Авторы: Холостых Ирина Алексеевна, Диденко Татьяна Алексеевна
Должность: учителя начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Средняя политехническая школа №33"
Населённый пункт: Белгородская область, город Старый Оскол
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности использования цифровых информационных технологий, позволяющих формировать у школьников ключевые компетенции"
Раздел: начальное образование
МОУ Раменская средняя общеобразовательная школа №6
ДОКЛАД
на ШМО учителей начальных классов
на тему:
«Особенности использования цифровых информационных
технологий, позволяющих формировать у школьников ключевые
компетенции»
Учитель начальных классов: Маслихина Анастасия
Андреевна
2019 г.
Инновационные технологии при внедрении ФГОС.
Что
изменилось
в
школах
при
переходе
на
новый
федеральный
государственный стандарт начального общего образования? Такой вопрос
задают родители, учителя, а так же руководители школ.
Если говорить о детях то, те, которые учились в начальной школе раньше и
которые учатся сегодня, не почувствуют никаких революционных перемен.
Все, что заложено в новом стандарте, адресовано не столько ребенку,
сколько органам власти всех уровней - руководителям системы образования,
директорам
школ,
учителям.
Новый
стандарт
определил
требования,
которым должны соответствовать образовательный процесс, его результат и,
что не менее важно, условия обучения.
Инновации в системе образования связаны с внесением изменений:
• в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему
управления;
• в
стили
педагогической
деятельности
и
организацию
учебно-
познавательного процесса;
• в систему контроля и оценки уровня образования;
• в систему финансирования;
• в учебно-методическое обеспечение;
• в систему воспитательной работы;
• в учебный план и учебные программы;
• в деятельность учащегося и преподавателя.
Новая
гуманистическая
образовательная
парадигма
ставит
перед
образовательной системой важную задачу: подготовить образованного,
творческого человека, умеющего адаптироваться к быстро меняющейся
социально-экономической
среде,
рационально
организующего
самостоятельную деятельность. Изменения в образовательной системе
нацелены на то, чтобы сделать ее более приспособленной к изменениям,
происходящим
в
экономике,
социальной
жизни
страны.
Сегодня
конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его
способности
овладевать
новыми
технологиями,
адаптироваться
к
изменяющимся условиям труда. Поэтому внедрение в учебный процесс
инновационных технологий является определяющей чертой современного
образования.
К
таким
инновационным
образовательным
технологиям
относятся информационные цифровые и коммуникационные технологии
(ИКТ).
Использование
информационных
технологий
как
средства
развития
ключевых
компетентностей
учащихся
способствует:
-
активизации
познавательной
деятельности,
повышению
качественной
успеваемости
школьников; - достижению целей обучения с помощью современных
электронных учебных материалов, предназначенных для использования на
уроках в начальной школе; - развитию навыков самообразования и
самоконтроля у младших школьников; повышению уровню комфортности
обучения; - снижению дидактических затруднений у учащихся; - повышению
активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию
информационного
мышления;
-формированию
информационно-
коммуникационной компетенции; - приобретению навыков работы на
компьютере
учащимися
начальной
школы
с
соблюдением
правил
безопасности.
В своей работе я регулярно применяю информационно-цифровые и
коммуникационные
технологии,
это
стало
возможным,
благодаря
оборудованию классного кабинета.
Наличие в классе интерактивной доски и мультимедиа оборудования
является действительно тем уникальным техническим средством, которое
при
правильном
использовании
влияет
на
качество
обучения
и
эффективность моего учительского труда.
В процессе обучения интерактивная доска используется:
- как обычная доска для обычной работы в классе (только мел заменён
электронным карандашом);
- как демонстрационный экран (показ слайдов, наглядного материала,
фильмов) для визуализации учебной информации изучаемого;
-
как
интерактивный
инструмент
–
работа
с
использованием
специализированного
программного
обеспечения,
заготовленного
в
цифровом виде.
Компьютер использую на всех этапах урока: при объяснении нового
материала, закреплении, повторении, контроле знаний. При объяснении
нового материала использую компьютерную презентацию как источник
учебной информации и наглядное пособие. Визуальное представление
определений, качественных чертежей к задачам, предъявление подвижных
зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными
фактами обеспечивает эффективное усвоение учащимися новых знаний и
умений. У учащихся активизируются психические процессы: восприятие,
внимание, память, мышление.
Возможность работы с текстом при его разборе или анализе, а так же с
отдельными предложениями помогает на уроках русского языка. Меняя
порядок слов в предложении (используя способ перемещения объектов)
можно
добиться
максимальной
наглядности
при
восстановлении
деформированных предложений или текстов, организовывать работу со
словарными словами. Делая записи поверх изображённых столбиков слов,
меняя цветовую гамму маркера, учащиеся класса с лёгкостью обозначают
твёрдые и мягкие звуки, делят слова на слоги. Такие уроки проходят с
высоким "коэффициентом полезного действия".
Использование разлиновки экрана в клетку, в линейку, что особенно
актуально на уроках в 1 классе, позволило заложить основы ориентации на
тетрадном
листе,
когда
начинается
усвоение
правил
единого
орфографического режима и формирование навыка письма букв и цифр.
Проецируя на доску отсканированную страницу тетради по математике с
печатной основой, страницу «Прописей» или «Азбуки» у меня отпадает
необходимость подходить к каждому ученику и показывать место для работы
в тетради, показывать строку, клетку, номер выполняемого задания, где
нужно писать. На доске, которая видна одновременно всем ученикам,
обучаемый
сразу
видит,
совпало
ли
его
написание
с
правильным
начертанием, изображённом на доске. Повышается концентрация внимания.
На интерактивной доске можно проводить различные формы контроля с
помощью тренажеров, которые позволяют сразу видеть результат. Задания
могут выполнять несколько учеников по очереди, и процесс, и результат их
действий виден каждому ученику. При помощи ИКТ можно проводить
настоящие виртуальные путешествия на уроках окружающего мира. Большое
подспорье ИКТ в подготовке праздников, в исследовательской и проектной
деятельности детей.
Благодаря использованию доски, у меня не возникает необходимость тратить
время на смену наглядных материалов, записи новых упражнений, не трачу
время и на очистку доски, как раньше. В результате этого увеличивается
время, которое можно потратить на изучение нового или закрепление
изученного материала, ускорить темп урока, т.е. работа с доской позволяет
сэкономить драгоценное время урока. Возможность перемещения объектов
на доске, их группировку по определенным признакам можно использовать
на уроках русского языка, математики, ознакомления с окружающим миром.
Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске
записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего
просмотра.
Использование информационно - коммуникационных технологий позволяет
сделать
уроки
ярче,
информативнее
и
увлекательнее.
Действия,
происходящие на доске, буквально завораживают детей. Интерактивная
доска на уроке – это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание
учащихся. Наглядность учёбы особенно ценна для работы с детьми с
рассеянным вниманием, она целиком увлекает их. Все ученики класса
уделяют больше внимания объяснениям учителя, доска достаточно велика,
чтобы видели её все.
Электронная доска помогает ребятам преодолеть психологический барьер,
неосознанный страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный
процесс. Работая с доской, учащиеся легко и уверенно раскрывают свои
способности, яркие стороны характера. За счёт большой наглядности,
использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к
процессу обучения, повышает мотивацию, активность учащихся, развивает
память, внимание, скорость реакции и другие психологические особенности
учащихся. Учебный процесс происходит достаточно легко, интересно и
весело. Детям нравится работать на уроке, им легко и интересно – это самое
главное!
Использование
интерактивных
средств
обучения
на
уроках
дает
возможность:
Повысить у учащихся интерес к предмету;
Подготовить к самостоятельному усвоению материала;
Овладеть
конкретными
знаниями,
необходимыми
для
применения
в
практической деятельности;
Интеллектуально развивать учащихся;
Подготовить
к
самостоятельному
усвоению
общеобразовательных
дисциплин;
Расширить виды совместной работы учащихся, обеспечивающей получение
детьми коммуникативного опыта;
Повысить многообразие видов и форм организации деятельности и контроля
за деятельностью учащихся
Приобретенные
навыки
учащиеся
применяют
во
внеклассной,
общешкольной деятельности. Например, учащиеся:
помогают учителю в создании презентаций уроков (поиск материала в книгах
или Интернете);
записывают
различные звуковые оформления
к праздникам,
показам
презентаций;
создают
презентации
для
проведения
общешкольных
и
классных
мероприятий (традиционные праздники класса и школы);
участвуют в проектной и исследовательской деятельности
создают видеофильмы.
Конечно, нельзя сказать, что использование информационных технологий
позволяет
мне
решать
все
проблемы
по
формированию
ключевых
компетентностей учащихся. Но, несомненно, при творческом подходе по
применению ИЦТ на уроках и во внеурочное время, совершенствовании
своего профессионального мастерства по их использованию можно добиться
существенных положительных результатов, направленных на достижение
одной цели - повышение качества образования путем формирования у всех
учащихся
ключевых
компетентностей,
обеспечивающих
им
успешное
будущее.
Значение использования ИЦТ в учебно-воспитательном процессе.
Уроки
с
использованием
информационных
технологий
имеют
ряд
преимуществ перед традиционными уроками.
Урок с использованием информационных цифровых технологий становится
более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится
более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на
уроке.
Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить
труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний,
тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за
счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).
Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть
этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на
доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более
высокий уровень наглядности.
Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть
невозможно.
Современные
персональные
компьютеры
и
программы
позволяют
с
помощью
анимации,
звука,
фотографической
точности
моделировать
различные
учебные
ситуации,
имеют
возможность
представления в мультимедийной форме уникальных информационных
материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализации изучаемых
явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.
Информационные
цифровые
технологии
предоставляют
широкие
возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не
только за счет разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования
учащегося.
Роль учителя на уроке с использованием ИЦТ изменяется, учитель теперь не
только источник знаний, но и менеджер процесса обучения, главными
задачами педагога становятся: управление познавательной деятельностью
учащегося.
ИЦТ приводит к интенсификации всех уровней учебно-воспитательного
процесса, обеспечивая:
повышение эффективности и качества процесса обучения за счёт реализации
средств ИЦТ;
обеспечение
побудительных
мотивов
(стимулов),
обуславливающих
активизацию познавательной деятельности;
углубление межпредметных связей за счёт использования современных
средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при
решении задач из различных предметных областей.
Применение новых информационных цифровых технологий раскрывает
неограниченные возможности для повышения качества знаний обучающихся,
обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ребенка; обеспечивается
эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Урок с
применением компьютерных технологий не только оживил учебный процесс
(что
особенно
важно,
если
учитывать
психологические
особенности
младшего школьника, в частности длительное преобладание наглядно
образного мышления над абстрактно-логическим), но и повысил мотивацию
в обучении. Использование компьютерных технологий в процессе обучения
влияет на рост профессиональной компетентности учителя. Это способствует
значительному повышению качества образования, что ведет к решению
главной задачи образовательной политики.
Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требует
от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных
условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и
навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять
их в реальной жизни, реальной ситуации. В современном динамично
развивающемся информационном обществе нужны даже не столько сами
знания, сколько умение добывать их и умение самостоятельно добытые
знания применять во всевозможных ситуациях. Если каждый урок будет
включать в себя средства ИЦТ, то инфантильных и расторможенных детей
будет меньше.
Исходя из изложенного выше, можно сказать, что сегодня учитель имеет
возможность
качественно
изменить
процесс
обучения
и
воспитания:
информационные и цифровые технологии облегчают творческую работу
учителя,
помогают
совершенствовать,
накапливать
и
развивать
свои
педагогические
находки,
а
также
формировать
у
обучающихся
образовательные компетенции, повышать уровень умений работать с
информацией, реализовать творческие возможности, увеличивать долю
самостоятельной работы обучающихся, повышать темп урока.
МОУ Раменская средняя общеобразовательная школа №6
ДОКЛАД
на ШМО учителей начальных классов
на тему:
Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры на
уроках математики по ФГОС НОО.
Учитель начальных классов: Маслихина Анастасия
Андреевна
2019 г.
Активизация познавательной деятельности и исследовательской
культуры на уроках математики по ФГОС НОО.
Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе
образования. Это - то звено, которое должно обеспечить целостное развитие
личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры
деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.
Отличительными чертами педагога, который стремится достичь мастерства,
являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и
высокая
культура
труда.
Поэтому
профессиональный
рост
учителя
невозможен без самообразовательной потребности. Я считаю, что главное -
это профессиональная готовность к реализации ФГОС начального общего
образования.
Проблемы
активизации
познавательной
деятельности
школьников
на
сегодняшний
день
приобретают
всё
большую
актуальность.
И
это
закономерно, т.к. учение - ведущий вид деятельности школьников, в
процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой:
подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в
научно-техническом и социальном процессе.
Проблемы
активизации
познавательной
деятельности
обучающихся
побудили и меня искать более эффективные и рациональные пути добывания
знаний учащимися.
В результате собственных исследований, наблюдений и исканий, можно
утверждать, что внедрение инновационных педагогических технологий,
системный подход к организации работы с информацией позволяет решить
множество проблем, а творческий подход определяется научным выбором
лучшего из возможного.
Активизировать мышление обучающихся можно на протяжении всего хода
урока самыми различными приемами и средствами, но главным считаю
создание ситуации успеха и повышение интереса к обучению, что, на мой
взгляд, является мощным стимулом для обучающихся.
Преимущество современного урока в условиях информатизации заключается
в свободе выбора учителем методик и технологий, учебников и программ. Но
результативность педагогической деятельности всегда зависела, и будет
зависеть от того, насколько умело педагог умеет организовать работу с
учебной информацией, а главным критерием эффективности учительского
выбора по-прежнему остается качество образовательного процесса и знаний
учащихся.
Достигаю решения этих задач, в том числе и через использование
компьютерных технологий, так как сегодня разнообразные интересы
школьников
уже
не
могут
быть
удовлетворены
лишь
материалами
традиционного учебника и словом учителя.
Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является еще одним
эффективным
техническим
средством,
при
помощи
которого
можно
значительно разнообразить процесс обучения. Каждый урок с применением
компьютера вызывает у детей эмоциональный подъем.
21 век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок
живёт в
мире электронной
культуры.
Меняется и
роль учителя в
информационной
культуре
–
он
должен
стать
координатором
информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть
современными методами и новыми образовательными технологиями, чтобы
общаться на одном языке с ребёнком.
Математика объективно является одной из самых сложных школьных
дисциплин и вызывает трудности у многих учащихся.
Задача учителя,
прежде всего, воспитать активно мыслящую личность.
Как заинтересовать математикой? Дело непростое. Многое зависит от того,
как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся
в обсуждение сложившейся ситуации. Активность учащихся, успех урока
целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель. Как
сформировать интерес к предмету у ребенка? Через самостоятельность и
активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание
проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну
материала, эмоциональную окраску урока.
В данном докладе я предлагаю несколько приёмов развития познавательной
активности учащихся, которые используются мною на уроках. Не все,
представленное вашему вниманию, является моим «изобретением», многое
есть результат перенятого опыта у коллег, а также из источников полезной
информации.
Свою главную задачу я вижу в том, чтобы помочь ученику стать свободной,
творческой и ответственной личностью. А вот вызвать и поддержать такое
желание – это для меня задача трудная и интересная, тем более, что в каждом
классе её приходится решать по-своему. Активизация познавательной
деятельности учащихся, развитие способности мыслить свободно, без страха,
творчески – очень важная педагогическая задача.
Активизация
–
должна
обеспечить
не
только
простое
запоминание
материала, но и дать учащимся некоторые навыки и умения самостоятельно
добывать
знания.
Главным
условием
формирования
познавательной
активности школьников являются содержание и организация урока. Отбирая
материал и продумывая приемы, которые будут использованы на уроке,
учителю надо оценивать их с точки зрения возможности возбудить и
поддерживать интерес к предмету.
Активизация познавательной деятельности – это двусторонний процесс.
Условия,
активизирующие процесс познания, создаёт, прежде всего,
учитель, а демонстрирует результат этих условий – ученик.
Сам процесс познания обычно представляют как последовательную цепь
восприятие – запоминание – сохранение – воспроизведение – интерпретация
полученных знаний.
Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен.
Однообразные способы действий очень быстро вызывают скуку.
Развитию познавательных интересов,
способствует такая организация
обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного
поиска и открытия новых знаний, поэтому в своей практике использую
активные методы обучения. Это система методов, которая направлена
главным образом не на изложение готовых знаний, их запоминание и
воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и
умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Основными подходами к активизации познавательной деятельности я считаю
следующие:
1. Для появления интереса к предмету необходимо понимание нужности,
важности,
целесообразности
изучения
данного
предмета
в
целом
и
отдельных его разделов.
2. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он
интереснее для учащихся.
3. Ни слишком лёгкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса.
Обучение должно быть трудным, но посильным.
4. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее
ему работать.
5. Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого
учителя с огромной силой воздействуют на школьника, на его отношение к
предмету.
6. Познавательный интерес – это один из важнейших для нас мотивов учения
школьников. Его действие очень сильно.
В своей работе по активизации познавательной деятельности я использую
следующие технологии:
- оргмомент (математическая зарядка), помогает быстро настроить детей на
работу, сосредоточить их внимание.
- игровые технологии – это одна из форм активного обучения. Игра, создает
дух соревнования, дух творчества
помогает на уроке вызвать интерес,
желание работать.
- карточка-консультант, помогает учащимся освоить ранее непонятный
материал и воспринять новые темы.
- взаимообучение и взаимоконтроль (уроки общения), каждый ученик
изучает новый материал с соседом по парте. Ученики читают учебник (тему),
сами отвечают на вопросы, решают задачи, примеры, проверяя друг друга
- проблемное обучение, деятельность, которая носит исследовательский
характер.
- разнообразные приемы устной работы (устный счет).
- использование различных форм ИКТ.
Большое значение имеет начало урока. Как быстро настроить детей на
работу, но сделать это без понуканий и строгости? Я часто провожу
оргмомент в виде математической зарядки. Готовлю несколько карточек с
простейшими примерами. Примеры даю с ответами. На одних ответы
верные, на других - нет. Каждое упражнение зарядки состоит из двух
движений. Я поочередно показываю классу карточки, а ученики в ответ
делают определенное движение. Например, если ответ верный – руки вверх,
неверный – руки вперед. Сначала дети не могут собраться, не попадают в
ритм. Но постепенно сосредотачиваются, а темп зарядки убыстряется.
Игра –
разновидность
общественной
практики.
В
ней
моделируется
жизненные
ситуации,
закрепляются
свойства,
качества,
умения,
необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных и
творческих функций
В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться,
мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.
Увлёкшись,
дети
не
замечают,
что
учатся,
познают,
работают
самостоятельно, пополняют запас представлений. Даже самые пассивные из
детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия,
чтобы не подвести товарищей по игре. Во время игры дети, как правило,
очень внимательны, сосредоточены и дисциплинированы.
Для привлечения внимание слабоуспевающих учащихся к поставленному
заданию
я
применяю
карточки-консультанты.
Опыт
показывает,
что
применение таких карточек в течение 3-4х недель помогает им освоить ранее
непонятный материал и воспринять новые темы.
Карточка-консультант состоит из чередования трёх блоков:
1. Опорная формула, написанная цветными чернилами.
2. Решённые примеры.
3. Р.С. – Реши сам.
В своей работе для активизации познавательной деятельности учащихся я
также
использую
и
такую
форму
организации
урока,
как взаимообучение и взаимоконтроль (уроки общения). На таком уроке
каждый ученик изучает новый материал с соседом по парте. Ребята читают
учебник (тему), сами отвечают на вопросы, решают задачи, примеры,
проверяя друг друга.
Сообщить готовое быстрее, чем открывать его вместе с учениками. Но от
«прослушанного», как известно, через две недели в памяти остается только
20%. Важно сделать учащихся участниками научного поиска: рассуждая
вслух, высказывая предположения, обсуждая их, доказывая истину, учащиеся
включаются в деятельность, которая носит исследовательский характер. В
реализации проблемного обучения существенную роль играет создание на
уроке учебной проблемной ситуации.
Большое внимание на уроках уделяю устному счету, различным приемам
устной работы. В ходе устного счета развивается память, быстрота реакции,
воспитывается умение сосредоточиться, инициатива учащихся, потребность
к самоконтролю, повышается культура вычислений. Для отработки навыков
устного счета использую математику в стихах.
Применение в своей практике нетрадиционных уроков, такие уроки
повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со
стороны учителя и ученика.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят, и повышая их
собственные усилия в овладение знаниями на всех этапах обучения, можно
добиться развития познавательного интереса к математике.
В обучении надо активно работать над развитием всех учащихся, как
сильных по успеваемости, так и слабых.
Список использованной литературы.
1. Алтухова Е.В. и др. Математика 5 – 11 классы: уроки учительского
мастерства. Волгоград: «Учитель», 2009. – 299 с.
2. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности
школьников. Библиотека журнала «Директор школы» 2008 – 2
3. Корчемлюк О.М. Задания для развития памяти и внимания на уроках
математики. М. 2009.
4. Курдюмова Н.А. Нестандартные уроки математики (5 – 9 классы). – М.:
Школьная Пресса, 2004. – 96 с.
5. Лящева Н.М. и др. Математика: открытые уроки 5, 6, 7, 9, 11 классы. Вып.
2. Волгоград: «Учитель», 2007. – 84 с.
6. Математика, Еженедельное учебно-методическое приложение к газете
«Первое сентября».
7. Панищева О.В. Математика в стихах: задачи, сказки, рифмованные
правила. 5-11 классы. Волгоград: «Учитель», 2009. – 219 с.
8. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. Серия
педагогика и психология. 2007-1
9. Ремчукова И.Б. Математика. 5 – 8 классы: игровые технологии на уроках.
Волгоград: «Учитель», 2007. – 94 с.
10. Современные технологии обучения. Интерактивные методы. Под
редакцией Г.В.Борисовой, Т.Ю.Аветовой, Л.И.Косовой. М.: 2009.
МОУ Раменская средняя общеобразовательная школа №6
ДОКЛАД
на ШМО учителей начальных классов
на тему:
«Исследовательская деятельность как одно из условий формирования УУД
младших школьников».
Учитель начальных классов: Маслихина Анастасия
Андреевна
2020 г.
«Исследовательская деятельность как одно из условий формирования
УУД младших школьников».
Согласно требованиям ФГОС начального общего образования учебное
исследование и проектирование в начальной школе из экспериментальных
педагогических технологий переходят в общепринятые и обязательные.
Ни
для
кого
не
является
секретом,
что
детская
потребность
в
исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый
ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений,
любознательность,
стремление
наблюдать
и
экспериментировать,
самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются
как
важнейшие
черты
детского
поведения.
Постоянно
проявляемая
исследовательская активность - нормальное, естественное состояние ребенка.
Он настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее
стремление к познанию через исследование порождает исследовательское
поведение
и
создает
условия
для
исследовательского
обучения.
В
современном динамичном мире принципиально важно, чтобы психическое
развитие ребенка уже на самых первых этапах разворачивалось как процесс
саморазвития.
Педагоги с давних времен выделяли два основных пути учения: «учение
пассивное» - посредством преподавания - и «учение активное» - посредством
собственного опыта (термины К.Д. Ушинского). Несмотря на ожесточенные
споры в отношении самой возможности деления учения на «пассивное» и
«активное», невозможно не заметить, что речь идет о двух принципиально
разных путях получения образования. В различные времена соотношение их
в практике образования существенно менялось. На первый план выходил то
один, то другой.
Активизация интереса к обучению посредством собственного опыта,
называемого еще «исследовательским обучением», наблюдалась в периоды
реальной
демократизации
образования,
когда
педагоги
стремились
максимально приблизить учебную деятельность ребенка к познавательной.
Главная цель исследовательского обучения - формирование у учащегося
способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые
способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Попытки выстроить образовательную деятельность в массовой школе на
основе идей исследовательского обучения предпринимались с давних
времен, однако это не привело к их активному использованию в практике.
Традиционное обучение и по сей день ассоциируется с репродуктивными
методами.
Они
по-прежнему
безраздельно
господствуют
в
школе.
Противодействие традиционного, или точнее информационно-рецептурного,
обучения и «исследовательского обучения» продолжается много лет.
Преобладание репродуктивных методов в современном образовании,
иногда называемом традиционным, вызывает множество протестов со
стороны многих современных специалистов. Эти протесты в основном
справедливы,
но
отмечая
важность
внедрения
исследовательских
(продуктивных) методов обучения в практику образования, не следует
забывать, что репродуктивные методы не стоит рассматривать как нечто
ненужное.
Во-первых, необходимо
учитывать,
что
это
наиболее
экономичные
способы
передачи
подрастающим
поколениям
обобщенного
и
систематизированного опыта человечества. В образовательной практике не
только необязательно, а даже глупо добиваться того, чтобы каждый ребенок
все открывал сам. Нет никакой необходимости переоткрывать заново все
законы развития общества, физики, химии, биологии и т.д.
Во-вторых, использование исследовательских методов обучения дает
больший образовательный эффект лишь при умелом их сочетании с
репродуктивными методами. Круг исследуемых детьми проблем может быть
существенно расширен, их глубина станет значительно большей при условии
умелого
использования
на
начальных
этапах
детских
исследований
репродуктивных методов и приемов обучения.
Третьим,
и
не
последним,
обстоятельством
является
то,
что
использование исследовательских методов добычи знаний, даже в ситуации
открытия «субъективно нового», часто требует от ребенка незаурядных
творческих способностей, которые объективно не могут быть развиты
настолько, насколько это необходимо для освоения информации.
Немаловажно и то, что внедрение исследовательских методов обучения
требует больших затрат времени, сил, материалов, оборудования и т.п.
репродуктивные методы позволяют осваивать многие проблемы значительно
экономичнее.
Проектирование и исследование в современном образовании
В современной литературе по педагогике и педагогической психологии
нередко приходится сталкиваться с тем, что понятия «проектное обучение» и
«исследовательское обучение», «метод проектов» и «исследовательские
методы обучения» строго не определяются, а потому не всегда четко
дифференцируются,
хотя
даже
беглый
взгляд
позволяет
увидеть
существенную
разницу
между
ними.
Выяснение
сути
этих
понятий
представляется принципиально важной задачей с точки зрения современной
образовательной практики.
Первым
шагом
на
пути
поиска
сходства
и
различий
между
вышеназванными понятиями, вероятно, может быть обращение к их
общепринятому
содержанию,
фиксирующемуся
в
обыденных
представлениях. Начнем с понятий «проект» и «проектирование».
Проект - слово иноязычное, происходит оно от латинского ргоjectus. Уже
его прямой перевод объясняет многое - «брошенный вперед». В современном
русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу
значений. Так называют, во-первых, совокупность документов (расчетов,
чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или
изделия; во-вторых, это может быть предварительный текст какого-либо
документа и, наконец, третье значение - какой-либо замысел или план. В
свою очередь проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно
рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа,
прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).
Теперь обратимся к общепринятой трактовке понятия «исследование».
Исследование в обыденном употреблении понимается преимущественно как
процесс
выработки
новых
знаний,
один
из
видов
познавательной
деятельности
человека.
Принципиальное
отличие
исследования
от
проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создание
какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа.
Исследование, по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из
видов познавательной деятельности человека.
Таким
образом,
проектирование
и
исследование
-
изначально
принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды
деятельности.
Исследование
-
бескорыстный
поиск
истины,
а
проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи.
Работая с детьми над их проектами, мы ориентируем их не просто на поиск
некоего нового знания, а на решение реальных, вставших перед ними
проблем. Детям в этом случае постоянно приходится учитывать массу
обстоятельств, нередко находящихся далеко за пределами задачи поиска
истины.
Разработка проекта - обычно дело творческое, но зависит это творчество от
многих внешних обстоятельств, часто никак не связанных с задачами
бескорыстного поиска истины.
Не
следует забывать
и о том,
что
теоретически проект можно выполнить, пользуясь готовыми алгоритмами и
схемами действий - то есть исключительно на репродуктивном уровне. Ведь
проектирование может быть представлено как последовательное выполнение
серии четко определенных, алгоритмизированных шагов.
В отличие от проектирования исследование всегда творчество, и в идеале
оно представляет собой вариант бескорыстного поиска истины. Если в итоге
исследования и удается решить какую-либо практическую проблему, то это
не более чем побочный эффект. При этом само новое знание, добытое в итоге
исследования, может быть не только малополезно, с точки зрения общества и
самого исследователя, но даже вредно и опасно. Всем известно, что научные
открытия несут не только радость и свет знаний. Реальный исследователь
стремится к новому знанию инстинктивно, зачастую не зная, что принесет
ему сделанное в ходе исследований открытие, и, как следствие, ему нередко
бывает вовсе неизвестно, как можно на практике использовать добытые им
сведения.
Несмотря на отмеченную разницу, и исследование, и проектирование
имеют высокую ценность для современного образования. Исследование как
бескорыстный поиск истины чрезвычайно важно в деле развития творческих
способностей. А проектирование не так однозначно ориентировано на
развитие креативности, но оно учит строгости и четкости в работе, умению
планировать свои изыскания, формирует важное для жизни стремление -
двигаться к намеченной цели.
Современная образовательная практика показывает, что у многих из нас
постоянно возникает соблазн трансформировать предполагаемый или уже
начатый исследовательский поиск ребенка в решение практической задачи -
проектирование. Немаловажен и вопрос о том, почему это происходит и
насколько все это безобидно. Несложно заметить, что проистекает это из
вечного желания многих педагогов все на свете контролировать, и тогда
начинается: «...прежде чем исследовать, определи цель, задачи, опиши, что
ты должен получить в итоге...» и т.п. В этом случае мы обычно не задаемся
вопросом о том, что если известно, чего ты должен достичь, то непонятно,
зачем это искать.
Мы должны понимать, что проектирование - это не творчество в полной
мере, это творчество по плану, в определенных контролируемых рамках. В то
время как исследование - творчество в чистом виде. А следовательно, и путь
воспитания истинных творцов. Проектирование изначально задает предел,
глубину решения проблемы, в то время как исследование строится
принципиально иначе. Оно допускает бесконечное движение вглубь.
Оценивая возможности исследования и проектирования, важно понять, что
в работе с детьми, безусловно, полезны и проектирование, и исследование, а
следовательно, можно выполнять и проекты, и исследовательские работы. В
методическом плане важно учитывать, что метод проектов предполагает
составление четкого плана проводимых изысканий, с неизбежностью требует
ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку
реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом и т.п.
В отличие от проектирования исследовательская деятельность изначально
должна быть более свободной, практически не регламентированной какими-
либо внешними установками. В идеале ее не должны ограничивать рамки
самых смелых гипотез. Потому она значительно более гибкая, в ней
значительно больше места для импровизации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ПРОГРАММЫ КУРСА.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
_ положительное отношение к исследовательской деятельности;
_
широкая
мотивационная
основа
исследовательской
деятельности,
включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
_ интерес к новому содержанию и новым способам познания;
_
ориентация
на
понимание
причин
успеха
в
исследовательской
деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на
анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание
предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей; _
способность
к
самооценке
на
основе
критериев
успешности
исследовательской деятельности. Обучающийся получит возможность для
формирования: внутренней позиции обучающегося на уровне понимания
необходимости
исследовательской
деятельности,
выраженного
в
преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа
оценки деятельности; _ выраженной познавательной мотивации;
_ устойчивого интереса к новым способам познания;
_
адекватного
понимания
причин
успешности/неуспешности
исследовательской деятельности;
_ морального сознания, способности к решению моральных проблем на
основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в
поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
_ принимать и сохранять учебную задачу;
_ учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
_ планировать свои действия;
_ осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
_ адекватно воспринимать оценку учителя;
_ различать способ и результат действия;
_ оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
_ вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных
ошибок;
_ выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться
: _ проявлять познавательную инициативу;
_ самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в
незнакомом материале;
_ преобразовывать практическую задачу в познавательную;
_ самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
_ осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного
исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в
открытом
информационном
пространстве,
в
т.ч.
контролируемом
пространстве Интернет;
_ использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных
задач и представления их результатов;
_ высказываться в устной и письменной формах;
_
ориентироваться
на
разные
способы
решения
познавательных
исследовательских задач;_ владеть основами смыслового чтения текста;
_ анализировать объекты, выделять главное;
_ осуществлять синтез (целое из частей);
_ проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
_ устанавливать причинно-следственные связи;
_ строить рассуждения об объекте;
_ обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
_ подводить под понятие
; _ устанавливать аналогии;
_ оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение,
эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
_ видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и
проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать
умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
_
осуществлять
расширенный
поиск
информации
в
соответствии
с
исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети
Интернет;
_ фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
_ осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной
форме;
_ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-
следственных связей; _ оперировать такими понятиями, как явление,
причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие,
сходство,
общность,
совместимость,
несовместимость,
возможность,
невозможность и др.; использованию исследовательских методов обучения в
основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с
миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
_ допускать существование различных точек зрения;
_ учитывать разные мнения, стремиться к координации;
_ формулировать собственное мнение и позицию;
_ договариваться, приходить к общему решению;
_ соблюдать корректность в высказываниях;
_ задавать вопросы по существу;
_ использовать речь для регуляции своего действия;
_ контролировать действия партнера;
_ владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
_ учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
_ аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров
при выработке общего решения в совместной деятельности;
_ с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать
партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
_ допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в
общении и взаимодействии;
_ осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
_ адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности.
МОУ Раменская средняя общеобразовательная школа №6
ДОКЛАД
на ШМО учителей начальных классов
на тему:
Влияние духовно- нравственного воспитания
на формирование дружеских отношений в коллективе.
Учитель начальных классов: Маслихина Анастасия
Андреевна
2020 г.
Влияние духовно- нравственного воспитания
на формирование дружеских отношений в коллективе.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических
периодов. Сейчас материальные ценности доминируют над духовными.
Устройство своей карьеры, стремление к власти, независимо от средств, с
помощью которых это достигается. Все это привело к тому, что у детей
искажены
представления
ο
доброте,
милосердии,
великодушии,
справедливости,
гражданственности
и
патриотизме.
Для
настоящего
времени в отношениях между людьми стали
типичными равнодушие,
грубость, озлобленность, лицемерие, насилие, лживость.
К сожалению, массово тиражируемая современная литература,
телевидение с его ток-шоу и другими развлекательными программами мало
уделяют
внимания духовно-нравственным устоям человека. Особенно
ощутимый вред они наносят, конечно, детям и подросткам, которые, видя на
экранах телевизоров бесконечные сцены
насилия, жестокости, убийств,
начинают это воспринимать не как явления, которых не должно быть в
жизни, а как нечто естественное и обыденное. В результате они не понимают,
что жизнь - это чудесный дар, который надо беречь и лелеять, и на который
никто не имеет права посягать. И поэтому важным направлением школы
является возрождение духовных ценностей как основы консолидации
общества. Задача учителя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний
мир каждого школьника и заложить основы нравственных отношений, тем
самым, формируя нравственную воспитанность.
Духовность, нравственность — базовая характеристика личности,
проявляющаяся
в
деятельности
и
поведении.
Духовно-нравственное
воспитание
предполагает
становление
отношений
ребенка
к
Родине,
обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям, здоровью. И
соответственно,
развитие
качеств:
патриотизма,
толерантности,
товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к
людям.
Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально
необходимые требования общества превратились во внутренние стимулы
личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.
Благодаря возможностям современных учебников, составленных в
соответствии с ФГОС,
духовно-нравственное развитие и воспитание
обучающихся интегрируется в основные виды деятельности обучающихся:
урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Урок и
внеклассное мероприятие – место разнообразных коллективных действий и
переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. Дети
приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления
которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться
слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями
остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. Дети могут
переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения
новых знаний, побед; огорчения от неудач, ошибок.
Система духовно – нравственного воспитания включает следующие
направления:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам
и обязанностям человека;
- формирование нравственных чувств и этического сознания;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу
жизни;
- формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде
(экологическое воспитание);
-формирование ценностного отношения к прекрасному, формирование
представлений
об
эстетических
идеалах
и
ценностях
(эстетическое
воспитание).
В дружном коллективе предполагает наличие развитого, устойчивого чувства
«Мы», причем не для отдельных микрогрупп, а для всего класса в целом.
Первым и необходимым условием становления групповой сплоченности
является наличие общих настроений и переживаний: по поводу предстоящего
общего дела, болезни одноклассника, благоустройства своего класса – любой
проблемы, осознанной и принятой каждым учеником как своей и в тоже
время нашей общей.
Средствами реализации этой задачи могут стать:
- коллективные творческие дела класса;
- цикл классных часов, подготовленных учащимися самостоятельно в форме
театрализованных представлений, игр;
- участие в соревнованиях, конкурсах;
- участие в школьных коллективных творческих делах;
- творческий отчет класса;
- походы, экскурсии, коллективные поездки.
Важным условием решения данной задачи считаю чувство гордости за свой
класс, когда ученик отождествляет себя с классом, поэтому я стараюсь
создавать ситуацию общего успеха.
Но здесь подстерегает весьма распространенная опасность. Стремление к
постоянному успеху (любой ценой мы должны быть лучшими, первыми!)
может привести к тому, что отношение с другими классами приобретают или
явный оттенок превосходства, или болезненной, доходящей до
враждебности, конкурентности. В таком случае сплоченность и дружба
рассыпаются, как карточный домик.
Развитое чувство «Мы» несет в себе и другую опасность: нивелирование и
подавление отдельного «Я», когда индивидуальность не только не
приветствуется, но и порицается. Поэтому, даже применяя такую гуманную
методику, как коллективное воспитание, необходимо не потерять на каждом
этапе коллективной организации дела вклад каждого конкретного ученика,
только тогда коллективное дело будет личностно-ориентированным.
Убеждена, что сплоченность должна формироваться лишь в связи с
развитием активности каждого члена коллектива.
Каждая воспитательная система имеет среду - своё жизненное пространство,
в котором осуществляется совместная деятельность и общение членов
классного сообщества, развиваются межличностные и деловые отношения,
формируются индивидуальные и групповые ценностные ориентации.
Основным местом жительства класса, как правило, является учебный
кабинет. В нём происходят главные события классной жизни, специально
создаются или стихийно возникают ситуации, которые существенно влияют
на становление личности ребёнка. Можно сделать учебный кабинет таким,
чтобы, заходя в него, ребята начинали вспоминать о своём коллективе, о
таких делах, которые совместно готовились и проводились, о друзьях, и т.д.
В вверенном мне классе я работаю первый год. В соответствии с планом
воспитательной работы. Ведущей воспитательной
задачей для меня
является
-
формировать
личность,
способную
к
самореализации,
стремящуюся к самопознанию и саморазвитию, высоко нравственную,
патриотическую, здоровую духом и телом. И, как следствие, - формирование
крепкого, дружного классного коллектива.
Важную роль в формировании дружеских отношений у детей играет
художественная литература. Художественное слово воздействует не только
на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить
ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает
осознать
человеческие
взаимоотношения,
познакомиться
с
нормами
поведения.
Поэтому воспитание дружеских отношений в своем классе я провожу и
через учебную деятельность, анализируя произведения, поступки его героев,
ребята отличают справедливость от несправедливости, честность от лжи,
нравственную чистоту, простоту и скромность в общественной и личной
жизни,
уважение
к
старшим.
Также
провожу
комплекс
внеурочных
мероприятий по духовно-нравственному воспитанию: сформирован орган
ученического
самоуправления,
где
ребята
распределили
поручения,
связанные с самообслуживанием в классе, у нас есть традиция класса-
праздник «День именинников», проводилась диагностика на выявление
интересов и склонностей детей в определенной сфере, Классные часы: «Что
такое экология?», «Забота о глазах», «Что такое дружба?», беседа
«Мы
жители планеты Земля»,
«Чем спор отличается от ссоры»,
создание
презентаций к проектам, участие в проектно-исследовательской деятельности
«Здоровое питание для школьников», «Если не было бы сов», участие в
конкурсах.
В завершении своего выступления хочу вспомнить немецкого педагога
А. Дистервега, который считал, что «повсюду ценность школы равняется
ценности её учителя». Нравственность учителя, моральные нормы, которыми
он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его
отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – все это
имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и
воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут
эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся
пример нравственного и гражданского личностного поведения.
Спасибо за внимание!
Источники
1. Шакирова Г.М. Методика изучений нравственных убеждений школьников
в реальной жизненной ситуации.// Вопросы психологии, 1984, №2.
2. Селевко Г.К., Селевко А.Г., Социально-воспитательные технологии. М.:
Народное образование, 2002.
3. Соловцова И.А. «Законы духовной жизни человека как основа духовного
воспитания», И.А. Соловцова «Проблемы духовного воспитания»:
Гуманитарно-целостный подход: Материалы «круглого стола», 20 октября
2005 г. / Сост. И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: ТЦ
«ОПТИМ», 2006.