Автор: Кутепова Мария Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №30"
Населённый пункт: города Старый Оскол Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: Рекомендации по обучению младших школьников с СДВГ
Раздел: начальное образование
Кутепова Мария Васильевна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №30» г. Старый Оскол
Белгородской области
Рекомендации по обучению младших школьников с СДВГ
СДВГ - синдром повышенной физической и умственной активности,
характеризующийся
преобладанием
процессов
возбуждения
над
торможением. Гиперактивный ребенок – это ребенок с синдромом дефицита
внимания и гиперактивности (СДВГ), неврологическими и поведенческими
нарушениями,
развивающимися
в
детском
возрасте.
Поведению
гиперактивного
ребенка
свойственны
неусидчивость,
отвлекаемость,
трудности
концентрации
внимания,
импульсивность,
повышенная
двигательная активность. Гиперактивный ребенок испытывает трудности с
концентрацией и поддержанием внимания, саморегуляцией поведения,
обучением, обработкой и удержанием информации в памяти.
Общий принцип работы с детьми, имеющими легкие функциональные
нарушения в работе мозга, заключается в том, что при обучении и
организации их деятельности нужно максимально учитывать и обходить их
дефект. Прежде всего, учитель должен быть осведомлен о природе
гиперактивности, о характере поведения детей с гиперактивностью в школе.
Работа с такими детьми должна строиться на индивидуальной основе, а
особое
внимание
следует
уделять
отвлекаемости
ребенка,
слабой
саморегуляции и самоорганизации.
Можно сформулировать следующие рекомендации по организации
обучения таких детей:
1. От педагога по возможности требуется игнорирование вызывающих
поступков ребенка и поощрение хорошего поведения.
2. Во время занятий или уроков важно ограничивать до минимума
отвлекающие факторы. Этому, в частности, может способствовать
оптимальный выбор места в классе за партой – в центре помещения
напротив стола учителя, классной доски.
3. Ребенку
должна
быть
предоставлена
возможность
в
случаях
затруднений быстро обратиться за помощью к педагогу. Его занятия
необходимо строить по четко распланированному стереотипному
распорядку,
научите
гиперактивного
ребенка
пользоваться
специальным дневником или календарем.
4. Предлагаемые на занятиях задания следует разъяснять ребенку
отдельно или, если это в школе, писать на доске.
5. При объяснении любого урока надо стараться давать детям точный
алгоритм действий, выделять сущность, использовать короткие, четко
построенные
фразы,
желательно
разрабатывать
графическое
изображение алгоритма для каждой темы на карточках.
6. Приучите
ребенка
перед
предстоящей
работой
предварительно
проговаривать ее вслух. Очень помогает в работе внешняя фиксация
промежуточных
ответов
ребенка
в
процессе
последовательно
выполняемых операций.
7. На определенный отрезок времени ребенку дается лишь одно задание.
Если предстоит выполнить большое задание, оно предлагается в виде
последовательных частей, и педагог периодически контролирует ход
работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
8. Во
время
учебного
дня
предусматриваются
возможности
для
двигательной
«разрядки»:
физического
труда,
спортивных
упражнений.
9. Чтобы удерживать внимание гиперактивных детей, учитель может
договориться
с
невнимательными
учениками
о
специальных,
известных только им «секретных знаках», которые он использует
всякий раз, когда ребенок отвлекается и выключается из работы.
10.Учебные демонстрации и рассказы должны быть короткими (2-3
минуты), легкими, быстрыми и веселыми. В обучении необходимо
прибегать к визуальным стимулам с помощью моделирования,
конструирования,
выкладывания
узоров,
картинок
по
образцам
(конструкторы, мозаики, кубики).
11.
Не
требуйте
от
ребенка
в
обязательном
порядке
точного
воспроизведения всей информации в конце урока – это может стать
причиной перегрузки и полной потери усвоенного. Для закрепления
материала урок должен быть построен так, чтобы на его протяжении
варьировался один и тот же алгоритм или тип задания.
12. В конце работы обязательно хвалите ребенка за самостоятельное
выполнение задания, даже если он сделал его с вашей помощью.
13. Если ребенок работает с черновиком, необходимо делать перерыв
перед переписыванием в тетрадь.
14.Не рекомендуется оставлять детей в группе продленного дня. Таким
детям необходим дневной сон, относительное одиночество, отдых от
группового общения.
15. Постарайтесь избежать сильных и ярких впечатлений, эмоций.
16. Не следует перегружать ребенка занятиями в различных кружках и
студиях, особенно в таких, где значительны нагрузки на память,
внимание, вероятно физическое переутомление.
17.
Добивайтесь повышения у ребенка самооценки, уверенности в
собственных силах. Развивайте речь и мышление ребенка, учите его
рассуждать.