Напоминание

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА


Автор: Гревцов Дмитрий Владимирович
Должность: доцент кафедры защиты информации
Учебное заведение: Военно-инженерного института радиоэлектроники и связи МО РК
Населённый пункт: города Алматы
Наименование материала: статья:
Тема: РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Раздел: высшее образование





Назад




ГРЕВЦОВ Д.В.

доцент кафедры защиты информации Военно-

инженерного института радиоэлектроники и

связи МО РК, города Алматы

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ

БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Аннотация: в статье анализируются угрозы современного общества

для личности, общества и государства, исследуются основные направления

использования современных информационных технологий для обеспечения

безопасности и повышения эффективности государственной деятельности

и правоприменительной практики.

Ключевые

слова:

информационные

угрозы;

информационные

технологии;

геоинформационные

технологии;

правоохранительная

деятельность;

расследование

преступлений;

безопасность

личности,

общества и государства

Современное

развитие

общества

порождает

множество

угроз

природного, техногенного, экологического, конфликтного характера, а также

в части распространения внутреннего и международного терроризма,

ухудшения транспортной безопасности, управленческих рисков. Особое

место из этого перечня отводится угрозам информационной безопасности, к

которым относятся:

- нарушение информационного обеспечения деятельности органов

государственной власти, муниципальных предприятий и служб;

- перехват трансляций телерадиовещания, систем оповещения и

информирования населения;

- несанкционированный доступ к информации о деятельности органов

государственной власти, муниципальных предприятий и служб;

- несанкционированный доступ к управлению информационными

ресурсами;

-

оказание

целенаправленного

негативного

информационного

воздействия

на

население

через

средства

массовой

информации

и

информационно-телекоммуникационную сеть Интернет;

- неполная реализация прав граждан в области получения и обмена

достоверной

информацией,

в

том

числе

манипулирование

массовым

сознанием с использованием информационно-психологического воздействия;

- провоцирование социальной, межнациональной и религиозной

напряженности через деятельность отдельных (в том числе электронных)

средств массовой информации;

- распространение злоупотреблений в кредитно-финансовой сфере,

связанных с проникновением в компьютерные системы и сети [3].

В условиях таких угроз и рисков граждане нуждаются в повышении

общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности

среды

обитания

за

счет

существенного

улучшения

координации

деятельности сил и служб, ответственных за решение этих задач.

Задачи

по

нейтрализации

угроз,

минимизации

рисков,

предотвращению

ущерба

в

условиях

информационного

общества

необходимо

решать

путем

внедрения

комплексной

информационной

системы, обеспечивающей прогнозирование, мониторинг, предупреждение и

ликвидацию возможных угроз. Информационные технологии необходимы

для

контроля

и

устранения

последствий

чрезвычайных

ситуаций

и

правонарушений

с

интеграцией

под

ее

управлением

действий

информационно-управляющих

подсистем

дежурных,

диспетчерских,

муниципальных служб для их оперативного взаимодействия в интересах

муниципального образования.

Одной из основных неотложных причин внедрения информационных

технологий в управленческую и правоохранительную деятельность является

информационно-технический

характер

современной

преступности.

Правоприменительная практика свидетельствует о том, что с каждым годом

растет число преступлений как в сфере компьютерной информации, так и

преступлений с использованием компьютерных технологий, в результате

чего формируются цифровые следы преступлений. Из этого следует, что

раскрывать и расследовать преступления с использованием информационных

технологий возможно только с использованием правоохранительными

органами информационных технологий.

Необходимость развития и внедрения информационных технологий

связана со скоростью принятия решений. В условиях динамичной экономики,

деятельности

всех

человеческой

деятельности

[3],

основанной

на

информационных

технологиях,

в

критических

ситуациях

необходимо

принимать

грамотные

управленческие

решения

в

кратчайшие

сроки.

Принятие выверенных решений требует мгновенного получения и анализа

всей информации, причем из всех возможных источников, что невозможно

без развитых автоматизированных информационных поисковых систем,

автоматизированных банков данных, систем анализа и оповещения.

К названным причинам внедрения информационных технологий

следует

добавить

экономическую

целесообразность,

необходимость

сокращения

бюрократического

аппарата,

более

качественного

предоставления государственных услуг, повышения качества и уровня

жизни.

Названные и неназванные причины внедрения информационных

технологий ставят перед правоохранительными органами и органами

государственной,

муниципальной

власти

задачи

формирования

коммуникационной платформы с целью предотвращения и устранения

рисков общественной безопасности, правопорядка и создания безопасной

среды обитания на базе межведомственного взаимодействия. Для этого

необходимо определить потенциальные точки уязвимости, своевременно

реагировать на возникающие угрозы в чрезвычайных ситуациях.

Существующие информационные угрозы и необходимость принятия

антитеррористических мер побудили российского законодателя в июле 2016

года внести изменения в законодательство, обязывающее операторов связи и

организаторов распространения информации в сети Интернет хранить

информацию пользователей и передавать ее уполномоченным органам.

Указанные изменения вызвали бурные дискуссии в обществе. Сторонники

нововведений аргументировали свою поддержку необходимостью борьбы с

терроризмом. Противники считали, что это приведет к вторжению в частную

жизнь граждан.

Операторы связи и организаторы распространения информации в сети

Интернет в настоящее время обязаны предоставлять эту информацию

государственным

органам,

осуществляющим

оперативно-розыскную

деятельность

или

обеспечение

безопасности.

Для

беспрепятственного

получения такой информации в законодательство об оперативно-розыскной

деятельности

включено

новое

оперативно-розыскное

мероприятие

-

получение компьютерной информации6.

В

сфере

правоохранительной

деятельности

планируется

более

интенсивно

развивать

информационно-управляющие

системы,

системы

обработки и идентификации дактилоскопической, генной, баллистической и

иной

криминалистически

значимой

информации,

программное

и

информационное

обеспечение

перспективных

и

современных

автоматизированных

систем

управления,

информационно-справочную

работу в интересах государства.

Среди действующих эффективных информационных технологий,

обеспечивающих

безопасность,

следует

назвать

видеонаблюдение

и

видеофиксацию, в том числе снятие, обработку и передачу видеопотока с

камер видеонаблюдения о правонарушениях и ситуациях чрезвычайного

характера, в том числе повреждения коммуникаций, инфраструктуры и

имущества. В этом случае проводится анализ видео- и аудиопотоков,

включая:

автоматическую

регистрацию

событий

на

базе

системы

видеоанализа потока; видеоанализ событий; аналитику видеопотока в режиме

реального времени; идентификацию и распознавание лиц.

Уникальные

возможности

использования

информационных

технологий

в

правоприменительной

деятельности

содержатся

в

позиционировании подвижных объектов (геолокация).

Геолокация - это обнаружение координат реального географического

положения любого объекта. Определение местоположения (широты и

долготы

места)

пользователя

сети

Интернет

осуществляется

по

радиосигналам глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС/

GPS, по уровню сигналов точек доступа WiFi, по номеру соты СеПГО в сети

сотовой связи, по 1Р-адресу компьютера. Геоинформационные системы

представляют собой сложные информационные системы, создаваемые

благодаря

интеграции

массивов

обычной

(чаще

фактографической)

информации относительно объектов учета, с массивами географической

(топографических карт, планов и др.).

В целях развития геолокации и технологической инфраструктуры

системы в интересах государственных и иных информационных систем,

осуществляющих

сбор

и

обработку

навигационной

информации,

поступающей

от

транспортных

средств,

оснащенных

аппаратурой

спутниковой навигации государством предпринимаются меры по реализации

этих технологий. Для этого должна быть создана коммуникационная

платформа

или

единое

информационное

пространство

с

учетом

разграничения прав доступа к информации разного характера позволит

обеспечить информационный обмен между участниками всех федеральных и

муниципальных органов исполнительной власти в области обеспечения

безопасности.

В

современных

условиях

информационные

технологии

играют

ключевую

роль

в

информационном

обеспечении

расследования

преступлений. С информационных позиций информационное обеспечение -

это совокупность единой системы сбора и получения информации из

внешних

и

внутренних

источников,

схем

информационных

потоков,

циркулирующих в ходе раскрытия и расследования преступлений, а также

методология использования имеющихся баз данных и построения новых баз

данных.

Информационное

обеспечение

представляет

собой

процесс

с

определенными, последовательно сменяющими друг друга стадиями, в

котором субъекты воздействуют на объекты (информацию) для достижения

конкретных результатов (целей). Процесс информационного обеспечения

начинается с получения криминалистически значимой информации от ее

источника или потенциального носителя.

Все потенциальные носители и источники получения информации о

преступлении

и

преступнике

можно

подразделить

на

три

группы:

гомологические, предметные и документальные. К группе гомологических

источников и носителей информации относятся: живые лица, трупы, останки

трупов, биологический материал живых лиц (кровь, слюна, сперма и т. д.). В

группу предметных носителей информации входят: оружие, боеприпасы и

взрывчатые вещества,

транспортные средства,

различные технические

устройства,

одежда,

обувь,

бытовые

предметы

и

т.

д.

К

группе

документальных

носителей

информации

можно

отнести:

письменные

документы, фото-, кино- и видеоизображения, фонограммы, графические

изображения, машинные документы и др. Та информация, которую несут эти

источники, является объектом информационного обеспечения. В своем

большинстве она становится основой для ведения криминалистических и

розыскных учетов, а сами предметы (боеприпасы, взрывчатые вещества и т.

д.)

могут

служить

для

пополнения

натурных

коллекций

экспертно-

криминалистических подразделений.

Новые информационные технологии расширили не только следовую

картину

преступлений,

но

и

перечень

предметов

и

документов

-

вещественных

доказательств,

подлежащих

криминалистической

регистрации. Регистрация и долговременное хранение интернет-трафика,

всех телефонных соединений, наличие жесткой взаимосвязи абонента и

базовой

станции,

а

также

технические

возможности

современных

компьютерных средств и систем управления базами данных позволяют

весьма

оперативно

обработать

колоссальные

объемы

биллинговой

и

коммуникационной

информации

и

получить

сведения,

облегчающие

расследование преступлений.

Современные информационные технологии и автоматизированные

базы данных позволяют изучить личности всех субъектов преступной

деятельности, быстро проверить все выдвигаемые версии, принять законное

решение в кратчайшие сроки.

При этом надо учитывать, что на пути внедрения информационных

технологий возникают несколько основных проблем [4]. Первая проблема

связана с возможностью тотального контроля за поведением личности.

Поэтому законодателю следует учитывать этот вид новых угроз и не

допустить

ухудшения

конституционных

гарантий

неприкосновенности

личности. Вторая проблема связана с информационной безопасностью,

возможностью раскрытия персональных данных, кражи коммерческой,

профессиональной, служебной и государственной тайны. В российском

уголовно-процессуальном

законодательстве

существует

проблема

использования электронной информации в качестве доказательств по

уголовным делам. Эта проблема существует из-за уголовно-процессуальной

формы, не отвечающей вызовам и требованиям информационного общества.

Существующая

уголовно-процессуальная

форма

требует

письменного

оформления доказательственной информации в протоколах следственных

действий, но которая, при настоящих объемах цифровой информации,

вынуждает следователя выполнять трудоемкую работу по собиранию

доказательств. Только в июле 2016 г. законодатель предпринял, да и то, на

наш

взгляд,

недостаточные

усилия

по

модернизации

уголовно-

процессуального

доказывания11.

Учитывая

бурное

развитие

информационных

технологий

и

устаревшую

уголовно-процессуальную

форму,

мы

неоднократно

говорили

о

необходимости

модернизации

совершенствовании

уголовно-процессуального

доказывания

в

диссертационном [1, с. 454] и монографических исследованиях [2, с. 352].

Помимо этого, существуют проблемы ведомственной разобщенности,

недостаточности финансирования для закупки и внедрения информационных

технологий.

Названные

проблемы

необходимо

учитывать

всем

заинтересованным субъектам информационных технологий и в этой связи

формировать новые информационные правоотношения.

Обобщая вышеизложенное, можно заключить, что в современном

информационном

обществе,

в

условиях

возрастания

общих

и

информационных угроз, роста компьютерной преступности, повсеместного

распространения искусственного интеллекта, применение информационных

технологий

во

всех

сферах

правоохранительной,

экономической,

регулятивной деятельности является необходимым, неизбежным и самым

перспективным направлением деятельности для обеспечения безопасности

личности, общества и государства.

Для этого требуется создание единой информационной среды,

обеспечивающей эффективное и незамедлительное взаимодействие всех сил

и служб, ответственных за общественную безопасность и правопорядок. Для

повышения эффективности деятельности по раскрытию и расследованию

преступлений

необходимо

создать

интегрированные

банки

данных

криминалистически значимой информации, достичь более высокого уровня

информатизации

правоохранительных

органов.

Степень

технической

оснащенности

всех

органов

предварительного

расследования

телекоммуникационной инфраструктурой и информационными ресурсами

должна отвечать современным вызовам и техническим требованиям. При

внедрении информационных технологий во все сферы государственной и

правоохранительной деятельности в погоне за обеспечением безопасности

общества

и

государства

нельзя

допустить

перегибов,

пренебрежения

конституционными гарантиями прав личности в сфере частной жизни.

В новой структуре информационных правоотношений необходимо

учитывать существующие информационные угрозы и риски, обеспечивать

гарантии права личности на частную жизнь, безопасность общества и

государства.

Литература:

1.

Пастухов

П.

С.

Модернизация

уголовно-процессуального

доказывания в условиях информационного общества: дис. ... д-ра юрид. наук.

М., 2015. 454 с.

2.

Пастухов

П.

С.

Доктринальная

модель

совершенствования

уголовно-процессуального

доказывания

в

условиях

информационного

общества: монография. М.: Юрлитинформ, 2015. 352 с.

3. Losavio M., Pastukhov P., Polyakova S. Cyber Black Box/Event Data

Recorder: Legal and Ethical Perspectives and Challenges with Digital Forensics //

Journal of Digital Forensics, Security and Law. 2016. Vol. 10, № 4. P. 43-57.

4. Losavio M., Pastukhov P., Polyakova S. Regulatory aspects of cloud

computing

in

business

environments

//

Cloud

Technology:

Concepts,

Methodologies, Tools and Applications. 2014. № 1. P. 1373-1386.



В раздел образования