Автор: Шевцова Ксения Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №43 "Теремок"
Населённый пункт: п.Красногорняцкий, Октябрьский с р-он, Ростовская обл.
Наименование материала: Индивидуальный проект
Тема: "Собака - друг человека"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 43«Теремок»
п. Красногорняцкий Ростовской области
Проект
по экологическому
воспитанию
:
на тему
«
–
Собака
друг
»
человека
Подготовила воспитатель:
Шевцова К.А.
2020 год.
Актуальность
Актуальность данного проекта заключается в том, чтобы узнать как можно
больше, о таком распространённом домашнем животном, как собака.
Для воспитания доброго поколения необходимо изначально научить детей
вдумчиво общаться с животными, что не только обогащает людей, но и служит
сильным фактором развития ума. Ничто в мире природы не даёт нам так много пищи
для размышлений, как наблюдения за повадками собак.
С ранних лет воспитывать в ребенке чувство требовательности к себе, пони
мание своих серьезных и больших обязанностей по отношению к животным очень
важно не только для формирования характера и ума ребенка, но и для того, чтобы он
учился пониманию ответственности по отношению ко всей живой природе,
пониманию необходимости ее защищать. А это задача первостепенного значения,
поскольку речь идет об основах жизни на нашей планете.
Истинная любовь к животным – это любовь, которая прежде всего предполагает
чувство большой ответственности перед животным. Только настоящий человек
способен по-настоящему ответить любовью на любовь собаки. Великим русским
писателям было что сказать о благородстве и огромной моральной ценности
подлинной, глубокой любви к собаке. Например, чеховская Каштанка, тургеневская
Му-му…
Но что значит конкретно развить в ребенке любовь к природе, к животному?
Любовь ли это, когда щенка превращают в игрушку, когда им, пока он мал,
забавляются, восторгаются и умиляются, но вышвыривают его осенью на улицу или
«забывают» на даче?
Однако, нельзя любить собаку, не любя человека. Как пишет К. Лоренц в своей
работе «Человек находит друга»: «Прекрасна и поучительна только та любовь к
животным, которая порождается любовью ко всякой жизни и в основе которой должна
лежать любовь к людям».
Чувство любви к природе, в том числе и к собаке, является продуктом
социально-исторического развития человечества
.
Собака живёт почти в каждом дворе, каждом доме моих воспитанников
подготовительной группы «Подсолнушки». Но при беседе с детьми на тему о
домашних животных, о бездомных животных, я заметила что о собаках у детей мало
знаний. Я решила что эту проблемку можно и нужно решить. И предложила детям как
можно больше узнать о собаках.
Заинтересовалось несколько детей, но Дима больше всех «загорелся» этой идеей
узнать о собаках, о породах собак, о их профессиях.
Ещё у Димы, папа охотник, у него есть охотничья собака. Дима подготовил совместно
с родителями рассказ по свою собаку.
С Димой мы изучали породы собак, профессии собак . Почему в разных профессиях
принимают участие разные породы собак. Как из дрессируют.
Со всеми детьми в группе: мы читали рассказы, слушали аудиозаписи с рассказами и
былью о собаках, рассматривали иллюстрации, обсуждали правила общения с
собаками.
Девиз проекта: «Самое лучшее открытие то, которое ребёнок делает сам!».
Цель проекта:
создание условий для обогащения знаний детей о собаках.
Задачи:
- расширять представления о домашнем животном - собака;
- познакомить с некоторыми породами собак и их особенностями;
- познакомить с профессиями собак и их особенностями;
- воспитывать заботливое и ответственное отношение к домашним животным;
- совершенствовать знания о безопасном поведении с животными;
- развивать интерес к творческой деятельности, через действия с разнообразным
материалом.
Методы и приёмы: наглядные, словесные, игровые, практические:
- наблюдения,
- рассматривание картин, прослушивание песен и музыкальных произведений,
аудиозаписей,
- беседы,
- чтение художественной литературы,
- заучивание стихов, пословиц,
- игры.
Участники проекта: воспитатель, родители, дети.
Срок реализации проекта: с 09 ноября по 23 ноября 2020 года.
По продолжительности: краткосрочный.
Тип проекта:
познавательно-творческий, индивидуальный, краткосрочный
(1неделя).
Этапы реализации проекта:
1.
Подготовительный;
2.
Аналитический;
3.
Исследовательский;
4.
Заключительный.
Предполагаемый результат после защиты проекта:
- Дети: знают, как одомашнили собаку;
- знают породы собак и могут рассказать о них;
- могут заботиться о собаках и быть ответственными за своих питомцев;
- владеют знаниями о безопасном поведении с животными;
- творчески отражают свои впечатления, через действия с разнообразным
материалом.
Родители: повысится интерес у родителей к данному вопросу, расширится кругозор
экологических знаний родителей.
Продукты проекта: разработанные рекомендации и консультации для родителей;
памятки для детей и родителей, систематизированный литературный и
иллюстрированный материал по теме «Собаки».
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап
Мероприятия
Работа с родителями:
Цель: донести до родителей важность и значимость данного проекта.
Работа с детьми:
- опрос детей
Цель: выявление степени информированности детей перед началом проекта.
«Познавательное развитие»
Рассказ, чтение, беседа «Как собака стала домашним животным».
Задача:
- дать знания о том, как собака стала домашним животным.
Наглядный материал: «Собаки бывают разные», «Породы собак», «Профессии
собак»
Задача:
-
познакомить ребёнка с некоторыми породами собак.
Беседа с детьми на тему: «Собака – друг человека».
Задача:
- расширить представление о собаке, как о друге человека.
«Художественно – эстетическое развитие»
- Рисование «Мой питомец»
Цель: создание условий для развития интереса к творческой деятельности, через
действия с разнообразным материалом.
«Музыкальный салон»
- Прослушивание песен «Пропала собака», «Не дразните собак»
«РППС»
- Мини книга и плакат «Такие разные собаки»
Задача:
- привлечь родителей к участию оформлению мини-книги
«Речевое развитие»
Вечер историй: «Интересные факты из жизни собак».
Задача:
- развивать речь детей.
Чтение: «Дворняжка» Т. Новицкая, ,
«Пожарные собаки» Лев Толстой,
быль «Лев и собачка»,
«Дозор» З. Александрова,
«Тема и Жучка» Н. Г. Гарин-Михайловский
Задача:
- познакомить детей с произведениями о собаках.
3. Заключительный.
Оформление: коллаж «Жизнь, породы и профессии собак»,
мини-книжка «Профессии собак».
- Защита проекта «Собака – друг человека»
Цель: подвести итоги проектной деятельности.
Заключение.
Проект расширил представления детей о собаках. Дети узнали как одомашнили
собаку, узнали породы и профессии собак. Узнали о собаке которая первой побывала
в космосе. Узнали что очень важно заботиться о собаке, нельзя выбрасывать
животных на улицу и правила общения с бездомными собаками.
Выводы: по окончании проекта уровень знаний детей о собаках повысился. Проект
способствовал расширению и углублению представлений детей о собаках,
повышению познавательного интереса.
Приложение.
Встаньте дети, встаньте в круг
Я твой друг и ты мой друг
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Тема нашей недели «Домашние животные и их детёныши», сегодня мы с вами
будем говорить о домашних животных.
А у вас хорошее настроение сегодня? (ответы детей)
Посмотрите к нас сегодня пришли гости, улыбнитесь пожалуйста и подарите хорошее
настроение нашим гостям.
С таким хорошим настроением мы начнём нашу игру «Один – много» (я бросаю
мяч ребёнку и называю домашнее животное – ребёнок называет как одно животное
будет называться – следующий называет, как много животных будет называться.
Пример: корова – одна корова – много коров)
Овца – одна овца – много овец,
Коза – одна коза – много коз,
Свинья – одна свинья – много свинок,
Лошадь – одна лошадь – много лошадей,
Кошка – одна кошка – много кошек,
Собака – одна собака - много собак.
Молодцы ребята.
А теперь отгадайте пожалуйста загадку и тогда вы узнаете о ком мы с вами
поговорим:
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
Хвост колечком (собака)
Ребята, ещё недавно мы говорили с вами о бездомных собаках бегающих по улице, и
думали почему у собак нет дома. А ещё говорили о домашних собаках, что у кого-то
собака живёт во дворе, у кого-то в доме. Но знаний о собаках у вас не очень много. И
я предложил вам всем, может мы узнаем о собаках?? Какие бывают размером, какой
породы и т.д. И вас это тоже заинтересовало.
Но больше всего задавать вопросы, интересоваться стал Дима Доценко. И тогда я
решила что индивидуальный проект я и сделаю с Димой. Мы с ним рассказали всё
родителям, родители были не против помочь. Мы искали книги, смотрели и читали в
энциклопедиях, искали информацию в интернете и вот что мы узнали и приготовили:
(Дима рассказывает и показывает…)
Меня зовут Доценко Дима, мне 6 лет. Я хожу в детский садик «Теремок». У
меня есть мама и папа.
И есть старший брат Данил. Он взрослый. Мы живём дружно. Мой папа
охотник. У нас есть собака. И она охотничья. Собаку зовут Блэк. Это значит чёрный.
Он и правда чёрный и большой. И очень весёлый. Он наш друг! (фото)
Собака – верный друг и помощник человека с давних времён. Она находится
рядом с человеком, защищает его и его жилище, помогает охотиться, ловить
преступников, пасти стада, она помогает людям, которые не видят, на севере где
много снега их используют для езды. Именно собаки стали первыми животными,
которых приручил человек.
Собака стала домашним животным около 12 тыс.лет назад. Они первые пришли
к человеку из леса. Веками человек выводил новые породы. Их больше 400 и они
имеют разные размеры и применения. (книга породы собак и их профессии)
Служебные собаки это бесстрашные, выносливые с хорошим чутьем, ищейки.
Сейчас их называют служебно-розыскные.
Охотничьи собаки помогают людям на охоте.
Декоративные собаки это собаки, которые живут с нами и радуют своей
красотой и дружбой.
Собаки помощники это поводыри, пожарные, спасатели все те без которых
человеку было бы трудно
Собаки космонавты они первые полетели в космос, их звали Белка и Стрелка
Собаки актеры те, которые выступают в цирке и снимаются в кино
На протяжении войны собаки выполняли самую разную работу. Подвозили
боеприпасы, увозили раненных бойцов. Собаки-миноискатели Собаки-связисты, что
доставляли важные сообщения зачастую в самый центр боевых действий. Собаки-
санитары, которые отыскивали солдат, нуждающихся в медицинской помощи.
Люди часто заводят себе собак, и если ты решил это сделать, надо помнить что
это большой и ответственный труд. О них надо заботиться и любить и тогда собака
будет твоим верным другом. Нельзя выкидывать собаку на улицу, если она тебе
надоела. На улице такая собака становиться бездомной и погибает. Выкинуть – значит
предать друга. Предательство самый отвратительный поступок.
После защиты проекта детям задавали вопросы, они с удовольствием на них отвечали.
Мы обсуждали породы и профессии собак. Какие бывают собаки.
Дети приносили фотографии своих домашних животных и рассказали нам о них: