Напоминание

Значение игры у детей дошкольного возраста


Автор: Гоцуляк Наталия Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ д/с №31 Петродворцового района
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург, г.Ломоносов.
Наименование материала: Статья
Тема: Значение игры у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Значение игры у детей дошкольного возраста.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается

удивительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра,

зажигающая огонек пытливости и любознательности‖.

В. А. Сухомлинский.

Игра – это прежде всего обобщение, преподнесение нового в приемлемой для ребенка

форме, способ установить новые связи с миром.

В игре ребенок удовлетворяет потребность в активном освоении окружающего мира и

важнейшие социальные потребности – участие в жизни взрослых и общение со

сверстниками.

В играх разного вида идет процесс активного освоения знаний об окружающем, их

совершенствование; возрастает способность быстрой мобилизации знаний в процессе

решения разнообразных, возникающих в игре задач – игровых, познавательных,

практических. В процессе игры происходит также формирование некоторых новых

знаний – благодаря действиям с предметами, материалами, игрушками, а также

взаимному обучению участников игры.

Следует особо подчеркнуть значение игры в развитии творческих способностей детей.

Условия игры позволяют многократно повторять действия, осуществлять их отбор

наиболее рационально, создавать их комбинации и т.д., на основе чего и формируются

творческие способности.

По степени самостоятельности и активности детей игры делятся на две группы:

1. творческие игры;

2. 2) игры с готовыми правилами.

Содержание и правила творческих игр определяют непосредственные участники. К этим

играм относятся:

1. Предметные игры детей раннего возраста;

2. Сюжетно-ролевые игры;

Классификация игр.

Классификация игр детей младшего возраста (3-4 лет)

-игры - экспериментирование: общение с людьми, со специальными игрушками для

экспериментирования;

-сюжетные самодеятельные: сюжетно - отобразительные, сюжетно-ролевые;

компьютерные;

-обрядовые игры (народные, идущие от исторических традиций, этноса): тихие,

забавляющие - развлекающие.

Классификация игр детей в среднем возрасте (4-5 лет).

-игры-экспериментирования: с природными объектами, с животными и людьми,

-общения с людьми, со специальными игрушками для экспериментирования;

-сюжетные самодеятельные игры: театрализованные, режиссерские;

-обучающие игры: автодидактические предметные, сюжетно-дидактические,

-подвижные, музыкальные, учебно-предметные дидактические;

-досуговые игры: интеллектуальные, забавы, развлечения, театральные, празднично-

карнавальные, компьютерные;

-обрядовые игры: семейные, сезонные;

-тренинговые игры: интеллектуальные адаптивные, сенсомоторные;

-досуговые игры: тихие, забавляющие, развлекающие.

Классификация игр детей в старшем возрасте (5-7 лет).

-игры-экспериментирования с природными объектами, животными и людьми, общения с

людьми, со специальными игрушками для экспериментирования;

-сюжетные самодеятельные игры (театрализованные);

-обучающие: авто-дидактические предметные (до 7 лет), сюжетно-дидактические (до 7

лет), подвижные, музыкальные, учебно-предметные, дидактические;

-досуговые игры: интеллектуальные, забавы, развлечения, театральные, празднично-

карнавальные, компьютерные.

Игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок

проходит процесс социализации, учится общаться со сверстниками, двигаться,

манипулировать предметами и др. Детские игры очень разнообразны и могут иметь

несколько классификаций.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и

образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Однако

существует аспект их использования, который направлен на повышение качества

педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его

осуществления.

Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования

качества образования в детском саду: они могут быть использованы для нивелирования

отрицательных факторов, влияющих на снижение его эффективности. Если с детьми

занимаются игровой терапией систематически, то они приобретают способность

управлять своим поведением, легче переносить запреты, становятся более гибкими в

общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, более ―пристойно‖

выражают гнев, избавляются от страха.

В их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением

отношений людей. В качестве одного из эффективных видов игро-терапевтических

средств используются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-

шутками.



В раздел образования