Автор: Гусельникова Елена Анатольевна
Должность: методист
Учебное заведение: "Кузбасский РЦППМС" ПМПОД НГО
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ППМС-ЦЕНТРА
Раздел: дополнительное образование
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ
РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ
В УСЛОВИЯХ ППМС-ЦЕНТРА
Гусельникова Е.А.
«Кузбасский РЦППМС», НГО ПМПОД,
г.Новокузнецк
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых
проблем не только для педагогов и психологов, нo и для общества в целом.
Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей,
склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план
задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные
явления.
Афористическое
высказывание
Януша
Корчака
«Ребенок
не
дисциплинирован и зол, потому что страдает» точно отражает проблему
ребенка «осложненного поведения», указывая на исток - страдание.
Отсутствие любви в семейной жизни ребенка, отсутствие дружественных
связей в группе сверстников, холодное пренебрежительное отношение
незнакомых взрослых (а к немытому, дурно одетому, с плохими манерами
ребенку
у
взрослых
недостает
доброжелательности)
и
враждебное
отношение учителя (который сердится на ребенка из-за плохой учебы) - все
это создает невыносимые условия жизни маленького человека. Он
вынужден адаптироваться к враждебному миру людей и вырабатывать
защитную позицию.
Исследования
и
многолетние
наблюдения
показывают:
агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и
сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека.
Учёные разных направлений предлагают различные подходы к
определению сущности агрессивного поведения, его психологических
механизмов.
При
всём
многообразии
трактовок
этого
явления,
агрессивность
в
общих
чертах
понимается
как
целенаправленное
нанесение физического или психического ущерба другому лицу.
В каких-то случаях агрессивность может проявляться, как симптом
нервно-психического заболевания, однако это встречается не столь часто,
чтобы можно было говорить о биологической предопределенности
агрессивности у детей. Зачастую определяющее значение для фор-
мирования агрессивности у детей имеют отношения в семье, особенности
личности самого ребенка и его родителей, их установки, стиль воспитания,
жизненные смыслы и ценности.
Все
выше
сказанное
говорит
о
необходимости
проведения
профилактической и коррекционно-развивающей работы с агрессивными
детьми,
которая
предполагает
взаимодействие
педагогов-психологов,
социальных педагогов со всеми участниками образовательного процесса.
С педагогами ОУ и ДОУ: консультирование, проведение семинаров,
психологическое просвещение по способам взаимодействия с детьми и
подростками, способам изменения негативной установки по отношению к
ребенку на позитивную.
С
родителями
- семейное консультирование, обучение родителей
конкретным способам преодоления повышенной тревожности у детей и
эффективным способам общения со своим ребёнком (например, тренинг
детско-родительских
отношений),
родительские
собрания,
информирование об агрессивности в детском возрасте.
А также, непосредственная работа с детьми, ориентированная на
выработку и укрепление уверенности в себе, собственных критериев
успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха.
Для достижения наибольшей результативности и, более того, для
гарантированного позитивного влияния необходим комплексный подход и
четкое планирование деятельности, определение ее целей и задач,
алгоритма действий.
Комплексная
психолого-педагогическая
помощь,
оказываемая
специалистами ППМС-Центра (педагогами-психологами, социальными
педагогами), включает в себя
следующие направления деятельности:
профилактическое, коррекционно-развивающее. В своей работе педагоги
используют различные формы и методы. В ходе индивидуальной работы
ими составляется карта наблюдения ребенка, проводится диагностическое
интервью,
анкетирование,
беседы
(как
поиск
причины,
вызвавшей
агрессивное состояние). Работая с группами, педагоги-психологи проводят
тренинги общения с целью повышения толерантности и профилактики
агрессивного поведения; тренинги модификации поведения, с целью
оказания
помощи
в
поиске
социально-приемлемых
способов
удовлетворения
собственных
потребностей
и
взаимодействия
с
окружающими; тренинги социальных навыков, в процессе которых дети
обучаются
управлять
эмоциями,
принимать
решения,
обучаются
коммуникативным навыкам, уверенности в себе.
Специалистами Центра разработан ряд программ
коррекционно-
развивающей
и
профилактической
направленности.
Для
детей
дошкольного и младшего школьного возраста проводятся занятия по
программам: «Профилактика агрессивного поведения детей дошкольного и
младшего школьного возраста «Я управляю собой», «Я справляюсь со
страхом», программа развития эмоционального интеллекта у детей
младшего школьного возраста «В мире эмоций». Для обучающихся 5-8
классов
—
программа
«Развитие
способности
к
самопознанию
и
уверенности в себе».
Работа по профилактике и коррекции агрессивных состояний у детей
строится в соответствии с их возрастными особенностями. Направления
работы с агрессивными дошкольниками включает в себя обучение детей
способам саморегуляции, умением владеть собой; обучение дошкольников
приемлемым способам выражения гнева; отработка навыков общения в
конфликтных ситуациях; формирование таких качеств как эмпатия и
доверие. Особенно высокую эффективность с агрессивными детьми
дошкольного возраста, показывает использование на индивидуальных
занятиях изотерапии (рисование пальцами, ладошками), арт-терапии
(аппликация, поделки из пластилина, оригами). Развитию контроля над
собственными импульсивными действиями способствуют также занятия
пальчиковой гимнастикой. На групповых занятиях педагогами широко
используются подвижные игры, способствующие снятию накопившегося
напряжения, обучению эффективным способам общения; сказкотерапия
как способ преодоления агрессивности. Детям предлагаются народные или
авторские художественные сказки, затем идёт обсуждение по сказке,
задаются вопросы.
Коррекционно-развивающая работа с агрессивными подростками
имеет свои особенности. Основной акцент делается на индивидуальной
работе с подростком, которая является более эффективной. Параллельно
проводится
работа
с
семьёй,
включающая
диагностику
семейных
отношений и
степени
их дисгармоничности.
После этого
следует
психокоррекционная работа как индивидуальная, так и групповая.
На тренингах социальных навыков педагоги используют различные
формы работы как: моделирование, ролевые игры, установление обратной
связи, перенесение навыков из учебной ситуации в реальную жизненную
обстановку.
Моделирование
предполагает демонстрацию лицам, не имеющим
базовых социальных умений, примеров адекватного поведения. После
показа разных моделей поведения, приводящих к достижению намеченной
цели, у участников тренинга зачастую наблюдается улучшение собственно-
го поведения.
Ролевые игры. Этот метод предлагает лицам, проходящим тренинг
социальных умений, представить себя в ситуации, когда требуется
реализация базовых умений. Это дает им возможность проверить на
практике модели поведения, которым они научились в ходе моделирования
или родственных с ним процедур.
Установление обратной связи.
Во время этой ступени тренинга
социальных умений (которая может сочетаться с ролевыми играми и даже с
моделированием) с индивидами устанавливается обратная связь в виде
реакций — как правило, позитивных — на их поведение. Они поощряются
или даже вознаграждаются за желательное и адекватное социальное
поведение. Напротив, положительное подкрепление отсутствует, если они
обращаются к прежним, неприемлемым моделям поведения.
Перенесение навыков из учебной ситуации в реальную жизненную
обстановку. Почти на всех тренингах социальных умений значительное
внимание уделяется тому, чтобы все, чему научились участники, нашло
свое отражение в реальных жизненных ситуациях.
На протяжении ряда лет педагогами-психологами, совместно с
социальными педагогами проводится консультативная и коррекционно-
развивающая работа с детьми «группы риска», которые состоят на учете в
Инспекции
по
делам
несовершеннолетних.
Основные
проблемы,
выявляемые в ходе консультаций: трудности воспитания и обучения,
эмоциональные нарушения (тревожность, страхи, агрессивные тенденции,
коммуникативные трудности, воровство и т.д.). Положительная динамика
отмечена в 76,8% случаев, в 23,2% случаев произошла стабилизация
эмоционального состояния консультируемых.
Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что специалисты
ППМС-центра
проводят
разнообразную
комплексную
работу
по
профилактике и коррекции детской агрессивности, которая чрезвычайно
необходима. Как правило, самостоятельно дети или родители справиться со
своими проблемами не могут, так как агрессивность многолика и в каждом
ее проявлении необходимо использовать различные тактики превентивного
вмешательства.
Литература
1.
Бреслав Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой
агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов.
СПб.: Речь, 2006. С. 3.
2.
Профилактика агрессивных и террористических проявлений у
подростков :Метод.пособие / С. Н. Ениколопов, Л. В. Ерофеева, И.
Соковня и др.; Под ред. И. Соковни. - М. : Просвещение, 2002. С.92.
ISBN 5-09-011474-9.
3.
Фурманов И. А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и
коррекция. - СПб.: Речь, 2007. С. 181. ISBN 5-9268-0612-7.