Напоминание

"Организация технологии модульного бучения, интегральной образовательной технологии"


Автор: Краева Ираида Валентиновна
Должность: преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ ЯНАО "Ямальский многорпофильнй колледж"
Населённый пункт: г. Салехард
Наименование материала: статья
Тема: "Организация технологии модульного бучения, интегральной образовательной технологии"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Организация

технологии модульного бучения,

интегральной образовательной

технологии

Краева Ираида Валентиновна –

преподаватель высшей

квалификационной категории

Ямальского многопрофильного колледжа

г. Салехард – 2020

И.В. Краева – преподаватель высшей квалификационной категории Ямаль-

ского

многопрофильного колледжа. Организация технологии модульного бу-

чения, интегральной образовательной технологии.

.

Применение элементов нетрадиционных педагогических технологий

позволяет повысить эффективность образовательного процесса, а также уве-

личивает положительную мотивацию к учению студентов на разных ступе-

нях обучения.

Содержание

1. Нетрадиционные технологии компетентностного профес-

сионального обучения

4

1.1. Технология модульного обучения

4

1.2. Интегральная образовательная технология

Список литература

7

1.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕ-

НИЯ

Инновационные педагогические технологии – это нетрадиционные пе-

дагогические технологии, разрабатываемые в связи с появлением новых ин-

формационных технологий, новых методов и приемов обучения, с целью со-

здания наиболее благоприятных психолого-педагогических условий для ак-

тивизации и реализации лучших свойств и саморазвития личности студента и

повышения эффективности учебного процесса.

1.1.ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обуче-

нию, интегрируя в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогиче-

ской теории и практике нашего времени.

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью

самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных

целей учения в процессе работы с модулем.

Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединены

учебное содержание и технология овладения им .

Для эффективности образовательного процесса при модульном обуче-

нии можно использовать технологию Кластери.

“Кластери” – технология, зародившаяся в США. Американские педаго-

ги считают: прежде, чем изучать что-то, надо сначала построить свою соб-

ственную модель на основе известных представлений, после чего по ходу

приобретения новых сведений совершенствовать эту модель.

Название технологии происходит от английского слова “clustery” – рас-

тущий пучками, кистями или гроздьями.

Разберем технологию “кластери” на конкретном примере.

Представим, что учащийся должен изучить какую-то учебную дисци-

плину или раздел этой дисциплины. Пусть, например, это будет раздел “Био-

логия клетки”.

Первый этап:

• Перед изучением этого раздела учащийся посередине верхней строч-

ки на чистом листе бумаги пишет название изучаемого раздела.

• Затем на второй строчке учащийся записывает слова, которые прихо-

дят ему на ум в связи с названием этого раздела.

• На следующей строке (или строках) он записывает слова, ассоцииро-

ванные со словами второй строки, и т.д. Вся эта работа выполняется в огра-

ниченное время, например, в течение 10 минут.

• Затем учащемуся дают несколько книг по изучаемого разделу и

предлагают внимательно изучить их оглавления и предметные указатели.

Итогом этой работы должно стать подчеркивание среди написанных

учащимся слов тех, которые он встретил в книгах.

Второй этап:

• Затем преподаватель читает вводную часть лекции, после чего пере-

ходит к изучению конкретных тем изучаемого раздела. Предположим, пер-

вой из них является тема “Химический состав клетки”.

• Учащийся снова на чистом листе бумаги на первой строке пишет на-

звание темы, а на второй строке - те слова, которые приходят ему на ум в свя-

зи с названием темы. Затем на следующей строке он пишет слова, ассоцииро-

ванные с написанными словами второй строки и т.д.

• Затем преподаватель читает часть лекции по данной теме.

• После этого учащийся подчеркивает те из написанных слов, которые

прозвучали в прочитанном фрагменте лекции, и дописывает недостающие

слова другим цветом. В законченном виде на листе бумаге представлен кла-

стер из терминов.

• Затем преподаватель читает следующую часть лекции и все повторя-

ется.

Следующие этапы:

• Затем аналогичным образом изучаются другие темы данного раздела,

например, “Структурные компоненты клетки”, “Транспорт веществ через ци-

топлазматическую мембрану” и т.д.

Общий итог работы:

К концу изучения раздела “Биология клетки” у учащегося накопится

целая папка листов с кластерами по конкретным темам. Эти листы с кла-

стерами будут для учащегося прекрасным пособием, напоминающим ему,

как расходились его представления об учебной дисциплине с ее истинным

содержанием. Совокупность кластеров будет представлять собой терминоло-

гическую модель содержания дисциплины, увязанную с бытовыми, непро-

фессиональными и ранее существующими знаниями.

Данная технология может быть использована не только на лекции, но и

в ходе самостоятельного изучения учащимся учебного материала того или

иного раздела (приложение 1).

1.2. ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Интегральная образовательная технология, которая "базируется на

идеологии укрупнения дидактических единиц, трехуровневого планирования

результатов обучения в виде систем задач, проектирования образовательного

процесса на основе психологических и кибернетических закономерностей и

использования целостного комплекса средств обучения с особой ролью

компьютеров, использует весь набор методов обучения и широкий спектр ор-

ганизационных форм уроков. Технологический процесс состоит из этапов

вводного повторения (актуализация соответствующей системы мозга, основ-

ная форма - беседа), изучение нового материала основного объема (преобла-

дающая форма –

лекция, в перспективе - практикум-семинар), тренинга минимум (доведение

до автоматизма умения решать задачи, соответствующие требованиям об-

разовательного стандарта; формы последовательно меняются от беседы через

практикум к самостоятельной работе), изучение нового материала дополни-

тельного объема в форме семинара, развивающего дифференцированного за-

крепления (для чего сконструирована специальная форма урока семинар-

практикум) с непрерывным мониторингом успешности, обобщающего повто-

рения темы в форме консультации, тематического контроля (обычно в форме

зачета) и индивидуальной коррекции результатов обучения" .

Для придания эмоциональной окраски новому материалу, а также его

лучшему усвоению применяют метод составления синквейнов.

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение,

состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Со-

ставление синквейна требует от учащегося умение находить в учебном мате-

риале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и выра-

жать все это в кратких выражениях. Написание синквейна является формой

свободного творчества, которое осуществляется по определенным правилам .

Список литература

1.

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Просве-

щение, 1989. – 388 с.

2.

Брайтерман М.Д., Соколов А.С., Архипов В.В. Коллективный способ

обучения. – СПб.: Нева, 1991. – 264 с.

3.

Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный

подход: Методическое пособие.— М.: Высш. шк., 1991.— 207 с.

4.

Герасимова Т.С. Психолого-педагогический минимум для внештатных

преподавателей // Методист. - 2015 год - №2 . - С.38-43.

5.

Гинзбург Я.С., Коряк Н.М. Социально-психологическое сопровожде-

ние деловых игр // Игровое моделирование: Методология и практика.— Но-

восибирск: Наука, 1987. — С. 61—77.

6.

Гузеев В.В. Системные основания интегральной образовательной тех-

нологии. Автореферат диссертации на соискание ученой степени д.п.н. М.,

1999. – 29 с.

7.

Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: Профиздат, 1991. –

198 с.

8.

Ежова Л.В. Постановка и решение управленческих задач на промыш-

ленных предприятиях методом деловых игр. СПб.: Нева, 2005. – 98 с.

9.

Жук А.И., Кашель Н.Н. Деятельностный подход в повышении квали-

фикации: активные методы обучения.— Мн.: Институт повышения квалифи-

кации и переподготовки руководящих работников и специалистов образова-

ния, 1994.— 96 с.

10.Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. - М.:

Просвещение, 2017. – 402 с.

11.Корнющенко Д.И. Интегральная диалогика: Интенсивная технология

гуманитарного образования. М.: Академия, 2005. – 368 с.

12.Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М.: просвеще-

ние, 1999. – 368 с.

13.Кукушкин В. Педагогические технологии: Учебное пособие для сту-

дентов педагогических специальностей. Ростов-н/Д: МарТ, 2006. – 398 с.

14.Милованова Н.Г. Использование нетрадиционных педагогических тех-

нологий для реализации дифференцированного обучения. Автореферат дис-

сертации на соискание ст. к.пед.н. - Тюмень, 1997. – 32 с.

15.Михелькевич В.Н., Нестеренко В.М., Кравцов П.Г. Инновационные пе-

дагогические технологии. - Самара, 2018. – 254 с.



В раздел образования