Автор: Нуриева Лилия Рашшатовна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 96"
Населённый пункт: Вахитовского района г.Казани Республика Татарстан
Наименование материала: статья "Особенности организации внеурочной работы в учреждениях образования, как средство воспитательного воздействия на развитие личности"
Тема: Внеурочная деятельность
Раздел: среднее образование
«Личность, сливаясь с коллективом, не теряет себя. Напротив, она достигает в
коллективе высшей ступени сознания и совершенствования»
Анри Барбюс
Тема: «Особенности организации внеурочной работы в учреждениях образования, как
средство воспитательного воздействия на развитие личности»
Мы знаем, что школьное обучение является одним из наиболее значимым периодов
в жизни каждого человека. Одним из основных видов содержательного наполнения
свободного времени детей и подростков является культурно-досуговая деятельность -
сфера самовыражения и самореализации личности, ее склонностей и потенциальных
возможностей, позволяющих осуществлять все это в внеурочной деятельности. Здесь мы
создаем эмоционально наполненную среду для учащихся и педагогов. В настоящее время
внеурочная работа школьников имеет огромное преимущество перед уроками – она не
носит такого отпечатка обязательности и серьезности. Внеурочная работа не накладывает
на учителя и учеников таких строгих обязательств, как на уроке, что позволяет
использовать нестандартные и творческие приемы обучения.
В связи с этим мы видим, что на внеурочных занятиях ученики раскрываются
больше как личность и более ярко демонстрируют свои таланты.
Следовательно,
учителю
необходимо
использовать
это
желание
учеников
научиться. Во время внеурочной работы у учащихся формируется психические и
физические качества: трудолюбие, выносливость, самостоятельность, инициативность,
свобода, достоинство и честь.
Цель внеурочной деятельности по технологии:
- вовлекать детей в активную творческую деятельность, воспитывать интерес и любовь к
ручному творчеству сформировать навыки и умения работы с материалами различного
происхождения;
- обучить изготавливать поделки из различных материалов.
Задачи внеурочной деятельности по технологии состоят в том, чтобы:
- научить детей основным техникам изготовления поделок;
- развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе
индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
- воспитывать трудолюбие и самостоятельность, аккуратность; бережное отношение к
окружающим,
- привить интерес к народному искусству;
-
в зависимости от материалов обучить детей специфике технологии изготовления
поделок;
- организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.
В связи с происходящими изменениями в современном обществе требуется развитие
новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное
развитие личности, творческую инициативу, самостоятельность.
Известно такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной
действительности, дети охотно включаются в процесс обучения, ибо нужно проявить не
только свои знания, но и смекалку, творчество. Ведь занятия художественным трудом
позволяют развивать у учащихся творческое и пространственное воображение, мелкую
моторику, воспитывает навыки организации труда.
Таким образом, организация внеурочной деятельности в условиях
современных стандартов образования позволяет решать целый комплекс задач: от
формирования и развития разнообразных личностных качеств и способностей учащегося
сохранения здоровья подрастающего поколения, до способностей учащегося именно,
внеурочная
деятельность
по
обслуживающему
труду,
призвана
наиболее
полно
удовлетворить потребности ребёнка в творческом самовыражении. Польза и красота,
обычное, в сущности, шитьё и истинно художественная работа, бытовое удобство и
духовность настоящего искусства – такова главная идея программы внеурочной работы.
Одно
из
направление
«Фантазии
из
лоскутков».
Кинусайга
—
разновидность
любительского искусства, создание художественных изделий (подобия мозаики) из
разноцветных кусочков ткани. Создается рисунок на бумаге, далее все раскрашивается,
причем каждый фрагмент своим цветом. Эта техника напоминает лоскутное шитье или
пэчворк, однако «сшивается» ткань без иголки. Здесь мастеру для составления рисунка
необходимо будет запастись деревянной доской, куда впоследствии будут «втыкаться»
кусочки ткани. Мы вместо доски используем пенопласт. После всех измерений, можно
приступить к работе с лоскутами: накладываем кусок ткани на его место в рисунке и
выступающие края затыкаем в прорези. Так, постепенно, и получается картина в технике
кинусайга. Для начала создается трафарет будущей картины, своеобразная мозаика, под
которую будут подбираться лоскутки. Далее рисунок переносится на деревянную или
пенопластовую панель. Пенопласт — материал, который выбирает в качестве основы
большинство мастериц, поскольку в нем легко делать прорези. Вот мы и подошли к
основному моменту: в деревянной или пенопластовой панели необходимо вырезать линии
рисунка, куда впоследствии будут прикладываться лоскутки.
Постепенно у обучающихся развивается потребность в общении с прекрасным и в
жизни и в декоративно-прикладном искусстве. По окончанию данного этапа учащиеся
должны уметь выполнять простейшие чертежи, подбирать ткани в соответствии с
цветовой гармонией, выполнять отделочные работы. На данном этапе необходимо, чтобы
учащиеся освоили алгоритм работы по выполнению любого изделия.
Список литературы:
1.Внеклассная работа по труду. - Л.: Просвещение, 1981. - 176 c.
2. Л.Т.Шереминская. Школа вышивки лентами шелковыми ленточками. -М.: Эксмо,2007;
3. Алексеева Е.В. 10 уроков пэчворка и квилта. Ростов н/Д.: Феникс,2006
4.Банакина
Л.В.
Лоскутное
шитье:
Техника.
Приемы,Изделия.-М.:
АСТ-ПРЕСС
КНИГА,2001.-208с
5.Матюхина Ю.А., Медведева О.П. Папье-маше.Нехитрая наука бумажных шедевров.М.:
Феникс.98с.
6.Интернет ресурсы.