Автор: Носков Виталий Юрьевич
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МАОУ "Экспериментальный лицей "Научно-образовательный комплекс"
Населённый пункт: город Усть-Илимск Иркутской области
Наименование материала: статья
Тема: Органы самоуправления в образовательной организации с разновозрастным обучением
Раздел: среднее образование
Органы самоуправления в образовательной организации
с разновозрастным обучением
Специфика
развития
самоуправления
в
социально-культурной
деятельности
разновозрастного детского коллектива заключается в освоении подростками различных
социальных ролей, норм и позиций посредством включения их в социокультурную
деятельность, позволяющую им самосовершенствоваться и овладевать духовными и
социальными ценностями, занимать активную жизненную позицию. Одним из условий
успешной
социализации
школьников
является
развитие
социальной
открытости
и
мобильности
подростков,
которая
может
быть
реализована
за
счёт
возможностей
разновозрастного обучения и воспитания, что является спецификой образовательного
процесса МАОУ Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс» (г. Усть-
Илимск). В научно-образовательном комплексе (далее НОК) активно работают органы
ученического самоуправления, представленные Детской Фракцией Совета НОК.
Задачи деятельности Детской Фракции:
содействие становлению сплоченного коллектива на основе сотрудничества учащихся
разного возраста как действенного средства воспитания;
создание
условий
для
самореализации
личности
каждого
ребенка
в
научно-
образовательном комплексе;
создание условий для социокультурной деятельности обучающихся НОК;
организация внеурочной деятельности обучающихся;
координация взаимодействия старших и младших обучающихся;
взаимодействие с другими органами самоуправления в НОК.
К компетенции Детской Фракции относится:
участие в организации и совершенствовании образовательного процесса с учетом
разновозрастности как основного принципа обучения в Научно-образовательном комплексе;
рассмотрение конфликтов между участниками образовательного процесса;
содействие становлению сплоченного коллектива на основе сотрудничества учащихся
разного возраста как действенного средства воспитания;
участие
в
рассмотрении
поправок
и
внесение
изменений
в
Устав
Научно-
образовательного комплекса, Правил для обучающихся;
организация деятельности временных советов дела по подготовке и проведению
традиционных КТД и реализации социально значимых проектов;
организация внеурочной деятельности обучающихся;
координация взаимодействия старших и младших обучающихся;
взаимодействие с другими органами самоуправления в НОК.
Ожидаемые результаты:
приобретение социально-значимого опыта, освоение различных социальных ролей;
повышение уровня развития эмоционально-волевой сферы ребенка;
развитие организаторских способностей и лидерских качеств;
развитие способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
развитие коммуникативных навыков;
освоение новых видов деятельности.
Результативность педагогической деятельности по организации деятельности органов
ученического самоуправления в условиях разновозрастного обучения определяется по
следующим признакам:
– привлечение к управлению ОУ представителей всех групп обучающихся;
– динамичный состав временных творческих микрогрупп;
– постоянная сменяемость ролевых позиций в микроколлективах;
– готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
– авторство творческих инициатив;
– презентация собственной деятельности.
Реализация целей и задач осуществляется через проведение различных дел и
мероприятий по направлениям в соответствии с планом работы Детской Фракции, в т.ч.
организация и участие в таких праздниках и коллективных творческих делах, как «День
города», «День лесной промышленности», «День знаний», «День пожилого человека», «День
Учителя», «19 октября – «Лицея день заветный», «Посвящение в первоклассники»,
«Посвящение в лицеисты», «Мамочка милая, мама моя…», «Новогодний калейдоскоп», «День
защитника Отечества», «Весенний день 8 Марта», «День отца», «День Победы». Это и
организация и проведение Первого бала НОК и Рождественского бала НОК. Детская Фракция
является активным участником различных городских молодежных акций: «Дом для
пернатых» «Подарок ветерану», «Каждому скворцу по дворцу», «Школа – территория
здоровья», «День Земли», «Синяя лента» и т.п. Регулярно осуществляется работа по
координации деятельности групп, ответственных за организацию жизнедеятельности детского
коллектива, что, несомненно, способствует развитию у обучающихся НОК лидерских и
организаторских качеств, а также умения нести ответственность за свою деятельность.
Особым
событием
в
научно-образовательном
комплексе
является
Неделя
самоуправления,
во
время
которой
старшие
группы
обучающихся
организуют
жизнедеятельность ученического коллектива. Ярким событием в Неделе самоуправления
является передача полномочий директора дублеру и его заместителям. Помимо уроков
дублеры
проводят
в
течение
Недели
еще
и
массу
дополнительных
мероприятий:
всевозможные состязания, конкурсы, интеллектуальные игры, «умные» лотереи. Несомненно,
все это не только способствует сплочению детского разновозрастного коллектива, но и
удовлетворяет
психологическую
потребность
в
самоорганизации
и
самоуправлении
подростков, способствуют формированию у них лидерских, коммуникативных качеств,
воспитывает чувство ответственности за других людей, обогащает собственный опыт.
Организация самоуправления в разновозрастном детском коллективе предвосхитила
результаты предъявляемые ФГОС такие как:
наличие гражданской позиции, уважения закона и правопорядка
сформированность
основ
саморазвития
и
самовоспитания
в
соответствии
с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества
готовность
и
способность
к
самостоятельной,
творческой
и
ответственной
деятельности
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни
Основной
задачей
Детской
Фракции
является
участие
в
организации
и
совершенствовании образовательного процесса с учетом разновозрастности как основного
принципа обучения и воспитания в научно-образовательном комплексе. Разновозрастная
среда – это среда, которая сопровождает человека на протяжении всей его жизни, поэтому она
естественная для любого возраста. В частности, решение основной задачи деятельности
Детской Фракции Совета НОК по обеспечению участия школьников в организации и
совершенствовании образовательного процесса с учетом разновозрастности как основного
принципа обучения и воспитания в Научно-образовательном комплексе, возможно, только при
условии формирования и развития социальной открытости и мобильности каждого подростка.
Наиболее продуктивно такие качества могут быть проявлены в разновозрастных мобильных,
постоянно меняющихся, творческих группах, деятельность которых является особенностью
самоуправления школьников в НОК. Те индивидуальные устремления, которые сами по себе
не противоречат принципу коллектива в целом, остаются и развиваются в ходе работы,
осуществляемой Детской Фракцией, как неотъемлемой части разновозрастности.
Модель самоуправления, представленная Детской Фракцией, является универсальной.
Принципы ее построения, взаимодействие участников, её функционал применимы к любой
детской организации, будь то общий школьный коллектив или классный. Развитие этой
модели
даёт
обширные
возможности
для
совершенствования,
поиска
новых
форм
взаимодействия, со- и самоуправления внутри детского коллектива.