Автор: Гревцов Дмитрий Владимирович
Должность: доцент кафедры защиты информации
Учебное заведение: Военно-инженерного института радиоэлектроники и связи МО РК
Населённый пункт: города Алматы
Наименование материала: статья:
Тема: РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Раздел: высшее образование
ГРЕВЦОВ Д.В.
доцент кафедры защиты информации Военно-
инженерного института радиоэлектроники и
связи МО РК, города Алматы
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ
БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Аннотация: в статье анализируются угрозы современного общества
для личности, общества и государства, исследуются основные направления
использования современных информационных технологий для обеспечения
безопасности и повышения эффективности государственной деятельности
и правоприменительной практики.
Ключевые
слова:
информационные
угрозы;
информационные
технологии;
геоинформационные
технологии;
правоохранительная
деятельность;
расследование
преступлений;
безопасность
личности,
общества и государства
Современное
развитие
общества
порождает
множество
угроз
природного, техногенного, экологического, конфликтного характера, а также
в части распространения внутреннего и международного терроризма,
ухудшения транспортной безопасности, управленческих рисков. Особое
место из этого перечня отводится угрозам информационной безопасности, к
которым относятся:
- нарушение информационного обеспечения деятельности органов
государственной власти, муниципальных предприятий и служб;
- перехват трансляций телерадиовещания, систем оповещения и
информирования населения;
- несанкционированный доступ к информации о деятельности органов
государственной власти, муниципальных предприятий и служб;
- несанкционированный доступ к управлению информационными
ресурсами;
-
оказание
целенаправленного
негативного
информационного
воздействия
на
население
через
средства
массовой
информации
и
информационно-телекоммуникационную сеть Интернет;
- неполная реализация прав граждан в области получения и обмена
достоверной
информацией,
в
том
числе
манипулирование
массовым
сознанием с использованием информационно-психологического воздействия;
- провоцирование социальной, межнациональной и религиозной
напряженности через деятельность отдельных (в том числе электронных)
средств массовой информации;
- распространение злоупотреблений в кредитно-финансовой сфере,
связанных с проникновением в компьютерные системы и сети [3].
В условиях таких угроз и рисков граждане нуждаются в повышении
общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности
среды
обитания
за
счет
существенного
улучшения
координации
деятельности сил и служб, ответственных за решение этих задач.
Задачи
по
нейтрализации
угроз,
минимизации
рисков,
предотвращению
ущерба
в
условиях
информационного
общества
необходимо
решать
путем
внедрения
комплексной
информационной
системы, обеспечивающей прогнозирование, мониторинг, предупреждение и
ликвидацию возможных угроз. Информационные технологии необходимы
для
контроля
и
устранения
последствий
чрезвычайных
ситуаций
и
правонарушений
с
интеграцией
под
ее
управлением
действий
информационно-управляющих
подсистем
дежурных,
диспетчерских,
муниципальных служб для их оперативного взаимодействия в интересах
муниципального образования.
Одной из основных неотложных причин внедрения информационных
технологий в управленческую и правоохранительную деятельность является
информационно-технический
характер
современной
преступности.
Правоприменительная практика свидетельствует о том, что с каждым годом
растет число преступлений как в сфере компьютерной информации, так и
преступлений с использованием компьютерных технологий, в результате
чего формируются цифровые следы преступлений. Из этого следует, что
раскрывать и расследовать преступления с использованием информационных
технологий возможно только с использованием правоохранительными
органами информационных технологий.
Необходимость развития и внедрения информационных технологий
связана со скоростью принятия решений. В условиях динамичной экономики,
деятельности
всех
человеческой
деятельности
[3],
основанной
на
информационных
технологиях,
в
критических
ситуациях
необходимо
принимать
грамотные
управленческие
решения
в
кратчайшие
сроки.
Принятие выверенных решений требует мгновенного получения и анализа
всей информации, причем из всех возможных источников, что невозможно
без развитых автоматизированных информационных поисковых систем,
автоматизированных банков данных, систем анализа и оповещения.
К названным причинам внедрения информационных технологий
следует
добавить
экономическую
целесообразность,
необходимость
сокращения
бюрократического
аппарата,
более
качественного
предоставления государственных услуг, повышения качества и уровня
жизни.
Названные и неназванные причины внедрения информационных
технологий ставят перед правоохранительными органами и органами
государственной,
муниципальной
власти
задачи
формирования
коммуникационной платформы с целью предотвращения и устранения
рисков общественной безопасности, правопорядка и создания безопасной
среды обитания на базе межведомственного взаимодействия. Для этого
необходимо определить потенциальные точки уязвимости, своевременно
реагировать на возникающие угрозы в чрезвычайных ситуациях.
Существующие информационные угрозы и необходимость принятия
антитеррористических мер побудили российского законодателя в июле 2016
года внести изменения в законодательство, обязывающее операторов связи и
организаторов распространения информации в сети Интернет хранить
информацию пользователей и передавать ее уполномоченным органам.
Указанные изменения вызвали бурные дискуссии в обществе. Сторонники
нововведений аргументировали свою поддержку необходимостью борьбы с
терроризмом. Противники считали, что это приведет к вторжению в частную
жизнь граждан.
Операторы связи и организаторы распространения информации в сети
Интернет в настоящее время обязаны предоставлять эту информацию
государственным
органам,
осуществляющим
оперативно-розыскную
деятельность
или
обеспечение
безопасности.
Для
беспрепятственного
получения такой информации в законодательство об оперативно-розыскной
деятельности
включено
новое
оперативно-розыскное
мероприятие
-
получение компьютерной информации6.
В
сфере
правоохранительной
деятельности
планируется
более
интенсивно
развивать
информационно-управляющие
системы,
системы
обработки и идентификации дактилоскопической, генной, баллистической и
иной
криминалистически
значимой
информации,
программное
и
информационное
обеспечение
перспективных
и
современных
автоматизированных
систем
управления,
информационно-справочную
работу в интересах государства.
Среди действующих эффективных информационных технологий,
обеспечивающих
безопасность,
следует
назвать
видеонаблюдение
и
видеофиксацию, в том числе снятие, обработку и передачу видеопотока с
камер видеонаблюдения о правонарушениях и ситуациях чрезвычайного
характера, в том числе повреждения коммуникаций, инфраструктуры и
имущества. В этом случае проводится анализ видео- и аудиопотоков,
включая:
автоматическую
регистрацию
событий
на
базе
системы
видеоанализа потока; видеоанализ событий; аналитику видеопотока в режиме
реального времени; идентификацию и распознавание лиц.
Уникальные
возможности
использования
информационных
технологий
в
правоприменительной
деятельности
содержатся
в
позиционировании подвижных объектов (геолокация).
Геолокация - это обнаружение координат реального географического
положения любого объекта. Определение местоположения (широты и
долготы
места)
пользователя
сети
Интернет
осуществляется
по
радиосигналам глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС/
GPS, по уровню сигналов точек доступа WiFi, по номеру соты СеПГО в сети
сотовой связи, по 1Р-адресу компьютера. Геоинформационные системы
представляют собой сложные информационные системы, создаваемые
благодаря
интеграции
массивов
обычной
(чаще
фактографической)
информации относительно объектов учета, с массивами географической
(топографических карт, планов и др.).
В целях развития геолокации и технологической инфраструктуры
системы в интересах государственных и иных информационных систем,
осуществляющих
сбор
и
обработку
навигационной
информации,
поступающей
от
транспортных
средств,
оснащенных
аппаратурой
спутниковой навигации государством предпринимаются меры по реализации
этих технологий. Для этого должна быть создана коммуникационная
платформа
или
единое
информационное
пространство
с
учетом
разграничения прав доступа к информации разного характера позволит
обеспечить информационный обмен между участниками всех федеральных и
муниципальных органов исполнительной власти в области обеспечения
безопасности.
В
современных
условиях
информационные
технологии
играют
ключевую
роль
в
информационном
обеспечении
расследования
преступлений. С информационных позиций информационное обеспечение -
это совокупность единой системы сбора и получения информации из
внешних
и
внутренних
источников,
схем
информационных
потоков,
циркулирующих в ходе раскрытия и расследования преступлений, а также
методология использования имеющихся баз данных и построения новых баз
данных.
Информационное
обеспечение
представляет
собой
процесс
с
определенными, последовательно сменяющими друг друга стадиями, в
котором субъекты воздействуют на объекты (информацию) для достижения
конкретных результатов (целей). Процесс информационного обеспечения
начинается с получения криминалистически значимой информации от ее
источника или потенциального носителя.
Все потенциальные носители и источники получения информации о
преступлении
и
преступнике
можно
подразделить
на
три
группы:
гомологические, предметные и документальные. К группе гомологических
источников и носителей информации относятся: живые лица, трупы, останки
трупов, биологический материал живых лиц (кровь, слюна, сперма и т. д.). В
группу предметных носителей информации входят: оружие, боеприпасы и
взрывчатые вещества,
транспортные средства,
различные технические
устройства,
одежда,
обувь,
бытовые
предметы
и
т.
д.
К
группе
документальных
носителей
информации
можно
отнести:
письменные
документы, фото-, кино- и видеоизображения, фонограммы, графические
изображения, машинные документы и др. Та информация, которую несут эти
источники, является объектом информационного обеспечения. В своем
большинстве она становится основой для ведения криминалистических и
розыскных учетов, а сами предметы (боеприпасы, взрывчатые вещества и т.
д.)
могут
служить
для
пополнения
натурных
коллекций
экспертно-
криминалистических подразделений.
Новые информационные технологии расширили не только следовую
картину
преступлений,
но
и
перечень
предметов
и
документов
-
вещественных
доказательств,
подлежащих
криминалистической
регистрации. Регистрация и долговременное хранение интернет-трафика,
всех телефонных соединений, наличие жесткой взаимосвязи абонента и
базовой
станции,
а
также
технические
возможности
современных
компьютерных средств и систем управления базами данных позволяют
весьма
оперативно
обработать
колоссальные
объемы
биллинговой
и
коммуникационной
информации
и
получить
сведения,
облегчающие
расследование преступлений.
Современные информационные технологии и автоматизированные
базы данных позволяют изучить личности всех субъектов преступной
деятельности, быстро проверить все выдвигаемые версии, принять законное
решение в кратчайшие сроки.
При этом надо учитывать, что на пути внедрения информационных
технологий возникают несколько основных проблем [4]. Первая проблема
связана с возможностью тотального контроля за поведением личности.
Поэтому законодателю следует учитывать этот вид новых угроз и не
допустить
ухудшения
конституционных
гарантий
неприкосновенности
личности. Вторая проблема связана с информационной безопасностью,
возможностью раскрытия персональных данных, кражи коммерческой,
профессиональной, служебной и государственной тайны. В российском
уголовно-процессуальном
законодательстве
существует
проблема
использования электронной информации в качестве доказательств по
уголовным делам. Эта проблема существует из-за уголовно-процессуальной
формы, не отвечающей вызовам и требованиям информационного общества.
Существующая
уголовно-процессуальная
форма
требует
письменного
оформления доказательственной информации в протоколах следственных
действий, но которая, при настоящих объемах цифровой информации,
вынуждает следователя выполнять трудоемкую работу по собиранию
доказательств. Только в июле 2016 г. законодатель предпринял, да и то, на
наш
взгляд,
недостаточные
усилия
по
модернизации
уголовно-
процессуального
доказывания11.
Учитывая
бурное
развитие
информационных
технологий
и
устаревшую
уголовно-процессуальную
форму,
мы
неоднократно
говорили
о
необходимости
модернизации
совершенствовании
уголовно-процессуального
доказывания
в
диссертационном [1, с. 454] и монографических исследованиях [2, с. 352].
Помимо этого, существуют проблемы ведомственной разобщенности,
недостаточности финансирования для закупки и внедрения информационных
технологий.
Названные
проблемы
необходимо
учитывать
всем
заинтересованным субъектам информационных технологий и в этой связи
формировать новые информационные правоотношения.
Обобщая вышеизложенное, можно заключить, что в современном
информационном
обществе,
в
условиях
возрастания
общих
и
информационных угроз, роста компьютерной преступности, повсеместного
распространения искусственного интеллекта, применение информационных
технологий
во
всех
сферах
правоохранительной,
экономической,
регулятивной деятельности является необходимым, неизбежным и самым
перспективным направлением деятельности для обеспечения безопасности
личности, общества и государства.
Для этого требуется создание единой информационной среды,
обеспечивающей эффективное и незамедлительное взаимодействие всех сил
и служб, ответственных за общественную безопасность и правопорядок. Для
повышения эффективности деятельности по раскрытию и расследованию
преступлений
необходимо
создать
интегрированные
банки
данных
криминалистически значимой информации, достичь более высокого уровня
информатизации
правоохранительных
органов.
Степень
технической
оснащенности
всех
органов
предварительного
расследования
телекоммуникационной инфраструктурой и информационными ресурсами
должна отвечать современным вызовам и техническим требованиям. При
внедрении информационных технологий во все сферы государственной и
правоохранительной деятельности в погоне за обеспечением безопасности
общества
и
государства
нельзя
допустить
перегибов,
пренебрежения
конституционными гарантиями прав личности в сфере частной жизни.
В новой структуре информационных правоотношений необходимо
учитывать существующие информационные угрозы и риски, обеспечивать
гарантии права личности на частную жизнь, безопасность общества и
государства.
Литература:
1.
Пастухов
П.
С.
Модернизация
уголовно-процессуального
доказывания в условиях информационного общества: дис. ... д-ра юрид. наук.
М., 2015. 454 с.
2.
Пастухов
П.
С.
Доктринальная
модель
совершенствования
уголовно-процессуального
доказывания
в
условиях
информационного
общества: монография. М.: Юрлитинформ, 2015. 352 с.
3. Losavio M., Pastukhov P., Polyakova S. Cyber Black Box/Event Data
Recorder: Legal and Ethical Perspectives and Challenges with Digital Forensics //
Journal of Digital Forensics, Security and Law. 2016. Vol. 10, № 4. P. 43-57.
4. Losavio M., Pastukhov P., Polyakova S. Regulatory aspects of cloud
computing
in
business
environments
//
Cloud
Technology:
Concepts,
Methodologies, Tools and Applications. 2014. № 1. P. 1373-1386.