Напоминание

"Праздничная культура русского народа"


Автор: Тюрина Наталья Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО ЦДТ
Населённый пункт: Г.о. Лосино-Петровский МО ул. Строителей д.15
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Праздничная культура русского народа"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА РУССКОГО НАРОДА»

ТЕМА: «ОСЕННИЕ ПОСИДКИ»

Автор: Тюрина Наталья Александровна

Педагог дополнительного образования МБУДО ЦДТ

Городской округ Лосино-Петровский

2020 год

АННОТАЦИЯ

Издавна смена времен года отмечалась народом особыми праздниками и

обрядами. При знакомстве детей с традициями, обычаями праздничной

культуры необходимо помнить, что старое и новое находятся во взаимосвязи

и

взаимопонимании.

Чтобы

возродить

народные

традиции,

надо

позаботиться о воспитании в этих традициях детей, привить интерес к их

возрождению. Поэзия народных календарных праздников открывает нам

истоки культурных традиций нашего народа, неистощимое богатство

родного языка. Мы как бы соприкасаемся с жизнью природы, Матери-

Сырой-Земли и Небесного Мира.

Данная разработка направлена на возрождение и сохранение народных

традиций

и

адресована

педагогам

образовательных

организаций,

реализующих

дополнительные

образовательные

программы

для

детей

старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение.

2. Техническое обеспечение и оснащение.

3. Основная часть. Содержание праздника «Осенние посидки».

4. Заключение.

5. Список использованных источников.

ВВЕДЕНИЕ

Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в

младенчестве, является народная культура. В национальном фольклоре

представлено все богатство и разнообразие культурного наследия русского

народа, его этики и эстетики.

Многие

русские

народные

праздники

сопровождаются

действиями

необычными и непонятными. Почему люди из года в год, из века в век в

определенные дни словно исполняют заученные роли? Например, под

Рождество ходят от дома к дому и поют колядки? На Масленицу пекут

блины, делают соломенное чучело и бросают его в костер? На Троицу

воздают почести березке? Многие скажут – такова традиция. И это верно.

Корни ее уходят во времена седой старины, во времена языческие. Тогда

человек ощущал себя не «хозяином» природы, а ее частью и считал, что,

подобно ему, живыми были земля и небо, вода и огонь, гром и молния,

деревья и камни…

В X веке Русь приняла христианство. С его распространением вошел в

употребление и церковный месяцеслов. Единый календарь, которого на Руси

ранее не было, объединял людей, вносил порядок в общественную жизнь.

Многие церковные праздники были приурочены к народным.

Столкновение двух религий, их взаимовлияние породили в результате такое

уникальное явление, как Русское Православие, сущностью которого стало

двоеверие.

Рождество и Крещение совпали с новогодними Святками; Троица – с

Зелеными Святками; Иоанн Предтеча – с Иваном Купалой; Илья Пророк – с

празднованием в честь Перуна… В результате наложения христианского

календаря на календарь народный древние праздники, обычаи и обряды не

исчезли полностью. Они продолжали жить, потому что были накрепко

связаны с сельским укладом, с матерью-землей, кормилицей и поилицей.

Люди стали праздновать и Рождество, и Святки, на Сретение встречали

весну, провожали разгульную Масленицу, хотя Церковь отодвинула ее сроки

Великим постом. Народ стихийно творил свой календарь, яркий, живой,

образный.

Деревенские ребята участвовали почти во всех календарных праздниках и

обрядах,

где

им

отводилась

особая

роль.

Чаще

всего

дети

были

предвестниками важных событий и жизни сельской общины. В дни зимнего

солнцеворота, на Святках, ребята кликали коляду, славили Рождество, потом

встречали «широкую гостью Масленицу», закликали весну с жаворонками,

на Троицу завивали березку. Все праздничные мероприятия пересыпаны

веселыми ребячьими песенками, обрядовыми играми и забавами.

Цель:

формирование представлений о жизни своих предков, специфике

бытования народной культуры при обращении к жизненному опыту детей.

Задачи:

Образовательные:

- знакомство детей с календарно-обрядовой культурой русского народа;

- закрепить собирательный образ осенних праздников.

Развивающие:

- развитие художественно-творческой активности детей, создание ими

собственных творческих композиций;

- активизировать личностные качества детей с опорой на универсальные

духовные ценности, выработанные народом на протяжении многих веков.

Воспитательные:

- воспитание эмоциональной отзывчивости на красоту родной природы,

произведений народного искусства;

- привить интерес детей к традициям праздничной народной культуры, к их

возрождению.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ:

- концертный зал;

- русские народные костюмы и атрибуты;

- предметы интерьера русской избы;

- материалы для тематической выставки (рисунки детей, иллюстрации и т.п.);

- музыкальный центр;

- аудиозаписи.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАЗДНИКА

Зал декорирован под русскую избу: печка, лавки, на столе в красивых блюдах

овощи, хлебные изделия, букеты осенних листьев, самовар и т.п.

Все участники праздника одеты в русские народные костюмы.

Звучит тихо музыка.

Ведущий. Добрый день, дети! Здравствуйте, дорогие гости! Наши встреча

сегодня посвящена матушке Осени.

Ребёнок. Тихо Осень стучит, осыпая цветы.

И доносится чуть слышно из темноты,

Что сидеть без дела не любит она,

Засыпает зерном урожайным она закрома.

И разве не любит весь народ

Овощи, фрукты да сладкий мёд?

Вед. Да, друзья, без Осени нам не прожить. Вот что говорили про Осень в

народе:

- Осень – красна девица, просится на двор.

- Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сыта.

- В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит,

рвёт, сверху льёт, снизу метёт.

- Лето – припасиха, а зима – прибериха.

(с приметами и пословицами познакомить участников праздника могут

подготовленные дети)

-Дорогие друзья, на наш праздник мы пригласили гостей. А мы знаем, что

при встрече с ними нужно обязательно поздороваться, т. е. пожелать

здоровья друг другу. А для этого наши предки использовали игру, которая

так и называется «Здравствуй, как дела?»

НАРОДНАЯ ИГРА «ЗДРАВСТВУЙ, КАК ДЕЛА?»

Ведущий.

Осень в крестьянском понимании ограничивалась периодом

уборки урожая от 2

августа (Ильин день) до 14 октября

(великого

церковного праздника Покрова Пресвятой Богородицы). За этот период

собран урожай, сделаны запасы, чтобы зиму в сытости прожить.

Поэтому-то Осень бывает разная – весёлая и грустная, солнечная и

пасмурная. Из каких месяцев состоит Осень? (Ответы детей). И у каждого

месяца своё настроение и своя работа. Оттого-то они разные!

Давайте вспомним про первый месяц Осени… сентябрь. Сентябрь –

первоосенье. Сколько раз в старину наши предки встречали Осень? (Ответы

детей). 3 встречи осени. Первая встреча Осени приходилась на 14 сентября.

В православном календаре – это начало церковного года, индикт. День

памяти святого Симеона Столпника. А в народе он известен под именем

Семёна-летопроводца – «Семён лето провожает, бабье лето наводит».

А вот и приметы народные: 1. Если на Семенов день стоит теплая погода, то

вся зима будет теплой. 2. «Много паутины на «бабье лето» - к ясной осени,

холодной зиме. 3. Листопад проходит скоро – зима будет холодная. 4.

Сентябрь птиц в дорогу погнал. 5. Гром в сентябре предвещает теплую и

долгую осень.

С Семенова дня, первой встречи Осени, старались завершить старые дела и

начать новые. Заканчивали уборку хлеба, овощей, посев озимых, мочили

коноплю, мяли лён.

Переходили на зимнее житьё. Женщины приступали к домашним работам. В

избах зажигали новый огонь. Очищали жилища от насекомых, мыли дома. А

какие обряды и обычаи мы знаем на Семёнов день? (рассказывают дети).

-Обычай хоронить мух, комаров, тараканов, блох и прочих насекомых.

Считалось, что, если убьешь муху на Семенов день, умрет семь мух.

-Семейный

обряд

«сажания

на

коня».

Мальчиков

после

трех

лет

«постригали» и «сажали на коня» в торжественной обстановке. С молитвой

состригали прядь волос, которую затем хранили. По сути, это был обряд

посвящения в воины.

А самый главный подарок Осени, главный кормилец русского человека – это

хлеб.

Дети, как называли хлеб в старину? (ответ детей). Жито!

1 ребенок. Поле мое русское!

Сторона родная!

Поднимайся к солнышку,

Пшеница золотая!

2 ребенок. Ох, и слава Богу,

Что жито пожали

И в копны поклали:

На гумне стогами,

В клети закромами,

А в печи – пирогами.

Праздник Урожая наши предки очень любили и встречали гостей,

родственников да друзей широким хлебосольством. И на первом месте на

праздничном столе был хлеб. Много есть пословиц и загадок о хлебе:

1. Хлеб всему голова.

2. Без соли, без хлеба – худая беседа.

3. Не красна изба углами, а красна пирогами.

4. Худ обед, когда хлеба нет.

5. Будет хлеб – будет и песня».

РИТМИЧЕСКАЯ ИГРА «ДУЙТЕ, ВЕТРЫ»

Ведущий. Ребята, я предлагаю сходить на огород. А что в огороде растёт?

(Ответы детей: овощи; перечисляют). А кто главный в огороде? (Огородник).

НАРОДНАЯ ИГРА «ОГОРОДНИК»

Ведущий.

И вот наступил день – 21 Сентября. Этот день в народном

календаре

называется

ОСЕНИНАМИ,

ОСПОЖИНКАМИ,

ГОСПОЖИНКАМИ.

2-я встреча Осени. Это - день особый, осеннее равноденствие. По

народному поверью, с этого дня солнце умирает. А как встречали Осенины

наши предки? В этот торжественный день крестьяне надевали лучшие

одежды и рано утром выходили к воде – к берегам рек и прудов. Старшая

женщина, Большуха, стояла с овсяным хлебом из муки нового урожая. А

вокруг молодые пели песни. Затем хлеб делили на всех и кормили им

домашний скот. Это была благодарность Природе - землице-матушке,

царице-водице, солнышку и животным.

На праздник уважаемые женщины села выносили на полотенце особый пирог

да родниковую водицу. Пирог назывался «БОГАЧ», из чистой пшеничной

муки, украшенный особыми знаками. Сверху теста была выложена фигура

БЕРЕГИНИ с поднятыми вверх в молитве руками, над ней СОЛНЦЕ,

МЕСЯЦ, ЗВЁЗДЫ. У ног – плуг и борона, колосья и цветы. Окружала пирог

витушка, символизируя живую воду. Верх пирога засеян пшеничными

зёрнышками. «БОГАЧ» нельзя было резать ножом, только преломлять.

А в Православной Церкви 21 сентября – праздник Рождества Пресвятой

Богородицы. В народе – Малая Пречистая. В воздухе в эти дни летают

прозрачные паутинки тенетника, которые настолько красивы, что в народе их

называли «богородицина пряжа».

Давайте и мы сейчас красивую ниточку сплетём.

НАРОДНАЯ ИГРА «НИТОЧКА»

Ведущий.

Вот что такое Богородицын день. Зовется он еще в народе

Госпожинки, Оспожинки. Госпожа – хозяйка жатвы. В этот день несут

последний сноп в дом, в красный угол.

Наступила 3-я встреча ОСЕНИ. 27 сентября – праздник Воздвижения

Креста Господня. Всё сдвигается навстречу зиме. С этой поры замирает

жизнь в лесу. Медведь залегает в берлогу. Змеи под трухлявые пни

запрятались, цепенеют перед зимней спячкой. На Воздвижение птица в

полёт двинулась. А у деревенских женщин начинается одна из самых важных

осенних работ – рубка капусты и заготовка её на зиму. В народе говорили:

1. «На Воздвижение первая барыня – капуста».

2. «Без капусты – щи не живут».

3. «Капуста не пуста, сама летит в уста».

Начинаются девичьи вечорки – капустницы. Девушки в богатых уборах

ходят с песнями из дома в дом рубить капусту. Вечером молодёжь

собиралась за праздничным столом, поздравляли хозяев с хорошим урожаем,

пели песни, водили хороводы.

Ведущий. (обращается к девочке): Иди, приглашай подружек, пора капусту

рубить.

Дочь (девочка). К нам наехали капустны вечера.

На конях, на соболях,

На лисицах, горностаях.

Уж вы, кумушки, подруженьки мои,

Вы придите поработать у меня,

Пособите мне капусту порубить,

Пособите-тка её мне усолить.

Ведущий. Сначала пойдёмте на огород капусту выбирать.

НАРОДНАЯ ИГРА «КАПУСТКА»

Ведущий. Ребята, как называется второй месяц Осени? Октябрь – Золотая

осень, Листобой, Свадебник. Главный праздник этого месяца – ПОКРОВ.

Он бывает 14 октября. На Покров до обеда осень, а после обеда – зимушка-

зима. К Покрову утепляли жильё, запасали дрова – готовились к настоящей

зиме.

С Покрова начинались деревенские свадьбы – не зря октябрь окрещён

СВАДЕБНИКОМ.

С 14 октября открывались покровские ярмарки.

К этому дню отдавали долги.

С Покрова деревенские парни нанимались на работу в городе. Их в народе

называли «отходниками». Ведь в селе работы было мало с этого времени.

Сельские ребятишки шли учиться «российской грамоте читать и писать».

Православная Церковь 14 октября отмечает великий праздник ПОКРОВА

ПРЕСВЯТОЙ

БОГОРОДИЦЫ.

Образ

БОГОРОДИЦЫ

это

образ

ЗАСТУПНИЦЫ,

ОХРАНИТЕЛЬНИЦЫ,

УТЕШИЛЬНИЦЫ,

особенно

почитаем в России.

ПОКРОВ – конец хороводам, начало Посиделкам. Все девки вместе по

понедельникам, средам и пятницам прясть собирались. Ребята, а какое

растение для этого выращивали? (Ответ детей). ЛЁН и КОНОПЛЮ. Но

коноплю наши предки использовали намного раньше льна.

Что делали из конопли? (Ответ детей):

1.

Ткани и одежду.

2.

В производстве бумаги.

3. В производстве

стройматериалов. 4. Использовали в пищу – варили кашу, а это очень ценный

полезный

продукт.

Изготовляли

конопляное

масло.

5.

Производили

лекарства, которые излечивают от множества болезней: рассеянный склероз,

рак,

СПИД,

глаукому,

эпилепсию,

мигрень,

астму,

сильные

боли,

расстройства сна и многие другие болезни. 6. А ещё конопля – санитар сада и

огорода. Где растёт конопля, там: не болеют деревья, нет тли, вредителей

плодовых деревьев и растений. Конопля привлекает множество пчёл. Запах

конопли не переносят колорадский жук, медведка, тараканы.

Польза конопли велика!

РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ «Я ПОСЕЮ КОНОПЕЛЬКИ»

Ведущий. 27 ОКТЯБРЯ, т.е. месяц ОКТЯБРЬ заканчивался на РУСИ днём

памяти святой Великомученицы ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ. СВЯТАЯ

ПАРАСКЕВА – заступница бабьей доли, покровительница ЖЕНСКИХ

РЕМЁСЕЛ.

НАРОДНАЯ ИГРА «ВЕСЁЛАЯ ТКАЧИХА»

Ведущий. Наступил последний месяц осени – ноябрь. НОЯБРЬ – ВОРОТА

ЗИМЫ.

- В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.

- В ноябре зима с осенью борется.

Народные приметы:

1. Слетаются зимние птицы: снегири, щеглы,

свиристели – всего 15. 2. В ноябре снегу надует – хлеба прибудет. 3. Если на

мерзлую землю выпадает снег, в будущем году жди хорошего урожая.

12 НОЯБРЯ – Зиновий-синичник, Синичкин день. Взрослые и дети мастерят

и развешивают кормушки.

НАРОДНАЯ ИГРА «ДЯТЕЛ»

14 НОЯБРЯ – день памяти святых бессребреников и чудотворцев КОСМЫ и

ДАМИАНА. А в народном календаре КУЗЬМИНКИ. Это первый зимний

праздник – встреча ЗИМЫ.

В народе говорили: «Кузьминки – об осени одни поминки»

«Кузьма-Демьян – кузнец куёт лёд на земле и на

водах».

По народному календарю КУЗЬМА-ДЕМЬЯН – покровители ремёсел и

женского рукоделия. Святые были кузнецами и за работу денег не брали,

отчего и зовут их БЕССРЕБРЕНИКАМИ. Но требовали, чтобы их кормили

кашей, поэтому иногда их именуют «КАШНИКАМИ».

КУЗЬМА и ДЕМЬЯН – покровители семейного очага.

А ещё КУЗЬМИНКИ – это курьи именины, курячий праздник. На

праздничный стол готовили особый пирог – КУРНИК. Он представлял

собой куполообразный закрытый пирог, в который куриное мясо обязательно

кладётся крупными кусками. И чередуется со слоями варёных яиц, грибов и

риса. Сверху пирог украшали фигурками людей или цветов из теста. И ещё

одним обязательным блюдом была – КАША. А ещё – КУРИНАЯ ЛАПША.

Гуляли и пировали до утра. Пели песни, играли в игры, плясали и

приговаривали: «ГУЛЯЙ, НАРОД, ПЛЯШИ, ВЕСЕЛИТЕСЬ ОТ ДУШИ!».

РУССКАЯ ХОРОВОДНАЯ ПЛЯСКА «ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ».

Ведущий. Не пора ли нам отведать нашего праздничного пирога «Богача».

Ребенок. Осень, осень на порог,

Осенинщикам – пирог!

За ваше терпенье

Всем угощенье!

ЧАЕПИТИЕ С ПИРОГАМИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа по художественно-эстетическому воспитанию детей на основе

фольклора предполагает прежде всего погружение ребенка в атмосферу

народного творчества, накопление впечатлений, которые могут стать основой

сотрудничества, общения со сверстниками и взрослыми, самостоятельного

творчества в различных видах художественно-эстетической деятельности.

Приобщение детей к народным традициям целесообразнее проводить в

форме народного праздника. В них ярко представлены обряды, традиции,

отображающие нравственные устои народа, закрепляющие чувства верности

друзьям, развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе

многие элементы народной педагогики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Агамова Н.С., Морозов И.А., Слепцова И.С. Народные игры для детей.

Организация, методика, репертуар. – М., 1995.

Арутюнов С.Т. Технические средства оформления детский праздников. –

Барнаул, 1962.

Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика: ее воспитательные

возможности

в

современных

условиях

/Г.И.

Батурина,

Т.Ф

Кузина

//Преподаватель. – 1999. -№1 (8). – С. 15-18.

Григорьев В.И. Народные игры и традиции в России. – М., 1991.

Громыко М.М. Мир русской деревни. – М., 1991.

Забелин И.Е. Как жили в старину цари-государи. – М., 1991.

Забылин М.С. Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и

поэзия. – Рига, 1991.

Круглов

Ю.Г.

Русские

праздники

//Слово.

Российский

журнал

художественной литературы и общественной мысли, 2001, №6.

Мухлынин М.Ф. Игровой фольклор и детский досуг: Методическое пособие

– М., !985.

Науменко Г.М. Фольклорный праздник. –М., 2000.

Николаева Е.П. Психология детского творчества. – СПб., 2006.

Пушкина С.И. Мы играем и поем. «Школьная пресса», 2001.

Руднев В.А. Обряды народные и обряды церковные. Л., 1981.

Русские праздники. Праздники и обряды народного земледельческого

календаря. Иллюстрированная энциклопедия. – СПб., 2201.

Шангина И.И. Русские традиционные праздники. СПб., 1997.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ЗАГАДКИ

1. Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для неё готовим кадки

И крупной соли полмешка. (КАПУСТА.)

2. Под землёй птица гнездо свила,

Яиц нанесла. (КАРТОФЕЛЬ.)

3. Сидит мужичок на грядке,

Весь в заплатках.

Кто не взглянет –

Всяк заплачет. (ЛУК.)

4. Летом – в огороде,

Свежие, зелёные,

А зимою в бочке,

Крепкие, солёные. (ОГУРЦЫ.)

5. Растут на грядке

Зелёные ветки,

А на них красные детки. (ПОМИДОРЫ.)

6. Маленький, горький, луку брат. (ЧЕСНОК.)

7. За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь очень гладкая,

На вкус – как сахар сладкая. (МОРКОВЬ.)

8. В землю бросишь крошку-блошку,

Полежит она немножко,

И гляди – уже растёт

Самоварчик-корнеплод. (РЕПА.)

9. В поле росла,

10. Под жерновом была,

Из печки на стол

Караваем пришла. (ПШЕНИЦА.)

11. Я румяную матрешку

От подруг не оторву.

Подожду, пока матрешка

Упадет сама в траву. (ЯБЛОКО)

12. Я красна, я кисла,

На болоте я росла,

Созревала под снежком.

Ну-ка, кто со мной знаком? (КЛЮКВА)



В раздел образования