Напоминание

"Развитие творческих способностей учащихся начальной школы"


Автор: Челохсаева Фатима Эльбрусовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: СП МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: г.Алагира
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческих способностей учащихся начальной школы"
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие творческих способностей учащихся начальной школы

В педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой «творческие способности» -

способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над

которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки. Творческие

способности проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца.

Творческие способности, по мнению Л.А.Большаковой, - это высокая степень

увлечённости, интеллектуальной активности, познавательной самодеятельности личности.

Г.С. Гуревич в философском словаре пишет о том, что творческие способности

включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Под творческими или креативными способностями учащихся в современной

дидактике понимают комплексные возможности ученика в совершении деятельности и

действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов. Эти

способности проявляются в порождении необычных идей, отличаются от традиционных

схем мышления, позволяют быстро решать проблемные ситуации.

Способности, которыми располагает учащийся, развиваются из его задатков,

природных предрасположенностей, находящихся в скрытом, потенциальном виде до тех

пор, пока он не начнет заниматься какой-либо конкретной деятельностью. Эти

способности выступают как «зачаточные», которые находят свое развитие и проявление в

том или ином виде человеческой деятельности, в тех или иных конкретных социальных

условиях. Задатки представляют собой прирожденное предрасположение к развитию

способностей. Они являются возможностью будущих способностей.

На самом деле задатки творческих способностей присущи любому человеку,

любому ребенку. Творчество присуще всем в большей или меньшей степени, оно же

является нормальным и постоянным спутником детского развития.

При этом не следует недооценивать социальную среду – ей отводится около 95%

влияния на развитие творческих проявлений и только примерно 5% отводится

наследственным факторам.

Основные показатели творческих способностей

Быстрота мысли - количество идей, возникающих в единицу времени.

Гибкость - способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной

идеи на другую, видеть, что информацию, полученную в одном контексте, можно

использовать в другом.

Оригинальность -

способность

к

генерации

идей,

отличающихся

от

общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений. Связана с целостным видением

всех связей, зависимостей, незаметных при последовательном логическом анализе.

Любознательность - способность удивляться, любопытство и открытость ко

всему новому.

Точность - способность совершенствовать или придавать законченный вид

своему творческому продукту.

Смелость - способность принимать решение в ситуации неопределенности, не

пугаться собственных выводов и доводить их до конца, рискуя личным успехом,

репутацией.

Компоненты структуры творческих способностей:

1. Способность самостоятельно переносить знания, умения в новую ситуацию.

2. Способность видеть новые проблемы в знакомой ситуации.

3.Способность самостоятельно комбинировать известные способы решения

проблемы и альтернативные доказательства.

4. Способность строить принципиально новый способ решения проблемы, не

являющейся комбинацией известных.

Таким образом, способности к творчеству имеет практически любой учащийся.

Но возможность творческих проявлений возникает у человека не от рождения, а

формируется под воздействием среды, условий общественной жизни, под воздействием

воспитания.

Условия и принципы развития творческих способностей

Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству

возможно. Вопрос, по словам И.Я. Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти

оптимальные условия для такого обучения.

Соотнося процесс творчества и обучения, очевидно, надо вести разговор о

создании таких условий, которые содействовали бы возникновению и развитию у всех

обучаемых качеств и склонностей, обычно выделяемые как характерные черты

творческой личности. К.В. Деева считает главными следующие условия.

Первое условие развития творчества – высокая самооценка ребёнка, то есть

создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях.

Ребёнок должен знать «вкус успеха». Успех ученика должен быть не концом работы, а его

началом.

Второе

условие

развитие

способности

создание

соответствующего

психологического климата. И третье необходимое условие для современной школы

заключается в том, чтобы включать ребенка в самостоятельный поиск новых способов

деятельности, когда необходимо ставить проблемы и находить пути решения.

Умикашвили

Жанной

Валерьевной

выявлены

следующие

внешние

педагогические

условия,

необходимые

для

проявления

и

развития

творческих

способностей:

* Наличие информационно обогащенной, нерегламентированной, разнообразной

познавательной среды с демократическими отношениями для поддержания интереса;

творческой атмосферы, обеспечение оптимальных условий для реализации возможностей

каждого ребенка.

* Раскрытие возрастных и индивидуально-личностных особенностей и их

максимальный учет в учебно-воспитательном процессе через дифференциацию обучения

на основе личностно - деятельностного подхода.

* Наличие образцов творческого поведения.

Очевидно, что личность воспитывается личностью. Следовательно, логично

предположить особую роль педагога в развитии креативности младших школьников.

* Мотивационное управление (метод мотивации в управлении) со стороны

учителя.

* Гибкая диагностическая система взаимосвязи «учитель-ученик» (разные методы

этой системы) для оперативного получения информации об уровне усвоения учебного

материала (ЗУН).

*

Высокая

организация

и

взаимообусловленность

всех

звеньев

учебно-

воспитательного процесса, его непрерывность, направленность на развитие творческих

способностей.

* Комплексный подход к выявлению и развитию творческих способностей

учащихся.

Как на сегодняшний день на практике реализуется цель – развитие творческих

способностей учащихся? Эта цель реализуется с помощью внедрения в учебно-

воспитательный

процесс

современных

технологий

обучения

(имеется

в

виду

и

педагогические,

и

компьютерные

технологии),

создания

дифференцированного,

личностно-ориентированного процесса обучения (это и система индивидуальной работы

учащихся, обучение учащихся спецдисциплинам по авторским программам, участие в

научно-исследовательской

работе

каждого

ребенка

в

рамках

исследовательского

практикума). Профессионализм общения учителя состоит в том, чтобы преодолеть

естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, способности

помогать ученикам обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров

учителя.

Рекомендации по развитию творческих способностей

Обязательные условия проведения урока, направленного на развитие творческих

способностей учащихся, можно сформулировать следующим образом.

1. Учитель должен принимать все ответы и реакции детей (устные и письменные

ответы; ответы, имеющие литературную и нелитературную форму; ответы в графической

и пластической форме, в форме поведения и реакции на другого человека).

2. Необходимо обеспечить независимость выбора и принятия решений учащимися

для того, чтобы они могли самостоятельно контролировать собственное продвижение.

3.

Ошибка

ученика

должна

использоваться

как

возможность

нового,

неожиданного взгляда на что-то привычное.

4. Непременным условием проведения урока является положительная поддержка

личности каждого ребенка.

5. Во время урока (занятия) исключается всякая критика личности и деятельности

детей.

6. Следует шире использовать в учебной деятельности повседневный опыт детей.

Основная задача такого урока - помочь раскрыть собственные возможности ученика.

Формы работы с учениками для развития творческих способностей

-индивидуальные задания, включающие исследовательские, творческие аспекты;

-подготовка и защита рефератов, научных обзоров, проектов и программ;

- проведение предметных олимпиад;

- проведение заданий исследовательского характера;

- научно-исследовательские работы;

- проведение читательских конференций;

- участие в городских, региональных, международных научных конференциях и

конкурсах, олимпиадах.

Творческие методы в преподавании

1.Признание ранее не признанных или неиспользуемых возможностей.

2.Уважение желания ребенка работать самостоятельно.

3.Умение воздерживаться от вмешательства в процесс творческой деятельности.

4.Предоставление ребенку свободы выбора в области приложения сил и методов

достижения цели.

5.Индивидуализированное применение учебной программы в зависимости от

особенностей учеников.

6.Создание условий для конкретного воплощения творческих идей.

7.Предоставление возможности вносить вклад в общее дело группы.

8.Поощрение работы над проектами, предложенными самими учениками.

9.Исключение

какого-либо

давления

на

детей,

создание

раскрепощенной

обстановки.

10.Одобрение результатов деятельности детей в какой-либо одной области с

целью побудить желание испытать себя в других видах деятельности.

11.Уважение потенциальных возможностей отстающих.

12. Демонстрация энтузиазма.

13.Оказание авторитетной помощи детям, высказывающим отличное от других

мнение и в связи с этим испытывающим давление со стороны своих сверстников.

14.Создание ситуаций, при которых ученик, не обнаруживающий особых успехов

в обучении, имеет возможность тесного общения с более способным учеником. Поиск

возможных точек соприкосновения фантазии с реальностью.

15.Извлечение максимальной пользы из хобби, конкретных увлечений и

индивидуальных наклонностей.

16.Терпимое отношение к возможному беспорядку.

17.Поощрение максимальной вовлеченности в совместную деятельность.

18.Способность убедить учеников, что учитель является их единомышленником, а

не противником.



В раздел образования