Технологии интегрированного обучения как средство мотивации обучающихся к освоению новых знаний
Автор: Будченко Ольга Георгиевна Должность: преподаватель Учебное заведение: ТТЖТ - филиал РГУПС Населённый пункт: г. Тихорецк, Краснодарский Край Наименование материала: Статья Тема: Технологии интегрированного обучения как средство мотивации обучающихся к освоению новых знаний Раздел: среднее профессиональное
Технология интегрированного обучения как средство мотивации
обучающихся к освоению новых знаний
Интеграция- латинское слово- integer- целый, понятие, обозначающее
процесс сближения и связи наук в единое целое ( Энциклопедический
словарь)
Интеграция- результат процесса объединения, т.е. состояние
гармонической уравновешенности, упорядоченного функционирования
частей целого ( Социологический словарь)
Интеграция-это средство интенсификации урока, высокая форма
воплощения метапредметных связей на качественно высокой новой ступени.
Метапредметные связи можно успешно использовать для дополнения
подтверждения восполнения знаний обучающихся в родственных предметах.
Взаимопроникновение идей и методов различных наук является
отличительной чертой нашего времени. Перед современным учебным
заведением ставится важнейшая образовательная задача: сформировать у
обучающегося представление о целостной карте учебной дисциплины.
Сегодня очевиден тот факт, что новое качество образования невозможно
получить, решая педагогические проблемы устаревшими методами.
Требуются другие стратегии учебного заведения, созвучные нашему времени,
новые инновационные технологии.
В настоящее время в основу комплексного образования ложится идея
интеграции. С введением ФГОС возрастает роль интегрированных уроков.
Причин здесь две. Первая связана с формированием «целостного» взгляда
на мир. Одним из направлений формирования целостного видения мира
является интеграция сведений, получаемых из различных учебных
дисциплин. Этому прекрасно способствуют интегрированные уроки. Вторая
причина- проверочные задания носят комплексный и интегрированный
характер. В нашу жизнь прочно входят информационно- коммуникационные
технологии. Применение ИКТ повышает уровень учебного процесса и
повышает познавательную активность обучающихся. Применение
компьютера развивает обучающихся: повышает интерес к учебному процессу
, ставит перед обучающимися познавательные и творческие задачи,
воспитывает самостоятельность, учит работать с разными источниками
информации. Компьютер- хороший стимул для творчества обучающихся,
даже для самых слабых или с проблемами здоровья. Использование ИКТ на
интегрированных уроках дает положительные результаты, повышает
мотивацию, качество обучения, развивает педагогику сотрудничества.
Я хочу представить некоторые моменты из опыта моей работы. Это
интегрированный открытый урок- обобщающее повторение на тему:
«Железнодорожный путь. Верхнее и нижнее строение пути» и «
Железоуглеродистые сплавы. Легированные сплавы». Обобщающее
название открытого урока: «Союз металлургов и железнодорожников
обещает быть прочным».
Проведение таких уроков позволяет установить наглядные
межпредметные связи. Мною была сделана попытка совместить знания
студентов 2-х курсов, мобилизовать их мышление на интегрированном
занятии по дисциплинам «Железнодорожный путь» и «Материаловедение».
Эпиграф к уроку: «Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не
деятельностью, а ее однообразием». Только разнообразие форм и методов
ведения уроков способно формировать у обучающихся информационную и
коммуникативную компетентность. Методической основой интегрированного
подхода к обучению являются формирование знаний о будущей профессии в
целом, установление межпредметных знаний в усвоении изучаемых
дисциплин, необходимых в практической деятельности выбранной
специальности.
Восприятие информации -важнейший этап в освоении нового
материала, от него зависит правильное формирование понятий, осознание их
сути. При подготовке интегрированного урока мною был продуман каждый
его элемент, использованы педагогические возможности мультимедийной
системы и за счет большой наглядности привлечено внимание обучающихся
к процессу обучения.
Железная дорога- главная артерия, по которой доставляются народно-
хозяйственные грузы и продовольствие во все концы нащей большой страны
и осуществляются пассажирские перевозки.
Железнодорожники обладают высоким чувством ответственности,
огромными знаниями. Этим людям доверена дорогостоящие техника,
оборудование, человеческие жизни.
Обучающиеся техникума- будущие спещиалисты железнодорожного
транспорта, одной из целей образования - вызвать интерес к будущей
профессии.
За основу я взяла пояснительно- иллюстративный метод обучения,
который вызывает живой интерес у студентов к изучаемой теме и позволяет
найти оптимальный режим урока, приблизить обучение к производству.
Интегрированный урок в сопровождении мультимедийных презентаций
позволяет обучающимся углубить знания, повысить результативность
обучения, самоорганизации, облегчить решение практических задач.
Во время подготовки и проведения интегрированного урока происходит
взаимодействие двух и более учебных дисциплин, обучающийся выполняет
более активную и значимую для самого себя роль, повышающую его
самооценку и понимание необходимости пополнения багажа знаний за
пределами материала учебника.
«Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же
связи» Ян Амос Коменский.
Современное образование невозможно представить без процесса
интеграции образования, которая должна помогать решению основных задач
образования: Образование для всех и новое качество образования- каждому.
Применение технологии интегрированного обучения в процессе образования
является одним из направлений, реализующих основную цель современной
школы: развитие индивидуальности обучающегося, его способности
ориентироваться в информационном пространстве. В связи с этим возникла
необходимость в новой модели обучения, построенной на основе технологии
интегрированного урока, развивающей принципы личностно-
ориентированного образования.
В современном учебном заведении перед преподавателем стоит
важнейшая задача- изменить отношение обучающихся к образовательному
процессу как скучному и однообразному, повысить мотивацию
обучающихся к изучению программного и дополнительного материала и
получению необходимых глубоких знаний, умений и навыков.
Использование технологии интегрированного обучения способствует
формированию метапредметных результатов, что актуально при переходе на
ФГОС.
На открытом уроке «Союз металлургов и железнодорожников обещает
быть прочным»достигнуты следующие метапредметные результаты:
Познавательные: обучающиеся получили навык поиска информации
выполнения заданий.
Регулятивные: умение обучающихся выстраивать логику действий следовать
этой логике.
Коммуникативные: умение обучающихся сотрудничать и работать в группах
Внеурочная деятельность также строится на основе технологии
интегрированного обучения. Обязательно присутствует обратная связь с
обучающимися, что выражается в проявлении творческого потенциала в
различных видах деятельности: в выступлениях и мероприятиях, в создании
презентаций по темам исследований, в творческих работах по изучаемому
материалу.
Посредством интегрированного обучения можно не только повысить
мотивацию к изучаемой дисциплине, но и создать условия разнообразного
развития обучающегося.
Актуальность и перспективность ИПО преподавателя обусловлена
существенными изменениями, происходящими в последнее время в
социальном и экономическом пространстве системы образования к
современным требованиям к образованию. Образовательные технологии и
технология интегрированного обучения становятся основой современного
образования и помогают преподавателям решать поставленные перед ними
задачи, а обучающимся- добиваться высоких результатов в образовательном
процессе.