Использование компьютерных технологий в логопедической работе.
Автор: Смирнова Ирина Валерьевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МДОБУ "Центр развития ребёнка Медведевский детский сад №6 "Колокольчик" Населённый пункт: Республика Марий Эл Медведевский район пгт Медведево Наименование материала: статья Тема: Использование компьютерных технологий в логопедической работе. Раздел: дошкольное образование
в логопедической работе.
В статье рассмотрены возможности использования компьютерных
технологий в логопедической работе. Автором представлены разделы, в
которых возможно широкое использование мультимедийных технологий.
Отмечается значение использования ИКТ в коррекционной работе с
детьми с ОВЗ.
В настоящее время процесс информатизации
в обществе занимает
глобальное значение. Компьютерными технологиями широко пользуются во
многих областях,
и система образования не стала исключением. Процесс
информатизации широко коснулся вузов, школ и дошкольных учреждений.
Все
педагоги
активно
включились
в
процесс
использования
ИКТ
в
педагогической работе. В том числе и учителя-логопеды активно пользуются
в практике для решения коррекционных задач компьютерными технологиями.
Появление
компьютеров
произвело
революцию
в
технологии
работы
с
информацией и её оформлением, как для детей-логопатов, так и для
их
родителей.
Компьютерные технологии
в работе логопеда
позволяют
наиболее
интересно
и
эффективно
проводить
подгрупповые
и
индивидуальные занятия, повышая познавательный интерес учащихся. Так
ж е создавать
учебные
материалы
нового
поколения,
использующие
возможности
видео,
графики,
звука,
анимации,
тем
самым
оптимизируя
процесс коррекции речи дошкольников.
Проведение логопедического занятия
с
использованием
ИКТ
требует
от
учителя-логопеда
на личие
пользовательских
умений
и
навыков,
навыков
владения
компьютером
и
мультимедийными
приложениями, огромной подготовительной работой.
В
последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и
низкой мотивацией к занятиям, соответственно, возникает необходимость
поиска
наиболее
эффективного
пути
обучения
данной
категории
детей.
Известно,
что
использование
в
коррекционной
работе
разнообразных
нетрадиционных
методов
и
приемов
предотвращает
утомление
детей,
поддерживает
у
детей
с
различной
речевой
патологией
познавательную
активность,
повышает
эффективность
логопедической
работы
в
целом.
Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в
образовательном процессе.
Использование ИКТ в логопедической работе позволяет:
1. Черпать новую информацию для самообразования в коррекционной
работе, делиться опытом с коллегами;
2.Активно подбирать, обрабатывать
и передавать информацию для
детей и их родителей;
3.Повышать
мотивацию
и
интерес
к
процессу
обучения
у
дошкольников;
4. Эффективно отрабатывать навыки по автоматизации звуков в речи и
обогащению словарного запаса ребёнка.
Внедрение
компьютерных
технологий
сегодня
является
новой
ступенью
в
образовательном
процессе.
Занятия
с
использованием
компьютера
нужно
проводить
фрагментарно,
при
этом
обязательно
соблюдаются
следующие
условия
для
сбережения
здоровья
ребенка,
т.е.
соблюдение СанПиНов:
1.
Использование новых моделей компьютера.
2.
Работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени
(5-10
мин.)
и
не
более
двух
раз
в
неделю
(индивидуально,
в
зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы).
3.
Проведение
гимнастики
для
глаз,
во
время
работы
необходимо
периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин.
на несколько секунд.
Компьютерные программы
на
логопедических
занятиях позволяют
учителю-логопеду при подготовке и проведении занятий
использовать
электронные ресурсы учебного назначения:
1.
Презентации.
2.
Развивающие игры.
3.
Ребусы, кроссворды.
4.
Ресурсы интернет.
Еще К. Д. Ушинский говорил: «Детская природа требует наглядности».
Одной
из
наиболее
удачных
форм
подготовки
и
предоставления
учебного
материала
к
логопедическим
занятиям
можно
назвать
мультимедийную презентацию.
Мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ
представления информации с помощью компьютерных программ. Он
сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые
наиболее долго удерживают внимание ребенка. Английская пословица
гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил».
Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика
легче заинтересовать и обучать, когда он воспринимает согласованный
поток звуковых и зрительных образов.
Таким образом, презентация:
1. Быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать
словами.
2.
Вызывает
интерес
и
делает
разнообразным
процесс
передачи информации.
3. Усиливает воздействие выступления.
Для упрочнения знаний, развития интереса к предмету, учащимся предлагаются
творческие задания.
Направления коррекционной работы с использованием ИКТ:
* Артикуляционная гимнастика.
* Работа над звукопроизносительным компонентом речи.
* Коррекция слоговой структуры слова.
* Формирование лексико- грамматических средств языка
и связной речи.
* Работа над фонематическими процессами.
* Работа по подготовке к обучению грамоте.
Таким образом, использования ИКТ в коррекционной логопедической
работе, как инновационного подхода в образовании, даёт принципиально
новые
возможности
совершенствования
образовательного
процесса.
Современные
компьютерные
технологии
на
занятиях
оказывают
положительное
влияние
на
развитие
речи
в
целом,
познавательную
мотивацию,
произвольное
внимание
и
память
детей,
самостоятельность,
сосредоточённость,
усидчивость.
ИКТ
помогают
развивать
наглядно-
образное мышление.
Литература
1.
Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду.
Дошкольное воспитание, 1991г., № 5
2.
Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа,
1997
3.
Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в
дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
.