часть 1
1. Запишите слово, пропущенное в схеме.
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите
цифру, под которой оно указано.
1) политическая партия
2) политическая система
3) политическая норма
4) государство
5) политическая идеология
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют формы государства.
1) федерация
2) президентская республика
3) унитарное государство
4) иммунитет
5) политический режим
6) территория
Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
4. Выберите верные суждения о политических партиях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Политические партии отличает от иных общественных объединений стремление овладеть властью.
2) Каждое добровольно организованное политическое объединение граждан является политической партией.
3) Политические партии отличает наличие общей идеологии, цели и стратегий, выраженных в политической программе.
4) По участию во власти выделяют партии либеральные, консервативные, коммунистические.
5) По идеологической ориентации различают правящие и оппозиционные, легальные и нелегальные, парламентские и не-
парламентские партии.
5. Установите соответствие между основаниями классификации политических партий и иллюстрирующими их конкрет-
ными примерами.
ПРИМЕРЫ
ОСНОВАНИЯ КЛАССИФИКАЦИИ
А) консервативные
Б) революционные
В) либеральные
Г) правящие
Д) оппозиционные
Е) коммунистические
1) по отношению к власти
2) по средствам и методам отстаивания интересов
3) по идеологии
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A
Б
В
Г
Д
Е
6. Конституция провозглашает Z демократическим федеративным государством с республиканской формой правления.
Какие из приведённых признаков характеризуют форму государственного (территориального) устройства Z? Запишите
цифры, под которыми они указаны.
1) регулярные выборы главы государства и парламента на альтернативной основе
2) двухпалатная структура парламента, обеспечивающая представительство регионов
3) включение в состав государства нескольких государственных образований, каждое из которых обладает определённой
собственной компетенцией
4) действие конституций субъектов при верховенстве общей конституции
5) наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан
6) политический плюрализм
7. Кто осуществляет государственную власть на территории Российской Федерации?
1) Федеральное собрание РФ 2) Администрация Президента РФ 3) Органы местного самоуправления
4) Суды Российской Федерации 5) Победившие на выборах политические партии
6) Правительство Российской Федерации
8. Административно-территориальные единицы, имеющие автономию, объединены в государство Z. Согласно Конститу-
ции этого государства, регулярно, на альтернативной основе проходят состязательные выборы законодательных и испол-
нительных органов власти. Всенародно избранный президент под контролем парламента формирует правительство. Най-
дите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) унитарное государство 2) федеративное государство 3) президентская республика
4) парламентская республика 5) демократическое государство 6) социальное государство
9. Найдите в приведённом ниже списке признаки, отличающие демократические выборы, и запишите цифры, под которы-
ми они указаны.
1) тайная подача голосов
2) наличие возрастного ценза
3) доступность правдивой информации о кандидатах
4) равноправие избирателей
5) наличие альтернативных кандидатов
6) регистрация избирателей на избирательных участ-
ках
10.Выберите из предложенного проявления деятельности институтов гражданского общества.
1. Межрегиональный профсоюз водителей-дальнобойщиков обратился с инициативой изменения расположения складских
помещений и стоянок близ столичного мегаполиса.
2. Министерство по делам печати и информации объявило конкурс на производство серии художественных фильмов о фор-
мировании гражданской идентичности.
3. Правозащитная организация «Свобода слова» выступила в поддержку журналистов и предложила принять законы, на-
правленные на гарантию безопасности их деятельности.
4. Ассоциация творческих учителей начала на своем информационном портале проект консультирования молодых учителей
по методическим вопросам.
5. Следственный комитет Российской Федерации принял к рассмотрению дело о нападении на известного журналиста.
6. Президент страны инициировал создание нового инновационного научного центра в подмосковном Сколково.
11. Установите соответствие между политическими институтами и их функциями: к каждой позиции, данной в первом
столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИИ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ
A) представительство совокупных интересов общества
Б) политическая социализация граждан партии
B) выдвижение политических лидеров
Г) разработка и принятие законов
Д) выступление с критикой правительства
1) государство
2) партии
3) и государство, и партии
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A
Б
В
Г
Д
12.В стране Z сложилась устойчивая политическая система, что обеспечивает стабильное развитие общества. Какие компо-
ненты входят в политическую систему? Выберите из предложенного списка нужные позиции и запишите цифры, под кото-
рыми они указаны.
1) коммуникативный 2) культурно-идеологический 3) просветительский 4) нормативный
5) партийно-организационный 6) институциональный
13.Статья 1 Конституции Испании содержит положение о том, что Испания является демократическим государством. Какие
из приведенных признаков подтверждают эту характеристику? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Страна является одним из самых больших производителей Западной Европы.
2) В Испании сформировалась многопартийная парламентская система.
3) В стране созданы организации для проведения дебатов и обсуждения важнейших законопроектов, включая конституцию
страны.
4) Это центр международного туризма с разнообразными курортами и высокоразвитой инфраструктурой.
5) Испания является конституционной монархией.
6) Победу на парламентских выборах 2011 года одержала оппозиционная Народная партия.
14.. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, кото-
рые необходимо вставить на место пропусков.
______ (А) система состоит из трёх и более однопорядковых по своему влиянию политических партий. Ни одна из них не
располагает достаточной поддержкой со стороны ______ (Б) и не в состоянии без вступления в коалицию
победить на _______ (В) и сформировать ______ (Г). Многопартийная система имеет определённые недостатки. Она
менее стабильна, создаваемые ею правительства также неустойчивы. Разногласия между партнёрами по коалиции не все-
гда способствуют созданию _______ (Д) и легитимного правительства. Поиски компромиссов во время формирования
правительства и в периоды принятия важных решений могут привести к конфликтам и даже к его расколу или ______ (Е).
Кроме того, на согласование различных вопросов уходит много времени и средств.
Список терминов:
1) избиратель
2) роспуск
3) эффективный
4) выборы
5) суд
6) многопартийный
7) преимущество
8) государство
9) правительство
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A
Б
В
Г
Д
Е
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
По своей изначальной природе и характеру политические отношения представляют собой разновидность общественных
отношений.
Важнейшей отличительной особенностью политических отношений по сравнению с социальными, экономическими,
идеологическими и другими отношениями является возникновение и развитие их в связи с политикой и по поводу поли-
тики. Политика при этом понимается в самом широком смысле слова как сфера деятельности различных ее субъектов,
связанная с отношениями между различными слоями общества, классами, этническими группами, нациями и другими со-
циальными общностями, в основе которой лежит проблема завоевания, удержания или использования политической, и в
особенности государственной власти. Там, где невозможно захватить государственную власть, политические партии,
другие объекты политики, вступая в различные отношения друг с другом, стремятся оказывать влияние на процесс фор-
мирования и функционирования государственной власти.
Политические отношения составляют важную часть всех общественных отношений. Характер их и особенности процесса
из возникновения, становления и развития обуславливаются типом государственной власти (рабовладельческая, феодаль-
ная и т.п.), особенностями государственного режима (демократический, автократический и т.п.), а также другими факто-
рами.
Находясь в неразрывной связи и взаимодействии с экономическими, социальными и иными отношениями, политические
отношения оказывают на них значительное влияние, подвергаясь, в свою очередь, с их стороны обратному влиянию. В
особенности это касается взаимосвязи и взаимодействия политических отношений с экономическими. Политические от-
ношения, политика оказывают постоянное воздействие на экономические отношения, экономику. А последняя, со своей
стороны, предопределяет в конечном счете тип, характер и другие основные параметры самой политики.
Важной политической категорией является категория «политической борьбы» или, как ее чаще именуют — «политиче-
ского конфликта».
Политический конфликт определяется как противоборство двух или нескольких субъектов политических отношений,
обусловленное несовместимостью (противоположностью) их интересов, потребностей, систем ценностей и знаний. Поли-
тический, так же как и любой иной, конфликт всегда связан с наличием определенных, как правило, весьма спорных, про-
тиворечивых внутренних и внешних обстоятельств и всегда имеет свой предмет...
В зависимости от используемых критериев политические конфликты подразделяются на различные виды. Например, в
зависимости от продолжительности, от характера действующих субъектов, в зависимости от используемых ресурсов.
(М.Н. Марченко)
21.Что, по мнению автора, обусловливает характер политических отношений в обществе?
22. Как, по мнению автора, политические отношения связаны с общественными отношениями в других сферах жизнедея-
тельности общества? Приведите два примера этой связи.
23. Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин, дайте определение понятия «предмет по-
литического конфликта». Приведите любые два примера предметов политических конфликтов.
24. Автор утверждает, что «Политические отношения, политика оказывают постоянное воздействие на экономические от-
ношения, экономику. А последняя, со своей стороны, предопределяет в конечном счете тип, характер и другие основные
параметры самой политики». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин и социальный
опыт, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора.
25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический радикализм»? Привлекая знания обществоведче-
ского курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политическом радикализме.
26. Приведите три проявления роли общественных организаций в политической системе общества и проиллюстрируйте
каждое проявление примером.
27. В лекции политолога была высказана мысль о том, что политические партии выступают связующим звеном между
гражданским обществом и государством. Приведите три аргумента в поддержку данного мнения.
28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Формы правления государства». Составьте план, в соответ-
ствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более
детализированы в подпунктах.
29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором про-
блему (затронутую тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.
При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргумента-
ции своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие поня-
тия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
29.1 «"Разделяй и властвуй" – мудрое правило, но "объединяй и на- правляй" – ещё лучше». (И. В. Гёте)
29.2«Оппозиция - предохранительный клапан, через который выходит избыток народной силы и жизненности, клапан,
который нельзя закрыть, не подвергаясь опасности взрыва» (Б. Констан де Ребек).
29.3«Демократия — плохая форма правления, однако ничего лучшего человечество не придумало» (У. Черчилль)
29.4«Народ, не желающий кормить свою армию, вскоре будет вынужден кормить чужую» (Наполеон Бонапарт)
29.5«Рядом с деятельностью государства необходимо предоставить возможность и широкий спектр личной свободе. Цель
общественной жизни состоит в гармоническом соглашении обоих элементов, а не в пожертвовании одним в пользу дру-
гого» (Б. Чичерин). «Рядом с деятельностью государства необходимо предоставить возможность и широкий спектр лич-
ной свободе. Цель общественной жизни состоит в гармоническом соглашении обоих элементов, а не в пожертвовании
одним в пользу другого» (Б. Чичерин).