Напоминание

Использование ИКТ на уроках окружающего мира в начальных классах


Автор: Пономарь Майя Егоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 2
Населённый пункт: п. Мостовской, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Использование ИКТ на уроках окружающего мира в начальных классах
Раздел: начальное образование





Назад




М.Е. Пономарь Использование ИКТ на уроках окружающего мира в начальных классах Аннотация. В статье описывается опыт использования ИКТ на уроках окружающего мира в начальной школе. Ключевые слова: Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ); начальная школа; окружающий мир. Без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы. Компьютер является одним из эффективных технических средств, при помощи которого можно существенно разнообразить и активизировать процесс обучения. Предмет «Окружающий мир» в начальной школе — сложный, так как дети должны приобрести большой объем знаний, умений и навыков, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим. Каждое занятие, проводимое с помощью ИКТ вызывает у детей эмоциональный подъем, побуждает интерес к работе. Это средство обучения привлекательно и для учителей: компьютер помогает лучше оценить способности и знания учеников, находить новые формы и методы обучения, проявлять творческие способности. Информационно-коммуникационные технологии открывают широчайший диапазон для совершенствования учебного процесса. Приведу варианты использования ИКТ на уроках «Окружающего мира» в начальной школе.
I. Использование мультимедийных презентаций. Тематические презентации, созданные в Microsoft Power Point, могут представлять собой электронное сопровождение к текстам учебника. Они значительно экономят время учителя, способствуют формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на качество образования младших школьников. По некоторым темам «Окружающего мира» у меня созданы целые комплексы презентаций. Презентации я создаю так, чтобы их было удобно использовать, чтобы они стали помощниками в моей работе. Одной из целей их создания я вижу в оказании помощи учителю в объяснении нового материала, закреплении и повторении. Преимущества презентаций на уроках «Окружающего мира»: 1) огромное количество наглядного материала: фотографий, рисунков, схем позволяет реализовать не только принцип наглядности в обучении, но заинтересовать учащихся и активизировать их внимание. Ведь недаром говорят – лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать; 2) весь материал на слайдах уроков расположен в логической последовательности, что не упускает цепочку мыслей учителя, а также не позволит о чём-то позабыть; 3) уроки-презентации насыщены множеством вопросов и заданий, заранее подобранных из разных источников, что позволяет учителю вести активный диалог с учащимися, имея гору вопросов и задач под рукой, не теряя время на листание книг и поиска в них заданий; 4) стало возможным интересно проводить нестандартные уроки с использованием видеофрагментов, музыкальных слайд-шоу, электронного дидактического материала: кроссвордов, игр, конкурсов и т.д. II. Использование обучающих программ. Еще одно из направлений применения ИКТ на уроках — использование готовых программных продуктов. Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир» (для начальных классов) включает
тематические уроки, анимированные интерактивные задания. В уроки включены игровые тестовые задания, загадки, видеофрагменты, занимательные факты. Материал, представленный в доступной форме, способствует развитию познавательного интереса школьников. Электронное пособие «Природа, человек, общество» обеспечивает поддержку образовательного процесса. Дополняет содержание и методику обучения материалом, который увеличивает возможность обогащения чувственного опыта обучающегося (демонстрации, анимации), обеспечивают условия для индивидуализации процесса обучения (упражнения, тесты, игровые сюжеты). III. Разгадывание кроссвордов. При обобщении знаний очень полезным бывает разгадывание кроссвордов по различным темам предмета «Окружающий мир». Особый интерес вызывают у ребят кроссворды, сделанные на компьютере. Они с удовольствием отгадывают слова, сами того не замечая, что им не раз пришлось перелистать странички книги и ещё раз прочитать некоторые темы. Конечно же, все это способствует систематизации и обобщению знаний учащихся. IV. Тест на компьютере. Для проверки знаний я часто использую тестирование на компьютере. Это помогает экономить время как на уроке, так и после него, так как дети за выполненную работу сразу получают оценку. После чего можно посмотреть свои ошибки и тут же проанализировать результаты всего класса. Это я делаю ещё и для того, чтобы дети учились работать с тестами, так как это особый вид деятельности, требующий определённых навыков при ответе на вопросы. V. Использование раздаточного материала. Использование компьютера позволило готовить для уроков «Окружающего мира» огромное количество дидактических материалов, карточек для проверки знаний и самостоятельных работ. Появилась
возможность дифференцированного подхода в обучении: каждому учащемуся есть возможность дать задание по силам. VI. Викторины. Викторину очень полезно проводить на уроках обобщения знаний, особенно перед контрольными работами. Игровая форма заинтересовывает ребят, полностью, и душой, и мозгом окуная в научный мир. Набранные в игре баллы зажигают команды. Дети, сами того не замечая, мыслят, запоминают, повторяют. Им интересно и скучать некогда. VII. Игры. При проведении уроков закрепления и обобщения пройденного можно использовать известные учащимся виды игр из телевизионных программ. Ведь дети всегда мечтают об участии в такой игре. А использование проектора позволяет сделать игру реальной, настоящей, насыщенной фотографиями, рисунками и видеосюжетами. Результаты обнадёживают… Широкое использование информационно-коммуникационных технологий на уроках «Окружающего мира» даёт мне возможность сделать следующие выводы. 1) У детей сразу повысился интерес к урокам окружающего мира. 2) Знания учащихся – глубже. 3) Учащиеся стали говорить правильно и давать развёрнутый ответ на поставленный вопрос. 4) Использование тестов на уроке дисциплинирует учеников, они тщательно готовятся к урокам, стремясь к тому, чтобы получить большее количество баллов. Мои ученики уже не представляют уроки окружающего мира без компьютеров, презентаций, тестирования и интересных фильмов. Компьютерные средства, обладающие способностью откликаться на действия ученика, способствуют более широкому вовлечению ученика в учебный процесс.


В раздел образования