Напоминание

"Формирование произносительных навыков по иностранному языку в процессе хорового пения"


Автор: Миткеева Ксения Владимировна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №1399
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Формирование произносительных навыков по иностранному языку в процессе хорового пения"
Раздел: начальное образование





Назад




Миткеева Ксения Владимировна Учитель английского языка, ГБОУ СОШ №1399
Внеурочная деятельность, методическая разработка по теме:

«Формирование произносительных навыков по иностранному языку в

процессе хорового пения».
Актуальность хорового пения, как средства формирования эстетического воспитания и расширения лингвистического кругозора обучающихся в области изучаемого языка в начальной общеобразовательной школе, обусловлена современными тенденциям в образовании в ходе проведения внеклассных мероприятий. Хоровое пение в настоящее время является массовой формой активного приобщения обучающихся к музыке. Под хором следует понимать: • особый, самостоятельный вид музыкальной деятельности; • совме стное музицирование в атмосфере т в о рч е с т ва , взаимовыручки, ответственности обучающегося за общий результат [40]. Целью внеклассного мероприятия по хоровому пению на иностранном языке является формирование правильного произношения у обучающихся посредством следующих развивающих и образовательных задач: 1. Формирование стабильной заинтересованности к хоровому пению; 2. Постановка и отработка правильного фонетиче ского произношения, интонации, ритма и паузации; 3. Совершенствование навыка совместной работы в группе (групповое чтение хором); 4. Освоение обучающимися основ хорового исполнительства; 5. Развитие художественного вкуса и расширение музыкального кругозора посредством аутентичного песенного материала; 6. Приобретение опыта сценического выступления.
В ходе внеклассного мероприятия по хоровому пению следует выделить еще одну немало важную задачу, такую как коррекционно- оздоровительную, которая: 1. оказывает положительное влияние на голосовое развитие, а именно на построение плавной, мелодичной и непрерывной речи; 2. развивает звукообразование и певческое дыхание; 3. совершенствует слуховые навыки, а именно вырабатывает умение слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания; 4. является хорошим средством для снятия эмоционального напряжения у обучающихся и гармонизации их личности; 5. адаптирует обучающихся к сложным ситуациям или условиям; 6. способна создать благоприятный психологический климат внеклассного мероприятия, а также благоприятной ситуации успеха. [19]. Отличие данной программы от простого пения хором заключается в следующих этапах ее построения: 1. з н а ком с т во с ау т е н т и ч н ы м п е с е н н ы м м а т е р и а л о м , соответствующим возрасту и особенностям развития обучающихся начальной общеобразовательной школы; 2. развитие дыхательной системы с использованием игровых технологий; 3. знакомство с новыми лексическими единицами иностранного языка из текста песенного материала, их разбор и отработка в различных упражнениях; 4. применение упражнений и речевых игр, разработанных с учетом концепции Карла Орфа, которые направлены на развитие чувства ритма обучающихся, постановку артикуляции и формирование хорошей дикции; 5. совершенствования индивидуального ф о н е т и ч е с ко го произношений, а также проговаривание песенного материала хором в группе; 6. пение хором под музыку; 7. представление проделанной работы на общем концерте школы.
При учете всех возрастных и психологических особенностей, обучающихся начальной общеобразовательной школы педагогом- организатором хорового пения на иностранном языке должно быть учтено, что в детстве потребность в художественном и музыкальном творчестве неимоверно велика. Как следствие, при организации хорового пения должны быть выдержаны все этапы его построения. На первом этапе при знакомстве с аутентичным текстом песенного материла очень важно помнить, что особенно эффективно процесс формирования произносительных навыков будет протекать лишь при условии полного погружения обучающегося в языковую среду. В полной мере аутентичный текст позволяет осуществить погружение в эту среду [24]. Не стоит забывать, что текст песенного материала должен соответствовать запросам и интересам обучающихся начальной общеобразовательной школы, а также запросам школы (концерт посвященный, Дню учителя, встреча Нового года, празднование 8 марта, Дня победы и т.д.). В первом классе (возраст обучающихся 6-7 лет) наибольший интерес у обучающегося вызывают подвижность, игры и все, что с этим связано. Следовательно, важно помнить, что обучающиеся данной возрастной группы лучше будут воспринимать материал посредством иллюстративной наглядности – картин, фотографий, карикатур, диаграмм, коллажей, слайдов и др., а также посредством подражания учителю (копирование произношения, интонации, паузы и манера произнесения). Текст песенного материала на данном этапе обучения возрастной группы 6-8 лет заучивается либо вместе с учителем во время проведения внеклассного мероприятия по хоровому пению, либо за аутентичной записью, в паузах после диктора. Что касается обучающихся 9-10 лет, предполагается, что у них имеется некоторый опыт в изучении иностранного языка. Следовательно, на первом этапе при знакомстве с песенным материалом, учитель может руководствоваться готовым аутентичным текстом как средством наглядности
для своих обучающихся. Но не стоит забывать, что проговаривание хором или за диктором в паузы записи являются неотъемлемой частью данного этапа обучения. Все занятия хора на этом этапе должны быть подчинены главной цели: увлечь обучающихся хоровым пением, коллективным творчеством, самой музыкой. Следовательно, перед учителем ставится важная задача – создать комфортную атмосферу для творчества, благоприятно влияющую на формирование интереса к разучиваемому музыкальному произведению. Очень важно воспитать у обучающихся любовь к самому процессу пения в хоре. Педагогу следует помнить о значимости межпредметных связей для обучающихся начальной общеобразовательной школы. Следовательно, педагогу рекомендуется подбирать образовательный материал с учетом интересов обучающих. Второй этап обучения – это развитие дыхательной системы с использованием игровых технологий. Дыхательная гимнастика занимает важное место в процессе организации хорового пения как на родном языке, так и на иностранном. Распевание длится от трех до пяти минут. Произведения часто меняются. На данном этапе учитель иностранного языка может использовать легко запоминающиеся песни, где большинство строчек повторяются по несколько раз. Выделим этапы выполнения дыхательных упражнений с целью подготовки к хоровому пению: 1. прежде всего, следует создать благоприятную певческую установку – комплекс обязательных требований, способствующих правильному звукообразованию. Певческая установка состоит из многих внешних приемов и навыков. В хоровом пении необходимо стоять или сидеть прямо, не сутулясь, без напряжения. Вдох при этом должен быть быстрым, но спокойным, без поднятия плеч;
2. далее следует задержать дыхание на мгновение. Эта задержка способствует одновременному началу пения и организует певческий аппарат. Задержка дыхания продлится одно мгновение, являясь как бы частью процесса вдоха; 3. выдох следует при пении, нужно сделать равномерно и медленно. Следующие дыхание нужно взять до того, как запас воздуха будет исчерпан окончательно. Третий этап – это знакомство с новыми фонетическими и лексическими единицами иностранного языка из текста песенного материала, их разбор и отработка в различных упражнениях. Для обучающихся возраста 6-8 лет данный этап перекликается с первым этапом обучения. Учителю рекомендуется руководствоваться визуальными средствами обучения, такими как картинки, фотографии, карикатуры, диаграммы, коллажи, слайды и др. Также рекомендуется заучивать новые слова и выстраивать ассоциативные связи посредством подражания. В свою очередь обучающимся, возрастной группы от 9 до 10 лет можно предложить выполнить различные упражнения, направленные на отработку новых фонетических и лексических единиц с целью их дальнейшего запоминания. На четвертом этапе обучения рекомендуется использовать различные речевые игры и упражнения, разработанные с учетом концепции Карла Орфа, немецкого педагога и композитора. Он считал, что обучающемуся сначала надо пережить то, что он впоследствии должен усвоить. Таким образом, его концепция была построена на освоении метроритма через движение и ходьбу, простукивание. Суть методики заключается в раскрытии музыкальных талантов у детей через импровизацию в музыке и движении. Основная идея заключается в том, что обучающиеся, играя на простых инструментах, таких как колокольчики, маракасы, треугольник, ксилофон, металлофон и др. неосознанно разворачивают самостоятельный поиск музыкантов внутри себя. При использовании данной методики не требуется наличие специального музыкального образования у учителя иностранного языка.
На пятом этапе обучения, при совершенствовании индивидуального фонетического произношения, а также проговаривания песенного материала хором в группе, учителю рекомендуется использовать не только групповой подход в обучении, но также руководствоваться дифференцированным подходом. Однозначно, что данный подход имеет место быть, только при соблюдении четырех выше указанных. Предполагается, что обучающийся: • хорошо знаком с текстом песенного материала; • хорошо в нем ориентируется; • правильно произносит отдельные слова, конструкции и предложения, относительно пауз, интонации и норм произношения; • а также знает смысл заученного (умеет перевести на родной язык). Обучающиеся начальной школы легко обучаемы и способны быстро усвоить фонетический материал. Но педагогу также рекомендуется выстраивать каждый последующий урок на повторении пройденного материала для того чтобы изучаемый материал «сохранился» в долговременной памяти обучающихся. На шестом этапе обучения происходит воспроизведение песенного материала в группе 10-15 обучающихся (возрастом 6-8 лет, 9-10 лет) и хором, а именно впевание произведения, которое является важным моментом его художественного совершенствования. Впевание должно помочь пониманию сущности единого целого, выявлению драматургической канвы и, как следствие, обретению обучающимися артистической формы в передаче художественного замысла. Через форму впевания стадия выучивания произведения смыкается с исполнительским процессом. Учитель выступает не только в роли организатора, а также в роли дирижёра. Песенный материал исполняется под музыку. Седьмой этап (завершающий этап) – это демонстрация проделанной работы на общем концерте школы.
Хоровое пение на иностранном языке – искусство уникальных возможностей, как исполнительских, так и образовательных. Песни на уроках иностранного языка оживляют обучение, вызывают положительные эмоции, служат лучшему усвоению фонетического, лексического и грамматического материала. В начальной общеобразовательной школе хоровое занятие должно проходить стремительно и эмоционально с целью формирования и совершенствования фонетических навыков владения иностранным языком, способствующие воспитанию чувства дружбы и коллективизма, оказывающие значительное влияние на формирование правильных эстетических вкусов и взглядов, лучших черт человеческой личности, пробуждающие потребность творческого самовыражения, артистизма. Учитель – это не только педагог- организатор, а также дирижёр и духовный инициатор. Следовательно, педагогу рекомендуется выстраивать занятия по хоровому пению с целью мотивации к изучению иностранного языка с учетом возрастных особенностей и интересах своих обучающихся.


В раздел образования