Напоминание

Подготовка к концертному выступлению


Автор: Хабибуллина Ирина Рифгатовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №1
Населённый пункт: Город Октябрьский Республика Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка школьной конференции
Тема: Подготовка к концертному выступлению
Раздел: дополнительное образование





Назад




Подготовка к концертному выступлению.

Концертная деятельность - это неотъемлемая часть обучения ребенка в

музыкальной школе. Исполнительство –сложный и тонкий процесс. Именно

публичные выступления формируют исполнительское мастерство юного

музыканта.

Концертное выступление учащегося является одним из сложных видов

деятельности, и предполагает владение комплексом знаний и навыков.

Раскрытие художественного образа музыкального произведения является

необходимым условием яркого, эмоционального выступления.

Художественный образ можно раскрыть через средства музыкальной

выразительности, с помощью мимики, движений игрового аппарата.

Для того,чтобы движения артиста помогали раскрытию музыкального

образа, необходимо добиваться свободы игрового аппарата. Например, даже

исполняя гаммы, можно представить различные художественные картины:

- «Полет орла», ( медленные, плавные движения крыльев). Играем гамму

выполняя круговые движения локтем, прикосновение к клавиатуре должно

быть мягким. Каждый палец должен выдержать вес руки.

-«……….» (наклоны головы вправо и влево, либо наклоны туловища вперед

и назад, чтобы не было зажима мышц позвоночника и шеи во время

концертного выступления, что не маловажно для исполнителей). Так же эти

движения сначала можно отработать в гаммах, упражнениях, на легких

пьесах представляя различные художественные образы.

Музыкальные образы во время концертного выступления можно передать

через жесты, мимику и пантомимику: движения глаз, губ, головы человека,

его пальцев, рук и туловища. Благодаря чему исполнение становится ярким и

свободным.

Но чтобы добиться свободы игры во время концертного выступления

произведение должно быть выучено не на 100%, а на 150%. Само ощущение

«чистой совести» ученику принесет уверенности в себе.

Но даже когда программа выступления кажется идеально выученной,

можно проверить себя применяя следующие приемы:

1.Завязать на глазах повязку. И в медленном или среднем темпе, уверенным,

крепким туше с установкой на безошибочную игру исполнить произведение.

Следует проследить, чтобы нигде не возникло мышечных зажимов и дыхание

оставалось ровным и ненапряженным.

2. Игра с помехами и отвлекающими факторами (для концентрации

внимания). Включить радио на среднюю громкость и попытаться сыграть

программу. В классе я прошу обучающихся ходить вокруг исполнителя,

главная цель чтобы играющий не отвлекался. Важнейшее значение для

выступающего имеет умение сконцентрировать внимание. Во время концерта

могут появиться какие-то неожиданности, случайности, шероховатости.

Например не удалось чисто сыграть пассаж . Необходимо воспитывать у

исполнителя умение «забыть» любой промах во время исполнения, иначе из-

за маленькой помарки можно провалить все выступление.

3. И третий прием выполнить 30 прыжков или 30 приседаний до большого

учащения пульса и начинать играть программу. Несколько похожее

состояние бывает в момент выхода на сцену. Преодолеть его поможет данное

упражнение. Выявленные ошибки затем устраняем на уроке тщательным

проигрыванием программы в медленном темпе.

Во время выступления исполнитель испытывает на эстраде сильнейшее

волнение, во многом связанное со сложностью и ответственностью

выполнения художественных и исполнительских задач. Ему нужно

преодолеть свой страх, сомнения, неуверенность.

Для достижения спокойного сценического состояния. устранения страха

перед выступлением можно использовать целый ряд различных упражнений:

1. Дыхательная гимнастика, разработанная Струве и Токарским: ученик

делает медленный и глубокий вдох через нос, после небольшой задержки

дыхания спокойно выдыхает через рот. И так несколько раз.

2. В. Григорьев рекомендовал следующее упражнение для снятий нервного

стресса: нужно потереть круговым движением левое, а потом правое запястье

до появления ощущения тепла, затем те же полукруговые движения над

обеими бровями, и двух сторон носа. После – натирание мочки и полностью

уха до появления тепла. Подобные действия совместно педагога и ученика

помогают успокоить ребёнка, настроить его на позитивный лад.

3. Упражнение «Змея»: ученик громко говорит «Ш-Ш-Ш, Щ-Щ-Щ» в

течение полуминуты. Это упражнение снижает любой страх и тревогу, как

минимум на полчаса.

4. Упражнение «Топотун»: обычный топот ног - начиная медленно,

постепенно ускоряя темп. Это чудесное средство от страха и лишних мыслей.

Дети всегда с большим удовольствием выполняют эти упражнения, невольно

забывая о волнении.

Период непосредственной подготовки к концертному выступлению является

очень важным и ответственным в деятельности музыканта-исполнителя

можно выделить ряд общих приемов и способов:

- тщательная отработка выхода, ухода и поклона.

- Репетиции в том зале, где предполагается выступление.

- Эффективным способом предконцертной подготовки является, так

называемый «метод экспериментальной записи» своей игры под видеозапись.

Перед выступлением ученику

- Важно приспособиться к инструменту( подогнать ремни, проверить

регистр)

- Подготовить стул нужной высоты.

- Необходимо удобство в одежде.

- Выходить на сцену не торопясь, ступать - легко.

- Перед тем как начать играть, ученик должен мысленно пропеть начало

пьесы про себя.

А преподавателю за этим всем проследить и дать хороший настрой перед

выступлением.

Итак, вашему вниманию в качестве концертного номера мы представляем

татарский народный танец «Залида» в обработке Наиля Газанфарова. Ученик

3 класса - Бызов Арсений.

Исполняя это произведение мы представили художественную картину

праздника Сабантуй, на котором девушка по имени Залида скромно и

плавными движениями начинает танец, увидев ее юноша медленно подходит

к ней, чтобы ее поддержать в танце. Будем раскрывать художественный

образ:

- посредством движений игрового аппарата;

- через средства музыкальной выразительности - динамика, штрих легато.

Далее движение танца ускоряется. Игривость и быстрое движение мы будем

показывать музыкальными средствами: штрихом стаккато и ускорением

темпа, так же будем показывать с помощью мимики (улыбки) и подвижными

наклонами головы вправо и влево.

Далее вариации аккордовой части представляем образ общего танца, где

танцуют все. Музыкальные средства: динамика, акценты и топонье ногой на

последнюю долю, что характерно для башкирских и татарских танцев.

Теперь Арсений свободно и легко исполни произведение от начала до конца

в концертном исполнении.

После выступления ученик ждёт оценки своей игры прежде всего от

педагога. Надо обязательно его поддержать, найти, за что похвалить, даже

если не всё получилось, дать почувствовать, что преподаватель рад его

старанию, его успехам. Подробнее обсудить выступление лучше позднее на

уроке, в спокойной обстановке. Проанализировать и удачи, и промахи, найти

их причину, извлечь полезные уроки для подготовки к другим выступлениям.

Всё это воспитывает у детей умение целенаправленно работать. Ещё один

очень важный момент – научить ученика правильно относиться к неудачам,

воспринимать их как временное явление, а не катастрофу, как неприятный,

но проходящий урок. Поэтому педагогу надо избегать фиксировать

внимание ученика на неприятных мыслях о бывших неудачах, а чаще

говорить о тех выступлениях, когда ученик играл успешно.

Заключение

В связи со сложностями в наше сейчас время, связаное с пандемией

короновируса преподователям и обучающимся приходится очень не легко,

всем пришлось столкнуться с методом эксперементальной записи перед

экзаменами, концертами и конкурсами. Для некоторых ребят это было

комфортно, для других сложно, так как они привыкли выступать перед

публикой, перед своими учителеми. И получать положительные эмоции,

апплодисменты от зрителей на концертах. Выступая перед зрителями

психологический настрой у учеников был собраться и сыграть отлично с

первого раза. Сейчас же приходится настраиваться и записываться по

несколко раз, они осозновая это, начинают ошибаться, теряться и уставать.

Поэтому нужны различные приемы подготовки для концертного

выступления. И обязательно настроить ребенка, что мы играем в

концертном исполнении перед слушателями, которых мы должны

представить,и обрадовать своим музыкальным, артистичным исполнением.

Для нас всех этот период оказался современным и сложным методом для

обучения.



В раздел образования