Автор: Гоцуляк Наталия Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ д/с №31 Петродворцового района
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург, г.Ломоносов.
Наименование материала: Статья
Тема: Значение игры у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Значение игры у детей дошкольного возраста.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается
удивительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра,
зажигающая огонек пытливости и любознательности‖.
В. А. Сухомлинский.
Игра – это прежде всего обобщение, преподнесение нового в приемлемой для ребенка
форме, способ установить новые связи с миром.
В игре ребенок удовлетворяет потребность в активном освоении окружающего мира и
важнейшие социальные потребности – участие в жизни взрослых и общение со
сверстниками.
В играх разного вида идет процесс активного освоения знаний об окружающем, их
совершенствование; возрастает способность быстрой мобилизации знаний в процессе
решения разнообразных, возникающих в игре задач – игровых, познавательных,
практических. В процессе игры происходит также формирование некоторых новых
знаний – благодаря действиям с предметами, материалами, игрушками, а также
взаимному обучению участников игры.
Следует особо подчеркнуть значение игры в развитии творческих способностей детей.
Условия игры позволяют многократно повторять действия, осуществлять их отбор
наиболее рационально, создавать их комбинации и т.д., на основе чего и формируются
творческие способности.
По степени самостоятельности и активности детей игры делятся на две группы:
1. творческие игры;
2. 2) игры с готовыми правилами.
Содержание и правила творческих игр определяют непосредственные участники. К этим
играм относятся:
1. Предметные игры детей раннего возраста;
2. Сюжетно-ролевые игры;
Классификация игр.
Классификация игр детей младшего возраста (3-4 лет)
-игры - экспериментирование: общение с людьми, со специальными игрушками для
экспериментирования;
-сюжетные самодеятельные: сюжетно - отобразительные, сюжетно-ролевые;
компьютерные;
-обрядовые игры (народные, идущие от исторических традиций, этноса): тихие,
забавляющие - развлекающие.
Классификация игр детей в среднем возрасте (4-5 лет).
-игры-экспериментирования: с природными объектами, с животными и людьми,
-общения с людьми, со специальными игрушками для экспериментирования;
-сюжетные самодеятельные игры: театрализованные, режиссерские;
-обучающие игры: автодидактические предметные, сюжетно-дидактические,
-подвижные, музыкальные, учебно-предметные дидактические;
-досуговые игры: интеллектуальные, забавы, развлечения, театральные, празднично-
карнавальные, компьютерные;
-обрядовые игры: семейные, сезонные;
-тренинговые игры: интеллектуальные адаптивные, сенсомоторные;
-досуговые игры: тихие, забавляющие, развлекающие.
Классификация игр детей в старшем возрасте (5-7 лет).
-игры-экспериментирования с природными объектами, животными и людьми, общения с
людьми, со специальными игрушками для экспериментирования;
-сюжетные самодеятельные игры (театрализованные);
-обучающие: авто-дидактические предметные (до 7 лет), сюжетно-дидактические (до 7
лет), подвижные, музыкальные, учебно-предметные, дидактические;
-досуговые игры: интеллектуальные, забавы, развлечения, театральные, празднично-
карнавальные, компьютерные.
Игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок
проходит процесс социализации, учится общаться со сверстниками, двигаться,
манипулировать предметами и др. Детские игры очень разнообразны и могут иметь
несколько классификаций.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и
образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Однако
существует аспект их использования, который направлен на повышение качества
педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его
осуществления.
Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования
качества образования в детском саду: они могут быть использованы для нивелирования
отрицательных факторов, влияющих на снижение его эффективности. Если с детьми
занимаются игровой терапией систематически, то они приобретают способность
управлять своим поведением, легче переносить запреты, становятся более гибкими в
общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, более ―пристойно‖
выражают гнев, избавляются от страха.
В их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением
отношений людей. В качестве одного из эффективных видов игро-терапевтических
средств используются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-
шутками.