Напоминание

Развитие духовно - нравственных качеств личности младших школьников через систему внеклассных мероприятий с детьми и родителями.


Автор: Смирнова Оксана Леонидовна
Должность: воспитатель гпд
Учебное заведение: Гимназия №18 им. В.Г.Соколова
Населённый пункт: Рыбинск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие духовно - нравственных качеств личности младших школьников через систему внеклассных мероприятий с детьми и родителями.
Раздел: начальное образование





Назад




Методическая разработка Развитие духовно - нравственных качеств личности младших школьников через систему внеклассных мероприятий с детьми и родителями. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. О необходимости духовно-нравственного воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни. Этот вопрос является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни или умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Именно поэтому возникла необходимость говорить о как о проблемах духовно-нравственном воспитании, так и о колоссальной работе учителей начальных классов в данном направлении. В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей. Критерием их систематизации, разделения по определенным группам были выбраны источники нравственности и человечности, т.е. те области общественных 1
отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям. Традиционными источниками нравственности являются: 1. Патриотизм, включающий в себя ценности: любовь к России; любовь к своему народу; любовь к своей «малой Родине»; служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое). 2. Социальная солидарность — свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость; милосердие; доброта; честь; честность; достоинство. 3. Гражданственность — Правовое государство; Гражданское общество; Долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; Закон и правопорядок; Межэтнический мир; Свобода совести и вероисповедания. 4. Семья — Любовь и верность; Здоровье; Достаток; Почитание родителей; Забота о старших и младших; Продолжение рода. 5. Труд и творчество — Творчество и созидание; Целеустремленность и настойчивость; Трудолюбие; Бережливость. 6. Наука — Познание; Истина; Научная картина мира; Экологическое сознание. 7. Традиционные российские религии* включает представления о Вере, Духовности, Религиозной жизни человека и общества, Религиозной картине мира. 8. Искусство и литература включает ценности: Красота; Гармония; Духовный мир человека; Нравственный выбор; Смысл жизни; Эстетическое развитие. 9. Природа — Жизнь; Родная земля; Заповедная природа; Планета Земля. 10. Человечество — Мир во всем мире; Многообразие культур и народов; Прогресс человечества; Международное сотрудничество. Духовно-нравственное воспитание школьников включает в себя развитие в сфере личностных, общественных и государственных отношений. 2
Надо подчеркнуть, что формирование нравственных понятий — это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей. Очень много нужно еще сделать начальной школе, чтобы воспитывать в детях нравственное чувство. Проанализировав работу своих коллег, можно с уверенностью сказать, что ведется большая работа по духовно- нравственному воспитанию, как в рамках школы, так и классными руководителями, воспитателями со своими учащимися. На основании этого анализа мною были выделены основные направления работы:
Воспитательная работа по нравственному воспитанию
В нравственном воспитании учащихся начальных классов весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Однако, чтобы вся эта система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие педагога имело силу формирующего. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. В своей работе руководители данных кружков вынуждены обращается к воспитанию духовной культуры через проведение праздников связанных с традициями русского народа (Масленица, посиделки, тематическая проектная деятельность ), что очень близко детской психологии. Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания, праздники посвященные не только государственным символам России, но и Дню Победы, Дню Защитников Отечества стали традиционными. Они предполагают встречи с интересными людьми, ветеранами, поездки в музей. 3
Принципиально значимым является способ воздействия на личность ребёнка из моего опыта работы посредством художественных произведений, через моделирование жизненных ситуаций с помощью цикла бесед, занятий, клубных часов, игр, инсценировок, миниатюрных сценок, экскурсий по городу, посещение музея, городских мероприятий, школьных и городских кружков, ДДТ, Д/К, СЮТ, ЦДБ, организации труда в классе и пришкольных участках, организации режима дня в группе. В моей практике воспитания этической культуры важное место занимает форма работы, под определением «Этический заряд» - эмоциональный импульс доброжелательно проведённого дня в ГПД. Это своеобразная психологическая установка, ориентирующая детей на доброжелательность, уважение к окружающим и друг другу, добрый эмоциональный климат взаимоотношений. Проводя итоговую «моральную пятиминутку» в конце каждого дня, я анализирую вместе с детьми их нравственные конфликты с целью совместного поиска путей, их предотвращения и определения достаточного способа выхода из них. Поводя цикл бесед, занятий, клубных часов на тему «Давать радостнее, чем брать», «Тепло родного очага», «Этикет, или просто хорошие манеры», «Доброжелательность и равнодушие», «Дружба и товарищество», «Добрым жить на белом свете веселей», «Подари другому радость», «Умей быть щедрым» и др. я учу детей нормам этики, регулирующим отношения с окружающими, способствующим развитию эмоциональной отзывчивости, к способности к сопереживанию, созданию условий для воспитания самоуважения, чувства собственного достоинства, предполагающим усилие интереса ребёнка к своей внутренней жизни, к сопоставлению себя и других людей. Путешествуя с детьми по стране Вежливости с помощью бесед на тему «Ежели вы вежливы», «Едем в гости к Городу», «Приходите в гости», «Доброе слово, что ясный день», «Оглянись внимательно вокруг»», «Каждый интересен», «Чего в других не любишь, того и сам не делай» - учу детей хорошим манерам, правилам хорошего тона, с помощью которых дети находят внешнее выражение своего доброжелательного отношения к окружающим. Формируя культу общения, я провожу беседы на тему « О культуре общения», «Умеем ли мы общаться», «Культура спора», «Культура приветствия, обращения и знакомства».Обсуждая с детьми беседы на тему «Каков характер, таковы и поступки», «Семь наших Я», «Научись смотреть на себя со стороны» - я ставлю перед собой цель: мотивирование на сознание собственных черт характера, поддержка позитивного самоотношения детей при обогащении их представлений о себе, актуализация нравственных представлений о хороших и плохих чертах характера. Беседуя с детьми на 4
тему «Грубость» я использую инсценировку детского стихотворения «Наша Таня громко плачет» с различными вариантами концовки стихотворения. Исследую вместе с детьми влияние пожеланий Тане на её настроение. Определяю понятия «грубый человек», «грубое поведение». Анализирую жизненные ситуации, когда было проявлена грубость по отношению к кому- нибудь и испытана грубость от кого - нибудь. Исследую последствия проявления грубости и поиск способов исправления ситуации конфликта. Что мы хотим воспитать в наших детях? Как помочь беззащитному ребёнку противостоять агрессии зла? Как научить чуткости, нравственной самостоятельности? Как научить видеть, где добро, а где зло? Как помочь уйти от зла, не оглядываясь на других? Эти и другие нравственные вопросы я стараюсь решать на занятиях литературного чтения. По моим наблюдениям многие художественные произведения позволяют создать проблемные ситуации, решение которых активирует мысли ребёнка, даёт понятие о жизненно значимых для человека видах. На нравственное чувство должно действовать непосредственно само произведение и это действительно очень велико. Это богатый источник переживаний, личного интеллектуально- эмоционального опыта внутреннего поведения не только способствуют созданию и обогащению картины мира читающего, но и позволяет ему в процессе анализа ситуации приобретать решения нравственных задач, переживать понимаемое и выработать оценку происходящего. Ушинский К.Д. говорил, что «то – литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, чувство, мысль, выраженное в этом произведении. Выбираю произведения такие, которые отличаются разнообразием, а тематика, стиль, язык стихотворений, сказок, рассказов – проникновенностью, чтобы у детей вызывать необходимый резонанс, который позволяет, не нарушая художественной условности обратиться к реалиям жизни, определяющим духовный рост человека. Читая рассказы, сказки, стихи и обсуждая прочитанное во время самоподготовки, или во время занятий по интересам, я подвожу детей к осознанию проявляемых литературным героем или их сверстником качеств, помогаю понять цели, смысл поведения и нравственных результатов. В процессе работы с произведением дети активно внутренне» соотносятся» с героями, сопереживают вместе с ними, что содействует развитию сочувствия к переживаниям других людей и стремлению претворить в собственной жизни или игровых действиях, мечтах. С детьми я не только говорю о нравственном воспитании, но и учу их строить в соответствии с ним своё поведение. Для этого я провожу с воспитанниками 5
занятия, на которых есть проблемные моральные ситуации, принимать нравственные решения. Анализ проблемной моральной ситуации предполагает осознание главного её противоречия, поиск разных вариантов решения проблемной моральной ситуации. Далее ребята взвешивают в каждом варианте все «за» и «против». И наконец, выбирают оптимальный вариант решения и предложенной им ситуации. Такой анализ необходим для формирования нравственных убеждений. Я создаю обстановку доверия и непринуждённости, учу ребят вести дискуссию, спорить, критиковать, отстаивать своё мнение, делать выводы. Самое главное – организую коллективный поиск нравственного решения. Важной частью нравственного воспитания всегда остаётся воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма. Оно начинается с изучения истории своей малой родины, города, трепетной любви к Родине, умение дорожить Отечеством и болеть за него всей душой, желании служить ему не за страх, а за совесть. Для этого я провожу беседы на патриотические темы: «Мой город у реки Волги», с помощью которой прививаю любовь к своему городу, даю знания истории своей малой родины, «День защитника Отечества», беседы о ветеранах ВОВ, событиях тех страшных дней во время войны, утренник «Великой победе посвящается», посещение городского музея, проводя экскурсии по городу к историческим памятникам, все эти мероприятия воспитывают в детях истинных патриотов своего города т своей страны, уважение к ветеранам, заботу о них. Рассказывая детям о том, что есть государство, символика, закон, сопричастность к общественной жизни Отечества, я даю понятие, кто такой – гражданин. Труд – корень нравственности. Приобщая детей к труду на пришкольном участке, в своём классе, проводя беседы о профессиях, воспитываю уважение к труду и его результатам, к людям труда, уважение к самому себе, бережливости, ответственности, рациональности. Во время беседы на тему «Трудолюбие» я с детьми рассматриваю причины роста благосостояния отдельных людей. Уточняю понятие «Трудолюбие». Выявляю дела, выполняемые с желанием и без желания. Предполагаю о последствиях проявления лени и нежелания трудиться. Ищу вместе с детьми способы искоренения лени и безответственности. В настоящее время в условиях кризиса острой является проблема охраны природы. Поэтому важным в воспитательной работе ставлю формирование у детей любви к природе, бережного отношения к ней, понимания её красоты, любви к животным. На занятии по теме «Я и окружающий мир» дети сравнивают себя с другими представителями природы и выделяют 6
важнейшее отличие человека от животных: способность думать, выражать свои мысли, контролировать свои действия. Затем дети мысленно переселяются на любую другую планету, после чего понимают, что мы не можем жить без природы: человек – часть природы. Далее мы рассуждаем о предназначении человека на земле и делаем вывод, что Земля – наш общий дом, люди должны в этом доме соблюдать порядок, поскольку они – разумные существа. В конце занятия дети записывают свои представления предназначении человека на земле в своих «секретных тетрадях», в которых записываются самые сокровенные мысли. Воспитываю уважение к историческому и культурному наследию Родины, чувство гордости за достижение науки и техники, бережное отношение к хлебу. На занятии по теме «Коллектив» школьники рассматривают отношения «учитель – ученик, ученик – учитель», сопоставляют понятие «класс» и «коллектив». Далее выясняется, что мешает назвать класс настоящим коллективом, дети ищут причины возникновения ссор в коллективе. Задавшись вопросом, что делать, чтобы всем в классе было комфортно, предлагаются способы сохранения добрых отношений в коллективе. Проводя беседу на тему «Герой», я вместе с детьми анализирую рассказ Б. Емельянова «Храбрая девочка». Определяем поступок девочки и её статуса. Уточняем понятие «герой». Приводим примеры героического прошлого народа. Наблюдаем за окружающими, и определяем людей, которых можно обоснованно назвать героями. Проводим анализ собственной жизненной позиции, позиции родителей относительно героизма. Отличаем истинный героизм от ложного. Разбирая тему «Смелость. Мужество. Храбрость», я ставлю детей в ситуацию проявления мужества. Помогаю анализировать чувства и описывать собственные слабости. Затем дети читают и анализируют произведения С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое», Б. Житкова «Храбрый утёнок». Далее идёт поиск способов преодоления страха и неуверенности в себе. Провожу психологические упражнения. Проводя все эти мероприятия с детьми по воспитанию нравственности и этики в ГПД, по моим наблюдениям у них улучшилась приветливость, чувство товарищества и дружбы, доброжелательность, дети проявляют взаимопомощь при работе в паре, стремятся взаимопониманию друг друга, предпочитают коллективные игры, чем индивидуальные, меньше стало межличностных конфликтов, ситуаций, научились оценивать поступки других людей и свои собственные с позиции общечеловеческой морали, приобрели определённый багаж нравственных знаний, как фундамент для 7
рационального ответственного поведения в будущем. Я добилась сплочения детского коллектива, привила навыки культуры поведения в классе, школе, общественных местах, развила самостоятельность, ответственность, дисциплинированность, повысила интерес к учёбе. Я верю, что мои воспитанники в будущем станут нравственно воспитанными людьми, сделают много хороших и полезных дел для людей и своей Родины, и надолго сохранят свет Добра в своих сердцах, который я передала им. 8


В раздел образования