Напоминание

"Применение современных инновационных технологий преподавателями профессиональных модулей"


Автор: Дзюба Светлана Валериевна
Должность: преподаватель профессиональных дисциплин пм.02.01 с/у в терапии
Учебное заведение: КГБПОУ НМТ
Населённый пункт: Г.Норильск, Красноярский край
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: "Применение современных инновационных технологий преподавателями профессиональных модулей"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Статья по теме: “Применение современных инновационных технологий

преподавателями профессиональных модулей»

В настоящее время методика обучения требует новых педагогических

исследований в области методики преподавания, поиска инновационных

средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и

внедрением в образовательный процесс современных образовательных

технологий.

Изменения, произошедшие в последние годы в обществе, ставят

перед профессиональным образованием новые цели в вопросах подготовки

специалистов. Сегодня успешность личности в профессиональном плане во

многом определяется её творческим потенциалом. Поэтому на смену

образованию, дававшему высокий уровень общих знаний, должно прийти

образование, ориентированное на творческое развитие личности каждого

обучающегося.

Системное становление творческой личности происходит вследствие

взаимодействия преподавателей и студентов и предполагающий

превращение студента из пассивного объекта профессиональной подготовки

в субъект взаимодействия.

Подготовке таких специалистов предшествуют изменения в

содержании, методах и формах преподавания в профессиональных

учреждениях. Одним из направлений совершенствования образовательного

процесса является использование инновационных методов обучения в

профессиональной подготовке. Понятие “инновация“ в переводе с

латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“.

Инновации в образовательной деятельности — это использование новых

знаний, приёмов, подходов, технологий для получения результата в виде

образовательных услуг, отличающихся социальной и рыночной

востребованностью. Изучение инновационного опыта показывает, что

большинство нововведений связаны с разработкой и применением различных

образовательных технологий.

Целесообразно решение данной проблемы посредством повышения

эффективности образовательного процесс через актуализацию

самостоятельной работы студентов.

В этой связи особую значимость в практике современного

профессионального образования приобретают формы и методы работы,

которые стимулируют самостоятельность и творчество студентов.

Инновационные модели обучения основаны на концепции

развивающего обучения, которая предусматривает активное участие

студентов в процессе обучения; подход к обучению как к коллективной, а не

индивидуальной деятельности; акцент на процесс обучения, а не на

запоминание информации.

Учитывая специфику образовательного процесса в техникуме

и возраст студентов, мы считаем, что наиболее перспективной формой

работы является использование проектного и проблемного обучения,

методической основой которого является метод проектов и проблемные

ситуации. Так при проведении занятий ПМ 02. МДК.02.01. Сестринский уход

в терапии используется личностно-ориентированный подход, который

предполагает, что в центре обучения находится сам студент. Исходя из его

интересов, уровня знаний и умений, преподаватель определяет учебную цель

занятия и направляет весь образовательный процесс в целях развития

личности обучающегося. Используется методика «Работы малыми

группами», которая дает возможность всем студентам не только участвовать

в работе, но и способствует формированию коммуникативной компетенции,

развивает умение работать в команде. Данная технология применяется при

решении ситуационных задач, проблемных ситуаций. Начиная работать с

новой группой, приучаю студентов работать в паре, а затем - в группе,

которая состоит из 3-5 человек, так как в группах с нечетным составом

уладить разногласия гораздо легче, чем в группах с четным количеством

членов. До разделения на группы сообщаю задание всем студентам, раздаю

задание в печатном виде, обязательно указываю точное время, когда должен

быть представлен отчет о выполнении задания. Для того чтобы задания

выполнялись успешно, периодически меняю состав групп.

Личностно-ориентированный подход предполагает переориентацию

процесса обучения на постановку и решение самим обучающимся

конкретных учебных задач. Студент должен сначала оценить исходный

уровень знаний и умений, а затем – свои успехи, свой личностный рост.

Обучающийся должен в конце занятия ответить самому себе, чему он

научился сегодня, какие умения приобрел на занятии. При условии

реализации данного подхода создаются условия для самоактуализации

студента, его личностного роста, формирования готовности к учебной

деятельности, к решению вопросов за счет партнерских, доверительных

отношений с преподавателем. Таким образом, личностно-ориентированный

подход создает условия для развития гармоничной, социально-активной,

профессионально-компетентной личности.

Успешно на занятиях используется технология сотрудничества,

которая основана на содружестве студентов и преподавателя, учитывает их

интересы. Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение

знаниями, умениями и навыками каждого студента, но и умения вместе

работать, учиться, творить. Главная идея обучения в сотрудничестве –

учиться вместе. Сотрудничество предполагает ориентацию на приоритет

совершенствующейся социально успешной личности, способной постоянно

адаптироваться к изменяющимся условиям. Использование данной

технологии стимулирует также развитие интеллектуальных, духовных

способностей, побуждает к всестороннему развитию личности студента.

Хороший результат на занятиях дает технология проектного обучения. В

ее

основу

положена

идея

о

направленности

учебно-познавательной

деятельности учащегося на результат, который получается при решении той

или иной теоретически или практически значимой проблемы. Метод

проектов – гибкая дидактическая система организации учебного процесса,

ориентированная на творческую самореализацию учащихся в деятельности и

развитие их личности. Цель применения данной технологии – развитие

самостоятельности, познавательных и творческих способностей студентов,

их умений ориентироваться в информационном пространстве. Процесс

обучения на основе использования проектного обучения предполагает

творческое решение студентами конкретной, которая предусматривает с

одной стороны использование разнообразных методов познания, а с другой –

интегрирование знаний и умений из различных областей науки. Разрабатывая

и защищая проекты студенты развивают мышление, навыки поиска

информации, анализа, самостоятельной работы и работы в группах.

Активно применяются на занятиях игровые технологии, которые

способствуют формированию субъективной позиции студента в отношении

собственной деятельности, общения и самого себя, выступают как средство

побуждения, стимулирования к учебной деятельности, а также тренируют

память, умения и навыки, способствуют реализации творческого потенциала

студентов. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и

ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к

учебной деятельности. Условность игровых отношений мобилизует и

активизирует возможности личности, способствует реализации человеком

своего

творческого

потенциала,

побуждает

его

искать

новые,

еще

неосвоенные способы решения «игровых» проблем, соблюдая предписанные

игровой ролью правила и нормы поведения и отношений.

Автор С.В. Дзюба



В раздел образования