Автор: Мартыненкова Инна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №1
Населённый пункт: г. Полярный, Мурманская обл.
Наименование материала: научная статья
Тема: Влияние и значимость сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных умений и социальных навыков старших дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Мартыненкова И.В., воспитатель
Влияние
и
значимость
сюжетно-ролевой
игры
на
развитие
коммуникативных
умений
и
социальных
навыков
старших
дошкольников
На
базе
МБДОУ
ДС
№1
«Сказка»
нами
было
проведено
экспериментальное исследование с целью выяснения влияния и значимости
сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных умений и социальных
навыков старших дошкольников в рамках защиты ВКР по теме: «Социально-
коммуникативное развитие старших дошкольников средствами сюжетно-
ролевой игры».
Работа нам показалась нам наиболее важной и актуальной потому, что
во ФГОС ДО (2013 г.) одной из приоритетных образовательных областей
определено социально-коммуникативное развитие дошкольника.
Основным
содержанием
социально-коммуникативного
развития
являются два направления: социализация личности ребенка дошкольного
возраста и формирование ее коммуникативных навыков. Такое слияние
направлений развития дошкольника является преднамеренным, так, как
социальная среда оказывается решающим и значимым фактором в процессе
формирования
личности
ребенка,
которая
обеспечивает
полноценную
практику взаимодействия и речевого общения. Однако, на практике мы
столкнулись с тем, что наши дети не умеют играть и соответственно
испытывают при этом, по нашему мнению, определённые трудности такие,
как: неумение взаимодействовать друг с другом из-за увлеченности
телевидением, интерактивными играми, лего-конструированием и другими
играми, которые предусматривают индивидуальную форму организации
деятельности; отсутствие практического участия взрослых в развитии
игровой деятельности детей.
Между тем, развитие коммуникативных умений и социальных навыков
дошкольника является одним из важных векторов современной педагогики,
направленным на достижение целей освоения социального характера и
овладение
детьми
конструктивными
способами
взаимодействия
с
окружающими людьми через приобщение к элементарным общепринятым
нормам и правилам взаимодействия со взрослым и сверстником.
Достижению обозначенных целей и выполнению поставленных перед
ребенком задач способствует игра. Игра ребенка самая свободная, самая
естественная
форма
погружения
в
вымышленную
(воображаемую)
действительность с целью проникновения в мир фантазии, через познание
собственного «Я», самоощущения, творческую активность, самореализацию.
Игровая деятельность является тем самым связующим переходным мостиком
между ощущением действительности и выдуманным миром – миром
фантазии, от коммуникации во взаимодействии до социализации в целом.
Особую
роль
в
развитии
социально-коммуникативных
навыков
дошкольников
играет
сюжетно-ролевая
игра.
Сюжетно-ролевая
игра
разнообразна и богата как по характеру ролевых взаимоотношений и
межличностных взаимодействий, так и по разнообразию сюжетов и
обобщенности отображаемых событий. Игра для детей, по мнению Д.Б.
Эльконина, есть не что иное, как социальная деятельность, появившаяся из
условий жизни ребенка в определенной социальной среде. Игра, в отличие от
других видов детской деятельности, наиболее значима для социального
становления личности ребенка.
Мы
предположили,
что
процесс
социально-коммуникативного
развития
старших
дошкольников
будет
эффективным,
если
в
образовательной
деятельности
ДОО
будет
целенаправленно
и
систематически реализовываться комплекс сюжетно-ролевых игр социально-
коммуникативной направленности.
В процессе опытно-экспериментальной работы был разработан и
реализован комплекс из десяти взаимосвязанных образовательных ситуаций,
построенных
на
основе
использования
игровых
сюжетов
вокруг
приоритетно-обобщающей сюжетно-ролевой игры «Семья и ее досуг»,
направленной
на
социально-коммуникативное
развитие
старших
дошкольников.
В эксперименте принимали участие дошкольники в количестве 20
воспитанников двух старших групп.
Игры проводились один
раз
в
неделю
в
экспериментальной группе.
При отборе игр мы
руководствовались наиболее
значимыми
принципами
организации
игровой
деятельности,
включающих
в себя:
учёт возрастных, в том числе индивидуальных особенностей детей;
учет
уровней
сформированности
социально-коммуникативного
развития старших дошкольников;
доступность игровых ситуаций, которая проявляется в ориентировке на
ведущий вид деятельности старших дошкольников – игровую;
вариативность содержания проведения игры;
систематичность и последовательность игровых занятий;
сознательность и творческая активность детей в процессе игровой
деятельности.
Цель которых заключалось в следующем: обогащению игрового опыта
старших дошкольников, посредством введения дополнительных игровых
ситуаций и сюжетов; подведению детей к созданию собственных игровых
замыслов, развитию социальных навыков и коммуникативных умений
соответственно возрасту.
Все
представленные
детские
игры
носили
бытовой
характер
сюжета и отображали реальную близкую к пониманию детей и исполнению
действительность. Принимая участие в играх, дети осваивали систему
взаимоотношений в семье, учились выполнять свои домашние обязанности и
обязанности старших, овладели навыками самообслуживания, учились
общаться и договариваться, исполняя при этом принятые на себя социальные
роли.
В ходе работы использован прием сюжетосложения. Данный способ
построения игры применялся посредством обогащения ключевой сюжетно-
ролевой игры «Семья». Стержневым аспектом выступает непосредственно не
сама как единое целое, неделимое, сюжетно-ролевая игра, а ее разнообразие
ее содержание за счет расширения игровых ситуаций, обогащения сюжета,
посредством ролевого многообразия.
Наблюдения в ходе исследовательской работы позволили отметить, что
на начальном этапе дети ЭГ испытывали значительные затруднения в
общении и взаимодействии как со сверстником, так и со взрослым и
находились на низком уровне социально-коммуникативного развития. Тогда
как дети контрольной группы имели незначительные трудности в общении и
взаимодействии с окружающим, вполне преодолимые самостоятельно или с
незначительной помощью воспитателя и находились соответственно на
среднем уровне.
Динамика
социально-
коммуникативного
развития
между
замерами до реализации
заявленной
работы,
и
после
выразилась
в
следующем:
развитие
коммуникативного умения во взаимодействии со окружающими как со
сверстниками, так и взрослыми людьми и в повышении уровня социально-
коммуникативного
развития
с
тенденцией
его
усреднения
в
ЭГ
и
незначительными трансформациями с тенденциями к стагнации в КГ – дети
оставались по-прежнему на среднем уровне социально-коммуникативного
уровня развития старшего дошкольника.
Таким образом, сопоставление результатов эксперимента позволило
сделать вывод о целесообразности реализации образовательной деятельности
в
ДОО
с
использованием
сюжетно-ролевой
игры,
направленной
на
социально-коммуникативное развитие старших дошкольников.
*Публикация персональных данных, в том числе фотографий, производится
в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ " О
персональных данных", с согласия субъекта персональных данных".