Составление рассказа о городе с помощью мнеметаблицы
Автор: Белоконова Любовь Николаевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 40 комбинированного вида" Населённый пункт: городской округ Краснотурьинск, Свердловская область Наименование материала: Статья Тема: Составление рассказа о городе с помощью мнеметаблицы Раздел: дошкольное образование
с помощью мнемотаблицы
В работе с воспитанниками логопедической группы по формированию
лексико-грамматического
строя
и
развитию
связной
речи
используем
мнемотаблицы и мнемодорожки.
Работа с мнемотаблицами относится к
технологиям наглядного моделирования и является одним из специальных
приёмов
коррекции
нарушений
развития
воспитанников
дошкольного
возраста.
Схематические
изображения
смысловых
частей
рассказа
в
мнемотаблицах
служат
визуальной
опорой
для
воспроизведения
текста.
Наглядно преподносимый материал усваивается дошкольниками с речевыми
нарушениями
прочнее,
так
как
восприятие
информации
осуществляется
одновременно
по
нескольким
каналам:
слуховому
(слышат),
зрительному
(видят), кинестетическому (рисуют).
Мнемотаблицы
разделены
на
несколько
квадратов
в
зависимости
от
количества смысловых частей рассказа. Последовательность изображений в
квадратах
соответствует
последовательности
изложения
материала
в
рассказе.
Графические образы для обозначения словосочетаний и предложений в
мнемотаблицах
придумываем
вместе
с
дошкольниками.
Сначала
дети
высказывают
свои
предположения,
как
можно
нарисовать
тот
или
иной
предмет,
обозначить
его
буквой,
или
зашифровать
фразу;
схематично
зарисовываем в квадраты.
После
заполнение
каждого
квадрата
на
его
основе
составляются
предложения.
Приводим пример мнемотаблицы «Наш город».
Первый квадрат : герб – название города, его местоположение на карте
России. Дошкольник говорит, как называется город, в котором он живёт,
уточняет край, область: « Я живу в городе Краснотурьинске Свердловской
области, на Урале».
Второй
квадрат :
буква
У
–
обозначает
слово
«улица»,
рядом
изображены дома
и
деревья. Ребёнок рассказывает про улицы города:
«Улицы нашего города зелёные, на них много деревьев и красивых домов. Я
знаю улицы Ленина, Карпинского, Рюмина».
Третий
квадрат :
ребёнок
и
буква
У,
рядом
звёздочка.
Ребёнок
рассказывает, на какой улице живёт он. Какие достопримечательности есть на
его улице: «Я живу на улице …, её назвали в честь
…. На моей улице
находится … (например, стоит Дворец культуры строителей)».
Четвёртый квадрат : нарисованы дети и учреждения для детей – школы,
детские сады, музыкальная школа, художественная школа, ЦДТ, театр кукол.
Пятый квадрат : изображения взрослых и разных учреждений – завод,
банк,
больница,
дворец,
стадион,
церковь.
Ребёнок
рассказывает
об
учреждениях нашего города, называет место работы родителей. «В моём
родном
городе
есть
Богословский
алюминиевый
завод,
максимовская
церковь, стадион, бассейн, дом спорта и т.д. Мой папа работает на заводе, а
мама работает в Сбербанке».
Шестой квадрат : изображения ладони и сердца. Ребёнок высказывает
своё отношение к городу: «Я люблю родной город Краснотурьинск, потому
что я здесь родился, здесь живёт вся моя семья».
Когда
мнемотаблица
заполнена
полностью,
детям
предлагается
составить по ней рассказ о родном городе.