Автор: Бормотов Вадим Михайлович
Должность: преподаватель саксофона, кларнета
Учебное заведение: ГПОУ "Гимназия искусств при Главе Республики Коми" имени Ю.А. Спиридонова
Населённый пункт: г. Сыктывкар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: РАЦИОНАЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ДЫХАНИЯ ПРИ ИГРЕ НА ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
Раздел: дополнительное образование
План-конспект открытого урока Сибагатовой А.К., преподавателя по классу
духовых инструментов МБОУ ДОД ДМШ №3, с учащийся 1 курса
Фатхутдиновой Азалией (блокфлейта).
Дата урока: 14 ноября, 2014 год.
Продолжительность урока: 45 минут.
Тема урока: «Подготовительные упражнения к различным видам техники».
Тип урока: урок закрепления изучаемого материала
Вид урока: традиционный, смешанный.
Цель: обучение на начальном этапе игры на блокфлейте.
Задачи:
Образовательные:
Формирование основных навыков при осваивании игры на блокфлейте:
- уверенное закрытие отверстий пальцами обеих рук;
- гибкость пальцев для некоторых аппликатур;
- изменение силы воздушной струи;
- «передувание» для взятия нот второй октавы.
Воспитательные:
Воспитание эстетического вкуса.
Развивающие:
-развитие навыков самостоятельной и творческой работы с первых занятий
музыкой;
- развитие слуха, памяти, ритма, музыкального мышления;
- развитие основных навыков при осваивания игры на блокфлейте.
Методы и приемы:
- наблюдение;
- слушание;
- практический;
- наглядный.
Реализуемые педагогические технологии:
- развивающего обучения;
- художественные;
- здоровьесберегательные.
Оборудование:
- фортепиано;
- две блокфлейты;
- пульт для нот;
- нотный материал, дидактический материал (карточки с заданиями, детские
рисунки).
Ожидаемый
результат:
закрепление
первоначальных
навыков
игры
на
блокфлейте
в сочетании
с улучшением
физического и
психологического
состояния организма.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Введение.
Блокфлейта – инструмент, на котором играют все – от детей до профессионалов.
Этот инструмент легок в освоении, компактен, сладкозвучен, удобен. Маленький
ребенок по причинам физиологического характера не может начинать обучение с
игры на большом инструменте. А блокфлейта своим маленьким размером,
нежным пасторальным звучанием, достаточно легким звукоизвлечением гораздо
больше подходит для малышей.
Традиционная техника игры на блокфлейте подразумевает контроль над тремя
основными параметрами: звучанием, интонацией (правильной звуковысотностью)
и артикуляцией (способом соединения или разъединения нот).
1. Организационный момент. Сообщение темы урока и постановка учебной
задачи.
2. Подготовка к основной части урока.
Подготовка к основной части урока: разыгрывание. Игра длинных звуков detache
различными длительностями на нотах: си, ля, соль, фа.
2.1 Проверка и контролирование правильного взятого дыхания, верной
аппликатуры.
Проигрывание гаммы «Фа мажор», трезвучие. Игра различных упражнений.
Работа над техникой дыхания, языка, пальцев, губ.
3. Основная часть.
Работа над программой - различные виды штрихов (legato, staccato, detache).
3.1 Произведение А.Филиппенко «Весёлый музыкант»
Повтор
нот,
ритма
(пропевание
слогами),
штрих
staccato,
игра
без
аккомпанемента в медленном темпе.
3.2 Песенка «Лягушки» из сборника «Гусельки»
Повтор нот, ритма (пропевание слогами), штрих legato, staccato чередование, игра
различными вариантами.
3.3 Произведение В Хосс «Колокольчики»
Работа над ритмическим рисунком, проучивание трудных мест, исправление
неточностей: ноты, дыхание, штрихи (staccato).
3.4 Физкультминутка
1) Логоритмическое упражнение «Солнышко»
Выйди, выйди солнышко, (зовущие движения к солнцу)
Мы посеем зёрнышко, (присесть на корточки)
Скоро вырастит росток, (выпрямиться)
Потянется на запад, (наклон вправо)
Потянется на восток, ( наклон влево)
Мы по мостику пойдем, ( маршировка на месте)
В гости к солнышку придём! (поднять руки к солнцу).
2) Речевая игра «Листопад»
Осень, осень, листопад! (ритмические хлопки)
Лес осенний конопат. (щелчки пальцами)
Листья рыжие шуршат (потереть ладошку о ладошку)
И летят, летят, летят! (качание руками)
3.5 Работа над новым произведением. Ф.Шуберт «Вальс»
1) Охарактеризовать жанр произведения. Вальс – это плавный парный бальный
танец, который исполняется под музыку с тремя ударами в такте.
2) Обратить внимание на штрихи и динамические оттенки.
4.0 Итог урока
Подведение итогов, оценивание ученика за работу на уроке, информация о
домашнем задании
Заключение:
с помощью
артикуляции музыканты-духовики
получают
широчайший
спектр
оттенков
от
самого
отрывистого
staccatissimo до длиннейшего legato. Необходимая атака и снятие звука в начале
и конце звучания каждой ноты контролируются языком и пальцами. Как и любой
другой инструмент, блокфлейта позволяет комбинировать различные способы
артикуляции при получении контрастных ритмических построений, необходимых
для эффектной фразировки.