Автор: Краева Ираида Валентиновна
Должность: преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ ЯНАО "Ямальский многорпофильнй колледж"
Населённый пункт: г. Салехард
Наименование материала: статья
Тема: "Организация технологии модульного бучения, интегральной образовательной технологии"
Раздел: среднее профессиональное
Организация
технологии модульного бучения,
интегральной образовательной
технологии
Краева Ираида Валентиновна –
преподаватель высшей
квалификационной категории
Ямальского многопрофильного колледжа
г. Салехард – 2020
И.В. Краева – преподаватель высшей квалификационной категории Ямаль-
ского
многопрофильного колледжа. Организация технологии модульного бу-
чения, интегральной образовательной технологии.
.
Применение элементов нетрадиционных педагогических технологий
позволяет повысить эффективность образовательного процесса, а также уве-
личивает положительную мотивацию к учению студентов на разных ступе-
нях обучения.
Содержание
1. Нетрадиционные технологии компетентностного профес-
сионального обучения
4
1.1. Технология модульного обучения
4
1.2. Интегральная образовательная технология
Список литература
7
1.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕ-
НИЯ
Инновационные педагогические технологии – это нетрадиционные пе-
дагогические технологии, разрабатываемые в связи с появлением новых ин-
формационных технологий, новых методов и приемов обучения, с целью со-
здания наиболее благоприятных психолого-педагогических условий для ак-
тивизации и реализации лучших свойств и саморазвития личности студента и
повышения эффективности учебного процесса.
1.1.ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обуче-
нию, интегрируя в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогиче-
ской теории и практике нашего времени.
Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью
самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных
целей учения в процессе работы с модулем.
Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединены
учебное содержание и технология овладения им .
Для эффективности образовательного процесса при модульном обуче-
нии можно использовать технологию Кластери.
“Кластери” – технология, зародившаяся в США. Американские педаго-
ги считают: прежде, чем изучать что-то, надо сначала построить свою соб-
ственную модель на основе известных представлений, после чего по ходу
приобретения новых сведений совершенствовать эту модель.
Название технологии происходит от английского слова “clustery” – рас-
тущий пучками, кистями или гроздьями.
Разберем технологию “кластери” на конкретном примере.
Представим, что учащийся должен изучить какую-то учебную дисци-
плину или раздел этой дисциплины. Пусть, например, это будет раздел “Био-
логия клетки”.
Первый этап:
• Перед изучением этого раздела учащийся посередине верхней строч-
ки на чистом листе бумаги пишет название изучаемого раздела.
• Затем на второй строчке учащийся записывает слова, которые прихо-
дят ему на ум в связи с названием этого раздела.
• На следующей строке (или строках) он записывает слова, ассоцииро-
ванные со словами второй строки, и т.д. Вся эта работа выполняется в огра-
ниченное время, например, в течение 10 минут.
• Затем учащемуся дают несколько книг по изучаемого разделу и
предлагают внимательно изучить их оглавления и предметные указатели.
Итогом этой работы должно стать подчеркивание среди написанных
учащимся слов тех, которые он встретил в книгах.
Второй этап:
• Затем преподаватель читает вводную часть лекции, после чего пере-
ходит к изучению конкретных тем изучаемого раздела. Предположим, пер-
вой из них является тема “Химический состав клетки”.
• Учащийся снова на чистом листе бумаги на первой строке пишет на-
звание темы, а на второй строке - те слова, которые приходят ему на ум в свя-
зи с названием темы. Затем на следующей строке он пишет слова, ассоцииро-
ванные с написанными словами второй строки и т.д.
• Затем преподаватель читает часть лекции по данной теме.
• После этого учащийся подчеркивает те из написанных слов, которые
прозвучали в прочитанном фрагменте лекции, и дописывает недостающие
слова другим цветом. В законченном виде на листе бумаге представлен кла-
стер из терминов.
• Затем преподаватель читает следующую часть лекции и все повторя-
ется.
Следующие этапы:
• Затем аналогичным образом изучаются другие темы данного раздела,
например, “Структурные компоненты клетки”, “Транспорт веществ через ци-
топлазматическую мембрану” и т.д.
Общий итог работы:
К концу изучения раздела “Биология клетки” у учащегося накопится
целая папка листов с кластерами по конкретным темам. Эти листы с кла-
стерами будут для учащегося прекрасным пособием, напоминающим ему,
как расходились его представления об учебной дисциплине с ее истинным
содержанием. Совокупность кластеров будет представлять собой терминоло-
гическую модель содержания дисциплины, увязанную с бытовыми, непро-
фессиональными и ранее существующими знаниями.
Данная технология может быть использована не только на лекции, но и
в ходе самостоятельного изучения учащимся учебного материала того или
иного раздела (приложение 1).
1.2. ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Интегральная образовательная технология, которая "базируется на
идеологии укрупнения дидактических единиц, трехуровневого планирования
результатов обучения в виде систем задач, проектирования образовательного
процесса на основе психологических и кибернетических закономерностей и
использования целостного комплекса средств обучения с особой ролью
компьютеров, использует весь набор методов обучения и широкий спектр ор-
ганизационных форм уроков. Технологический процесс состоит из этапов
вводного повторения (актуализация соответствующей системы мозга, основ-
ная форма - беседа), изучение нового материала основного объема (преобла-
дающая форма –
лекция, в перспективе - практикум-семинар), тренинга минимум (доведение
до автоматизма умения решать задачи, соответствующие требованиям об-
разовательного стандарта; формы последовательно меняются от беседы через
практикум к самостоятельной работе), изучение нового материала дополни-
тельного объема в форме семинара, развивающего дифференцированного за-
крепления (для чего сконструирована специальная форма урока семинар-
практикум) с непрерывным мониторингом успешности, обобщающего повто-
рения темы в форме консультации, тематического контроля (обычно в форме
зачета) и индивидуальной коррекции результатов обучения" .
Для придания эмоциональной окраски новому материалу, а также его
лучшему усвоению применяют метод составления синквейнов.
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение,
состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Со-
ставление синквейна требует от учащегося умение находить в учебном мате-
риале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и выра-
жать все это в кратких выражениях. Написание синквейна является формой
свободного творчества, которое осуществляется по определенным правилам .
Список литература
1.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Просве-
щение, 1989. – 388 с.
2.
Брайтерман М.Д., Соколов А.С., Архипов В.В. Коллективный способ
обучения. – СПб.: Нева, 1991. – 264 с.
3.
Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный
подход: Методическое пособие.— М.: Высш. шк., 1991.— 207 с.
4.
Герасимова Т.С. Психолого-педагогический минимум для внештатных
преподавателей // Методист. - 2015 год - №2 . - С.38-43.
5.
Гинзбург Я.С., Коряк Н.М. Социально-психологическое сопровожде-
ние деловых игр // Игровое моделирование: Методология и практика.— Но-
восибирск: Наука, 1987. — С. 61—77.
6.
Гузеев В.В. Системные основания интегральной образовательной тех-
нологии. Автореферат диссертации на соискание ученой степени д.п.н. М.,
1999. – 29 с.
7.
Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: Профиздат, 1991. –
198 с.
8.
Ежова Л.В. Постановка и решение управленческих задач на промыш-
ленных предприятиях методом деловых игр. СПб.: Нева, 2005. – 98 с.
9.
Жук А.И., Кашель Н.Н. Деятельностный подход в повышении квали-
фикации: активные методы обучения.— Мн.: Институт повышения квалифи-
кации и переподготовки руководящих работников и специалистов образова-
ния, 1994.— 96 с.
10.Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. - М.:
Просвещение, 2017. – 402 с.
11.Корнющенко Д.И. Интегральная диалогика: Интенсивная технология
гуманитарного образования. М.: Академия, 2005. – 368 с.
12.Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М.: просвеще-
ние, 1999. – 368 с.
13.Кукушкин В. Педагогические технологии: Учебное пособие для сту-
дентов педагогических специальностей. Ростов-н/Д: МарТ, 2006. – 398 с.
14.Милованова Н.Г. Использование нетрадиционных педагогических тех-
нологий для реализации дифференцированного обучения. Автореферат дис-
сертации на соискание ст. к.пед.н. - Тюмень, 1997. – 32 с.
15.Михелькевич В.Н., Нестеренко В.М., Кравцов П.Г. Инновационные пе-
дагогические технологии. - Самара, 2018. – 254 с.