Автор: Очковская Ольга Александровна Должность: учитель социально-бытовой ориентировки Учебное заведение: ГКОУ СО "Туринская школа - интернат" Населённый пункт: город Туринск, Свердловской области Наименование материала: методическая разработка Тема: программа по СБО Раздел: среднее профессиональное
5 класс
Дата
№
урока
Тема урока
Цели урока
Тип
урока
Словарь
Практическая
работа
1 триместр (20ч)
Вводное занятие – 2 часа
1
Беседа о содержании и значении
предмета СБО. Знакомство с
кабинетом.
Дать представление о предмете
СБО, о назначении кабинета и о
правилах поведения в нем.
Вв
СБО
2
Правила техники безопасности и
санитарно-гигиенические
требования.
Учить соблюдать правила
безопасного поведения в
кабинете.
Вв
Техника
безопасности
Транспорт – 6 часов
3
Виды транспортных средств.
Проезд к школе - интернат.
Формировать знания об
основных транспортных
средствах, имеющихся в городе,
селе. Знать наиболее
рациональный маршрут проезда
до школы-интерната. Варианты
проезда.
СНЗ
Транспортные
средства.
Маршрут.
4
5
Поведение в транспорте и на
улице. Правила дорожного
движения.
Учить соблюдать правила
поведения в транспорте и на
улице.
Учить соблюдать правила
дорожного движения.
К
6
7
Знаки дорожного движения.
Практическая работа:
изготовление знаков дорожного
движения.
Формировать знания о знаках
дорожного движения.
П
Пешеходный
переход.
Пешеходная
дорожка.
Движение
пешеходов
запрещено.
Изготовление
дорожных знаков.
Осторожно
,
дети
8
Обобщение пройденных тем по
разделу «Транспорт».
Тестирование.
Обобщение зун по теме.
И
Личная гигиена – 16 часов
9
Личная гигиена. Ее значение для
здоровья и жизни человека
Расширить представления о
необходимости соблюдения
правил личной гигиены
СНЗ
Личная гигиена
10
11
Выполнение гигиенических
процедур.
Практическая работа: мытьё рук,
лица, шеи.
Учить последовательности
выполнения утреннего и
вечернего туалета.
П
Утренний
туалет. Вечерний
туалет.
Мытьё рук, лица,
шеи.
12
13
Личные вещи. Содержание в
чистоте и порядке личных вещей.
Формировать у обучающихся,
что такое личные вещи.
Воспитание гигиенических
навыков по уходу за личными
вещами.
К
Личные вещи.
Очистка расчёски от
грязи и жира.
14
15
Уход за руками и ногами.
Уход за зубами.
Учить правильному уходу за
частями тела: руки и ноги.
Учить ухаживать за своим ртом,
зубами.
К
П
Упражнение для
укрепления стопы
«катание валика».
Выбор зубной
щётки, чистка зубов.
16
17
Гигиена зрения. Значение зрения в
жизни и деятельности человека
Формировать представление о
значении зрения в жизни
человека.
К
Окулист, очки,
линзы.
18
19
Уход за волосами.
Познакомить со строением волос
и способами ухода за ними.
Воспитывать культуру гигиены,
бережное отношение к
собственному здоровью.
К
20
2 триместр (24 ч)
21
О вреде курения, алкоголя.
Познакомить с последствиями
пагубного влияния курения,
алкоголя на здоровье и развитие
организма человека.
К
Никотин, табак,
спиртные
напитки.
22
23
Обобщение пройденных тем по
разделу «Личная гигиена».
Тестирование.
Обобщение зун по теме.
И
24
Одежда и обувь – 8 часов
25
Значение одежды, головных
уборов и обуви для сохранения
здоровья человека.
Формировать представление о
значении одежды и обуви для
человека.
СНЗ
Одежда.
Головной убор.
Обувь.
26
Виды одежды и головных уборов
Учить различать виды одежды и
головных уборов. Различать
одежду в зависимости от
назначения.
К
Летняя.
Зимняя.
Демисезонная.
27
Правила и приемы повседневного
ухода за одеждой и головными
уборами.
Учить пользоваться правилами и
приемами повседневного ухода
за одеждой и головными
уборами.
К
Сушка. Чистка.
Повседневный
уход.
Выбор лёгкой
одежды, размещение
в шкафу.
Складывание
вязаных вещей в
шкаф.
28
29
Правила и приёмы ухода за
обувью.
Учить пользоваться правилами и
приёмами повседневного ухода
за обувью.
К
Чистка обуви.
30
31
Обобщение пройденных тем по
разделу «Одежда и обувь».
Тестирование.
Обобщение зун по теме.
И
32
Питание – 14 часов
33
Значение питания в жизни
человека.
Разнообразие продуктов
Формировать представление о
значении продуктов питания для
здоровья человека. Дать
СНЗ
Продукты
питания.
Рацион.
Работа в таблице.
Кроссворд.
34
составляющих рацион.
представление о рационе
питания.
Витамины.
35
Место приготовление пищи и
оборудование его.
Познакомить учащихся с местом
приготовления пищи.
Познакомить с оборудованием
кухни и с названиями предметов
кухни.
СНЗ
Кухня.
Кухонный
гарнитур.
Обеденная зона.
Холодильник.
Мойка.
36
37
Правила и приемы ухода за
посудой и помещением.
Познакомить с посудой и ее
назначением. Формировать
представления по уходу за
посудой и кухней.
К
Столовая посуда.
Чайная посуда.
Приборы.
Моющие
средства.
38
39
Практическая работа: нарезка
хлеба, приготовление
бутербродов.
Учить пользоваться ножом.
Правила безопасного обращения
с ножом.
П
Нарезка хлеба,
приготовление
бутербродов.
40
41
Сырые и варёные овощи и их
применение.
Практическая работа:
приготовление блюда из овощей.
Учить сочетать овощи между
собой.
Учить пользоваться
инструментами, используемые
для овощей.
К
П
Приготовление
салата.
42
43
Напитки. Приготовление чая.
Практическая работа: сервировка
стола.
Формировать представление о
различных видах напитка. Учить
правильно заваривать чай.
Формировать навыки сервировки
стола.
К
П
Чай. Компот.
Кисель. Сок.
Сервировка.
Приготовления чая с
сахаром.
Сервировка стола к
завтраку.
44
3 триместр (24 ч)
45
Обобщение пройденных тем по
разделу «Питание».
Тестирование.
Обобщение зун по теме.
И
46
Семья – 4 часа
47
Семья, родственные отношения.
Формировать представление о
СНЗ
Родственные
Составление
родственных отношениях в
семье. Учить составлять родовое
дерево.
отношения.
Семья. Родовое
дерево.
родового дерева.
48
Состав семьи. Взаимоотношение
всех членов семьи.
Учить анализировать семейные
взаимоотношения; оживить
эмоциональные впечатления,
побудить их оценивать климат
своей семьи.
К
Работа с
пословицами.
49
Обобщение пройденных тем по
разделу «Семья».
Тестирование.
Обобщение зун по теме.
И
50
Культура поведения – 4 часа
51
Осанка.
Формы
исправления
осанки.
Практическая работа: выполнение
упражнений
для
укрепления
осанки.
Познакомить с требованиями к
осанке при ходьбе, в положении
сидя и стоя. Учить следить за
своей осанкой.
Учить применять на практике
формы исправления осанки.
Учить следить за своей походкой.
СНЗ
П
Осанка. Грация.
Сколиоз.
Походка.
Выполнение
упражнений по
исправлению осанки.
52
53
Формы обращения к старшим и
сверстникам.
Учить правилам и формам в
общении и обращении с разными
возрастными категориями
людей.
К
Речевой этикет.
Сюжетно-ролевая
игра.
54
Обобщение пройденных тем по
разделу «Культура поведения».
Тестирование.
Обобщение зун по теме.
Жилище – 6 часов
55
Виды жилых помещений в городе
и селе.
Формировать представления о
видах жилых помещений в
городе и селе и их различие.
СНЗ
Жилой дом.
Квартира.
Интернат.
56
Виды жилья:
собственное, государственное.
Формировать представление о
собственном, государственном
жилье.
К
Собственное
жильё.
Государственное
жильё.
57
Почтовый адрес дома, школы-
интерната.
Расширить знания детей о
почтовом адресе своего дома и
школы-интерната.
К
Адрес.
58
Практическая работа: заполнение
почтового адреса на открытке,
почтовых конвертах.
Учить писать адрес на почтовых
открытках, на конвертах.
П
Запись почтового
адреса.
59
Обобщение пройденных тем по
разделу «Жилище». Тестирование.
Обобщение зун по теме.
И
60
Торговля – 4 часов
61
Виды торговых предприятий. Их
значение для обеспечения жизни и
деятельности людей, животных.
Формировать представление о
видах магазинов и их значении.
СНЗ
Магазин.
62
63
Продуктовые магазины и их
отделы.
Правила приобретения
продовольственных товаров.
Познакомить с отделами
продуктовых магазинов, их
продукцией и правилам
приобретения нужного товара.
К
Бакалея.
Кондитерские
изделия.
Кулинария.
64
65
Маркировка продовольственных
товаров.
Обобщение пройденных тем по
разделу «Торговля».
Тестирование.
Учить знакам маркировки.
Обобщение зун по теме.
И
66
67
Обобщение разделов пройденных
за год. Тестирование.
Обобщение зун за учебный год.
И
Тестирование.
68