Напоминание

Влияние и значимость сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных умений и социальных навыков старших дошкольников


Автор: Мартыненкова Инна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №1
Населённый пункт: г. Полярный, Мурманская обл.
Наименование материала: научная статья
Тема: Влияние и значимость сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных умений и социальных навыков старших дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мартыненкова И.В., воспитатель

Влияние

и

значимость

сюжетно-ролевой

игры

на

развитие

коммуникативных

умений

и

социальных

навыков

старших

дошкольников

На

базе

МБДОУ

ДС

№1

«Сказка»

нами

было

проведено

экспериментальное исследование с целью выяснения влияния и значимости

сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных умений и социальных

навыков старших дошкольников в рамках защиты ВКР по теме: «Социально-

коммуникативное развитие старших дошкольников средствами сюжетно-

ролевой игры».

Работа нам показалась нам наиболее важной и актуальной потому, что

во ФГОС ДО (2013 г.) одной из приоритетных образовательных областей

определено социально-коммуникативное развитие дошкольника.

Основным

содержанием

социально-коммуникативного

развития

являются два направления: социализация личности ребенка дошкольного

возраста и формирование ее коммуникативных навыков. Такое слияние

направлений развития дошкольника является преднамеренным, так, как

социальная среда оказывается решающим и значимым фактором в процессе

формирования

личности

ребенка,

которая

обеспечивает

полноценную

практику взаимодействия и речевого общения. Однако, на практике мы

столкнулись с тем, что наши дети не умеют играть и соответственно

испытывают при этом, по нашему мнению, определённые трудности такие,

как: неумение взаимодействовать друг с другом из-за увлеченности

телевидением, интерактивными играми, лего-конструированием и другими

играми, которые предусматривают индивидуальную форму организации

деятельности; отсутствие практического участия взрослых в развитии

игровой деятельности детей.

Между тем, развитие коммуникативных умений и социальных навыков

дошкольника является одним из важных векторов современной педагогики,

направленным на достижение целей освоения социального характера и

овладение

детьми

конструктивными

способами

взаимодействия

с

окружающими людьми через приобщение к элементарным общепринятым

нормам и правилам взаимодействия со взрослым и сверстником.

Достижению обозначенных целей и выполнению поставленных перед

ребенком задач способствует игра. Игра ребенка самая свободная, самая

естественная

форма

погружения

в

вымышленную

(воображаемую)

действительность с целью проникновения в мир фантазии, через познание

собственного «Я», самоощущения, творческую активность, самореализацию.

Игровая деятельность является тем самым связующим переходным мостиком

между ощущением действительности и выдуманным миром – миром

фантазии, от коммуникации во взаимодействии до социализации в целом.

Особую

роль

в

развитии

социально-коммуникативных

навыков

дошкольников

играет

сюжетно-ролевая

игра.

Сюжетно-ролевая

игра

разнообразна и богата как по характеру ролевых взаимоотношений и

межличностных взаимодействий, так и по разнообразию сюжетов и

обобщенности отображаемых событий. Игра для детей, по мнению Д.Б.

Эльконина, есть не что иное, как социальная деятельность, появившаяся из

условий жизни ребенка в определенной социальной среде. Игра, в отличие от

других видов детской деятельности, наиболее значима для социального

становления личности ребенка.

Мы

предположили,

что

процесс

социально-коммуникативного

развития

старших

дошкольников

будет

эффективным,

если

в

образовательной

деятельности

ДОО

будет

целенаправленно

и

систематически реализовываться комплекс сюжетно-ролевых игр социально-

коммуникативной направленности.

В процессе опытно-экспериментальной работы был разработан и

реализован комплекс из десяти взаимосвязанных образовательных ситуаций,

построенных

на

основе

использования

игровых

сюжетов

вокруг

приоритетно-обобщающей сюжетно-ролевой игры «Семья и ее досуг»,

направленной

на

социально-коммуникативное

развитие

старших

дошкольников.

В эксперименте принимали участие дошкольники в количестве 20

воспитанников двух старших групп.

Игры проводились один

раз

в

неделю

в

экспериментальной группе.

При отборе игр мы

руководствовались наиболее

значимыми

принципами

организации

игровой

деятельности,

включающих

в себя:

учёт возрастных, в том числе индивидуальных особенностей детей;

учет

уровней

сформированности

социально-коммуникативного

развития старших дошкольников;

доступность игровых ситуаций, которая проявляется в ориентировке на

ведущий вид деятельности старших дошкольников – игровую;

вариативность содержания проведения игры;

систематичность и последовательность игровых занятий;

сознательность и творческая активность детей в процессе игровой

деятельности.

Цель которых заключалось в следующем: обогащению игрового опыта

старших дошкольников, посредством введения дополнительных игровых

ситуаций и сюжетов; подведению детей к созданию собственных игровых

замыслов, развитию социальных навыков и коммуникативных умений

соответственно возрасту.

Все

представленные

детские

игры

носили

бытовой

характер

сюжета и отображали реальную близкую к пониманию детей и исполнению

действительность. Принимая участие в играх, дети осваивали систему

взаимоотношений в семье, учились выполнять свои домашние обязанности и

обязанности старших, овладели навыками самообслуживания, учились

общаться и договариваться, исполняя при этом принятые на себя социальные

роли.

В ходе работы использован прием сюжетосложения. Данный способ

построения игры применялся посредством обогащения ключевой сюжетно-

ролевой игры «Семья». Стержневым аспектом выступает непосредственно не

сама как единое целое, неделимое, сюжетно-ролевая игра, а ее разнообразие

ее содержание за счет расширения игровых ситуаций, обогащения сюжета,

посредством ролевого многообразия.

Наблюдения в ходе исследовательской работы позволили отметить, что

на начальном этапе дети ЭГ испытывали значительные затруднения в

общении и взаимодействии как со сверстником, так и со взрослым и

находились на низком уровне социально-коммуникативного развития. Тогда

как дети контрольной группы имели незначительные трудности в общении и

взаимодействии с окружающим, вполне преодолимые самостоятельно или с

незначительной помощью воспитателя и находились соответственно на

среднем уровне.

Динамика

социально-

коммуникативного

развития

между

замерами до реализации

заявленной

работы,

и

после

выразилась

в

следующем:

развитие

коммуникативного умения во взаимодействии со окружающими как со

сверстниками, так и взрослыми людьми и в повышении уровня социально-

коммуникативного

развития

с

тенденцией

его

усреднения

в

ЭГ

и

незначительными трансформациями с тенденциями к стагнации в КГ – дети

оставались по-прежнему на среднем уровне социально-коммуникативного

уровня развития старшего дошкольника.

Таким образом, сопоставление результатов эксперимента позволило

сделать вывод о целесообразности реализации образовательной деятельности

в

ДОО

с

использованием

сюжетно-ролевой

игры,

направленной

на

социально-коммуникативное развитие старших дошкольников.

*Публикация персональных данных, в том числе фотографий, производится

в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ " О

персональных данных", с согласия субъекта персональных данных".



В раздел образования