Напоминание

Технологии интегрированного обучения как средство мотивации обучающихся к освоению новых знаний


Автор: Будченко Ольга Георгиевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ТТЖТ - филиал РГУПС
Населённый пункт: г. Тихорецк, Краснодарский Край
Наименование материала: Статья
Тема: Технологии интегрированного обучения как средство мотивации обучающихся к освоению новых знаний
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Технология интегрированного обучения как средство мотивации

обучающихся к освоению новых знаний
Интеграция- латинское слово- integer- целый, понятие, обозначающее процесс сближения и связи наук в единое целое ( Энциклопедический словарь) Интеграция- результат процесса объединения, т.е. состояние гармонической уравновешенности, упорядоченного функционирования частей целого ( Социологический словарь) Интеграция-это средство интенсификации урока, высокая форма воплощения метапредметных связей на качественно высокой новой ступени. Метапредметные связи можно успешно использовать для дополнения подтверждения восполнения знаний обучающихся в родственных предметах. Взаимопроникновение идей и методов различных наук является отличительной чертой нашего времени. Перед современным учебным заведением ставится важнейшая образовательная задача: сформировать у обучающегося представление о целостной карте учебной дисциплины. Сегодня очевиден тот факт, что новое качество образования невозможно получить, решая педагогические проблемы устаревшими методами. Требуются другие стратегии учебного заведения, созвучные нашему времени, новые инновационные технологии. В настоящее время в основу комплексного образования ложится идея интеграции. С введением ФГОС возрастает роль интегрированных уроков. Причин здесь две. Первая связана с формированием «целостного» взгляда на мир. Одним из направлений формирования целостного видения мира является интеграция сведений, получаемых из различных учебных дисциплин. Этому прекрасно способствуют интегрированные уроки. Вторая причина- проверочные задания носят комплексный и интегрированный характер. В нашу жизнь прочно входят информационно- коммуникационные
технологии. Применение ИКТ повышает уровень учебного процесса и повышает познавательную активность обучающихся. Применение компьютера развивает обучающихся: повышает интерес к учебному процессу , ставит перед обучающимися познавательные и творческие задачи, воспитывает самостоятельность, учит работать с разными источниками информации. Компьютер- хороший стимул для творчества обучающихся, даже для самых слабых или с проблемами здоровья. Использование ИКТ на интегрированных уроках дает положительные результаты, повышает мотивацию, качество обучения, развивает педагогику сотрудничества. Я хочу представить некоторые моменты из опыта моей работы. Это интегрированный открытый урок- обобщающее повторение на тему: «Железнодорожный путь. Верхнее и нижнее строение пути» и « Железоуглеродистые сплавы. Легированные сплавы». Обобщающее название открытого урока: «Союз металлургов и железнодорожников обещает быть прочным». Проведение таких уроков позволяет установить наглядные межпредметные связи. Мною была сделана попытка совместить знания студентов 2-х курсов, мобилизовать их мышление на интегрированном занятии по дисциплинам «Железнодорожный путь» и «Материаловедение». Эпиграф к уроку: «Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием». Только разнообразие форм и методов ведения уроков способно формировать у обучающихся информационную и коммуникативную компетентность. Методической основой интегрированного подхода к обучению являются формирование знаний о будущей профессии в целом, установление межпредметных знаний в усвоении изучаемых дисциплин, необходимых в практической деятельности выбранной специальности.
Восприятие информации -важнейший этап в освоении нового материала, от него зависит правильное формирование понятий, осознание их сути. При подготовке интегрированного урока мною был продуман каждый его элемент, использованы педагогические возможности мультимедийной системы и за счет большой наглядности привлечено внимание обучающихся к процессу обучения. Железная дорога- главная артерия, по которой доставляются народно- хозяйственные грузы и продовольствие во все концы нащей большой страны и осуществляются пассажирские перевозки. Железнодорожники обладают высоким чувством ответственности, огромными знаниями. Этим людям доверена дорогостоящие техника, оборудование, человеческие жизни. Обучающиеся техникума- будущие спещиалисты железнодорожного транспорта, одной из целей образования - вызвать интерес к будущей профессии. За основу я взяла пояснительно- иллюстративный метод обучения, который вызывает живой интерес у студентов к изучаемой теме и позволяет найти оптимальный режим урока, приблизить обучение к производству. Интегрированный урок в сопровождении мультимедийных презентаций позволяет обучающимся углубить знания, повысить результативность обучения, самоорганизации, облегчить решение практических задач. Во время подготовки и проведения интегрированного урока происходит взаимодействие двух и более учебных дисциплин, обучающийся выполняет более активную и значимую для самого себя роль, повышающую его самооценку и понимание необходимости пополнения багажа знаний за пределами материала учебника.
«Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи» Ян Амос Коменский. Современное образование невозможно представить без процесса интеграции образования, которая должна помогать решению основных задач образования: Образование для всех и новое качество образования- каждому. Применение технологии интегрированного обучения в процессе образования является одним из направлений, реализующих основную цель современной школы: развитие индивидуальности обучающегося, его способности ориентироваться в информационном пространстве. В связи с этим возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе технологии интегрированного урока, развивающей принципы личностно- ориентированного образования. В современном учебном заведении перед преподавателем стоит важнейшая задача- изменить отношение обучающихся к образовательному процессу как скучному и однообразному, повысить мотивацию обучающихся к изучению программного и дополнительного материала и получению необходимых глубоких знаний, умений и навыков. Использование технологии интегрированного обучения способствует формированию метапредметных результатов, что актуально при переходе на ФГОС. На открытом уроке «Союз металлургов и железнодорожников обещает быть прочным»достигнуты следующие метапредметные результаты: Познавательные: обучающиеся получили навык поиска информации выполнения заданий. Регулятивные: умение обучающихся выстраивать логику действий следовать этой логике. Коммуникативные: умение обучающихся сотрудничать и работать в группах
Внеурочная деятельность также строится на основе технологии интегрированного обучения. Обязательно присутствует обратная связь с обучающимися, что выражается в проявлении творческого потенциала в различных видах деятельности: в выступлениях и мероприятиях, в создании презентаций по темам исследований, в творческих работах по изучаемому материалу. Посредством интегрированного обучения можно не только повысить мотивацию к изучаемой дисциплине, но и создать условия разнообразного развития обучающегося. Актуальность и перспективность ИПО преподавателя обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования к современным требованиям к образованию. Образовательные технологии и технология интегрированного обучения становятся основой современного образования и помогают преподавателям решать поставленные перед ними задачи, а обучающимся- добиваться высоких результатов в образовательном процессе.


В раздел образования