Напоминание

Органы самоуправления в образовательной организации с разновозрастным обучением


Автор: Носков Виталий Юрьевич
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МАОУ "Экспериментальный лицей "Научно-образовательный комплекс"
Населённый пункт: город Усть-Илимск Иркутской области
Наименование материала: статья
Тема: Органы самоуправления в образовательной организации с разновозрастным обучением
Раздел: среднее образование





Назад




Органы самоуправления в образовательной организации

с разновозрастным обучением

Специфика

развития

самоуправления

в

социально-культурной

деятельности

разновозрастного детского коллектива заключается в освоении подростками различных

социальных ролей, норм и позиций посредством включения их в социокультурную

деятельность, позволяющую им самосовершенствоваться и овладевать духовными и

социальными ценностями, занимать активную жизненную позицию. Одним из условий

успешной

социализации

школьников

является

развитие

социальной

открытости

и

мобильности

подростков,

которая

может

быть

реализована

за

счёт

возможностей

разновозрастного обучения и воспитания, что является спецификой образовательного

процесса МАОУ Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс» (г. Усть-

Илимск). В научно-образовательном комплексе (далее НОК) активно работают органы

ученического самоуправления, представленные Детской Фракцией Совета НОК.

Задачи деятельности Детской Фракции:

содействие становлению сплоченного коллектива на основе сотрудничества учащихся

разного возраста как действенного средства воспитания;

создание

условий

для

самореализации

личности

каждого

ребенка

в

научно-

образовательном комплексе;

создание условий для социокультурной деятельности обучающихся НОК;

организация внеурочной деятельности обучающихся;

координация взаимодействия старших и младших обучающихся;

взаимодействие с другими органами самоуправления в НОК.

К компетенции Детской Фракции относится:

участие в организации и совершенствовании образовательного процесса с учетом

разновозрастности как основного принципа обучения в Научно-образовательном комплексе;

рассмотрение конфликтов между участниками образовательного процесса;

содействие становлению сплоченного коллектива на основе сотрудничества учащихся

разного возраста как действенного средства воспитания;

участие

в

рассмотрении

поправок

и

внесение

изменений

в

Устав

Научно-

образовательного комплекса, Правил для обучающихся;

организация деятельности временных советов дела по подготовке и проведению

традиционных КТД и реализации социально значимых проектов;

организация внеурочной деятельности обучающихся;

координация взаимодействия старших и младших обучающихся;

взаимодействие с другими органами самоуправления в НОК.

Ожидаемые результаты:

приобретение социально-значимого опыта, освоение различных социальных ролей;

повышение уровня развития эмоционально-волевой сферы ребенка;

развитие организаторских способностей и лидерских качеств;

развитие способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

развитие коммуникативных навыков;

освоение новых видов деятельности.

Результативность педагогической деятельности по организации деятельности органов

ученического самоуправления в условиях разновозрастного обучения определяется по

следующим признакам:

– привлечение к управлению ОУ представителей всех групп обучающихся;

– динамичный состав временных творческих микрогрупп;

– постоянная сменяемость ролевых позиций в микроколлективах;

– готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной

деятельности;

– авторство творческих инициатив;

– презентация собственной деятельности.

Реализация целей и задач осуществляется через проведение различных дел и

мероприятий по направлениям в соответствии с планом работы Детской Фракции, в т.ч.

организация и участие в таких праздниках и коллективных творческих делах, как «День

города», «День лесной промышленности», «День знаний», «День пожилого человека», «День

Учителя», «19 октября – «Лицея день заветный», «Посвящение в первоклассники»,

«Посвящение в лицеисты», «Мамочка милая, мама моя…», «Новогодний калейдоскоп», «День

защитника Отечества», «Весенний день 8 Марта», «День отца», «День Победы». Это и

организация и проведение Первого бала НОК и Рождественского бала НОК. Детская Фракция

является активным участником различных городских молодежных акций: «Дом для

пернатых» «Подарок ветерану», «Каждому скворцу по дворцу», «Школа – территория

здоровья», «День Земли», «Синяя лента» и т.п. Регулярно осуществляется работа по

координации деятельности групп, ответственных за организацию жизнедеятельности детского

коллектива, что, несомненно, способствует развитию у обучающихся НОК лидерских и

организаторских качеств, а также умения нести ответственность за свою деятельность.

Особым

событием

в

научно-образовательном

комплексе

является

Неделя

самоуправления,

во

время

которой

старшие

группы

обучающихся

организуют

жизнедеятельность ученического коллектива. Ярким событием в Неделе самоуправления

является передача полномочий директора дублеру и его заместителям. Помимо уроков

дублеры

проводят

в

течение

Недели

еще

и

массу

дополнительных

мероприятий:

всевозможные состязания, конкурсы, интеллектуальные игры, «умные» лотереи. Несомненно,

все это не только способствует сплочению детского разновозрастного коллектива, но и

удовлетворяет

психологическую

потребность

в

самоорганизации

и

самоуправлении

подростков, способствуют формированию у них лидерских, коммуникативных качеств,

воспитывает чувство ответственности за других людей, обогащает собственный опыт.

Организация самоуправления в разновозрастном детском коллективе предвосхитила

результаты предъявляемые ФГОС такие как:

наличие гражданской позиции, уважения закона и правопорядка

сформированность

основ

саморазвития

и

самовоспитания

в

соответствии

с

общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества

готовность

и

способность

к

самостоятельной,

творческой

и

ответственной

деятельности

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на

протяжении всей жизни

Основной

задачей

Детской

Фракции

является

участие

в

организации

и

совершенствовании образовательного процесса с учетом разновозрастности как основного

принципа обучения и воспитания в научно-образовательном комплексе. Разновозрастная

среда – это среда, которая сопровождает человека на протяжении всей его жизни, поэтому она

естественная для любого возраста. В частности, решение основной задачи деятельности

Детской Фракции Совета НОК по обеспечению участия школьников в организации и

совершенствовании образовательного процесса с учетом разновозрастности как основного

принципа обучения и воспитания в Научно-образовательном комплексе, возможно, только при

условии формирования и развития социальной открытости и мобильности каждого подростка.

Наиболее продуктивно такие качества могут быть проявлены в разновозрастных мобильных,

постоянно меняющихся, творческих группах, деятельность которых является особенностью

самоуправления школьников в НОК. Те индивидуальные устремления, которые сами по себе

не противоречат принципу коллектива в целом, остаются и развиваются в ходе работы,

осуществляемой Детской Фракцией, как неотъемлемой части разновозрастности.

Модель самоуправления, представленная Детской Фракцией, является универсальной.

Принципы ее построения, взаимодействие участников, её функционал применимы к любой

детской организации, будь то общий школьный коллектив или классный. Развитие этой

модели

даёт

обширные

возможности

для

совершенствования,

поиска

новых

форм

взаимодействия, со- и самоуправления внутри детского коллектива.



В раздел образования