Автор: Хонина Елена Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ СОШ с. Сосновый Солонец Осиновский филиал
Населённый пункт: с. Осиновка, м.р. Ставропольский, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Методика работы с одаренными детьми, организация урока с ними"
Раздел: среднее образование
Хонина Елена Владимировна
учитель математики
ГБОУ СОШ с. Сосновый Солонец
Методика работы с одаренными детьми, организация урока с ними
(выступление на окружном семинаре учителей математики)
Гении не падают с неба, они должны иметь
возможность образоваться и развиться.
А. Бебель
В последнее время все чаще среди педагогов обсуждаются вопросы о работе
с
одаренными
детьми.
Многим
педагогам
кажется,
что
одарённые
дети
встречаются крайне редко. Не каждый учитель способен увидеть в ребёнке
скрытые способности, которые можно развить. Какого ребёнка можно считать
одаренным? Как правильно выстроить работу с такими детьми на уроках? Какие
методы и формы проведения уроков следует использовать?
Одаренный
ребенок
—
это
ребенок,
который
выделяется
яркими,
очевидными,
иногда
выдающимися
достижениями
(или
имеет
внутренние
предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
1
Не секрет, что в обычной школе больше внимания уделяется так называемым
«трудным детям», которые в силу каких-либо причин не усваивают школьную
программу. Дети, которые учатся хорошо очень, о которых говорят «схватывает
всё на лету», чаще всего не получают должного внимания. Им становится на
уроках скучно, так как задания они выполняют очень быстро. Если таким детям не
уделить своевременно должное внимание, они очень быстро могут потерять
интерес к изучаемому предмету. Такие дети просто теряются в общей массе, не
находя развития своего творческого потенциала. Необходимо помнить о том, что
одаренным детям необходимо дать возможность непрерывного развития.
Для работы с одаренными детьми от педагогов требуется, не только общая
профессиональная
педагогическая
подготовка
–
предметные,
психолого-
1 Рабочая концепция одаренности. — 2-е изд., расш. и перераб. — М., 2003. — с.
педагогические и методические знания, но и такие умения и навыки, которые
позволяют активизировать и развивать детскую одаренность.
Работа с одаренными детьми ставит перед учителем непростые задачи:
помимо создания развивающей среды для интеллектуального развития, педагогу
необходимо помочь ребенку в процессе социализации и личностном становлении.
Дети с развитой познавательной потребностью плохо укладываются в рамки
стандартных требований, демонстрируя нетривиальные интересы и склонности.
Поэтому одаренность не только не выступает преимуществом таких детей, но
скорее
становится
их
негативной
особенностью,
затрудняющей
школьную
адаптацию. Не секрет, что одаренные дети наиболее ранимы, чувствительны, они
глубже воспринимают происходящие события и явления,
чаще подвержены
невротическим срывам.
Обучение одарённых детей в обычном классе общеобразовательной школы
требует от учителя специального планирования их учебной работы. Такие дети
предъявляют свои требования к глубине, сложности, объёму учебного материала, а
также к способам его предъявления, предпочитая проблемный характер его
изложения.
Одарённые дети стремятся самостоятельно выбирать, какие предметы и
разделы учебной программы они хотели бы изучать ускоренно и (или) углублённо,
планировать процесс своего обучения и определять периодичность оценки
приобретённых знаний. Эту особенность одарённых детей психологи называют
«автономностью
самообучения»,
которая
предполагает
сформированность
саморегуляционных
стратегий
обучения,
способность
ребёнка
управлять
собственными познавательными процессами, планировать свою деятельность,
систематизировать и оценивать полученные знания. Такому ребёнку нужно
предоставить возможность самому инициировать собственное обучение.
2
О том, как организовать работу с такими детьми на уроках пойдет речь.
2 Мылова И.Б. «Одаренные дети: современная отечественная методология» Ж: Народное образование 4-5 2016
Поскольку большую часть времени учащиеся проводят на уроках, то и
основную работу с одаренными детьми необходимо проводить именно в это
время. Именно на уроке такие дети проявляют свои способности. Они гораздо
быстрее и оригинальнее других решают задачи, отвечают на вопросы. Где, как не
на уроке, такие дети могут отличиться от своих сверстников способностью
придумывать
что-то
необычное,
быстрее
и
оригинальнее
других
решать
математические задачи. Поскольку одаренные дети гораздо быстрее остальных
справляются с объемом заданий, в оставшееся на уроке время с ними можно
решать задачи, как высокого уровня сложности, так и олимпиадные задачи. Как
подтверждает практика, что не правы те учителя, которые не уделяют внимания
при проведении уроков по подготовке одарённых учащихся к олимпиадам.
Развивать одарѐнных детей только вне урока нецелесообразно, так как именно на
уроке идѐт формирование интереса к предмету через решение нестандартных задач
нетрадиционного содержания или предложить учащимся решить одну и ту же
задачу разными способами (когда такой случай имеет место). Именно на уроке
всегда можно найти место, где вместе с образовательными задачами решать и
задачу развития ученика.
С целью более эффективной организации работы с одарёнными детьми на
уроках необходимо использовать различные формы провидения уроков:
• урок-конференция;
• урок- семинар;
• урок защиты проектов.
Помимо этого необходимо применять на уроках различные образовательные
технологии:
- технологию дифференцированного обучения;
- технологию проблемного обучения;
- технологию развивающего обучения;
- технологию проектно-исследовательской деятельности;
- информационно-коммуникативные технологии.
Остановимся на некоторых из них. Формы и приемы в рамках отдельного
урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на
дифференциацию и индивидуализацию работы.
В условиях обычной общеобразовательной школы наиболее эффективной
технологией работы с одаренными детьми является именно дифференцированное
обучение.
Дифференцированное
обучение
–
это
обучение,
учитывающее
индивидуальные особенности, возможности и способности детей. В условиях
ФГОС это наиболее востребованная технология, потому что ориентирована на
личность ученика.
Дифференциация обучения - создание разнообразных условий обучения для
различных школ, классов, групп учета особенностей их контингента, это комплекс
методических,
психолого-педагогических
и
организационно-управленческих
мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.
Особенности дифференцированного обучения
Дифференцированное обучение предполагает разделение обучающихся на
группы по одному из критериев:
• по уровню интеллектуального развития;
• по типу мышления;
• по темпераменту;
• по интересам и склонностям.
В результате проведенной диагностики формируются группы.
Например, при дифференциации по уровню познавательной учебной
активности развития учащиеся группируются следующим образом:
1. Учащиеся с высоким уровнем познавательной активности. Для них
характерно творческое нестандартное мышление, устойчивое внимание, хорошая
работоспособность. Эти ученики владеют навыками самостоятельного анализа и
обобщения информации.
2. Учащиеся со средними учебными способностями. Из-за низкого уровня
аналитического мышления не способны к творческому обобщению, для них важно
многократное повторение. Осваивают материал с помощью учителя по опорным
схемам.
3.
Учащиеся
с
низким
уровнем
учебной
активности.
Их
отличает
медлительность,
быстрая
утомляемость,
отсутствие
мотивации.
Требуют
индивидуального
подхода
учителя.
Для
этих
учеников
необходимы
дополнительные задания, алгоритм выполнения заданий, подробные инструкции.
Структура урока дифференцированного обучения
1. Совместная постановка целей для всего класса. Мотивирующий этап.
2. Актуализация изученного материала. Организация разноуровневого
повторения для каждой группы.
3. Открытие нового знания. Осуществляется как для всего класса, так и
дифференцированно по группам. В зависимости от уровня развития учащихся
используются разные способы предъявления информации:
• проблемная ситуация,
• составление алгоритма действий,
• анализ опорной схемы,
• изучение нового материала с дополнительной консультационной помощью
преподавателя или самостоятельно.
4. Закрепление с использованием дидактических материалов разных уровней.
Индивидуальная
консультация
учителя
для
учащихся
с
низким
уровнем
умственного развития.
5. Итоговый контроль по теме. Тест или самостоятельная работа.
6.
Рефлексия.
Организация
проверки
выполнения
задания
(проверка
учителем, самопроверка или взаимопроверка).
7. Дифференцированное домашнее задание.
Работу с одаренными детьми лучше всего организовать на четвертом этапе,
когда учащимся можно предложить решать задачи высокого или олимпиадного
уровня и на шестом этапе(при проверке выполнения заданий), когда учащиеся
могут выступать в роли консультантов.
Данная технология позволяет дифференцировать содержание образования
для учащихся разного уровня развития. Один учебный материал в рамках одной
программы усваивается на разных уровнях. Отбираются методы и формы работы,
наиболее эффективные для деятельности разных групп.
Технология
дифференцированного
обучения
представляет
собой
совокупность организационных решения, средств и методов дифференцированного
обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса. Она позволяет
создавать педагогические условия для включения каждого ученика в деятельность,
соответствующую зоне его ближайшего развития.
Технология проектного обучения является одним из способов организации
образовательного процесса, она характеризуется личностной ориентацией и
направлена на то, чтобы сформировать у учеников такие личностные качества, как
инициативность, самостоятельность и способность к творчеству. Эта технология
предполагает создание проекта и его реализацию по пунктам.
Помимо этого необходимо формировать творческие умения самостоятельной
работы:
• умение сформулировать проблему;
• умение выдвинуть гипотезу;
• умение составить план решения проблемы, задачи;
• умение делать обобщение, выводы;
• умение систематизировать материал (изобразить его в виде схемы,
рисунка, диаграммы, таблицы).
Основой работы с одарѐнными учащимися является совершенствование
таких факторов, как развитие внутреннего деятельностного потенциала. Чтобы
реализовать это на практике, необходим целый комплекс мер в работе с
одарёнными учащимися:
системный подход к обучению одарённых детей;
своевременная диагностика их способностей;
развитие креативного мышления.
Развитие креативного мышления на уроках математики осуществляется через:
– разрешение проблемных ситуаций;
– изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
– побуждение делать анализ, сравнение, обобщение, сопоставление фактов;
– постановку творческих задач;
– применение исследовательского проектного методов.
Развитию
креативного
мышления
способствуют
проблемные
ситуации
с
применением следующих методических приемов:
–
знакомство
с
различными
точками
зрения
по
одной
проблеме;
– предложение учащимся заданий по поиску интересных интеллектуальных задач.
Только системный и комплексный подход в обучении одаренных детей
создаёт
благоприятные
предпосылки
для
формирования
нестандартного
мышления,
помогает
формировать
внутренние
предпосылки
для
новых
достижений.
В заключение хочется сказать, что работа с одаренными детьми - это
сложный и непрерывный процесс, который требует от учителя личностного роста,
постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а
также тесного сотрудничества с другими учителями, психологами и обязательно с
родителями одаренных. Он требует постоянного роста педагогического мастерства
учителя и освоения современных образовательных технологий.
Список использованной литературы:
1. Богоявленская Д. Б. (ответственный редактор), Шадриков В. Д. (научный
редактор), Бабаева Ю. Д. и др., Рабочая концепция одаренности. — 2-е изд., расш.
и перераб. — М., 2003. — с.
2. Мылова И.Б., «Одаренные дети: современная отечественная методология»
Ж: Народное образование 4-5 2016
3. Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова //
Вестник НГУ. Серия: Педагогика / Новосиб гос ун-т. - 2008. - Т. 9, вып. 1.