Автор: Яковенко Екатерина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 52".
Населённый пункт: г.Таганрог, Ростовская область
Наименование материала: ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
Тема: РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
Раздел: дошкольное образование
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: Ребёнок 5-6 лет стремится
познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает
осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях
людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор
(преимущественно в воображаемом плане). Чаще начинают употреблять и более
точный
словарь
для
обозначения
моральных
понятий
-
вежливый, честный, заботливый и др.
В
этом
возрасте
в
поведении
дошкольников
формируется
возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования,
которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на
более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать
игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным
благодаря осознанию детьми общепринятых
норм
и
правил
поведения и
обязательности их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только
оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил,
соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако
соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и
т. д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто
наиболее симпатичен, с друзьями.
В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о
себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается
избирательность
и
устойчивость
взаимоотношений
с
ровесниками.
Свои
предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним
интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая»,
«Он не дерётся» и т. п.). Общение детейстановится менее ситуативным. Они охотно
рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети
внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.
В 5-6 лет у ребёнка формируется система первичной половой идентичности по
существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления
чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии). При обосновании
выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества
девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки - на такие, как сила,
способность заступиться за другого.
Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5-6 лет.
Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением
эгоцентрической позиции (ребёнок становится способным встать на позицию
другого).
1
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: В игровом взаимодействии существенное
место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто
пытаются контролировать действия друг друга - указывают, как должен себя вести
тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети
объясняют партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на
правила. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда
наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…?»). Вместе с тем
согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает
ещё по ходу самой игры.
ОБЩАЯ
МОТОРИКА: Более
совершенной
становится крупная
моторика: ребенок хорошо бегает на носках, прыгает через веревочку, попеременно
на одной и другой ноге, катается на двухколесном велосипеде, на коньках.
Появляются сложные движения: может пройти по неширокой скамейке и при этом
даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной
рукой несколько раз подряд. Активно формируется осанка детей, правильная манера
держаться. Развиваются выносливость (способность достаточно длительное время
заниматься
физическими
упражнениями)
и
силовые
качества
(способность
применения ребёнком небольших усилий на протяжении достаточно длительного
времени).
Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более высокой степени
самостоятельности ребёнка при самообслуживании: дети практически не нуждаются
в помощи взрослого, когда одеваются и обуваются. Некоторые из них могут
обращаться со шнурками — продевать их в ботинок и завязывать бантиком.
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: К 5 годам они обладают довольно большим
запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей
активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.
Представления
об основных
свойствах
предметов углубляются:
ребёнок
хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может
показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный); может
рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга; сопоставить
между собой по величине большое количество предметов.
Ребенок 5-6 лет умеет из неравенства делать равенство; раскладывает 10
предметов от самого большого к самому маленькому и наоборот; рисует в тетради в
клетку геометрические фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на эти
фигуры; ориентируется на листе бумаги.
2
Освоение времени все ещё не совершенно: не точная ориентация во временах
года, днях недели (хорошо усваиваются названия тех дней недели и месяцев года, с
которыми связаны яркие события).
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут
заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин
вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по
правилу, которое задаётся взрослым (отобрать несколько фигур определённой
формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и заштриховать их
определённым образом).
Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. При
этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства
(в качестве подсказки могут выступать схемы, карточки или рисунки).
В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое
позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых
наглядных средств (схем, чертежей и пр.) . К наглядно-действенному мышлению
дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить
необходимые
связи.
При
этом
пробы
становятся
планомерными
и
целенаправленными. Задания, которые можно решить без практических проб,
ребёнок нередко может решать в уме.
Развивается прогностическая
функция
мышления,
что
позволяет
ребёнку видеть
перспективу
событий,
предвидеть
близкие
и
отдалённыепоследствия собственных действий и поступков.
РЕЧЕВОЕ
РАЗВИТИЕ: Для
детей
этого
возраста становится
нормой
правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых,
дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки.
Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной
выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен
регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко
читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.).
Дети
начинают
употреблять обобщающие
слова,
синонимы,
антонимы,
оттенки
значений
слов,
многозначные
слова. Словарь
детей
активно
пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных
учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами,
обозначающими
трудовые
действия
людей
разных
профессий, прилагательными и наречиями,
отражающими
качество
действий,
отношение людей к профессиональной деятельности. Использует в речи синонимы,
3
антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы
(бумажный, деревянный и т. д.).
Дошкольники могут использовать в речи сложные случаи грамматики:
несклоняемые
существительные,
существительные
множественного
числа
в
родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам языка; способны к
звуковому анализу простых трёхзвуковых слов.
Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая
правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном
и
повествовательном
монологах
способны
передать
состояние
героя,
его
настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.
Круг чтения ребёнка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной
тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со
взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в
памяти
большой
объём
информации,
ему
доступно чтение
с
продолжением. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют
углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.
Ребенок к 6 годам свободно называет свое имя, фамилию, адрес, имена
родителей и их профессии.
МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
И
ПРОДУКТИВНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. В процессе восприятия художественных произведений дети
эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы
понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей,
животных, борьба добра со злом.
При слушании музыки дети обнаруживают большую сосредоточенность и
внимательность. Творческие проявления музыкальной деятельности становятся
более
осознанными
и
направленными
(образ,
средства
выразительности
продумываются и сознательно подбираются детьми).
В изобразительной деятельности дети также могут изобразить задуманное
(замысел ведёт за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на
совершенствование техники изображения: дошкольники могут проводить узкие и
широкие линии краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать
тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения
светлых, тёмных и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более
светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Дети с удовольствием
обводят рисунки по контуру, заштриховывают фигуры.
Старшие дошкольники в состоянии лепить из целого куска глины (пластелина),
моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать
4
детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и
налепов, расписывать их.
Совершенствуются практические навыки работы с ножницами: дети могут
вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни
геометрические
фигуры
в
другие:
квадрат
-
в
несколько
треугольников,
прямоугольник - в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники; создавать из
нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.
Дети конструируют по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к
самостоятельному
творческому
конструированию
из
разных
материалов.
Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному
замыслу в конструировании и рисовании.
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет)
активно
развиваются планирование
и
самооценивание трудовой
деятельности.
Освоенные
ранее
виды
детского
труда
выполняются
качественно,
быстро,
осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.
ВНИМАНИЕ – ЭТО ВАЖНО! Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как
возраст овладения
ребёнком
активным воображением,
которое
начинает
приобретать
самостоятельность,
отделяясь
от
практической
деятельности
и
предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят
действительность.
Ребёнок
чётко
начинает
различать
действительное
и
вымышленное. Действия воображения - создание и воплощение замысла - начинают
складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры
рождается её замысел и сюжет.
5