Напоминание

"Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС"


Авторы: Семенова Наталья Анатольевна, Холостых Ирина Алексеевна
Должность: учителя начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Средняя политехническая школа №33"
Населённый пункт: Белгородская область, город Старый Оскол
Наименование материала: статья
Тема: "Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС"
Раздел: начальное образование





Назад




Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.

В начальную школу приходят разные дети... и чем раньше учитель обнаружит незаурядные

способности в своих учебниках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на

то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего отечества.

Работу по выявлению и развитию способностей учащихся начинаю с основной формы диагностики в

начальных классах - наблюдение. Уже на первом этапе обучения стараюсь заметить у учеников

определенные способности, благодаря которым они будут выделяться среди своих сверстников.

Наблюдая за учениками во время урока при выполнении различного рода учебных задач во всех видах

речевой деятельности (монолог, диалог, письмо, чтение), постепенно замечаю быстрое осмысление и

переосмысление информации у одних; запоминание, удерживание в памяти и вспоминание полученной

информации у других; а концентрация внимания и легкость усвоения материала свойственны третьим.

После того как заметила способности ученика, выявляю уровень одарённости. Для этого использую

различные формы: анкеты для родителей, методику «Экран одарённого ученика», методику оценки

общей одарённости и др. После этого составляю план работы с одарённым ребёнком. Он включает в

себя не только темы, которые необходимо изучить в ходе работы, но и предусматривает сотрудничество

с педагогическим коллективом. Психолог помогает провести диагностику, тестирование, помочь

составить план работы с учётом психологических особенностей ученика.

Работу по выявлению

способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности.

выстраиваю с помощью:

- инструментальной диагностики;

- педагогического наблюдения;

- изучение результатов деятельности (работ учащихся);

- диагностика познавательных интересов (Т.В. Богданова «Диагностика познавательной сферы

ребёнка»);

- «пробы сил» в том или ином виде деятельности;

- учет мнений учителей – предметников и родителей;

- наблюдение за проектной деятельностью учащихся и анализ продуктов деятельности.

Применяю методики, созданные А.И. Савенковым:

- «Оценка общей одаренности»;

- «Характеристика ученика» (систематизация представления о различных сторонах развития ребенка);

- Анкета одаренности (предлагаю заполнить родителям);

- Оценка одаренности самими учащимися «Интеллектуальный портрет» (систематизация представления

учителя об умственных способностях)

- Выявление творческих способностей через анализ продуктов деятельности (творческие работы и т.д.)

учащихся.

Работу по выявлению интеллектуальных способностей выстраиваю с помощью:

- интегрированных диагностических работа;

- анализа результатов контрольных работ, тестов в течение учебного года.

- диагностической методики «Ромашка» (данная методика позволяет выявить отношение к учению и

выбору наиболее увлекательных для каждого ученика предметов);

- диагностики творческих способностей с помощью тестов «Оцени свои способности», «Творческие

способности ребенка» (для родителей)

- диагностики способностей к обучению (тесты «Способность к обучению в школе» Г.Вицлака, «Оценка

уровня школьной мотивации» по методике Н.Г. Лускановой);

- беседы с родителями;

- педагогические наблюдения (использование методики мозгового штурма, игровых методов, КТД);

- наблюдение за внеурочной деятельностью обучающихся и анализ продуктов деятельности (творческие

работы, проекты, исследования и т.д.);

- анализ портфолио обучающихся, отражающий творческие способности ребенка.

Способы развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой

деятельности:

- одним из способов развития способностей обучающихся считаю применение индивидуального

подхода в работе с одаренными учащимися на уроках и во внеурочное время с учетом возрастных

особенностей детей с созданием условий для включения детей в активную познавательную

деятельность;

- включаю в образовательный процесс современные инновационные технологии (проблемная

технология, технология продуктивного чтения, технология оценивания учебных достижений, метод

проектов, технология «портфолио»;

- дополнительные задания для одаренных детей усложненного уровня;

- разноуровневые домашние задания;

- создание «Папки индивидуальных заданий» с постоянным обновлением заданий;

- проведение классных мини-олимпиад, викторин, предметной недели;

- участие в муниципальных, республиканских, международных и всероссийских конкурсах, научно-

практических конференциях.



В раздел образования