Автор: Челохсаева Фатима Эльбрусовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: СП МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: г.Алагира
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческих способностей учащихся начальной школы"
Раздел: начальное образование
Развитие творческих способностей учащихся начальной школы
В педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой «творческие способности» -
способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над
которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки. Творческие
способности проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца.
Творческие способности, по мнению Л.А.Большаковой, - это высокая степень
увлечённости, интеллектуальной активности, познавательной самодеятельности личности.
Г.С. Гуревич в философском словаре пишет о том, что творческие способности
включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Под творческими или креативными способностями учащихся в современной
дидактике понимают комплексные возможности ученика в совершении деятельности и
действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов. Эти
способности проявляются в порождении необычных идей, отличаются от традиционных
схем мышления, позволяют быстро решать проблемные ситуации.
Способности, которыми располагает учащийся, развиваются из его задатков,
природных предрасположенностей, находящихся в скрытом, потенциальном виде до тех
пор, пока он не начнет заниматься какой-либо конкретной деятельностью. Эти
способности выступают как «зачаточные», которые находят свое развитие и проявление в
том или ином виде человеческой деятельности, в тех или иных конкретных социальных
условиях. Задатки представляют собой прирожденное предрасположение к развитию
способностей. Они являются возможностью будущих способностей.
На самом деле задатки творческих способностей присущи любому человеку,
любому ребенку. Творчество присуще всем в большей или меньшей степени, оно же
является нормальным и постоянным спутником детского развития.
При этом не следует недооценивать социальную среду – ей отводится около 95%
влияния на развитие творческих проявлений и только примерно 5% отводится
наследственным факторам.
Основные показатели творческих способностей
Быстрота мысли - количество идей, возникающих в единицу времени.
Гибкость - способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной
идеи на другую, видеть, что информацию, полученную в одном контексте, можно
использовать в другом.
Оригинальность -
способность
к
генерации
идей,
отличающихся
от
общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений. Связана с целостным видением
всех связей, зависимостей, незаметных при последовательном логическом анализе.
Любознательность - способность удивляться, любопытство и открытость ко
всему новому.
Точность - способность совершенствовать или придавать законченный вид
своему творческому продукту.
Смелость - способность принимать решение в ситуации неопределенности, не
пугаться собственных выводов и доводить их до конца, рискуя личным успехом,
репутацией.
Компоненты структуры творческих способностей:
1. Способность самостоятельно переносить знания, умения в новую ситуацию.
2. Способность видеть новые проблемы в знакомой ситуации.
3.Способность самостоятельно комбинировать известные способы решения
проблемы и альтернативные доказательства.
4. Способность строить принципиально новый способ решения проблемы, не
являющейся комбинацией известных.
Таким образом, способности к творчеству имеет практически любой учащийся.
Но возможность творческих проявлений возникает у человека не от рождения, а
формируется под воздействием среды, условий общественной жизни, под воздействием
воспитания.
Условия и принципы развития творческих способностей
Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству
возможно. Вопрос, по словам И.Я. Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти
оптимальные условия для такого обучения.
Соотнося процесс творчества и обучения, очевидно, надо вести разговор о
создании таких условий, которые содействовали бы возникновению и развитию у всех
обучаемых качеств и склонностей, обычно выделяемые как характерные черты
творческой личности. К.В. Деева считает главными следующие условия.
Первое условие развития творчества – высокая самооценка ребёнка, то есть
создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях.
Ребёнок должен знать «вкус успеха». Успех ученика должен быть не концом работы, а его
началом.
Второе
условие
развитие
способности
–
создание
соответствующего
психологического климата. И третье необходимое условие для современной школы
заключается в том, чтобы включать ребенка в самостоятельный поиск новых способов
деятельности, когда необходимо ставить проблемы и находить пути решения.
Умикашвили
Жанной
Валерьевной
выявлены
следующие
внешние
педагогические
условия,
необходимые
для
проявления
и
развития
творческих
способностей:
* Наличие информационно обогащенной, нерегламентированной, разнообразной
познавательной среды с демократическими отношениями для поддержания интереса;
творческой атмосферы, обеспечение оптимальных условий для реализации возможностей
каждого ребенка.
* Раскрытие возрастных и индивидуально-личностных особенностей и их
максимальный учет в учебно-воспитательном процессе через дифференциацию обучения
на основе личностно - деятельностного подхода.
* Наличие образцов творческого поведения.
Очевидно, что личность воспитывается личностью. Следовательно, логично
предположить особую роль педагога в развитии креативности младших школьников.
* Мотивационное управление (метод мотивации в управлении) со стороны
учителя.
* Гибкая диагностическая система взаимосвязи «учитель-ученик» (разные методы
этой системы) для оперативного получения информации об уровне усвоения учебного
материала (ЗУН).
*
Высокая
организация
и
взаимообусловленность
всех
звеньев
учебно-
воспитательного процесса, его непрерывность, направленность на развитие творческих
способностей.
* Комплексный подход к выявлению и развитию творческих способностей
учащихся.
Как на сегодняшний день на практике реализуется цель – развитие творческих
способностей учащихся? Эта цель реализуется с помощью внедрения в учебно-
воспитательный
процесс
современных
технологий
обучения
(имеется
в
виду
и
педагогические,
и
компьютерные
технологии),
создания
дифференцированного,
личностно-ориентированного процесса обучения (это и система индивидуальной работы
учащихся, обучение учащихся спецдисциплинам по авторским программам, участие в
научно-исследовательской
работе
каждого
ребенка
в
рамках
исследовательского
практикума). Профессионализм общения учителя состоит в том, чтобы преодолеть
естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, способности
помогать ученикам обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров
учителя.
Рекомендации по развитию творческих способностей
Обязательные условия проведения урока, направленного на развитие творческих
способностей учащихся, можно сформулировать следующим образом.
1. Учитель должен принимать все ответы и реакции детей (устные и письменные
ответы; ответы, имеющие литературную и нелитературную форму; ответы в графической
и пластической форме, в форме поведения и реакции на другого человека).
2. Необходимо обеспечить независимость выбора и принятия решений учащимися
для того, чтобы они могли самостоятельно контролировать собственное продвижение.
3.
Ошибка
ученика
должна
использоваться
как
возможность
нового,
неожиданного взгляда на что-то привычное.
4. Непременным условием проведения урока является положительная поддержка
личности каждого ребенка.
5. Во время урока (занятия) исключается всякая критика личности и деятельности
детей.
6. Следует шире использовать в учебной деятельности повседневный опыт детей.
Основная задача такого урока - помочь раскрыть собственные возможности ученика.
Формы работы с учениками для развития творческих способностей
-индивидуальные задания, включающие исследовательские, творческие аспекты;
-подготовка и защита рефератов, научных обзоров, проектов и программ;
- проведение предметных олимпиад;
- проведение заданий исследовательского характера;
- научно-исследовательские работы;
- проведение читательских конференций;
- участие в городских, региональных, международных научных конференциях и
конкурсах, олимпиадах.
Творческие методы в преподавании
1.Признание ранее не признанных или неиспользуемых возможностей.
2.Уважение желания ребенка работать самостоятельно.
3.Умение воздерживаться от вмешательства в процесс творческой деятельности.
4.Предоставление ребенку свободы выбора в области приложения сил и методов
достижения цели.
5.Индивидуализированное применение учебной программы в зависимости от
особенностей учеников.
6.Создание условий для конкретного воплощения творческих идей.
7.Предоставление возможности вносить вклад в общее дело группы.
8.Поощрение работы над проектами, предложенными самими учениками.
9.Исключение
какого-либо
давления
на
детей,
создание
раскрепощенной
обстановки.
10.Одобрение результатов деятельности детей в какой-либо одной области с
целью побудить желание испытать себя в других видах деятельности.
11.Уважение потенциальных возможностей отстающих.
12. Демонстрация энтузиазма.
13.Оказание авторитетной помощи детям, высказывающим отличное от других
мнение и в связи с этим испытывающим давление со стороны своих сверстников.
14.Создание ситуаций, при которых ученик, не обнаруживающий особых успехов
в обучении, имеет возможность тесного общения с более способным учеником. Поиск
возможных точек соприкосновения фантазии с реальностью.
15.Извлечение максимальной пользы из хобби, конкретных увлечений и
индивидуальных наклонностей.
16.Терпимое отношение к возможному беспорядку.
17.Поощрение максимальной вовлеченности в совместную деятельность.
18.Способность убедить учеников, что учитель является их единомышленником, а
не противником.