Автор: Булычева Светлана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ ЦСПР "Формула роста"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Мой портрет"
Раздел: дошкольное образование
"Мой портрет"
Конспект занятия по ИЗО для дошкольников
Изучение дошкольниками основ жанра портрета в игровой и познавательной
форме.
Цель
Перед преподавателем стоит задача укрепить знания обучающихся об
особенностях портретной живописи, а именно:
1.
Важно объяснить, что хороший человеческий портрет передает не
только внешнее сходство с оригиналом, но и эмоциональное: его
настроение и характер;
2.
Напомнить о том, что такое автопортрет;
3.
Продолжить изучение портретной живописи на практике: научить
изображать мимику, черты лица и прическу, используя в работе
пастель.
Важно побудить группу к созданию ее общего портрета - композиции из
рисунков каждого из ее участников.
Материалы
Для
проведения
занятия
каждого
ребенка
необходимо
обеспечить
подручными материалами - пастелью и половиной альбомного листа. На всю
группу следует выделить один лист бумаги формата А2. Предварительно
нужно сделать общую фотографию группы и запастись репродукциями
следующих картин:
И. Репин "Надя Репина, дочь художника";
Б. Кустодиев - "Портрет И. Кустодиевой с собакой Шумкой";
А. Венецианов - "Вот те и батькин обед";
И. Глазунов - "Верочка";
А. Шилов - "Машенька Шилова".
Копии картин послужат наглядным примером для обучающихся.
План урока
В начале урока воспитатель знакомит группу с репродукциями. После того
как дети внимательно их изучат, следует приступать к диалогу, подводящему
к теме занятия:
1.
К какому жанру живописи относятся эти картины? - Портрет;
2.
Кто изображен на них? - Дети;
3.
Но, изображая детей, художники хотели показать не только их
внешний облик. Что еще они стремились передать? - Настроение,
возраст, время;
4.
Какой материал использовали художники в своих картинах?
Затем воспитатель показывает общую фотографию группы:
1.
Кого вы видите на фотографии?
2.
Можно ли нарисовать портрет группы, чтобы на нем был изображен
каждый из вас?
3.
Как это сделать? - Каждый сам должен нарисовать себя. Для удобства
можно попробовать сделать это на отдельных небольших листочках,
вырезать получившийся портрет и прикрепить его на ватман.
Обучающиеся
выполняют
вышесказанное.
По
окончанию
работы,
автопортреты располагают на большом листе по порядку: самые крупные -
снизу, поменьше - сверху.
Подводя итоги, воспитатель обращается к ребятам:
1.
Смогли бы вы в одиночку, самостоятельно сделать общий портрет
группы?
2.
Какими вы себя нарисовали: веселыми или грустными?
3.
Нравятся ли вам рисунки?
Ребята высказывают свою точку зрения.
Советы воспитателем
Чтобы дети лучше усвоили материал, расскажите им немного об истории
портретной живописи и ее особенностях. Если ребята захотят рисовать друг
друга, необходимо проследить, чтобы для каждого нашлась пара. Можно
провести вариативное занятие на тему "Мы поем", на котором ребята
попробуют изобразить друг друга так, будто они поют в хоре.