Автор: Кириллова Валентина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Буинск
Наименование материала: Доклад
Тема: Эффективные приемы работы по формированию читательской грамотности
Раздел: полное образование
Эффективные приемы работы по формированию читательской грамотности
Слайд 1.
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит
«… извлечь из мёртвой буквы живой смысл, –
говорил великий педагог К. Д. Ушинский.
– Читать – это ещё ничего не значит, что читать
и как понимать прочитанное – вот в чём главное».
Словосочетание «читательская
грамотность» появилось
в
контексте
международного тестирования в 1991 г. В исследовании РISA
«Читательская грамотность
— способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них
и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни».
Таким образом, определим цель и задачи.
Слайд 2
Цель:
-развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в
дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией,
анализировать различные стороны явлений).
Задачи:
- научить осознанно, правильно, выразительно читать;
-извлекать из текстов интересную и полезную информацию;
- самостоятельно выбирать книги для чтения;
- работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и
на электронных носителях);
- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;
- развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном).
Почему
используется
термин
«читательская
грамотность»
вместо
термина
«чтение»? Чтение (особенно в педагогическом контексте) нередко понимается как
декодирование – перевод букв в звуки. Часто умение читать ассоциируется с чтением
вслух. Читательская грамотность включает гораздо более широкий спектр компетенций –
от базисного декодирования, знания слов, грамматики, структуры текста до знаний о
мире.
Слайд 3.
ТЕСТОМ
PISA
УЧИТЫВАЮТСЯ
СЛЕДУЮЩИЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
Чтение – это сложноорганизованная деятельность, и не все ее элементы поддаются
измерению. Для теста PISA важнейшими составляющими читательской деятельности
признаны следующие три:
Ситуации –
разнообразные
цели
чтения
и
контексты,
в
которых
необходимо
ориентироваться с опорой на текст.
Текст – разнообразные материалы для чтения.
Читательские умения – когнитивные стратегии и способы работы с текстом. Последние
две составляющие в тесте PISA представлены на разных уровнях сложности.
Различают следующие ситуации и цели чтения: личные, общественные, деловые и
учебные.
В личных ситуациях тексты обслуживают частные интересы человека – и
практические, и эмоциональные, и интеллектуальные. Такие тексты предназначены как
для поддержки и развития личных отношений между людьми (письма, беллетристика,
биографии), так и для удовлетворения любопытства (информационные тексты), а также
для приятного досуга. Электронные формы текстов, используемых в личных ситуациях,
включают персональные электронные письма, СМС, блоги дневникового типа.
В общественных ситуациях функционируют тексты, описывающие дела и заботы
общественных организаций. Таковы, к примеру, официальные документы, информация об
общественных событиях, газетные новости, форумы в Интернете. Такие тексты
предполагают более или менее анонимные человеческие связи.
В учебных ситуациях тексты предназначаются, прежде всего, для сообщения
информации, необходимой при решении каких-либо образовательных задач. Это так
называемое «чтение для обучения». Обычно эти тексты назначаются преподавателем, а не
являются предметом свободного выбора читателя. Классическими примерами таких
текстов являются школьные учебники или электронные интерактивные обучающие
программы.
Многие пятнадцатилетние учащиеся через один-два года будут заняты поиском
работы, и вынуждены будут обращаться к текстам в деловых ситуациях. Здесь текст
обслуживает выполнение какого-либо безотлагательного дела. Таковым может быть поиск
работы в соответствующем разделе газеты или в Интернете, инструкция о том, как
приступить к работе и т.д. Это так называемое «чтение для дела». Такие тексты включены
в тест PISA, направленный, прежде всего, на то, чтобы оценить готовность молодых
людей успешно функционировать за порогом обязательного школьного образования,
применяя свои знания и умения в реальной жизни.
Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того,
чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у
выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения,
которые необходимы для полноценной работы с текстами.
Слайд 4.
Читательская грамотность определяется по уровню сформированности по трем
группам умений.
Группа 1
Учащиеся должны показать, что понимают, о чем говорится в тексте, определить тему
и главную
мысль;
найти
и выявить
в тексте
информацию,
которая
представлена
в различном виде; сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов,
которые имеются в тексте.
Группа 2
Учащиеся анализируют, интерпретируют и обобщают информацию, которая представлена
в тексте, формулируют на ее основе сложные выводы и оценочные суждения.
Группа 3
Учащиеся используют информацию из текста для различных целей: решают учебно-
познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или с привлечением
дополнительных знаний и личного опыта.
Слайд 5.
Для того чтобы умения по этим трём группам были сформированы, детей нужно
учить:
различать свой личный опыт и реальность текста;
отвечать на вопрос точно и кратко, не выписывать лишней информации;
перепроверять свое понимание, обращаясь при этом к тексту;
работать
с иллюстрацией
как
с источником
данных,
которые
можно
извлечь
самостоятельно;
собирать ответ на вопрос из фрагментов информации, данных в разных предложениях;
переформулировать вопрос и сообщения текста;
использовать на уроках тексты из другой предметной области, чтобы ребенок учился
свободно использовать средства и способы работы, которые освоил на разных предметах;
выражать свои мысли письменно.
УМЕНИЕ ПЕРВОЕ: НАЙТИ и ИЗВЛЕЧЬ (информацию из текста) Здесь речь
пойдет об извлечении из текста одного или нескольких фрагментов информации. В
обыденной жизни читатели регулярно извлекают информацию из текстов. Чтобы это
сделать, необходимо бегло просмотреть (сканировать) весь текст и выделить ту его часть
(например, страницу в сплошном тексте, таблицу или список), где искомая информация
содержится. Чаще всего искомая информация находится в какой-то одной части текста, но
иногда она занимает несколько предложений, или несколько клеточек таблицы, или
несколько строк списка. Отвечая на вопросы теста, которые требуют извлечения
информации, учащиеся должны связать существенные детали вопроса (искомое свойство
объекта, время, место или обстоятельства действия) и соответствующие детали текста.
Искомая информация всегда содержится в тексте в достаточно явном виде. В
формулировке вопроса также эксплицитно указано – что (какую именно информацию)
требуется найти. Еще раз подчеркнем – текст или таблица содержат эту информацию в
явном виде. Извлечение информации – это процесс выбора искомого сообщения. Поиск
информации – это процесс определения места, где эта информация содержится.
УМЕНИЕ ВТОРОЕ: ИНТЕГРИРОВАТЬ И ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ (сообщения
текста) Чтобы понять внутренний смысл текста, его отдельные сообщения необходимо
связать друг с другом и истолковать. Толкование или интерпретация предполагает
извлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую. Иногда для
этого нужно установить скрытую связь, иногда понять подразумеваемое сообщение,
осмыслить подтекст. Истолковывая текст, читатель делает явными скрытые допущения
или утверждения как всего текста, так и любой его части. Толкование опирается на целый
ряд умственных действий. К примеру, для ответа на вопрос учащимся приходится иногда
делать выводы из сообщения текста, различать главные и второстепенные детали, кратко
формулировать основные мысли или на основе сказанного в тексте умозаключать о
предшествующем событии. Интеграция или связывание отдельных сообщений текста в
единое целое свидетельствует о том, что читатель понимает, что соединяет элементы
текста – от отдельных предложений или абзацев до частей составных текстов.
УМЕНИЕ ТРЕТЬЕ: ОСМЫСЛИТЬ И ОЦЕНИТЬ (сообщение текста). Вопросы на
осмысление требуют от читателя обращения к собственному опыту или знаниям для того,
чтобы сравнивать, противопоставлять и предполагать. Вопросы на оценку предлагают
читателю высказать суждение, основанное на его личных нормах и мерах. Чтобы
осмыслить и оценить содержание текста, читатель должен связать информацию текста с
другими внетекстовыми источниками информации, например – согласиться или не
согласиться с утверждением текста. Часто читателя просят высказать и обосновать свою
собственную точку зрения на предмет, обсуждаемый в тексте. Чтобы это сделать,
читателю нужно, во-первых, создать собственное толкование текста, во-вторых, соотнести
его со своими убеждениями или знаниями, почерпнутыми из других текстов.
Над формированием читательской грамотности мы, учителя русского языка и
литературы, работаем на уроках русского языка на всех этапах урока: при изучении
нового материала, во время самостоятельной работы, на этапе рефлексии. Формируем
читательскую грамотность и на уроках литературы, и при подготовке к устному
собеседованию,
ОГЭ,
итоговому
сочинению,
ЕГЭ.
Приемов по формированию смыслового чтения для сплошных и несплошных текстов оч
ень много.
Некоторые из них нам хорошо знакомы
(синквейн, кластер фишбоун,
толстые и тонкие вопросы и др.). С технологией работы по нескольким другим я вас
познакомлю.
Слайд 6.
Приёмы работы с текстом при изучении нового материала
1.
Приём
«Письмо с пробелами»
.
Для
формирования читательского
умения
интегрировать
и
интерпретировать
сообщения текста рекомендуется этот прием. Он подойдет в качестве проверки
усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.
Знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного. Составление
рассказа о существительном по опорным словам. (6 класс)
1) Имя существительное обозначает…
Отвечает на вопросы…
Начальная форма имени существительного - … падеж…числа.
2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:
… или ….
… или …
Относятся к … или …, или … роду, к … , или … , или ….. склонению.
Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:….
Существительные изменяются по … и … .
3) В предложении имя существительное может быть как …, … , … , … , … .
Имя существительное не является членом предложения, если… .
Слайд 7.
2.
Прием «Верите ли вы, что…»
Формируем умения: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать
уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и
в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать
информацию,
делать
выводы
о
точности
и
ценности
информации.
Учащимся
предлагаются утверждения,
с которыми они работают дважды: до чтения текста
параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.
Используется, например, при знакомстве с причастием (7 класс):
Причастие - это самостоятельная часть речи.
Причастия совмещают в себе признаки глагола и прилагательного.
Причастия бывают 1 и 2 спряжения.
Причастия бывают совершенного и несовершенного вида.
Причастия могут быть действительными и страдающими.
Действительные причастия могут иметь краткую форму.
Причастие с зависимым словом называется причастным оборотом.
Слайд 8
Приемы активизации ранее полученных знаний
3.
Прием «Ассоциация»
Описание: К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-
ассоциации. Выход будет следующим:
если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить
определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным
вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;
оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо
добавить или стереть.
Пример. Тема «Частица как часть речи» (7 класс).
Ассоциации: служебная часть речи, смысловые оттенки, чувства, эмоции, формы слов.
Выводится определение: частица – это часть речи, которая служит для выражения
смысловых оттенков слов и целых высказываний или для образования форм слов.
Происходит вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, мотивация для
дальнейшей работы.
Слайд 9.
Приём
«Работа
с
вопросником»
применяют
при введении нового
материала
на
этапе
самостоятельной работы с
учебником. Детям
предлагается ряд вопросов
к тексту, на которые они
должны найти
ответы. Причем вопросы и
ответы даются не только в
прямой форме, но и
в косвенной, требующей
анализа
и
рассуждения,
опоры на собственный
опыт.
После
самостоятельного
поиска
обязательно проводится
фронтальная
проверка
точности и правильности,
найденных ответ
Приём
«Работа
с
вопросником»
применяют
при введении нового
материала
на
этапе
самостоятельной работы с
учебником. Детям
предлагается
ряд
вопросов к тексту, на
которые
они
должны
найти
ответы. Причем вопросы и
ответы даются не только в
прямой форме, но и
в косвенной, требующей
анализа
и
рассуждения,
опоры на собственный
опыт.
После
самостоятельного
поиска
обязательно проводится
фронтальная
проверка
точности и правильности,
найденных
4. Прием «Работа с вопросником» можно применить при введении нового
материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд
вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы должны
быть не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и
рассуждения, опоры на собственный опыт.
- Давайте вспомним, в какое время происходят события рассказа «Уроки французского»?
(послевоенный 1948 год).
-Какие приметы послевоенного времени мы находим в произведении? («…Голод в тот год
еще не отступил ..
- Кто герой рассказа? - Что мы узнаём о семье героя?
- Почему мальчик признавался в деревне за грамотея?
- Как вы понимаете это предложение
— Башковитый у тебя парень растёт.
Ты это… давай учи его. Грамота зря не пропадет.
5. Комплексный анализ текста. Интерес к этому приему работы с текстом
продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9,
11 классах. Работа над анализом текста начинается в 5 классе на уроках русского
языка и продолжается до 11 с учетом возраста и полученных знаний, но уже не
только на уроках русского языка, а на уроках обществознания (задание ОГЭ).
Ученики приучаются к первичным основам лингвистического комплексного
анализа текста.
Слайд 10