Напоминание

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ


Автор: Яковенко Екатерина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 52".
Населённый пункт: г.Таганрог, Ростовская область
Наименование материала: ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
Тема: РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: Ребёнок 5-6 лет стремится

познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает

осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях

людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор

(преимущественно в воображаемом плане). Чаще начинают употреблять и более

точный

словарь

для

обозначения

моральных

понятий

-

вежливый, честный, заботливый и др.

В

этом

возрасте

в

поведении

дошкольников

формируется

возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования,

которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на

более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать

игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным

благодаря осознанию детьми общепринятых

норм

и

правил

поведения и

обязательности их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только

оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил,

соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако

соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и

т. д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто

наиболее симпатичен, с друзьями.

В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о

себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается

избирательность

и

устойчивость

взаимоотношений

с

ровесниками.

Свои

предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним

интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая»,

«Он не дерётся» и т. п.). Общение детейстановится менее ситуативным. Они охотно

рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети

внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

В 5-6 лет у ребёнка формируется система первичной половой идентичности по

существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления

чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии). При обосновании

выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества

девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки - на такие, как сила,

способность заступиться за другого.

Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5-6 лет.

Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением

эгоцентрической позиции (ребёнок становится способным встать на позицию

другого).

1

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: В игровом взаимодействии существенное

место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто

пытаются контролировать действия друг друга - указывают, как должен себя вести

тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети

объясняют партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на

правила. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда

наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…?»). Вместе с тем

согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает

ещё по ходу самой игры.

ОБЩАЯ

МОТОРИКА: Более

совершенной

становится крупная

моторика: ребенок хорошо бегает на носках, прыгает через веревочку, попеременно

на одной и другой ноге, катается на двухколесном велосипеде, на коньках.

Появляются сложные движения: может пройти по неширокой скамейке и при этом

даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной

рукой несколько раз подряд. Активно формируется осанка детей, правильная манера

держаться. Развиваются выносливость (способность достаточно длительное время

заниматься

физическими

упражнениями)

и

силовые

качества

(способность

применения ребёнком небольших усилий на протяжении достаточно длительного

времени).

Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более высокой степени

самостоятельности ребёнка при самообслуживании: дети практически не нуждаются

в помощи взрослого, когда одеваются и обуваются. Некоторые из них могут

обращаться со шнурками — продевать их в ботинок и завязывать бантиком.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: К 5 годам они обладают довольно большим

запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей

активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.

Представления

об основных

свойствах

предметов углубляются:

ребёнок

хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может

показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный); может

рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга; сопоставить

между собой по величине большое количество предметов.

Ребенок 5-6 лет умеет из неравенства делать равенство; раскладывает 10

предметов от самого большого к самому маленькому и наоборот; рисует в тетради в

клетку геометрические фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на эти

фигуры; ориентируется на листе бумаги.

2

Освоение времени все ещё не совершенно: не точная ориентация во временах

года, днях недели (хорошо усваиваются названия тех дней недели и месяцев года, с

которыми связаны яркие события).

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут

заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин

вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по

правилу, которое задаётся взрослым (отобрать несколько фигур определённой

формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и заштриховать их

определённым образом).

Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. При

этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства

(в качестве подсказки могут выступать схемы, карточки или рисунки).

В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое

позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых

наглядных средств (схем, чертежей и пр.) . К наглядно-действенному мышлению

дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить

необходимые

связи.

При

этом

пробы

становятся

планомерными

и

целенаправленными. Задания, которые можно решить без практических проб,

ребёнок нередко может решать в уме.

Развивается прогностическая

функция

мышления,

что

позволяет

ребёнку видеть

перспективу

событий,

предвидеть

близкие

и

отдалённыепоследствия собственных действий и поступков.

РЕЧЕВОЕ

РАЗВИТИЕ: Для

детей

этого

возраста становится

нормой

правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых,

дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки.

Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной

выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен

регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко

читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.).

Дети

начинают

употреблять обобщающие

слова,

синонимы,

антонимы,

оттенки

значений

слов,

многозначные

слова. Словарь

детей

активно

пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных

учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами,

обозначающими

трудовые

действия

людей

разных

профессий, прилагательными и наречиями,

отражающими

качество

действий,

отношение людей к профессиональной деятельности. Использует в речи синонимы,

3

антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы

(бумажный, деревянный и т. д.).

Дошкольники могут использовать в речи сложные случаи грамматики:

несклоняемые

существительные,

существительные

множественного

числа

в

родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам языка; способны к

звуковому анализу простых трёхзвуковых слов.

Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая

правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном

и

повествовательном

монологах

способны

передать

состояние

героя,

его

настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.

Круг чтения ребёнка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной

тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со

взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в

памяти

большой

объём

информации,

ему

доступно чтение

с

продолжением. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют

углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.

Ребенок к 6 годам свободно называет свое имя, фамилию, адрес, имена

родителей и их профессии.

МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

И

ПРОДУКТИВНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. В процессе восприятия художественных произведений дети

эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы

понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей,

животных, борьба добра со злом.

При слушании музыки дети обнаруживают большую сосредоточенность и

внимательность. Творческие проявления музыкальной деятельности становятся

более

осознанными

и

направленными

(образ,

средства

выразительности

продумываются и сознательно подбираются детьми).

В изобразительной деятельности дети также могут изобразить задуманное

(замысел ведёт за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на

совершенствование техники изображения: дошкольники могут проводить узкие и

широкие линии краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать

тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения

светлых, тёмных и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более

светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Дети с удовольствием

обводят рисунки по контуру, заштриховывают фигуры.

Старшие дошкольники в состоянии лепить из целого куска глины (пластелина),

моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать

4

детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и

налепов, расписывать их.

Совершенствуются практические навыки работы с ножницами: дети могут

вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни

геометрические

фигуры

в

другие:

квадрат

-

в

несколько

треугольников,

прямоугольник - в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники; создавать из

нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.

Дети конструируют по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к

самостоятельному

творческому

конструированию

из

разных

материалов.

Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному

замыслу в конструировании и рисовании.

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет)

активно

развиваются планирование

и

самооценивание трудовой

деятельности.

Освоенные

ранее

виды

детского

труда

выполняются

качественно,

быстро,

осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.

ВНИМАНИЕ – ЭТО ВАЖНО! Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как

возраст овладения

ребёнком

активным воображением,

которое

начинает

приобретать

самостоятельность,

отделяясь

от

практической

деятельности

и

предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят

действительность.

Ребёнок

чётко

начинает

различать

действительное

и

вымышленное. Действия воображения - создание и воплощение замысла - начинают

складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры

рождается её замысел и сюжет.

5



В раздел образования