Автор: Карпенко Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР детский сад № 83
Населённый пункт: г. Калининград
Наименование материала: конспект образовательной деятельности
Тема: " Волшебный мир магнита"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по О.О. « Познание» в
подготовительной к школе группе по теме
«Волшебный мир магнита»
Воспитатель
высшей квалификационной категории
Карпенко О.В.
Цель: Систематизация знаний о магните и овладение основами
исследовательской деятельности на основе расширения и
уточнения представлений о свойствах магнита.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить с понятием «магнетизм», «магнитные силы».
Сформировать представление о свойствах магнита, активизировать в
речи детей слова «притягивать», «магнетизм», «магнитные силы»,
«полюс».
2. Продолжать учить самостоятельно принимать решение в русле
экспериментальной деятельности, проверять эти решения, делать
выводы, учить делать обобщения.
3. Уметь определять и называть материалы, из которых изготовлены
предметы.
Развивающие:
1.
Развивать познавательную активность ребенка в процессе
знакомства со свойствами магнита, любознательность,
стремление к самостоятельному познанию и размышлению,
развивать логическое мышление.
2.
Развивать познавательный опыт детей в обобщенном виде с
помощью наглядных средств – алгоритмов, схем.
3.
Развивать коммуникативные навыки.
4.
Развивать социальные навыки: умение работать в паре,
договариваться, учитывать мнение партнера.
Воспитательные:
1.
Воспитывать доброжелательные отношения, аккуратность в
работе, соблюдение правил техники безопасности.
2.
Заинтересовать детей практической деятельностью,
способствовать воспитанию самостоятельности.
Материалы и оборудование:
Железные, пластмассовые, деревянные, резиновые предметы,кусочки
ткани, бумага, магниты, подносы для раздаточного материала. Вода в
стаканчиках, скрепки,деревянные линейки. Алгоритмы прведения
опытов, рабочие листы. Магнитная доска, картинки «Легенда о
магните», «Естественный магнит», «Применение
магнита»,нарисованные на листах картона тропинки.шаблоны рыбок,
ножницы.
Техническое оснащение:ноутбук, телевизор, музыкальное
сопровождение на диске.
Ход занятия:
Организационный момент:
Дети стоят по кругу
Собрались все дети в круг,
Ты – мой друг и я – твой друг!
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям. И пусть хорошее
настроение не покидает нас целый день!
Воспитатель: Ребята, сегодня почтальон принес для нас посылку.Это
посылка от Волшебника Изумрудного города.Давайте посмотрим , что в
ней.(достает письмо и читает)
«Здравствуйте,ребята! Пишет вам Волшебник Изумрудного города.В
своем городе я нашел интересный камень, он лежит в посылке. Я не
знаю, как он называется. Что он может принести: добро или зло, как и
где его можно применить в жизни. Помогите мне разобраться в этом,
исследуйте этот камень и пришлите мне результаты исследований.
Желаю вам удачи!»
Воспитатель:Вы готовы посмотреть , что находится в этой посылке? Не
боитесь? Что же это за камень?
Дети: Магнит.
Воспитатель: Да,это магнит. Возьмите его в руки,потрогайте и
посмотрите, какого он цвета. Твердый или мягкий? С запахом или нет?
Можно ли отломить от него кусочек?
А какое свойство магнита мы уже знаем?
Дети:Магнит притягивает железные предметы.
Воспитатель: Такие предметы называются магнетические.А как вы
думаете называются предметы, которые магнит не притягивает?
(немагнетические)
Воспитатель: А вы знаете, откуда к нам пришел магнит? Давайте
послушаем Настю и Дениса.Они расскажут нам одну старую легенду.
В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнас пас овец.О
заметил, что его сандалии , подбитые железом и деревян ная палка с
железным наконечником липнут к черным камням, которые валялись
под ногами. Пастух перевернул палку с наконечником вверх и убедился ,
что дерево не притягивается к странным камням.Снял сандалии и
увидел, что босые ноги тоже не притягиваются.Магнас понял, что эти
странные камни притягивают только железо.Пастух захватил несколько
таких камней домой и удивил этим своих сосей.От имени пастуха и
появилось название «магнит».
Воспитатель: А теперь я приглашаю всех в лабораторию узнать другие
свойства магнита.
Давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
1.Нельзя ничего брать в рот.
2.Будь осторожен со стеклянными предметами.
3.Будь осторожен с острыми предметами, не играй с ними.
Воспитатель:Сейчас в лаборатории мы проверим основное свойство
магнита- притягивать металлические предметы.Перед вами предметы из
разных материалов.Проверьте при помощи магнита какие из них
притягиваются, а какие нет.Все предметы,которые притягивает магнит
положить в тарелку №1, а которые не притягивает, в тарелку №2.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Что вы делали и что получилось?
Дети:Я провел магнитом над предметами и все железные предметы
притянулись к нему.
Воспитатель:А какие предметы магнит не притянул? (пуговицу,бумагу,
резиновый шарик, деревянную палочку, кусок ткани)
Воспитатель: Свойство магнита притягивать к себе железные предметы
называется «магнетизм», Возьмите свои рабочие листы и стрелками
покажите,какие предметы притянет магнит.
Дети выполняют задание.
Воспитатель:Давайте продолжим наши опыты и узнаем другие секреты
магнита.Я возьму стакан с водой, брошу туда скрепку.Как можно
достать скрепку, не замочив рук и не выливая воду из стакана?
Дети предлагают свои варианты.Воспитатель:Хотите узнать,как это
сделать.Поможет нам в этом схема.Давайте расшифруем ее и определим,
в какой последовательности выполнять этот эксперимент.
Дети обсуждают алгоритм и самостоятельно проводят опыт.
Вывод:Магнитные силы проходят через воду и стекло.
Воспитатель: А теперь пришло время отдохнуть. Давайте поиграем.
Встаньте в круг.Я буду магнитом. Если я назову предмет,который
магнит притягивает,вы прыгаете вперед,если не притягиваете-назад.
Дети садятся за столы.
Воспитатель:А теперь, проверим, будут ли магнитные силы действовать
через картон.У каждого из вас есть лист картона с нарисованной
дорожкой,бабочка со скрепкой и магнит.Попробуйте провести бабочку
по дорожке.
Вывод: Магнитные силы действуют через картон.
Воспитатель: А теперь с помощью деревянной линейки проверьте, будут
магнитные силы действовать через дерево.
Вывод: Магнитные силы действуют через дерево.
Воспитатель:А теперь работаем в паре.Поднесите магниты друг к
другу.Они притянулись. Переверните магнит другой стороной и снова
поднесите друг другу: что произошло? (они оттолкнулись)
Вывод: У каждого магнита есть 2 полюса : северный(синий) и
южный(красный). Полюсы одного цвета отталкиваются, а полюсы
разных цветов притягиваются.
Игра «Магнитные человечки»
Каждому ребенку на спину вешается синий квадрат, а на живот-красный.
Дети образуют круг и начинают ходить по кругу. Когда воспитатель
показывает красный квадрат-«Южный полюс», дети притягиваются
спиной-«северным полюсом», когда показывает
синий квадрат-притягиваются животиками-«южным полюсом».
Воспитатель: Ребята,малыши очень расстроены.У них не осталось рыбок
для игры «Рыбалов».Давайте им поможем и сделаем рыбок из бумаги.
Вырежем по контуру и прикрепим скрепку.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: А теперь давайте узнаем , где человек использует магнит в
жизни.
Презентация «Применение магнита в жизни»
Воспитатель: Давайте сейчас соберем рабочие листы,схемы и отправим
Волшебнику Изумрудного города.